СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОГЭ 2025. Март. Биология. Вариант 9

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Тип 1 № 12140

На рисунке изображен процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

К какому типу относится изображенное на рисунке размножение гидры  — к половому или бесполому?

2.  Тип 2 № 35286

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

А)  широкопалый речной рак

Б)  сыроежка жгучеедкая

В)  подорожник большой

Г)  кишечная палочка

 

 

 

ЦАРСТВА

 

1)  Бактерии

2)  Грибы

3)  Животные

4)  Растения

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

3.  Тип 3 № 35161

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  класс Насекомые

2)  вид Капустная белянка

3)  отряд Чешуекрылые

4)  род Огородные белянки

5)  семейство Белянки

4.  Тип 4 № 12466

Изучите график зависимости продолжительности жизни (отложено по оси у в годах) от массы тела (по оси х в кг).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Длительности жизни в 50 лет достигают животные с массой тела больше 10000 кг.

2)  У животных, вес которых превышает 500 кг, продолжительности жизни снижается.

3)  До определенного предела чем ниже масса тела, тем меньше продолжительность жизни.

4)  Самые долгоживущие животные весят в пределах от 10 кг до 100 кг.

5)  Продолжительность жизни резко повышается у животных с массой тела больше 100 кг.

5.  Тип 5 № 14894

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом внутреннего строения листа дуба. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите четкое изображение внутреннего строения листа дуба.

2)  Глядя в окуляр микроскопа, настройте свет.

3)  Положите микропрепарат внутреннего строения листа дуба на предметный столик.

4)  Зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения.

5)  Зажмите препарат лапками-держателями.

6)  Максимально удобно расположите микроскоп на своем рабочем месте.

6.  Тип 6 № 35096

Научный метод, обобщающий знания в определенной области и прогнозирующий появление новых фактов и новых знаний называется:

 

1)  гипотеза

2)  наблюдение

3)  эксперимент

4)  теория

7.  Тип 7 № 39014

Известно, что летучая мышь  — летающее млекопитающее, ведущее ночной образ жизни. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Крылья образованы кожистой перепонкой, натянутой между передними и задними конечностями и хвостом.

2)  Зимой впадают в глубокую длительную спячку.

3)  Самка рождает одного голого и слепого детеныша, которого кормит молоком.

4)  Летучие мыши живут на Земле едва ли не 50 млн лет.

5)  Ориентируется в пространстве с помощью эхолокации.

6)  Является естественным резервуаром бешенства и, по данным ВОЗ, вирусов Марбурга и Эбола, входящих в группу особо опасных инфекций

8.  Тип 8 № 599

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь:

 

 

Объект Процесс
Рецептор Преобразование внешнего

раздражителя в нервный импульс

Чувствительный нейрон ...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  проведение нервного импульса в ЦНС

2)  обработка поступающей информации

3)  непосредственное выполнение команды

4)  проведение нервного импульса от ЦНС

9.  Тип 9 № 2370

Что из перечисленного считается палеонтологическими доказательствами эволюции? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  скелет археоптерикса

2)  окаменевшие остатки древних моллюсков

3)  схожесть эмбрионов позвоночных животных на ранних стадиях, развития

4)  отпечатки папоротников в пластах угля

5)  схожесть строения клеток эукариотических организмов

6)  общий план строения всех позвоночных животных

10.  Тип 10 № 284

Вставьте в текст «Дыхание растений» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

 

ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ

 

Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет ___________ (А), а выделяет ___________ (Б). Ненужные газообразные вещества удаляются из растения путем диффузии. В листе они удаляются через особые образования  — ___________ (В), расположенные в кожице. При дыхании освобождается энергия органических веществ, запасенная в ходе ___________ (Г), происходящего в зеленых частях растения на свету.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

 

1) вода 2) испарение 3) кислород 4) транспирация
5) углекислый газ 6) устьица 7) фотосинтез 8) чечевичка

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г

11.  Тип 11 № 39121

Установите соответствие между признаками и классами животных: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

 

 

ПРИЗНАКИ

 

А)  развитие с превращением

Б)  кожа тонкая и голая

В)  оплодотворение внутреннее

Г)  кожа сухая, тонкая, покрыта роговыми чешуями и костными пластинами

Д)  трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке

Е)  дыхание кожное и легочное

 

 

 

КЛАССЫ

 

1)  Пресмыкающиеся

2)  Земноводные

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

12.  Тип 12 № 1467

Верны ли следующие утверждения?

