СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в РФ реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по выявлению и развитию способностей учащихся, поиску спортивно одаренных детей и создание оптимальных условий для их развития.

Просмотр содержимого документа
«Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры»

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках физической культуры

В соответствии с основными принципами концепции физической культуры и спорта в РФ реализация стратегических задач предполагает активизировать меры по выявлению и развитию способностей учащихся, поиску спортивно одаренных детей и создание оптимальных условий для их развития. На сегодня определенны виды одаренности: умственная, социальная, моторная, практическая.

Ведущим в познании спортивной одаренности является определение возможностей моторной организации человека и его психических способностей, которые могут быть как врожденными, так и приобретенными в процессе деятельности.   Поэтому  моя задача как учителя  состоит в том, чтобы создать такую ситуацию, которая максимально нагружала бы ведущую способность каждого ребенка – в данном случае его спортивную активность или создавать образовательную среду для развития уже проявившихся способностей, условий для раскрытия его потенциала, на удовлетворение потребностей данного учащегося.
В своей работе я  использую следующие признаки  развития ребенка:

- быстрое освоение деятельности и ее выполнения, использование новых типов деятельности,

- проявление максимума самостоятельности в овладении и развитии деятельности,

- устойчивость интересов, упорство в достижении цели, широта интересов,

- анализ реальных достижений детей в спортивных соревнованиях и конкурсах,

- наблюдение.

Проводится мониторинг физической подготовленности учащихся. Цель которого, определение уровня физической подготовленности учащихся и рейтинга по классам.

 Два раза в год (осенью и весной) проводится тестирование учащихся для определения уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых.  Во 2 и 3 четверти проводится тестирование уровня развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы, гибкости.

Система по отбору и выявлению у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности включает:

- Педагогическое наблюдение

- Контрольные испытания (тесты)

- Смотры конкурсы по видам спорта

- Медицинское обследование

- Социологическое обследование

На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности учащихся. Так путем систематического наблюдения за учеником фиксирую его способности к освоению программы.

Большую роль по выявлению способностей играют педагогические контрольные тесты, используя результаты которых судят о наличии способностей. Определив обучающихся со способностями к физкультурно-спортивной деятельности, учу их думать, предпринимать все возможное для развития своих способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

Таким образом, созданная система развития способностей учащихся помогает мне в работе с детьми.  Кроме этого большую роль играет и непосредственно организация учебного процесса.

  1. Организация учебного процесса.

Нетрадиционные уроки:

  • интегрированные уроки.

  • игровые уроки;

  • соревнования;

  • мини-турниры;

  • уроки с использованием технических средств и т.д.

  1. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеурочной работой по предмету:

  • задание творческого плана;

  • участие детей в олимпиаде по физической культуре, конкурсах; В школе проводятся

мероприятия по военно-патриотическому воспитанию:

- пулевая стрельба,

- «Тропа к генералу»,

- «А ну-ка парни»,

- военизированное пятиборье.

Мероприятия с привлечением родителей учащихся:

- «Зов джунглей»

- «Папы и мы – сила»

- участие в поселковых соревнованиях по мини-футболу, волейболу, шахматам, хоккею с мячом

  • работа спортивных секций по видам спорта. В школе ведутся следующие кружки и секции:

- Секция от ДЮСШ «Волейбол» (девушки)

- Секция от ДЮСШ «Волейбол»

- Секция по общефизической подготовке (ОФП) 5-11 классы (Пугаев Г.Ф.)

- Секция Баскетбол 5-7 классы (Пугаев Г.Ф.)

- Секция Баскетбол 8-11кл (Пугаев Г.Ф.)

- Секция «Пулевая стрельба» (Пугаев Г.Ф.)

  1. Общеразвивающие мероприятия

традиционные спортивные соревнования школы:

- Волейбол 8-11класс

- Пионербол 5-7 классы

- Лёгкая атлетика

- Кросс «Наций»

- Мини-футбол

- Баскетбол

- Хоккей с мячом и шорт-трек

- шашки и шахматы

- Соревнования по сдаче норм ГТО

- Предметные недели

- Дни здоровья и турслёты.

- спортивные соревнования в районе и республике.

- Соревнования по гиревому спорту

- Слет допризывной молодежи

- Соревнования по ГТО среди школ

- Республиканский кросс памяти Попова С. К.

- КЕС-БАСКЕТ

- Шорт-трек и хоккей с мячом

- «Президентские состязания»

- Районная спартакиада среди сельских школ

- Волейбол

- Соревнования по мини-футболу среди юношей и т.д.


При выборе содержания и методов работы с   детьми я  учитываю, что каждому возрастному этапу детского развития соответствуют разные типы ведущей деятельности.
Так например у детей  1- 5 классов – это игровая деятельность, направленная на развитие физических качеств  посредством игры. Стараюсь    детей   привлекать  к регулярным занятиям физической культурой и посещать спортивные секции.
Немаловажно привлечение родителей. Так как в развитии и формировании  способностей учащихся  большое значение имеет и участие родителей. Мы в свою очередь  стараемся привлекать родителей к совместной деятельности: выступать на родительских собраниях, привлекать к судейству соревнований и к их непосредственному участию.

Для подросткового периода (11-15 лет) ведущим видом деятельности выступает социально-коммуникативная деятельность – совместная предметная деятельность: соревнования, конкурсы,  турниры, как условие и средство формирования самооценки.
Стараюсь  включать   детей в соревнования с   более старшими, поскольку конкуренция и даже опыт поражения дает хорошие результаты. В общении со сверстниками   часть детей   старается брать  на себя роль организатора групповых дел и игр, поэтому я  привлекаю таких детей к демонстрации упражнений, инструкторской деятельности в работе с отстающими, судейству соревнований, к помощи в организации и проведении спортивных праздников и дней здоровья.

Для старшего возраста (16-17 лет) ведущим типом деятельности является проектно-исследовательская деятельность как необходимое средство самоопределения школьника. При этом «объектом проектирования» для школьника выступает он сам. Он должен выбрать в окружающем мире и спрогнозировать у себя такие свои способности, которые необходимы для успешной социализации ребенка в самостоятельной жизни.
В этом возрасте я стараюсь  привлекать ребят к участию в соревнованиях, конкурсах,  турнирах, Днях здоровья, привлекаю  к выступлениям с пропагандой ЗОЖ.

Система по отбору и выявлению у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности

Основные задачи этапа отбора

Основные методы отбора

1

Предварительный этап выявления способностей

  1. Педагогическое наблюдение

  2. Контрольные испытания (тесты)

  3. Смотры конкурсы по видам спорта

  4. Медицинское обследование

  5. Социологическое обследование

2

Углубленная проверка выявленных способностей

  1. Педагогическое наблюдение

  2. Контрольные испытания (тесты)

  3. Соревнования

  4. Медико -биологическое обследование


3

Многолетнее систематическое изучение каждого учащегося

  1. Педагогическое наблюдение

  2. Контрольные испытания (тесты)

  3. Соревнования

  4. Медико - биологическое обследование

На основе педагогических наблюдений определяются специфические способности учащихся. Так путем систематического наблюдения за учеником фиксирую его способности к освоению программы.