«Работа с несплошным текстом как способ развития навыков функционального чтения»
Петухова Наталья Владимировна
учитель начальных классов
«Несплошные» тексты - это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом.
Это тексты, сочетающие в себе несколько источников информации, c которыми учащиеся чаще всего встречаются в реальной действительности.
Географические карты, планы местности, помещений
Входные билеты, афиши, объявления, рекламные постеры
НЕСПЛОШНЫЕ ТЕКСТЫ
Графики, диаграммы, схемы, таблицы, масштаб, списки
Обложки журналов, меню
Математика
Рассмотри рисунок и ответь на вопрос:
сколько рублей надо заплатить за покупку, состоящую из двух машинок и четырёх роботов?
Составьте задачу по данному рисунку.
Ответь на вопросы:
«Рассматривая билет, постарайтесь ответить на вопросы».
1. В каком направлении едет автобус? 2. Какова стоимость билета? 3. Какое место занимает пассажир? 4. Укажите дату и время отправления автобуса? 5. Определи, сколько времени было у пассажира с момента покупки билета до его посадки в автобус? 6. Из какого города выезжал автобус? Какова конечная остановка? 7. Составь текст СМС сообщения, чтобы пассажира встретили в пункте прибытия. 8. Заполни таблицу необходимой информацией из билета.
Русский язык
Задания которые можно предложить ученикам на уроках русского языка.
При изучении однородных членов предложения
Задание: составьте предложение с однородными членами предложения Мама купила в магазине творог, сметану, молоко и бананы.
При изучении темы слова с непроверяемыми орфограммами
Задание: выпишите словарные слова:
сметана, молоко, творог, банан, кассир, магазин, сумма, телефон, спасибо
Тема. Алфавит.
Задание. Выпиши и расположи слова в алфавитном порядке.
При изучении имён собственных
Задание: выпишите все имена собственные из первого чека:
(город) Алматы, (переулок) Карский, «Мария-Ра»,
(в каждом кассовом чеке указывается имя продавца)
При изучении многозначных слов
Задание: найдите в чеке многозначное слово. Напишите лексическое значение данного слова.
Это слово операция
1 Значение
2 Значение
Хирургическое вмешательство, предпринимаемое с лечебной целью при некоторых заболеваниях или ранениях.
В области математики – арифметическое или логическое действие. Например: операция сложения.
3 Значение
Действие или их совокупность для достижения какой-либо цели. Например: кредитная операция.
При изучении имён числительных
Задание :
напишите, в какое время произведена покупка?
Покупка совершена в двадцать один час пятнадцать минут Покупка совершена в пятнадцать минут десятого вечера. Покупка совершена в двадцать один час пятнадцать минут
Задание :
напишите, какого числа произведена покупка?
Задание :
напишите номера чеков
Задание: придумайте и напишите предложения со словом операция. В каждом предложении слово должно обозначать разное лексическое значение.
Покупка совершена шестого октября две тысячи двадцатого года.
Сорок три
(за 06.10.2020) Сто семьдесят девять
(за 17.10.2020)
При изучении лексического значения слова в прямом и переносном значении
Задание : найдите слово, употребляемое в чеке в переносном значении? горячая линия
Учитель проводит работу со значением слова «горячий» в прямом значении и переносном. Здесь важно понять детям данные значения и употреблять их в своей речи. Лучше, если обучающиеся поработают с толковым словарём.
Задания:
- Придумайте предложения, чтобы данное слово употреблялось в прямом значении.
- Придумайте предложения, чтобы данное слово употреблялось в переносном значении.
- Опишите ситуацию: покупатель звонит по горячей линии.
- Составьте диалог.
Окружающий мир
Познакомься с картой и выполни задания:
- Запиши страны-соседи Российской Федерации.
Соседи на западе __________________________________________________________________________________________________________________________
Соседи на юге __________________________________________________________________________________________________________________________
Соседи на востоке __________________________________________________________________________________________________________________________
- Запиши океаны, омывающие территорию РФ
__________________________________________________________________________________________________________________________
Китай ____________________
Япония ___________________
Украина __________________
4* Запиши название представленной карты _______________________
На Интернет-сайтах погоды можно встретить
подобные таблицы. Изучи прогноз погоды
на трое суток.
Масштаб
Определите по карте расстояние от опушки леса (точка А) до точки пересечения дороги с рекой .
Выбери верные утверждения об ожидаемой погоде на эти трое суток
- Влажность воздуха во вторник будет изменяться от 95% ночью
- до 70% днём.
2) Со вторника по четверг будет переменная облачность.
3) Температура воздуха в четверг будет выше –6 °С.
4) Утром в среду ветер сменится с южного на юго-восточный.
Масштаб карты 1 : 100 000
Литературное чтение
Задание:
В.Сутеев. «Снежный зайчик»
1. Прочитай текст. 2. Заполни таблицу, пользуясь текстом.
Имя героя
Что слепили дети из снега
в первый раз
во второй раз
в третий раз
Имя героя
Что слепили дети из снега
в первый раз
Коля
Саша
снеговик
во второй раз
в третий раз
медведь
Женя
Дед Мороз
Катя
ракета
слон
Снегурочка
спутник
зайчик
домик
космонавт
зайчик
зайчик
3 . Задания с развернутым ответом.
Успеете ли вы пойти на спортивную секцию к 12.00, если у Вас куплен билет в театр?
_______________________________________________________________
1. Задания с выбором ответа.
Куда приглашает билет?
а) в кино
б) в цирк
в) на спектакль
Задание. Сочини свою сказку «Грибок теремок"
Задание. Составь пригласительный билет в кукольный театр.
2. Задания с кратким ответом.
В каком месяце будет проходить спектакль?
Спектакль будет проходить __________.
Финансовая грамотность
Укажи в таблице:
1. Сколько племя получит стрел, обменяв 2 топора?
2. Сколько оно получит копий, обменяв 3 топора?
3. Сколько получит горшков, обменяв 5 топоров?
4. Сколько получит овец, обменяв 10 топоров?
В древние времена денег не существовало и люди, жившие племенами, обменивались товарами: продуктами, животными, вещами.
= или или
= или или
На диаграмме показан доход семьи за один год по месяцам. Рассмотри диаграмму и ответь на вопросы:
1. В каких месяцах доход семьи можно считать стабильным?
2. В каком месяце доход семьи был самым высоким? Самым низким?
3. В каком месяце доход семьи был выше: в июле или в октябре?
4. В каком месяце доход семьи был ниже: в апреле или в ноябре?
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