 

А.  Энергия переходит с одного трофического уровня на другой без потерь.

Б.  Агроценозы не способны существовать без участия человека.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба утверждения

4)  оба утверждения неверны

13.  Тип 13 № 957

Рассмотрите фотографию листа бегонии. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

 

А. Тип листа

 

1) черешковый 2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

 

1) параллельное 2) дуговидное
3) пальчатое 4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

14.  Тип 14 № 39160

На рисунке под каким номером изображен резец человека?

 

1)

2)

3)

4)

15.  Тип 15 № 368

Какую функцию выполняет зрачок глаза?

 

1)  преобразует энергию света в нервный импульс

2)  регулирует световой поток

3)  фокусирует изображение на сетчатку

4)  обеспечивает передачу нервных импульсов в ЦНС

16.  Тип 16 № 37125

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение кровеносной системы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  нижняя полая вена

2)  сонная артерия

3)  верхняя полая вена

4)  легочная артерия

5)  аорта

6)  грудной лимфатический поток

17.  Тип 17 № 39092

Какие признаки характерны для условных рефлексов? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  передаются по наследству

2)  одинаковы у всех особей вида

3)  формируются в процессе индивидуального развития организма

4)  не передаются по наследству

5)  являются врожденными

6)  обеспечивают приспособление организма к конкретным условиям среды

18.  Тип 18 № 37121

Установите соответствие между примерами и типами рефлексов. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

 

 

 

ПРИМЕРЫ

 

А)  отдергивание руки от горячего предмета

Б)  плач ребенка при виде человека в белом халате

В)  протягивание руки годовалым малышом к увиденным сладостям

Г)  глотание при раздражении рецепторов корня языка пищевым комком

Д)  выделение слюны при виде красиво сервированного стола

Е)  учащенное сердцебиение при воспоминании о неприятном событии

 

 

 

ТИПЫ РЕФЛЕКСОВ

 

1)  безусловный

2)  условный

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

19.  Тип 19 № 35261

 

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

 

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания пустынного ворона.

 

1)  хищник

2)  консумент первого порядка

3)  консумент второго и третьего порядков

4)  продуцент

5)  растительноядное животное

6)  насекомоядное животное

20.  Тип 20 № 35211

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит суслик, начиная с продуцента. В ответе запишите последовательность букв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

21.  Тип 21 № 35271

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность пустынных злаков и скорпионов, если в течение нескольких лет шло увеличение численности муравьев? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  не изменится

2)  уменьшится

3)  увеличится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Численность пустынных злаков Численность скорпионов

22.  Тип 22 № 39103

Рассмотрите рисунки 1, 2 с изображением процессов жизнедеятельности растения. Как называют процесс, изображенный на рисунке под цифрой 2? Сформулируйте одно из правил по уходу за комнатными растениями с учетом знания этого процесса.

23.  Тип 23 № 39107

Ученый провел эксперимент с белыми лабораторными крысами. Для этого он кормил одну из двух крыс в течение пяти месяцев пищей, калорийность которой превышала нормальную в 2 раза. Другое животное получало пищу с нормальной калорийностью. В течение всего периода наблюдения ученый измерял массу тела крыс. Полученные результаты представлены в таблице. Какой вывод можно сделать по результатам эксперимента? Какие условия эксперимента должны соблюдаться, чтобы результаты были объективными?

