Работа с детьми, испытывающими трудности в обучении.
Здравствуйте. Меня зовут Ольга Львовна Барабанова.
Начать свое выступление я хотела бы с несложного упражнения.
Возьми те лист бумаги и ручку. Выполняйте последовательно действия.
1. Положите лист перед собой и в центре напишите слово «школа». Сложите лист пополам.
2. В верхнем левом углу нарисуйте , а в правом верхнем углу нарисуйте . Сложите лист пополам.
3. В левом нижнем углу поставьте точку и сложите лист пополам.
4. В правом нижнем углу нарисуйте и оторвите левый нижний угол.
Кто успел выполнить все задания? На сколько вы довольны своей работой? Если бы от этой работы зависела премия, вы бы её заработали?
- Так чувствует себя на уроке ребёнок, который испытывает трудности в обучении. Такие дети есть в каждом классе. В моём их было два. После того, как 1 класс из параллели был расформирован, ко мне в 3 класс пришли 7 человек, 4 из которых также испытывали трудности в обучении. ИТОГО 6 учеников.
- Передо мной встала проблема: слабоуспевающие дети, которые не усваивают программный материал, на сформированы УУД , которые д.б. быть усвоены в 1-2 классе, а в 3-4 классе идет процесс нарабатывания знаний.
- Появляется риск неуспешного написания ВПР, а следовательно дети могут остаться на повторный год обучения. Поэтому моя задача- не искать виноватых, а принимать конкретные меры для решения этой проблемы. Дети усваивают материал индивидуально, при помощи взрослых. Я должна помочь детям перейти в 5 класс. Нужно найти ресурс для восполнения пробелов в знаниях. Моих занятий мало, надо найти ресурс у самого ребенка. В этом помогли упражнения:
1. Дыхательная гимнастика (обеспечивает кровоснабжение головного мозга).
2.Праксикодинамические упражнения, направленные на межполушарное взаимодействие. (способность произвольно выполнять последовательные комплексы движений и совершать целенаправленные действия по выработанному плану.)
3.Время педагогической помощи. (После уроков дети остаются и получают разноуровневые индивидуальные задания, ограниченные по времени. Выполняют 1 задание всю неделю по 15 мин.)
4. «Помощник на уроке» (помощь напарника (сильного ученика) на начальном этапе автоматизации знаний.)
5.Работа над осмысленным чтением инструкции к заданиям.
А) Работа над лексическим значением каждого слова, т. обр. ребенок учится понимать слово и осмысливать инструкцию.( Что значит «прочитай»? …Что значит «выдели»? возьми карандаш, найди, подчеркни… )
Б) Учим ребенка думать. И.Сущ. –разделить на элементы (Кот- лапы, хвост…). Глагол- какие действия с ним связаны. (прыгать- разогнаться, оттолкнуться, лететь, приземлиться…) Поиск смысловых связей. Ручка- тетрадь : ручкой пишут в тетради.. Составление предложений из слов предложенных учителем.
6. Заставить ребенка поверить в свои силы.(чтобы ребенок не боялся к.р., тестов, не пугался ограниченного времени «Я не смогу»: учитель помечает задания, которые ребенок должен сделать на «3», то что ему по силам. Постепенно ученик учится сам определять задания, которые он сможет выполнить. Это необходимо при написании ВПР- рассчитать свои силы. Помог опыт работы на ГИА)
7. Индивидуальная работа с родителями: 1. Установление партнерских отношений, чтобы родитель понимал, что мы заинтересованы в результате. 2. Необходимо убеждать родителей, инструктировать. 3. Зачастую родители устраняются, не хотят признавать проблему. Часто это проблема родительской безответственности и моя задача – помочь родителям осознать степень этой ответственности. (протокол).
В результате я предлагаю посмотреть динамику успеваемости этих детей. Ср. балл по предмету повышается у 3 учащихся. Ещё у 3 он держится на одном уровне, нет снижения при усложнении материала.