СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся по физике

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

создание условий для развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Работа по выявлению и развитию способностей учащихся по физике»

Развитие интеллектуальных способностей и креативности обучающихся на уроках физики и во внеурочное время МБОУ «Гундинская СОШ» Учитель физики Курмазова Т.В.

Развитие интеллектуальных способностей и креативности обучающихся на уроках физики и во внеурочное время

МБОУ «Гундинская СОШ»

Учитель физики

Курмазова Т.В.

Цель педагогического опыта:  создание условий для развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся Задачи: Развитие познавательных интересов, потребностей и способностей; Формирование умений принимать нестандартные решения; Создание условий для раскрытия личностного потенциала учащихся, их оптимального самоопределения и самореализации.

Цель педагогического опыта: создание условий для развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся

Задачи:

  • Развитие познавательных интересов, потребностей и способностей;
  • Формирование умений принимать нестандартные решения;
  • Создание условий для раскрытия личностного потенциала учащихся, их оптимального самоопределения и самореализации.
Успех человека в любом виде деятельности определяется способностями к ней и соответствующими качествами.   Интеллект и творчество- то, что необходимо каждому человеку в любой ситуации в постоянно меняющемся мире.  Интеллект  – форма организации индивидуального умственного опыта, обеспечивает возможность эффективного восприятия, понимания и интерпретации происходящего.  Креативность- творческие возможности. Формирует способность личности осознавать проблемы и противоречия, приносить нечто новое в опыт, порождать оригинальные идеи.

Успех человека в любом виде деятельности определяется способностями к ней и соответствующими качествами.

  • Интеллект и творчество- то, что необходимо каждому человеку в любой ситуации в постоянно меняющемся мире. Интеллект – форма организации индивидуального умственного опыта, обеспечивает возможность эффективного восприятия, понимания и интерпретации происходящего. Креативность- творческие возможности. Формирует способность личности осознавать проблемы и противоречия, приносить нечто новое в опыт, порождать оригинальные идеи.
В основе работы лежит принцип личностно- ориентированного подхода, основными элементами которого являются: Признание уникальной личности; Приоритетность личностного развития; Субъективность учебно-воспитательного процесса, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни; Самореализация (раскрытие и развитие природных возможностей, способностей, потребностей); Социализация (осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни); Адаптация к существованию в обществе правилам и нормам жизни.

В основе работы лежит принцип личностно- ориентированного подхода, основными элементами которого являются:

  • Признание уникальной личности;
  • Приоритетность личностного развития;
  • Субъективность учебно-воспитательного процесса, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни;
  • Самореализация (раскрытие и развитие природных возможностей, способностей, потребностей);
  • Социализация (осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни);
  • Адаптация к существованию в обществе правилам и нормам жизни.
Основными направлениями деятельности по развитию интеллектуальных способностей и креативности учащихся на уроках физики считаю следующее: Совершенствование урока, как основной формы организации учебного процесса, по форме, структуре, содержанию; Вовлечение учащихся в различные виды внеклассной деятельности по предмету; Поиск одаренных детей и развитие их способностей; Совершенствование материально- технической базы кабинета; Самосовершенствование (рост методического мастерства, овладение современными технологиями обучения); Внедрение в учебно - воспитательный процесс информационных компьютерных технологий.

Основными направлениями деятельности по развитию интеллектуальных способностей и креативности учащихся на уроках физики считаю следующее:

  • Совершенствование урока, как основной формы организации учебного процесса, по форме, структуре, содержанию;
  • Вовлечение учащихся в различные виды внеклассной деятельности по предмету;
  • Поиск одаренных детей и развитие их способностей;
  • Совершенствование материально- технической базы кабинета;
  • Самосовершенствование (рост методического мастерства, овладение современными технологиями обучения);
  • Внедрение в учебно - воспитательный процесс информационных компьютерных технологий.
Контроль и повторение знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы Электронное приложение. Издательство «Глобус»  Входной контроль Текущий контроль Физические тесты Кроссворды Физические диктанты Внеклассные мероприятия

Контроль и повторение знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы

Электронное приложение. Издательство «Глобус»

Входной

контроль

Текущий

контроль

Физические

тесты

Кроссворды

Физические

диктанты

Внеклассные

мероприятия

Создание компьютерных презентаций  Повышение уровня качества знаний подготовка  выпускников 9-х, 11-х классов Повышение учебной  мотивации

Создание компьютерных презентаций

Повышение

уровня качества знаний

подготовка

выпускников

9-х, 11-х классов

Повышение учебной

мотивации

Всякая педагогическая деятельность определяется целью.  Главными целями моих уроков является следующее: Воспитание инициативы и активности обучающихся; Выработка деловых качеств (умение самостоятельно составлять план действий в конкретных примерах); Формирование умения вести диалог и диспут; Знакомство с подлинной историей физики и техники.