 

 

Масса тела, г Возраст животного, дни
28 35 63 91 120 150 180
Экспериментальное животное 42 52 100 170 235 276 315
Контрольное животное 42 50 90 153 213 238 257

24.  Тип 24 № 16417

 

Взаимосвязь органов в растительном организме

Организм растения представляет собой целостную систему, главными составляющими которой являются три уровня биологической организации: клетка, ткань и орган. Органы растения – и вегетативные, и генеративные – находятся в сложной взаимосвязи, обеспечивая жизнь единого организма. Взаимосвязь вегетативных органов во многом обеспечивается единством проводящей системы организма растения. Корни поглощают из почвы воду и минеральные вещества, необходимые для нормального существования всех клеток организма растения. В корнях образуется ряд биологически активных веществ, необходимых для синтеза хлорофилла в клетках растения. Без хлорофилла невозможен фотосинтез, и корень поставляет вещества для этого процесса.

В то же время синтез сложных органических веществ в корнях невозможен без поступления из места синтеза – листьев – органических веществ, которые необходимы всем клеткам растения для их роста и развития. Таким образом, наблюдается тесное взаимодействие наземной и подземной частей растения.

Цветение, созревание плодов и семян также невозможно без обеспечения генеративных органов питательными веществами, поступающими через цветоножку (плодоножку). Эти вещества им поставляют вегетативные органы. Например, удаление двух верхних листьев пшеницы на побеге в период выхода в трубку приводит к сокращению содержания в семенах белков и углеводов.

Наблюдается также взаимодействие генеративных органов между собой. Так, к семенам питательные вещества поступают не только из вегетативных органов, но и из околоплодника, например боба, стручка, коробочки. Плод, пока он зеленый, участвует в фотосинтезе. При этом клетки используют углекислый газ не из атмосферы, а выделяемый созревающими семенами при дыхании.

Используя содержание текста «Взаимосвязь органов в растительном организме», ответьте на следующие вопросы.

 

1)  Что называется органом растения?

2)  В чем различие вегетативных и генеративных органов растения?

3)  Каким образом осуществляется питание цветка, а затем плода растения?

25.  Тип 25 № 1629

Ниже приведена таблица, отражающая содержание витаминов в некоторых плодовых соках (по данным Популярной медицинской энциклопедии). В нижней строке показана средняя суточная потребность в этих веществах ( в мг). Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

 

 

Соки Витамины, в мг на 100 мл сока
Витамин А

 

Витамин В1 Витамин С
Абрикосовый

Апельсиновый

Вишневый

Гранатовый

Грушевый

Клюквенный

Лимонный

Мандариновый

Морковный

Томатный

Черносмородиновый

2,0

0,25

0,37–0,55

0,08

0,12–0,2

0,3–0,6

2–9

2–3

0,75–2

0,03

0,05

0,05

0,05

0,05

0,07

0,6

0,12

0,08

7,0

30–50

15

5

5

10

20–60

20–40

5–10,5

40–50

150–300

Суточная потребность 6,0 1,2–2,6 60–110

 

1)  Полтора стакана (300 мл) какого сока достаточно выпить в день, чтобы удовлетворить суточную потребность в витаминах А и В1 одновременно?

2)  Какие соки наиболее полезны при повышении температуры, заболевании десен?

3)  Правы ли те, кто рекомендует, пить по 3-4 литра соков в день? Ответ объясните.

26.  Тип 26 № 12941

Петр каждый вечер бегает трусцой в течение 1,5 часа. За два часа до этого он плотно ужинает. Сегодня Петр съел 200 г гречневой каши, 60 г сырокопченой колбасы, 50 г сыра, 25 г хлеба и чай с сахаром. Используя данные таблиц 1, и 2 ответьте на следующие вопросы.

1)  Какова энергетическая ценность ужина?

2)  Покроет ли калорийность ужина Петра энергетические затраты на бег?

3)  Какие вещества являются наиболее энергетически ценными?

