РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ
НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ СЕМЬЯ -
это семья с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющихся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.
ГРУППЫ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ:
- Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия – проблемные, конфликтные семьи, аморально – криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности – неполные);
- Внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности.
Социально – педагогическая помощь
Посредническая
Образовательная
Психологическая
Организация
Обучение
Поддержка
Координация
Воспитание
Коррекция
Информирование
ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ:
- Социальный патронаж;
- Консультационные беседы;
- Тренинги, тесты;
- Социально – педагогический мониторинг;
- Анкетирование детей и родителей;
- Опросники;
- Мини-консилиумы;
- Анализ документов.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ :
- 1 этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем;
- 2 этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи;
- 3 этап: знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни;
- 4 этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод;
- 5 этап: изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций;
- 6 этап: изучение личностных особенностей членов семьи;
- 7 этап: составление карты семьи;
- 8 этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.);
- 9 этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;
- 10 этап: текущие и контрольные посещения семьи;
- 11 этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
Содержание программы
Первый этап. Выявление неблагополучных семей
Второй этап. Определение типов внутрисемейного воспитания
Третий эт ап. Методы работы с семьей в МОУ «СОШ №7»
Четвертый этап. Привлечение педагогического коллектива и других специалистов
Пятый этап. Контроль
Заключительный этап. Подведение итогов. Снятие с учета
Консультации с детьми и взрослыми
Стенд для родителей
Тренинги
Классные часы
Родительские собрания
Учреждения дополнительного образования
Органы опеки и попечительства
ПДН и КДН
Центр занятости
ЦСОН
ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ УЧЕТ 2010 – 2011 УЧ.ГОД
3учащихся
- Плохое, неадекватное поведение - 35%;
- Безвольность (потакание плохому поведению) – 15%;
- Вранье – 20%;
- Плохая успеваемость – 20%;
- Прогулы – 10%;
Возрастная категория данных детей:
- Младший школьник - 20 %;
- Подросток - 55 %;
- Старший школьник - 25 %;
Дети из этой группы различаются и по возрасту, и по полу и по характеру и по условиям проживания. Учащиеся данной группы являются членами:
- Неполных семей - 40 %;
- Полных семей - 35%;
- Проживающие, в семье с отчимом или мачехой - 15 %;
- Воспитывающиеся одним родителем (мать) - одиночка - 25 % ;
МЕТОДИКА «РИСУНОК СЕМЬИ»
- 50 % - детей испытывают дефицит общения в семье;
- 23 % - детей ощущают себя отверженными и не нужными;
- 7 % - детей включают в состав семьи посторонних людей;
- 10 % - не имеют никаких отношений в семье;
- 10 % - выделяют одного члена семьи, игнорируя остальных.
МЕТОДИКА «СЕМЕЙНАЯ СОЦИОГРАММА»
- 50 % - детей не ощущают эмоциональной взаимосвязи в семье;
- 27% - общаются с членами опосредованно, через наиболее приятного им члена семьи;
- 20 % - выделили в своей семье подсистемы: мама – папа, брат – сестра, мама – дочь, папа – сын, мама – сын и др.;
- 3 % - детей обладают низкой самооценкой в семье и принимаются остальными членами семьи.
РЕЗУЛЬТАТ ДАННОЙ ПРОГАММЫ:
- 20% - семей почти полностью ликвидировали признаки неблагополучия (встали на учет… алкоголизм, осознали ошибки семейного воспитания и др.);
- 15 % - осознали и приняли факт неблагополучия своей семьи, готовые к взаимодействию для ликвидации признаков неблагополучия в семье и снятия с учета;
- 10 % - прислушались к рекомендациям и советам, касающимся психологического климата в семье и стали периодически обращаться за помощью в виде индивидуальных консультаций;
- 55 % остались при своем мнении, считая что в их семье нет неблагоприятных факторов для развития личности ребенка, утверждая при этом, что сами справятся с воспитательной функцией ребенка.
СТРУКТУРА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОСНОВНЫЕ ТИПЫ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ:
Конфликтная
Аморальная
Педагогически несостоятельная
Асоциальная
Управление образования
Классный руководитель
Отдел образования
Социальный педагог
Родительский комитет
психолог
КДН
Классный руководитель
ПДН
Социальный педагог
Управление образования
Родительский комитет
Совет профилактики
Классный руководитель
ПДН
психолог
Социальный педагог
Учреждения образования
Родительский комитет
ПДН
КДН
Классный руководитель
Социальный педагог
Родительский комитет
психолог
Совет профилактики
Управление образования
ЦСОН
ПЛАН РАБОТЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ НА 2010 – 2011 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п
Наименование мероприятий
1.
Сроки
2.
Диагностика, выявление неблагополучных семей
Сентябрь
Ответственные
3.
Составление карты неблагополучных семей.
Социальный педагог
4.
Сентябрь-октябрь
Индивидуальная работа: посещение, составление акта
Психолог
Социальный педагог
5.
Индивидуальное консультирование родителей и детей из неблагополучных семей
Постоянно
Родительский всеобуч. Беседы на педагогические темы:
Постоянно
Социальный педагог
Психолог
Классные руководители
Психолог
1 раз в четверть
Классные руководители
Социальный педагог
-вредные привычки детей и родителей;
Социальный педагог
-совместное проведение свободного времени;
Классные руководители
Психолог
Классные руководители
-профилактика правонарушений;
Психолог
Классные руководители
6.
7.
Совместная работа по реабилитации неблагополучных семей с ЦСОН, ПДН, КДН;
-рейды по неблагополучным семьям;
8.
Интерактивные формы работы с неблагополучными семьями:
Постоянно
Привлечение родителей для организации мероприятий «родители и дети» с вовлечением детей из неблагополучных семей.
- анкетирование родителей и детей из неблагополучных семей с целью выявления степени неблагополучия;
Социальный педагог, психолог
Постоянно
-вызов на КДН;
Классные руководители
Социальный педагог, психолог
Постоянно
- помощь социальной службы;
- тренинги для родителей, направленные на преодоление асоциальных явлений в семье;
Классные руководители
- тренинги для детей из неблагополучных семей, направленные на преодоление дезадаптации.
Специалисты
-помощь в трудоустройстве безработных родителей, обеспечение детей из неблагополучных семей путевками в оздоровительный лагерь.
Карточка на неблагополучную семью
Поставлен(а) на учет «________» ________________ 200__г
Карточка
На ____________________
Родители (Ф.И.О, возраст, место работы, должность, образование, судимость).
Отец_ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мать __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лица, заменяющие родителей __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Несовершеннолетние дети (возраст, место работы, учебы) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Адрес _________________________________________________________________________________________________