Развитие интеллектуальных способностей и креативности обучающихся на уроках физики и во внеурочное время
МБОУ «Гундинская СОШ»
Учитель физики
Курмазова Т.В.
Цель педагогического опыта: создание условий для развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся
Задачи:
- Развитие познавательных интересов, потребностей и способностей;
- Формирование умений принимать нестандартные решения;
- Создание условий для раскрытия личностного потенциала учащихся, их оптимального самоопределения и самореализации.
Успех человека в любом виде деятельности определяется способностями к ней и соответствующими качествами.
- Интеллект и творчество- то, что необходимо каждому человеку в любой ситуации в постоянно меняющемся мире. Интеллект – форма организации индивидуального умственного опыта, обеспечивает возможность эффективного восприятия, понимания и интерпретации происходящего. Креативность- творческие возможности. Формирует способность личности осознавать проблемы и противоречия, приносить нечто новое в опыт, порождать оригинальные идеи.
В основе работы лежит принцип личностно- ориентированного подхода, основными элементами которого являются:
- Признание уникальной личности;
- Приоритетность личностного развития;
- Субъективность учебно-воспитательного процесса, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни;
- Самореализация (раскрытие и развитие природных возможностей, способностей, потребностей);
- Социализация (осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни);
- Адаптация к существованию в обществе правилам и нормам жизни.
Основными направлениями деятельности по развитию интеллектуальных способностей и креативности учащихся на уроках физики считаю следующее:
- Совершенствование урока, как основной формы организации учебного процесса, по форме, структуре, содержанию;
- Вовлечение учащихся в различные виды внеклассной деятельности по предмету;
- Поиск одаренных детей и развитие их способностей;
- Совершенствование материально- технической базы кабинета;
- Самосовершенствование (рост методического мастерства, овладение современными технологиями обучения);
- Внедрение в учебно - воспитательный процесс информационных компьютерных технологий.
Контроль и повторение знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях 7-9 классы
Электронное приложение. Издательство «Глобус»
Входной
контроль
Текущий
контроль
Физические
тесты
Кроссворды
Физические
диктанты
Внеклассные
мероприятия
Создание компьютерных презентаций
Повышение
уровня качества знаний
подготовка
выпускников
9-х, 11-х классов
Повышение учебной
мотивации
Всякая педагогическая деятельность определяется целью. Главными целями моих уроков является следующее:
- Воспитание инициативы и активности обучающихся;
- Выработка деловых качеств (умение самостоятельно составлять план действий в конкретных примерах);
- Формирование умения вести диалог и диспут;
- Знакомство с подлинной историей физики и техники.
Виды уроков:
Урок
Урок-
конференция
Урок-
зачет
Урок
обобщения
знаний
Урок
закрепления
знаний
новых
знаний
Урок- суд
Урок-
практикум
Урок
Контроля
знаний
Урок- игра
Урок-
путешествие
Формы организации учебных занятий
Решение задач
Фронтальная
Творческие задания
Экспериментальные
домашние и
классные задания
Составление
текстов при
подготовке
сообщений
Рецензирование
ответов товарищей
Проблемное
обучение
Составление
текстов задач
учащимися и их
решение
Нешаблонное
решение
задач
Реализация психолого- педагогических условий через обновление содержания образования:
- Путем внедрения в программу дополнительного познавательного материала;
- Интернет ресурсы;
- Использование нестандартных форм уроков;
- Интегрированные уроки химии, геометрии, литературы, биологии;
- Использование познавательных заданий;
- Организация проектной деятельности учащихся.
Уроки- зачеты
Формы работы с учащимися:
- индивидуальные- (решение задач по выбору);
- Групповые (обсуждение теоретических вопросов под руководством консультантов);
- Коллективные (физический диктант, обсуждение рефератов творческого характера).
Этапы подготовки к зачету
- Схема урока- зачета;
- Номера рекомендуемых для решения задач;
- Список теоретических вопросов;
- Рекомендуемая литература;
- Список групп учащихся и консультантов для теоретического зачета.
Этапы проведения зачета :
1этап
Физический
диктант по
теоретическим
вопросам
(5 минут)
2 этап
Проверка знаний
формул и умения
пользоваться
справочной
литературой
(5 минут)
3 этап
Проверка умения
решать задачи
(три уровня
сложности)
(20 минут)
4 этап
Сдача теоретического зачета
консультантам
(10 минут)
5 этап
Подведение итогов зачета:
-демонстрируется
таблица с оценками
по всем этапам
-задания и эталоны
ответов по всем видам заданий
Использование интернет ресурсов, электронных пособий
- СД «Открытая физика 7-11классы».
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия .
- СД « Электронные наглядные пособия».