 

Таблица 1

 

Таблица энергетической и пищевой ценности продуктов питания,

на 100 г продукта

 

 

 

 

 

Блюда и напитки Энергетическая ценность (ккал) Белки (г)

 

Жиры (г) Углеводы (г)
Геркулес 303 12,8 6,0 65,4
Гречневая каша 153 5,8 1,7 29,1
Овсяная каша 115 4,5

 

5,0

 

13,6
Манная каша 119 3,0 5,2 15,4

 

Макаронные изделия 356

 

10,9 0,6 74,0

 

Картофель вареный 74 1,7 0,2

 

15,8

 

Пшенная каша 131 4,6 1,3 25,9
Вареный рис 123 2,5 0,7 36,1

 

Суп из пакета 333

 

10,7 3,3 51,6

 

Лапша быстрого

приготовления

326 10,0 1,1 69,0
Говядина тушеная (вес нетто одной банки обычно 350 г) 220 16,8 17,0 0,0
Шпроты в масле (вес нетто одной банки обычно 150 г) 362 17,5 32,3 0,0
Колбаса сырокопченая 473 24,8 41,5 0,0
Сухари сладкие 377 9,0 4,6 72,8
Сыр 370 26,8 27,4 0,0
Хлеб 235 8,0 0,9 50,0
Сладкое печенье

 

445 7,5 16 68,0
Апельсиновый сок 60 0,7 0,1 13,2
Чай без сахара 0 0,0 0,0 0,0
Чай с сахаром (две чайных ложки) 68 0,0 0,0 14,0

 

Таблица 2

 

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

 

 

Виды физической активности Энергетическая стоимость
Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин
Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин
Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин
Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале;

колка дров

9,5 ккал/мин
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«ОГЭ 2025. Март. Биология. Вариант 9»

1.  Тип 1 № 12140

На рисунке изображен процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни.

К какому типу относится изображенное на рисунке размножение гидры  — к половому или бесполому?

2.  Тип 2 № 35286

Установите соответствие между организмами и царствами живой природы: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ОРГАНИЗМЫ

А)  широкопалый речной рак

Б)  сыроежка жгучеедкая

В)  подорожник большой

Г)  кишечная палочка

ЦАРСТВА

1)  Бактерии

2)  Грибы

3)  Животные

4)  Растения

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

3.  Тип 3 № 35161

Установите последовательность систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1)  класс Насекомые

2)  вид Капустная белянка

3)  отряд Чешуекрылые

4)  род Огородные белянки

5)  семейство Белянки

4.  Тип 4 № 12466

Изучите график зависимости продолжительности жизни (отложено по оси у в годах) от массы тела (по оси х в кг).

Какие два из нижеприведенных описаний наиболее точно отражают данную зависимость?

1)  Длительности жизни в 50 лет достигают животные с массой тела больше 10000 кг.

2)  У животных, вес которых превышает 500 кг, продолжительности жизни снижается.

3)  До определенного предела чем ниже масса тела, тем меньше продолжительность жизни.

4)  Самые долгоживущие животные весят в пределах от 10 кг до 100 кг.

5)  Продолжительность жизни резко повышается у животных с массой тела больше 100 кг.

5.  Тип 5 № 14894

Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом внутреннего строения листа дуба. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1)  Медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите четкое изображение внутреннего строения листа дуба.

2)  Глядя в окуляр микроскопа, настройте свет.

3)  Положите микропрепарат внутреннего строения листа дуба на предметный столик.

4)  Зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения.

5)  Зажмите препарат лапками-держателями.

6)  Максимально удобно расположите микроскоп на своем рабочем месте.

6.  Тип 6 № 35096

Научный метод, обобщающий знания в определенной области и прогнозирующий появление новых фактов и новых знаний называется:

 

1)  гипотеза

2)  наблюдение

3)  эксперимент

4)  теория

7.  Тип 7 № 39014

Известно, что летучая мышь  — летающее млекопитающее, ведущее ночной образ жизни. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

 

1)  Крылья образованы кожистой перепонкой, натянутой между передними и задними конечностями и хвостом.

2)  Зимой впадают в глубокую длительную спячку.

3)  Самка рождает одного голого и слепого детеныша, которого кормит молоком.

4)  Летучие мыши живут на Земле едва ли не 50 млн лет.

5)  Ориентируется в пространстве с помощью эхолокации.

6)  Является естественным резервуаром бешенства и, по данным ВОЗ, вирусов Марбурга и Эбола, входящих в группу особо опасных инфекций

8.  Тип 8 № 599

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь:

 

Объект

Процесс

Рецептор

Преобразование внешнего

раздражителя в нервный импульс

Чувствительный нейрон

...