Всякая педагогическая деятельность определяется целью. Главными целями моих уроков является следующее:

  • Воспитание инициативы и активности обучающихся;
  • Выработка деловых качеств (умение самостоятельно составлять план действий в конкретных примерах);
  • Формирование умения вести диалог и диспут;
  • Знакомство с подлинной историей физики и техники.
Виды уроков:  Урок Урок- конференция Урок- зачет Урок обобщения знаний Урок закрепления знаний новых знаний Урок- суд Урок- практикум Урок Контроля  знаний Урок- игра Урок- путешествие

Виды уроков:

Урок

Урок-

конференция

Урок-

зачет

Урок

обобщения

знаний

Урок

закрепления

знаний

новых

знаний

Урок- суд

Урок-

практикум

Урок

Контроля

знаний

Урок- игра

Урок-

путешествие

Формы организации учебных занятий  Решение задач  Фронтальная Творческие задания  Экспериментальные домашние и классные задания  Составление текстов при подготовке сообщений  Рецензирование ответов товарищей Проблемное обучение Составление текстов задач учащимися и их решение Нешаблонное решение задач

Формы организации учебных занятий

Решение задач

Фронтальная

Творческие задания

Экспериментальные

домашние и

классные задания

Составление

текстов при

подготовке

сообщений

Рецензирование

ответов товарищей

Проблемное

обучение

Составление

текстов задач

учащимися и их

решение

Нешаблонное

решение

задач

Реализация психолого- педагогических условий через обновление содержания образования: Путем внедрения в программу дополнительного познавательного материала; Интернет ресурсы; Использование нестандартных форм уроков; Интегрированные уроки химии, геометрии, литературы, биологии; Использование познавательных заданий; Организация проектной деятельности учащихся.

Реализация психолого- педагогических условий через обновление содержания образования:

  • Путем внедрения в программу дополнительного познавательного материала;
  • Интернет ресурсы;
  • Использование нестандартных форм уроков;
  • Интегрированные уроки химии, геометрии, литературы, биологии;
  • Использование познавательных заданий;
  • Организация проектной деятельности учащихся.
Уроки- зачеты Формы работы с учащимися: индивидуальные- (решение задач по выбору); Групповые (обсуждение теоретических вопросов под руководством консультантов); Коллективные (физический диктант, обсуждение рефератов творческого характера).

Уроки- зачеты

Формы работы с учащимися:

  • индивидуальные- (решение задач по выбору);
  • Групповые (обсуждение теоретических вопросов под руководством консультантов);
  • Коллективные (физический диктант, обсуждение рефератов творческого характера).
 Этапы подготовки к зачету Схема урока- зачета; Номера рекомендуемых для решения задач; Список теоретических вопросов; Рекомендуемая литература; Список групп учащихся и консультантов для теоретического зачета.

Этапы подготовки к зачету

  • Схема урока- зачета;
  • Номера рекомендуемых для решения задач;
  • Список теоретических вопросов;
  • Рекомендуемая литература;
  • Список групп учащихся и консультантов для теоретического зачета.
 Этапы проведения зачета : 1этап Физический диктант по  теоретическим вопросам (5 минут) 2 этап Проверка знаний формул и умения пользоваться  справочной литературой (5 минут) 3 этап Проверка умения решать задачи (три уровня сложности) (20 минут) 4 этап Сдача теоретического зачета консультантам (10 минут) 5 этап Подведение итогов зачета: -демонстрируется таблица с оценками по всем этапам -задания и эталоны ответов по всем видам заданий

Этапы проведения зачета :

1этап

Физический

диктант по

теоретическим

вопросам

(5 минут)

2 этап

Проверка знаний

формул и умения

пользоваться

справочной

литературой

(5 минут)

3 этап

Проверка умения

решать задачи

(три уровня

сложности)

(20 минут)

4 этап

Сдача теоретического зачета

консультантам

(10 минут)

5 этап

Подведение итогов зачета:

-демонстрируется

таблица с оценками

по всем этапам

-задания и эталоны

ответов по всем видам заданий

Использование интернет ресурсов, электронных пособий СД «Открытая физика 7-11классы». Виртуальная школа Кирилла и Мефодия . СД « Электронные наглядные пособия».