Использование технологий уровневой дифференциации
Дидактические материалы А.Е. Марон, Е.А. Марон. «Дрофа». Москва :2004 г. 7-11 классы
Тренировочные
задания
Задания для
самоконтроля
Самостоятельные
работы
Разноуровневые
контрольные
работы
Подготовка к ЕГЭ
- Пособие и СД «1С: Репетитор, физика».
- ЕГЭ- 2019: Физика /автор составитель А.В. Берков-М.;Аст; Астрель, 2018, (ФИПИ).
- Электронное учебное издание «Подготовка к ЕГЭ по физике».
Проведение фронтального исследовательского эксперимента обучающимися
Учебные задачи:
- - Подтверждение справедливости изучаемых законов (закон ОМА, условие равновесия рычага);
- - Овладение методами измерения физических величин (измерение сопротивления резистора, ЭДС источника тока);
- - Привитие умений пользования измерительными приборами (динамометром, весами, амперметром, вольтметром);
- - Изучение устройства и принципа действия физических приборов (модели электродвигателя,электромагнита);
- - Выработка умения чтения электрических схем .
Творческие способности
Банк
решенных
творческих задач
Способность
творчески
мыслить
Мотивация
Способность к
сотрудничеству
Использование
знаний
различных
разделов
Организация индивидуальных учебных заданий творческого характера
Составление
и чтение схем,
таблиц, графиков
Составление
задач по тексту
с научно- популярным
содержанием и
их решение
Использование
дополнительной
литературы и ИКТ
при написании
рефератов, создании
компьютерных
презентаций
Решение задач
повышенной
сложности
Критерии отбора задач творческого характера
- Соответствие требованиям образовательного стандарта;
- Разнообразие содержания (несколько тем);
- Учет уровня сложности заданий и индивидуальных способностей учащихся;
- Разнообразие форм постановки проблемы;
- Разнообразие конечного результата поиска;
- Необходимость положительной мотивации;
- Учет индивидуального опыта творческой деятельности и возрастных особенностей.
Умения и навыки учащихся, формируемые при работе с научно-популярными текстами физического содержания
- Умение выделять главное;
- Обобщать;
- Делать выводы;
- Применять закон к объяснению принципа работы незнакомого прибора, устройства, новейших научных разработок;
- Объяснять новые специально- научные термины.
Формы работы с научно- популярными текстами физического содержания
ФОРМЫ РАБОТЫ
При организации
контроля качества
знаний
При изучении
нового материала
Проверочные работы
по текстам
научно- практического
содержания
к/р и с/р с
элементами
научно- популярных
текстов
При рассмотрении
применения законов
на практике
Включение
элементов
текста в процесс
объяснения
При повторении
и обобщении
материала
Использование
текстов при подготовке
сообщений
Составление текстов
задач учащимися
и их решение
Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся на уроках физики
Включение
элементов
исследования
в различные виды
учебной деятельности
Кратковременный
фронтальный
исследовательский
эксперимент
Домашние
исследовательские
эксперименты
Нешаблонное
решение задач
Формы работы при решении экспериментальных задач:
- Фронтальные исследования (в классах с пониженным уровнем знаний);
- Исследовательская работа в малых группах по инструкционным картам (в классах, где преобладают дети с ослабленным вниманием и памятью);
- Самостоятельно спланированный эксперимент для решения задач( в классах с устойчивой познавательной мотивацией);
- Домашние экспериментальные задачи;
- Мысленный эксперимент .
Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся на уроках физики
Проблемное обучение
При решении задач
с практическим
содержанием
При установлении
связи между
явлениями и
величинами
При изучении
новых явлений,
экспериментальных
фактов
При постановке
демонстрационного
эксперимента
При поиске нового
метода измерения
физической величины
Развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся на уроках физики
Приобщение к
рационализаторству и
изобретательству на уроках
Конструирование,
усовершенствование
и ремонт приборов
(динамометр,
картезианский водолаз,
маятник Максвелла,
телескоп, манометр)
Конструирование
установок
используемых
в быту (весы,
психрометр)
Развитие творческих способностей на внеклассных мероприятиях
Неделя физики
Вечера, КВН,
турниры,
физические «бои»,
брейн-ринг,
тематические
сообщества
Выпуск стенгазет,
фотогазет, стендов,
экскурсий. олимпиады
школьное
физическое
общество «Атом»
Работа с одаренными
Проведение домашних,
лабораторных и
экспериментальных заданий
- кружки
- исследовательская работа
- защита проектов
Результативность профессиональной деятельности учителя физики Курмазовой Т.В.
Учебные достижения обучающихся
Активность детей в творческих конкурсах МБОУ Гундинская СОШ
Результатом деятельности по реализации поставленных задач является:
- Хорошее качество знаний по физике 50%
- Положительная динамика интеллектуальных и творческих способностей учащихся
У меня есть надежда, что мои методы обучения и воспитания дадут свои положительные результаты.
И «школьные» победы и успехи перерастут в победы на будущем поприще моих учеников.
Спасибо за внимание!