 

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

 

1)  проведение нервного импульса в ЦНС

2)  обработка поступающей информации

3)  непосредственное выполнение команды

4)  проведение нервного импульса от ЦНС

9.  Тип 9 № 2370

Что из перечисленного считается палеонтологическими доказательствами эволюции? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  скелет археоптерикса

2)  окаменевшие остатки древних моллюсков

3)  схожесть эмбрионов позвоночных животных на ранних стадиях, развития

4)  отпечатки папоротников в пластах угля

5)  схожесть строения клеток эукариотических организмов

6)  общий план строения всех позвоночных животных

10.  Тип 10 № 284

Вставьте в текст «Дыхание растений» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

ДЫХАНИЕ РАСТЕНИЙ

Процесс дыхания растений протекает постоянно. В ходе этого процесса организм растения потребляет ___________ (А), а выделяет ___________ (Б). Ненужные газообразные вещества удаляются из растения путем диффузии. В листе они удаляются через особые образования  — ___________ (В), расположенные в кожице. При дыхании освобождается энергия органических веществ, запасенная в ходе ___________ (Г), происходящего в зеленых частях растения на свету.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) вода

2) испарение

3) кислород

4) транспирация

5) углекислый газ

6) устьица

7) фотосинтез

8) чечевичка

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

11.  Тип 11 № 39121

Установите соответствие между признаками и классами животных: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

А)  развитие с превращением

Б)  кожа тонкая и голая

В)  оплодотворение внутреннее

Г)  кожа сухая, тонкая, покрыта роговыми чешуями и костными пластинами

Д)  трехкамерное сердце с неполной перегородкой в желудочке

Е)  дыхание кожное и легочное

КЛАССЫ

1)  Пресмыкающиеся

2)  Земноводные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

12.  Тип 12 № 1467

Верны ли следующие утверждения?

 

А.  Энергия переходит с одного трофического уровня на другой без потерь.

Б.  Агроценозы не способны существовать без участия человека.

 

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба утверждения

4)  оба утверждения неверны

13.  Тип 13 № 957

Рассмотрите фотографию листа бегонии. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа; жилкование листа; форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части; форма края. При выполнении работы используйте линейку и карандаш.

 

А. Тип листа

1) черешковый

2) сидячий

 

Б. Жилкование листа

1) параллельное

2) дуговидное

3) пальчатое

4) перистое

 

В. Форма листа

 

Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и по расположению наиболее широкой части

 

Д. Край листа (для выделенного фрагмента)

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

14.  Тип 14 № 39160

На рисунке под каким номером изображен резец человека?

1)

2)

3)

4)

15.  Тип 15 № 368

Какую функцию выполняет зрачок глаза?

 

1)  преобразует энергию света в нервный импульс

2)  регулирует световой поток

3)  фокусирует изображение на сетчатку

4)  обеспечивает передачу нервных импульсов в ЦНС

16.  Тип 16 № 37125

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение кровеносной системы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1)  нижняя полая вена

2)  сонная артерия

3)  верхняя полая вена

4)  легочная артерия

5)  аорта

6)  грудной лимфатический поток

17.  Тип 17 № 39092

Какие признаки характерны для условных рефлексов? Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1)  передаются по наследству

2)  одинаковы у всех особей вида

3)  формируются в процессе индивидуального развития организма

4)  не передаются по наследству

5)  являются врожденными

6)  обеспечивают приспособление организма к конкретным условиям среды

18.  Тип 18 № 37121

Установите соответствие между примерами и типами рефлексов. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

А)  отдергивание руки от горячего предмета

Б)  плач ребенка при виде человека в белом халате

В)  протягивание руки годовалым малышом к увиденным сладостям

Г)  глотание при раздражении рецепторов корня языка пищевым комком

Д)  выделение слюны при виде красиво сервированного стола

Е)  учащенное сердцебиение при воспоминании о неприятном событии

ТИПЫ РЕФЛЕКСОВ

1)  безусловный

2)  условный

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

19.  Тип 19 № 35261

Изучите фрагмент экосистемы леса, представленный на рисунке, и выполните задание.