Использование интернет ресурсов, электронных пособий

  • СД «Открытая физика 7-11классы».
  • Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .
  • СД « Электронные наглядные пособия».
Использование технологий уровневой дифференциации Дидактические материалы А.Е. Марон, Е.А. Марон. «Дрофа». Москва :2004 г. 7-11 классы  Тренировочные задания Задания для самоконтроля Самостоятельные  работы Разноуровневые контрольные  работы

Использование технологий уровневой дифференциации

Дидактические материалы А.Е. Марон, Е.А. Марон. «Дрофа». Москва :2004 г. 7-11 классы

Тренировочные

задания

Задания для

самоконтроля

Самостоятельные

работы

Разноуровневые

контрольные

работы

Подготовка к ЕГЭ Пособие и СД «1С: Репетитор, физика». ЕГЭ- 2019: Физика /автор составитель А.В. Берков-М.;Аст; Астрель, 2018, (ФИПИ). Электронное учебное издание «Подготовка к ЕГЭ по физике».

Подготовка к ЕГЭ

  • Пособие и СД «1С: Репетитор, физика».
  • ЕГЭ- 2019: Физика /автор составитель А.В. Берков-М.;Аст; Астрель, 2018, (ФИПИ).
  • Электронное учебное издание «Подготовка к ЕГЭ по физике».
Проведение фронтального исследовательского эксперимента обучающимися Учебные задачи: - Подтверждение справедливости изучаемых законов (закон ОМА, условие равновесия рычага); - Овладение методами измерения физических величин (измерение сопротивления резистора, ЭДС источника тока); - Привитие умений пользования измерительными приборами (динамометром, весами, амперметром, вольтметром); - Изучение устройства и принципа действия физических приборов (модели электродвигателя,электромагнита); - Выработка умения чтения электрических схем .

Проведение фронтального исследовательского эксперимента обучающимися

Учебные задачи:

  • - Подтверждение справедливости изучаемых законов (закон ОМА, условие равновесия рычага);
  • - Овладение методами измерения физических величин (измерение сопротивления резистора, ЭДС источника тока);
  • - Привитие умений пользования измерительными приборами (динамометром, весами, амперметром, вольтметром);
  • - Изучение устройства и принципа действия физических приборов (модели электродвигателя,электромагнита);
  • - Выработка умения чтения электрических схем .

Творческие способности Банк решенных творческих задач Способность творчески мыслить Мотивация Способность к сотрудничеству Использование знаний различных разделов

Творческие способности

Банк

решенных

творческих задач

Способность

творчески

мыслить

Мотивация

Способность к

сотрудничеству

Использование

знаний

различных

разделов

Организация индивидуальных учебных заданий творческого характера Составление и чтение схем, таблиц, графиков Составление задач по тексту с научно- популярным содержанием и их решение Использование дополнительной литературы и ИКТ  при написании  рефератов, создании компьютерных презентаций Решение задач повышенной сложности

Организация индивидуальных учебных заданий творческого характера

Составление

и чтение схем,

таблиц, графиков

Составление

задач по тексту

с научно- популярным

содержанием и

их решение

Использование

дополнительной

литературы и ИКТ

при написании

рефератов, создании

компьютерных

презентаций

Решение задач

повышенной

сложности

Критерии отбора задач творческого характера  Соответствие требованиям образовательного стандарта; Разнообразие содержания (несколько тем); Учет уровня сложности заданий и индивидуальных способностей учащихся; Разнообразие форм постановки проблемы; Разнообразие конечного результата поиска; Необходимость положительной мотивации; Учет индивидуального опыта творческой деятельности и возрастных особенностей.

Критерии отбора задач творческого характера

  • Соответствие требованиям образовательного стандарта;
  • Разнообразие содержания (несколько тем);
  • Учет уровня сложности заданий и индивидуальных способностей учащихся;
  • Разнообразие форм постановки проблемы;
  • Разнообразие конечного результата поиска;
  • Необходимость положительной мотивации;
  • Учет индивидуального опыта творческой деятельности и возрастных особенностей.
Умения и навыки учащихся,  формируемые при работе с научно-популярными текстами физического содержания  Умение выделять главное; Обобщать; Делать выводы; Применять закон к объяснению принципа работы незнакомого прибора, устройства, новейших научных разработок; Объяснять новые специально- научные термины.

Умения и навыки учащихся, формируемые при работе с научно-популярными текстами физического содержания

  • Умение выделять главное;
  • Обобщать;
  • Делать выводы;
  • Применять закон к объяснению принципа работы незнакомого прибора, устройства, новейших научных разработок;
  • Объяснять новые специально- научные термины.
Формы работы с научно- популярными текстами физического содержания  ФОРМЫ  РАБОТЫ При организации контроля качества знаний При изучении нового материала Проверочные работы  по текстам  научно- практического содержания к/р и с/р с элементами научно- популярных  текстов При рассмотрении применения законов на практике  Включение элементов текста в процесс объяснения При повторении и обобщении  материала Использование  текстов при подготовке сообщений Составление текстов задач учащимися и их решение

