Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры
В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в РФ реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по выявлению и развитию способностей учащихся, поиску спортивно одаренных детей и создание оптимальных условий для их развития. На сегодня определенны виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая.
Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности. Поэтому моя задача как учителя состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.
В своей работе я использую следующие признаки развития ребенка:
- быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности,
- проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности,
- устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов,
- анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах,
- наблюдение.
Проводится мониторинг физической подготовленности учащихся. Цель которого, определение уровня физической подготовленности учащихся и рейтинга по классам.
Два раза в год (осенью и весной) проводится тестирование учащихся для определения уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых. Во 2 и 3 четверти проводится тестирование уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости.
Система по отбору и выявлению у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности включает:
- Педагогическое наблюдение
- Контрольные испытания (тесты)
- Смотры конкурсы по видам спорта
- Медицинское обследование
- Социологическое обследование
На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности учащихся. Так путем систематического наблюдения за учеником фиксирую его способности к освоению программы.
Большую роль по выявлению способностей играют педагогические контрольные тесты, используя результаты которых судят о наличии способностей. Определив обучающихся со способностями к физкультурно-спортивной деятельности, учу их думать, предпринимать все возможное для развития своих способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
Таким образом, созданная система развития способностей учащихся помогает мне в работе с детьми. Кроме этого большую роль играет и непосредственно организация учебного процесса.
Организация учебного процесса.
Нетрадиционные уроки:
Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеурочной работой по предмету:
задание творческого плана;
участие детей в олимпиаде по физической культуре, конкурсах; В школе проводятся
мероприятия по военно-патриотическому воспитанию:
- пулевая стрельба,
- «Тропа к генералу»,
- «А ну-ка парни»,
- военизированное пятиборье.
Мероприятия с привлечением родителей учащихся:
- «Зов джунглей»
- «Папы и мы – сила»
- участие в поселковых соревнованиях по мини-футболу, волейболу, шахматам, хоккею с мячом
- Секция от ДЮСШ «Волейбол» (девушки)
- Секция от ДЮСШ «Волейбол»
- Секция по общефизической подготовке (ОФП) 5-11 классы (Пугаев Г.Ф.)
- Секция Баскетбол 5-7 классы (Пугаев Г.Ф.)
- Секция Баскетбол 8-11кл (Пугаев Г.Ф.)
- Секция «Пулевая стрельба» (Пугаев Г.Ф.)
Общеразвивающие мероприятия
традиционные спортивные соревнования школы:
- Волейбол 8-11класс
- Пионербол 5-7 классы
- Лёгкая атлетика
- Кросс «Наций»
- Мини-футбол
- Баскетбол
- Хоккей с мячом и шорт-трек
- шашки и шахматы
- Соревнования по сдаче норм ГТО
- Предметные недели
- Дни здоровья и турслёты.
- спортивные соревнования в районе и республике.
- Соревнования по гиревому спорту
- Слет допризывной молодежи
- Соревнования по ГТО среди школ
- Республиканский кросс памяти Попова С. К.
- КЕС-БАСКЕТ
- Шорт-трек и хоккей с мячом
- «Президентские состязания»
- Районная спартакиада среди сельских школ
- Волейбол
- Соревнования по мини-футболу среди юношей и т.д.
При выборе содержания и методов работы с детьми я учитываю, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.
Так например у детей 1- 5 классов – это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств посредством игры. Стараюсь детей привлекать к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции.
Немаловажно привлечение родителей. Так как в развитии и формировании способностей учащихся большое значение имеет и участие родителей. Мы в свою очередь стараемся привлекать родителей к совместной деятельности: выступать на родительских собраниях, привлекать к судейству соревнований и к их непосредственному участию.
Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы, турниры, как условие и средство формирования самооценки.
Стараюсь включать детей в соревнования с более старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. В общении со сверстниками часть детей старается брать на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому я привлекаю таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья.
Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни.
В этом возрасте я стараюсь привлекать ребят к участию в соревнованиях, конкурсах, турнирах, Днях здоровья, привлекаю к выступлениям с пропагандой ЗОЖ.
Система по отбору и выявлению у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности
№ | Основные задачи этапа отбора | Основные методы отбора |
1 | Предварительный этап выявления способностей | Педагогическое наблюдение Контрольные испытания (тесты) Смотры конкурсы по видам спорта Медицинское обследование Социологическое обследование |
2 | Углубленная проверка выявленных способностей | Педагогическое наблюдение Контрольные испытания (тесты) Соревнования Медико -биологическое обследование |
3 | Многолетнее систематическое изучение каждого учащегося | Педагогическое наблюдение Контрольные испытания (тесты) Соревнования Медико - биологическое обследование |
На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности учащихся. Так путем систематического наблюдения за учеником фиксирую его способности к освоению программы.