Выберите из приведенного ниже списка три характеристики, которые можно использовать для экологического описания пустынного ворона.

 

1)  хищник

2)  консумент первого порядка

3)  консумент второго и третьего порядков

4)  продуцент

5)  растительноядное животное

6)  насекомоядное животное

20.  Тип 20 № 35211

Составьте пищевую цепь из четырех организмов, в которую входит суслик, начиная с продуцента. В ответе запишите последовательность букв.

 

21.  Тип 21 № 35271

Проанализируйте биотические отношения между организмами экосистемы. Как изменится численность пустынных злаков и скорпионов, если в течение нескольких лет шло увеличение численности муравьев? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

 

1)  не изменится

2)  уменьшится

3)  увеличится

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Численность пустынных злаков

Численность скорпионов

22.  Тип 22 № 39103

Рассмотрите рисунки 1, 2 с изображением процессов жизнедеятельности растения. Как называют процесс, изображенный на рисунке под цифрой 2? Сформулируйте одно из правил по уходу за комнатными растениями с учетом знания этого процесса.

23.  Тип 23 № 39107

Ученый провел эксперимент с белыми лабораторными крысами. Для этого он кормил одну из двух крыс в течение пяти месяцев пищей, калорийность которой превышала нормальную в 2 раза. Другое животное получало пищу с нормальной калорийностью. В течение всего периода наблюдения ученый измерял массу тела крыс. Полученные результаты представлены в таблице. Какой вывод можно сделать по результатам эксперимента? Какие условия эксперимента должны соблюдаться, чтобы результаты были объективными?

 

Масса тела, г

Возраст животного, дни

28

35

63

91

120

150

180

Экспериментальное животное

42

52

100

170

235

276

315

Контрольное животное

42

50

90

153

213

238

257

24.  Тип 24 № 16417

Взаимосвязь органов в растительном организме

Организм растения представляет собой целостную систему, главными составляющими которой являются три уровня биологической организации: клетка, ткань и орган. Органы растения – и вегетативные, и генеративные – находятся в сложной взаимосвязи, обеспечивая жизнь единого организма. Взаимосвязь вегетативных органов во многом обеспечивается единством проводящей системы организма растения. Корни поглощают из почвы воду и минеральные вещества, необходимые для нормального существования всех клеток организма растения. В корнях образуется ряд биологически активных веществ, необходимых для синтеза хлорофилла в клетках растения. Без хлорофилла невозможен фотосинтез, и корень поставляет вещества для этого процесса.

В то же время синтез сложных органических веществ в корнях невозможен без поступления из места синтеза – листьев – органических веществ, которые необходимы всем клеткам растения для их роста и развития. Таким образом, наблюдается тесное взаимодействие наземной и подземной частей растения.

Цветение, созревание плодов и семян также невозможно без обеспечения генеративных органов питательными веществами, поступающими через цветоножку (плодоножку). Эти вещества им поставляют вегетативные органы. Например, удаление двух верхних листьев пшеницы на побеге в период выхода в трубку приводит к сокращению содержания в семенах белков и углеводов.

Наблюдается также взаимодействие генеративных органов между собой. Так, к семенам питательные вещества поступают не только из вегетативных органов, но и из околоплодника, например боба, стручка, коробочки. Плод, пока он зеленый, участвует в фотосинтезе. При этом клетки используют углекислый газ не из атмосферы, а выделяемый созревающими семенами при дыхании.

Используя содержание текста «Взаимосвязь органов в растительном организме», ответьте на следующие вопросы.

 

1)  Что называется органом растения?

2)  В чем различие вегетативных и генеративных органов растения?

3)  Каким образом осуществляется питание цветка, а затем плода растения?

