СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся»


Работа по выявлению и развитию способностей обучающихся


Для развития заложенных природой возможностей и задатков личности в школе необходимо систематизировать работу по созданию творческой образовательной среды, в которой формировались бы способности обучаемых творчески и критически мыслить, находить нестандартные решения, самостоятельно определять свой профессиональный путь. Для детей с повышенными интеллектуальными способностями необходим серьезный уровень умственной нагрузки, который можно обеспечить лишь продуманным подходом учителя к способам работы с ними, подбором оригинальных заданий, развивающих творческие способности, воображение, фантазию учащихся, т.е. преподавать на высоком уровне сложности, чтобы ученики все время поднимались до своего «потолка», тем самым поднимая свою планку все выше. Способствует развитию способностей активная и интересная внеурочная деятельность: привлечение детей к занятиям по интересам в кружках, к участию в интеллектуальных конкурсах, очных и заочных, участию в олимпиадах и т.д.


Как создать такую среду, в которой бы интеллектуальные возможности ребенка, как семена, упали на благодатную почву и дали мощные ростки? Творческая образовательная среда сформирована там, где присутствует система профессионального роста педагога; там, где большое значение уделяется развитию мотивационной сферы учителя и формированию его положительной Я-концепции; там, где приоритетными методами обучения являются диалогический с позиции системно-деятельностного подхода, проблемный и поисковый и интерактивные формы работы участников образовательного процесса. Такая интеллектуальная среда позволяет вовлечь максимальное число учащихся в разные виды познавательной деятельности через участие в конкурсах и олимпиадах, НПК. Одним словом, творческая образовательная среда представляет собой систему, охватывающую урок, внеурочную деятельность, конкурсы, олимпиады, НПК. Только деятельностный подход в обучении и чуткость учителя- профессионала способны взрастить в детях ростки творчества и нестандартного мышления.

Известно, что жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто проявляет интерес к науке, кто хочет знать больше, кто любопытен и не любит бездействовать. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь с детьми, пытаясь разглядеть в них искорку таланта и раздуть из неё пламя. Детей, наделенных способностями, можно отметить сразу: они любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Диагностика одаренности по Айзенку, Амтхауэру обычно подтверждает наблюдение. Один из крупнейших математиков СССР А.Н.Колмогоров был убежден, что «сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность не существует, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе». Действительно, способности детей начинают проявляться на уроках и занятиях во внеурочное время, когда они в деятельности показывают свои способности.


Таблица «Выявление и развитие способностей обучающихся»




Способы выявления у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой

деятельности

Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной),

творческой деятельности

  1. Наблюдение.


  1. Диагностика креативности П.Торренса


  1. Тестирование «Мне нравится»


  1. Урочная деятельность и внеурочная деятельность:


  • предметные недели;


  • эвристические и интеллектуальные олимпиады; - викторины с метапредметным содержанием;


  • решение проблемных ситуаций;

  1. Проектно – исследовательская деятельность, проектирование: «обучение через делание»: постановка проблемы, сбор информации, планирование вариантов решения проблемы, выводы, анализ – формирование новых знаний и приобретение нового учебного жизненного опыта;


нетрадиционные уроки


  1. Подготовка к олимпиадам и конкурсам по учебным предметам.


  1. Смысловое чтение.


  1. Работа с дополнительной литературой,

  • практические работы;


  • конкурсы творческих работ;


  • работа с дополнительной литературой, электронными учебниками, с Интернет-ресурсами;


  • составление проектов;


  • проведение самостоятельных исследований


  • выпуск школьной газеты «hолонго»(«Радуга»)

электронными учебниками, Интернет- ресурсами, овладение ИКТ – компетенцией.


  1. Подготовка сообщений

  2. Опыт публичных выступлений: выступление на уроке, на научно- практической конференции


  1. Конкурсы чтецов, конкурс «По родным местам» (театральная постановка), конкурс на лучшего читателя, конкурс сочинений, конкурсы предметной недели, творческие фестивали



Внеклассная работа ведётся по нескольким направлениям: внеклассные мероприятия по предмету, подготовка к олимпиадам, проектная деятельность, участие ребят в творческих конкурсах различных уровней.

Также проводятся школьные олимпиады в предметные декады.


Развитие креативности в детях зависит от условий, в которых формируется человек. Ребенок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что таким уродился, а потому, что в детстве получал мало эвристического, т.е. способствующего развитию познавательных способностей, материала. Значит, меняя эти условия, креативность можно развивать, растить практически всех детей креативными. Не талантами и гениями, а просто творческими людьми, умеющими найти нестандартный ход, увидеть ситуацию в


новом свете, наконец, просто получающими удовольствие от творчества, вышивают ли они, музицируют, готовятся к уроку. И это подтверждается практикой. Даже очень «тусклые» дети, если начать с ними регулярно играть, фантазировать, побуждать их думать и принимать решения, радоваться малейшему проблеску их творческой активности, достаточно быстро меняются, начинают мыслить, искать, придумывать. Их креативность растет – это можно проверить специальными методиками. Но главное – появляется вкус к творчеству, уверенность в своей способности быть создателем нового. Заодно дети обретают и опыт творчества, и умение, а при серьезном подходе – даже мастерство. В жизни эти качества нужны никак не меньше, чем интеллект, а в условиях быстро меняющейся, полной неожиданностей и экстремальных ситуаций жизни – даже больше. Для развития креативности детей на уроках моих предметов организую творческие мастерские, где за небольшое время группы создают сценарии по придуманной истории и обыгрывают тут же, на уроке; придумывают рассказы по опорным словам, по фотографиям с различными сюжетами. Такая деятельность очень хорошо развивает прежде всего речевую изобретательность, а поскольку ключ к успешному сочинению рассказа состоит в поиске неожиданных, остроумных сюжетных связок, развиваются также ассоциативное мышление, воображение, чувство юмора.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!