Конспект урока биологии в 5 классе по теме
«Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»
Тип урока: открытие новых знаний и комплексного применения знаний и умений
Вид урока: урок- исследование
Оборудование для учащихся: репчатый лук, порезанный на кусочки, пинцет, препаровальные иглы, стекла предметные (для каждого), иод, световой микроскоп.
Главная дидактическая цель: формирование умения работать с микроскопом; научить учащихся готовить микропрепарат кожицы лука, находить основные части клетки на микропрепарате и таблице, схематически изображать строение клетки
Планируемые результаты обучения
Предметные: учащиеся имеют начальное представление о строении клетки; приобретут навык готовить микропрепарат кожицы лука, сумеют рассмотреть его в микроскоп и схематически изобразить строение клетки в тетради.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с учебником;
- работать с информационными текстами;
- объяснять значения новых слов;
- сравнивать и выделять признаки;
Личностные: формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом
2. Продолжить формирование умения находить отличия, работать с информационными текстами, объяснять значения увиденного, сравнивать и выделять признаки.
Коммуникативные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
3. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
4. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
5. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
1. Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, в парах
Технологическая карта урока
Виды деятельности учителя | Виды деятельности учащихся | Планируемые образовательные результаты, УУД: |
Организационный момент и мотивация |
Приветствие. Определить объект для исследований я предлагаю вам по следующим данным: - римляне считали, что именно он увеличивает силы и мужество солдат; - древние шумеры и египтяне называли его растением богов и считали , что весь мир устроен по его образу; - рабов, возводящих пирамиду Хеопса , ежедневно кормили им, чтобы рабы сохранили выносливость, здоровье, силу, а значит и работоспособность; - в нем содержится больше сахара, чем в яблоках и грушах; -служит в качестве обезболивающего средства при укусе ос; - он бывает острым, полуострым, сладким, содержит витамин С; И так объектом нашего исследования является - лук. Тема нашего урока – исследования : «Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука» Ребята, попробуйте самостоятельно поставить задачи для себя на этот урок, используя опорные глаголы: - Что бы вы хотели на нём узнать, -Чему научиться? | Приветствуют учителя Внимательно слушают Высказывают свои предположения Записывают в тетрадях тему Формулируют цели и задачи с помощью учителя | Умение смотивиро вать себя на целенаправ ленную познаватель ную деятельность Умение слушать ответы других. Умение оценивать правильность ответа. Умение применять знания, использовать имеющуюся информацию. Умение целе-полагания: самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели на основе имеющихся знаний и того, что еще неизвестно |
Активизация опорных знаний |
Оборудование, которое мы будем использовать, у нас находится на столе. Перечислите его Любое исследование должно проходить по четкому плану. | Называют оборудование Работают в парах Карточки с этапами работы вывешивают на доску. Обсуждают | Умение применять знания, использовать имеющуюся информацию Умение целе-полагания: самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели на основе имеющихся знаний и того, что еще неизвестно. Умение общаться в группах. |
Изучение новой темы |
Ход работы: На предметное стекло капните окрашенной воды. Сними с чешуи лука кусочек прозрачной кожицы размером 1*1,5 см. при помощи пинцета и иглы. Положи на предметное стекло. Расправь. Накрой покровным стеклом. Рассмотри окрашенный препарат под микроскопом. Найди оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли с клеточным соком. Все ли вам понятно. Если все – то каждый аккуратно приготовьте микропрепарат, не торопясь, рассмотрите его в микроскоп, не забывая соблюдать все правила. И выполните задание рабочей карточке | Внимательно слушают ученики работают по намеченному плану | Умение смотивиро вать себя на целенаправлен ную познаватель ную деятель ность. Умение анализировать и отбирать нужную информацию. Умение представлять информацию в нужном для представления виде; Умение анализировать результаты исследования, делать выводы, используя результаты исследования. Умение общаться в группах. |
Закрепление изученного материала |
Опрос по итогам работы. | Формулируют выводы по итогам проведения лабораторной работы. | Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. |
Рефлексия |
Сегодня на уроке мы с вами отработали навык работы с микроскопом, приготовления микропрепаратов, повторили строение клеток, устройство микроскопа и правила работы с ним. Молодцы! Подводятся итоги урока, в беседе с классом выясняется, как чувствуют себя ребята, что поняли, выставляются оценки. | Учащиеся отвечают на вопросы, осмысливают и оценивают свою работу на уроке. | Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. |
Домашнее задание |
§ 14, вопросы после параграфа. Подготовить сообщения о пластидах, их роли в клетках растений и их разновидностях по желанию. | Дети записывают обязательную и дополнительную части домашнего задания. | Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. |
3