Формы работы с научно- популярными текстами физического содержания

ФОРМЫ РАБОТЫ

При организации

контроля качества

знаний

При изучении

нового материала

Проверочные работы

по текстам

научно- практического

содержания

к/р и с/р с

элементами

научно- популярных

текстов

При рассмотрении

применения законов

на практике

Включение

элементов

текста в процесс

объяснения

При повторении

и обобщении

материала

Использование

текстов при подготовке

сообщений

Составление текстов

задач учащимися

и их решение

Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся на уроках физики Включение  элементов  исследования в различные виды  учебной деятельности Кратковременный фронтальный  исследовательский  эксперимент Домашние исследовательские эксперименты Нешаблонное  решение задач

Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся на уроках физики

Включение

элементов

исследования

в различные виды

учебной деятельности

Кратковременный

фронтальный

исследовательский

эксперимент

Домашние

исследовательские

эксперименты

Нешаблонное

решение задач

Формы работы при решении экспериментальных задач: Фронтальные исследования (в классах с пониженным уровнем знаний); Исследовательская работа в малых группах по инструкционным картам (в классах, где преобладают дети с ослабленным вниманием и памятью); Самостоятельно спланированный эксперимент для решения задач( в классах с устойчивой познавательной мотивацией); Домашние экспериментальные задачи; Мысленный эксперимент .

Формы работы при решении экспериментальных задач:

  • Фронтальные исследования (в классах с пониженным уровнем знаний);
  • Исследовательская работа в малых группах по инструкционным картам (в классах, где преобладают дети с ослабленным вниманием и памятью);
  • Самостоятельно спланированный эксперимент для решения задач( в классах с устойчивой познавательной мотивацией);
  • Домашние экспериментальные задачи;
  • Мысленный эксперимент .
Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся на уроках физики Проблемное обучение При решении задач с практическим содержанием При установлении  связи между явлениями и  величинами При изучении  новых явлений, экспериментальных фактов При постановке демонстрационного эксперимента При поиске нового метода измерения  физической величины

Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся на уроках физики

Проблемное обучение

При решении задач

с практическим

содержанием

При установлении

связи между

явлениями и

величинами

При изучении

новых явлений,

экспериментальных

фактов

При постановке

демонстрационного

эксперимента

При поиске нового

метода измерения

физической величины

Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся на уроках физики Приобщение к рационализаторству и изобретательству на уроках Конструирование, усовершенствование и ремонт приборов (динамометр,  картезианский водолаз, маятник Максвелла, телескоп, манометр) Конструирование  установок используемых  в быту (весы, психрометр)

Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся на уроках физики

Приобщение к

рационализаторству и

изобретательству на уроках

Конструирование,

усовершенствование

и ремонт приборов

(динамометр,

картезианский водолаз,

маятник Максвелла,

телескоп, манометр)

Конструирование

установок

используемых

в быту (весы,

психрометр)

Развитие творческих способностей на внеклассных мероприятиях Неделя физики Вечера, КВН,  турниры, физические «бои», брейн-ринг, тематические  сообщества Выпуск стенгазет, фотогазет, стендов,  экскурсий. олимпиады школьное физическое общество «Атом» Работа с одаренными Проведение домашних, лабораторных и экспериментальных заданий кружки исследовательская работа  защита проектов

Развитие творческих способностей на внеклассных мероприятиях

Неделя физики

Вечера, КВН,

турниры,

физические «бои»,

брейн-ринг,

тематические

сообщества

Выпуск стенгазет,

фотогазет, стендов,

экскурсий. олимпиады

школьное

физическое

общество «Атом»

Работа с одаренными

Проведение домашних,

лабораторных и

экспериментальных заданий

  • кружки
  • исследовательская работа
  • защита проектов
Результативность профессиональной деятельности учителя физики Курмазовой Т.В.  Учебные достижения обучающихся

Результативность профессиональной деятельности учителя физики Курмазовой Т.В.

Учебные достижения обучающихся

Активность детей в творческих конкурсах МБОУ Гундинская СОШ

Активность детей в творческих конкурсах МБОУ Гундинская СОШ

Результатом деятельности по реализации поставленных задач является: Хорошее качество знаний по физике 50% Положительная динамика интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Результатом деятельности по реализации поставленных задач является:

  • Хорошее качество знаний по физике 50%
  • Положительная динамика интеллектуальных и творческих способностей учащихся
У меня есть надежда, что мои методы обучения и воспитания дадут свои положительные результаты. И «школьные» победы и успехи перерастут в победы на будущем поприще моих учеников.

У меня есть надежда, что мои методы обучения и воспитания дадут свои положительные результаты.

И «школьные» победы и успехи перерастут в победы на будущем поприще моих учеников.

  Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!