25.  Тип 25 № 1629

Ниже приведена таблица, отражающая содержание витаминов в некоторых плодовых соках (по данным Популярной медицинской энциклопедии). В нижней строке показана средняя суточная потребность в этих веществах ( в мг). Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

 

Соки

Витамины, в мг на 100 мл сока

Витамин А

Витамин В1

Витамин С

Абрикосовый

Апельсиновый

Вишневый

Гранатовый

Грушевый

Клюквенный

Лимонный

Мандариновый

Морковный

Томатный

Черносмородиновый

2,0

0,25

0,37–0,55

0,08

0,12–0,2

0,3–0,6

2–9

2–3

0,75–2

0,03

0,05

0,05

0,05

0,05

0,07

0,6

0,12

0,08

7,0

30–50

15

5

5

10

20–60

20–40

5–10,5

40–50

150–300

Суточная потребность

6,0

1,2–2,6

60–110

 

1)  Полтора стакана (300 мл) какого сока достаточно выпить в день, чтобы удовлетворить суточную потребность в витаминах А и В1 одновременно?

2)  Какие соки наиболее полезны при повышении температуры, заболевании десен?

3)  Правы ли те, кто рекомендует, пить по 3-4 литра соков в день? Ответ объясните.

26.  Тип 26 № 12941

Петр каждый вечер бегает трусцой в течение 1,5 часа. За два часа до этого он плотно ужинает. Сегодня Петр съел 200 г гречневой каши, 60 г сырокопченой колбасы, 50 г сыра, 25 г хлеба и чай с сахаром. Используя данные таблиц 1, и 2 ответьте на следующие вопросы.

1)  Какова энергетическая ценность ужина?

2)  Покроет ли калорийность ужина Петра энергетические затраты на бег?

3)  Какие вещества являются наиболее энергетически ценными?

 

Таблица 1

Таблица энергетической и пищевой ценности продуктов питания,

на 100 г продукта

 

Блюда и напитки

Энергетическая ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Геркулес

303

12,8

6,0

65,4

Гречневая каша

153

5,8

1,7

29,1

Овсяная каша

115

4,5

5,0

13,6

Манная каша

119

3,0

5,2

15,4

Макаронные изделия

356

10,9

0,6

74,0

Картофель вареный

74

1,7

0,2

15,8

Пшенная каша

131

4,6

1,3

25,9

Вареный рис

123

2,5

0,7

36,1

Суп из пакета

333

10,7

3,3

51,6

Лапша быстрого

приготовления

326

10,0

1,1

69,0

Говядина тушеная (вес нетто одной банки обычно 350 г)

220

16,8

17,0

0,0

Шпроты в масле (вес нетто одной банки обычно 150 г)

362

17,5

32,3

0,0

Колбаса сырокопченая

473

24,8

41,5

0,0

Сухари сладкие

377

9,0

4,6

72,8

Сыр

370

26,8

27,4

0,0

Хлеб

235

8,0

0,9

50,0

Сладкое печенье

445

7,5

16

68,0

Апельсиновый сок

60

0,7

0,1

13,2

Чай без сахара

0

0,0

0,0

0,0

Чай с сахаром (две чайных ложки)

68

0,0

0,0

14,0

 

Таблица 2

Энергозатраты при различных видах физической активности

 

Виды физической активности

Энергетическая стоимость

Прогулка - 5 км/ч;

езда на велосипеде - 10 км/ч; волейбол любительский; стрельба из лука;

гребля на байдарке

4,5 ккал/мин

Прогулка - 5,5 км/ч;

езда на велосипеде - 13 км/ч;

настольный теннис

5,5 ккал/мин

Ритмическая гимнастика;

прогулка - 6,5 км/ч;

езда на велосипеде - 16 км/ч;

каноэ - 6,5 км/ч;

верховая езда - быстрая рысь

6,5 ккал/мин

Роликовые коньки - 15 км/ч;

прогулка - 8 км/ч;

езда на велосипеде - 17,5 км/ч;

бадминтон - соревнования;

большой теннис - одиночный разряд;

легкий спуск с горы на лыжах: водные лыжи

7,5 ккал/мин

Бег трусцой;

езда на велосипеде - 19 км/ч;

энергичный спуск с горы на лыжах; баскетбол; хоккей с шайбой; футбол; игра с мячом в зале;

колка дров

9,5 ккал/мин




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

12.03.2025 13:03
Панарина Любовь Николаевна @yazyki
Ирина Николаевна,спасибо за интересные задания.

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 3 секунд
Комплекты для работы учителя