СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с иллюстрациями на уроках литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю различные виды работы с иллюстративным материалом на уроках литературы

Просмотр содержимого документа
«Работа с иллюстрациями на уроках литературы»

Сеймовская А.А.

Учитель украинской филологии ГБОУ ЛНР «Ровеньковская общеобразовательная школа № 9»


Работа с иллюстрациями как вид творческой деятельности на уроках литературы (украинской литературы) Слайд 1


В любом возрасте учащиеся часто воспринимают окружающий мир зрительными анализаторами, формируя в своем сознании мысли – образы. Поэтому в процессе усвоения знаний, формирования умений и навыков, развитию и воспитанию личности весьма целесообразным является использование различных средств наглядности.

Слайд 2. Поскольку художественная литература как искусство слова неразрывно связана со многими отраслями духовной жизни человека, такими как живопись, графика, кино, на уроках литературы уместно и необходимо использовать различные виды наглядности.

За год своей педагогической практики мною использовались иллюстрации как средство наглядности на уроках литературы и украинской литературы. Из своего небольшого опыта следует отметить, что иллюстрации выступают наглядной опорой мышления, а, следовательно, значительно усиливают познавательный, эстетический и эмоциональный интерес ученика. Кроме того, они могут выигрышно дополнить урок, разнообразить его, сделать более интересным и насыщенным. Работу с иллюстрациями можно считать видом творческой деятельности на уроках литературы.

Слайд 3. Иллюстрация – это изображение, сопровождающее текст литературного произведения; рисунки к литературным произведениям, которые раскрывают и дополняют их содержание, помогают лучше их понять, запомнить, четче представить образы.

Иллюстрации помогают образно раскрывать содержание литературных произведений, влиять на развитие детского воображения, память.

Во время изучения произведения, особенно в 5 классах, могут пригодиться иллюстрации, созданные как известными художниками, так и самими учениками.

Слайд 4. При работе с иллюстративным материалом не следует забывать о дифференцированном подходе в обучении. Используя в работе иллюстрации, помещенные в учебниках можно использовать задание следующего характера. Для учеников среднего уровня знаний слайд 5 : кратко перескажите эпизод, изображенный на картинке. Для учеников достаточного и высокого уровня знаний слайд 6: подберите к иллюстрациям цитаты из текста произведения, которые относятся к эпизодам, изображенными художниками. Задания такого типа были использованы на уроке литературы при изучении сказки А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».

Также детям может быть предложена такая форма работы как упорядочить иллюстрации согласно сюжету. Эта форма работы может быть групповой. Слайд 7 Даная форма работы была предложена пятиклассникам на уроке украинской литературы при изучении сказки В.Симоненко «Цар Плаксій та Лоскотон».

Особой популярностью среди пятиклассников пользуется работа с самостоятельно подготовленными иллюстрациями при изучении произведений. Слайд 8 Из практики можно отметить, что дети приветствуют и охотно выполняют такого рода задания. Особенно детям нравятся задания такого плана: подготовьте иллюстрацию на тему «Мой любимый герой произведения…» или «Каким я себе представляю героя… в произведении..». Слайд 9-10.

При выполнении такого задания ребенок развивает своё воображение, мышление и речь. Ведь при презентации своей работы одноклассникам ребенок должен объяснить, почему так, а не иначе он изобразил героя этого произведения. Слайд 11 Задание такого типа было предложено ученикам пятых классов при работе на уроке литературы над сказом П.П.Бажова «Медной горы хозяйка» и историческими произведениями А. Олеся «Ярослав Мудрий», «Микита Кожум'яка» на уроках украинской литературы. Слайд 12.

Осуществляя чтение разделов объёмных произведений, можно параллельно организовывать небольшие выставки, а, обобщая знания по изученной теме, провести на основе рисунков викторину или игру «Узнай героя», что планируется мною в дальнейшей работе.

Слайд 13 Удачно подобранный демонстрационный материал поможет детям в восприятии произведения писателя, способствовать творческой активности учащихся тогда, когда будет сочетаться с глубоким пониманием текста. Если использование иллюстраций проводится в плане анализа, то вполне может способствовать глубокому осознанию литературы и ее художественной специфики. Слайд 14.