Просмотр содержимого документа
«Работа с неуспевающимиучащимися по физике.»
Работа с неуспевающими учащимися по физике.
- «Школьная неуспешность – это комплекс проблем, возникший у ребёнка при систематическом обучении и постепенно приводящих к ухудшению здоровья, к нарушению социально-психологической адаптации и к снижению успешности обучения.»
(М.М. Безруких)
Неуспевающие!
Они есть!
Кто они?
«Кто кого?»
Что делать?
Какие они?
1. Хочет, но не может .
2. Может, но не хочет.
3. Не может и не хочет.
Основные способы обнаружения отставаний учащихся:
- наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
- вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
- обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Наблюдаем за работой учащихся, выслушиваем и отвечаем на их вопросы, иногда помогаем.
Признаки отставания.
- Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал (при решении , чтении , объяснении учителя). Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения
- 2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников.
- 3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей.
- Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
- 5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы.
- 6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий.
Причины неуспеваемости.
Недостатки биологического развития:
- а) дефекты органов чувств;
- б) соматическая ослабленность;
- в) особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение;
- г) психологические отклонения.
- Недостатки психического развития личности:
- а) слабое развитие эмоциональной сферы личности;
- б) слабое развитие воли;
- в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.
Недостатки воспитанности личности:
- а) недостатки в развитии моральных качеств личности;
- б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.;
- в) недостатки воспитанности.
Недостатки образования личности:
- а) пробелы в знаниях и специальных умениях;
- б) пробелы в навыках учебного труда.
Недостатки опыта влияния школы:
- а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.;
- б) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива учащихся и др.).
Недостатки влияния внешкольной среды:
- а) недостатки влияний семьи;
- б) недостатки влияний сверстников;
- в) недостатки влияний социума.
Цель работы с неуспевающими учащимися:
не только восполнение пробелов, но и развитие их познавательной активности, самостоятельности.
План работы со слабоуспевающими учащимися на 2015 – 2016 учебный год .
- Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих тем обучения.
- Цель:
- а) Определение фактического уровня знаний детей.
- б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.
- Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, врачом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.
- Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
- Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока
- Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
- Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце триместра, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.
- Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.
- . Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.
- Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.
- Учить детей навыкам самостоятельной работы.
Меры предупреждения неуспеваемости ученика
1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока. 2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.). 3. Индивидуальный подход к учащемуся, дополнительные занятия. 4. Специальная система домашних заданий. 5. Усиление работы с родителями. 6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.
7. Допускается временное снижение требований к неуспевающим, что позволит им постепенно наверстать упущенное.
Как работать на уроке?
Опрос слабых сочетать с самостоятельной работой других уч-ся, давать им на подготовку и обдумывания больше времени, при ответе использовать схемы, таблицы и др..
Самостоятельную работу разбивать на этапы, чаще и подробнее консультировать в начале и по ходу работы.
Более частый опрос , активизация самоконтроля в учебной деятельности .
Домашнюю работу давать индивидуально с обязательной последующее проверкой.
Организовывать работу в группах или с консультантами ( взаимопомощь.)
Формирование положительного отношения к учению.
1 этап:
наиболее лёгкий, занимательный материал;
действует только учитель, ученик воспринимает;
поощрение успехов в учёбе, не требующих усилий.
2 этап:
занимательный материал, касающийся сущности;
ведущим остаётся учитель, но ученик участвует;
поощрение успехов, требующих некоторых усилий.
3 этап:
важный, но непривлекательный материал;
ведущим становится ученик;
поощрение успехов, требующих значительных усилий.
Проблемы «трудных» учеников.
- Отсутствие контроля ( не только со стороны родителей, но и нашего текущего).
- Плохо развиты общеучебные навыки.
Успехов в дальнейшей работе!