СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с неуспевающими учащимися по физике.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация позволяет систематизировать основные способы обнаружения отставания учащихся, признаки отставания. Выявить причины неуспеваемости ( их классификацию). Продемонстрирована дорожная карта по устранения проблем  по успеваемости на уроках физики. Представлены основные методы и формы работы с не успевающими в условиях реализации ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Работа с неуспевающими учащимися по физике.»

 Работа с неуспевающими  учащимися по физике.

Работа с неуспевающими учащимися по физике.

«Школьная неуспешность – это комплекс проблем, возникший у ребёнка при систематическом обучении и постепенно приводящих к ухудшению здоровья, к нарушению социально-психологической адаптации и к снижению успешности обучения.»  (М.М. Безруких)
  • «Школьная неуспешность – это комплекс проблем, возникший у ребёнка при систематическом обучении и постепенно приводящих к ухудшению здоровья, к нарушению социально-психологической адаптации и к снижению успешности обучения.»

(М.М. Безруких)

Неуспевающие! Они есть!  Кто они? «Кто кого?» Что делать?

Неуспевающие!

Они есть!

Кто они?

«Кто кого?»

Что делать?

Какие они?  1. Хочет, но не может . 2. Может, но не хочет. 3. Не может и не хочет.

Какие они?

1. Хочет, но не может .

2. Может, но не хочет.

3. Не может и не хочет.

Основные способы обнаружения отставаний учащихся:          наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;          вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;          обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Наблюдаем за работой учащихся, выслушиваем и отвечаем на их вопросы, иногда помогаем.

Основные способы обнаружения отставаний учащихся:

  •          наблюдения за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
  •          вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
  •          обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Наблюдаем за работой учащихся, выслушиваем и отвечаем на их вопросы, иногда помогаем.
Признаки отставания. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал (при решении , чтении , объяснении учителя). Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения 2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. 3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей.

Признаки отставания.

  • Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал (при решении , чтении , объяснении учителя). Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения
  • 2. Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников.
  • 3. Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей.
Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя. 5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. 6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий.
  • Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
  • 5. Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы.
  • 6. Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий.
Причины неуспеваемости.   Недостатки биологического развития: а) дефекты органов чувств; б) соматическая ослабленность; в) особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение; г) психологические отклонения.

Причины неуспеваемости.

Недостатки биологического развития:

  • а) дефекты органов чувств;
  • б) соматическая ослабленность;
  • в) особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение;
  • г) психологические отклонения.
Недостатки психического развития личности: а) слабое развитие эмоциональной сферы личности; б) слабое развитие воли; в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.
  • Недостатки психического развития личности:
  • а) слабое развитие эмоциональной сферы личности;
  • б) слабое развитие воли;
  • в) отсутствие положительных познавательных интересов, мотивов, потребностей.
Недостатки воспитанности личности: а) недостатки в развитии моральных качеств личности; б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.; в) недостатки воспитанности.

Недостатки воспитанности личности:

  • а) недостатки в развитии моральных качеств личности;
  • б) недостатки в отношениях личности к учителям, коллективу, семье и пр.;
  • в) недостатки воспитанности.
Внешние . Недостатки образования личности: а) пробелы в знаниях и специальных умениях; б) пробелы в навыках учебного труда. Недостатки опыта влияния школы: а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.; б) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива учащихся и др.).
  • Внешние .

Недостатки образования личности:

  • а) пробелы в знаниях и специальных умениях;
  • б) пробелы в навыках учебного труда.

Недостатки опыта влияния школы:

  • а) недостатки процесса обучения, учебных пособий и пр.;
  • б) недостатки воспитательных влияний школы (учителей, коллектива учащихся и др.).
Недостатки влияния внешкольной среды: а) недостатки влияний семьи; б) недостатки влияний сверстников; в) недостатки влияний социума.  

Недостатки влияния внешкольной среды:

  • а) недостатки влияний семьи;
  • б) недостатки влияний сверстников;
  • в) недостатки влияний социума.  
Цель работы с неуспевающими учащимися: не только восполнение пробелов, но и развитие их познавательной активности, самостоятельности.

Цель работы с неуспевающими учащимися:

не только восполнение пробелов, но и развитие их познавательной активности, самостоятельности.

План работы со слабоуспевающими учащимися  на 2023 – 2024 учебный год .   Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих тем обучения.  Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей. б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

План работы со слабоуспевающими учащимися на 2023 – 2024 учебный год .

  • Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих тем обучения.
  • Цель:
  • а) Определение фактического уровня знаний детей.
  • б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.
Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, врачом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.
  • Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, врачом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.
Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
  • Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока
  • Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока
Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
  • Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце триместра, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.
  • Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце триместра, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.
Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.
  • Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.
. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.
  • . Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.
Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих. Учить детей навыкам самостоятельной работы.
  • Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.
  • Учить детей навыкам самостоятельной работы.
 Меры предупреждения неуспеваемости ученика    1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока.  2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).  3. Индивидуальный подход к учащемуся, дополнительные занятия.  4. Специальная система домашних заданий.  5. Усиление работы с родителями.  6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.  7. Допускается временное снижение требований к неуспевающим, что позволит им постепенно наверстать упущенное.

Меры предупреждения неуспеваемости ученика

1. Всестороннее повышение эффективности каждого урока. 2. Формирование познавательного интереса к учению и положительных мотивов (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.). 3. Индивидуальный подход к учащемуся, дополнительные занятия. 4. Специальная система домашних заданий. 5. Усиление работы с родителями. 6. Привлечение ученического актива к борьбе по повышению ответственности ученика за учение.

7. Допускается временное снижение требований к неуспевающим, что позволит им постепенно наверстать упущенное.

Как работать на уроке? Опрос слабых сочетать с самостоятельной работой других уч-ся, давать им на подготовку и обдумывания больше времени, при ответе использовать схемы, таблицы и др.. Самостоятельную работу разбивать на этапы, чаще и подробнее консультировать в начале и по ходу работы. Более частый опрос , активизация самоконтроля в учебной деятельности . Домашнюю работу давать индивидуально с обязательной последующее проверкой. Организовывать работу в группах или с консультантами ( взаимопомощь.)

Как работать на уроке?

Опрос слабых сочетать с самостоятельной работой других уч-ся, давать им на подготовку и обдумывания больше времени, при ответе использовать схемы, таблицы и др..

Самостоятельную работу разбивать на этапы, чаще и подробнее консультировать в начале и по ходу работы.

Более частый опрос , активизация самоконтроля в учебной деятельности .

Домашнюю работу давать индивидуально с обязательной последующее проверкой.

Организовывать работу в группах или с консультантами ( взаимопомощь.)

 Формирование положительного отношения к учению.  1 этап:  наиболее лёгкий, занимательный материал;  действует только учитель, ученик воспринимает;  поощрение успехов в учёбе, не требующих усилий.  2 этап:   занимательный материал, касающийся сущности;  ведущим остаётся учитель, но ученик участвует;  поощрение успехов, требующих некоторых усилий.  3 этап:  важный, но непривлекательный материал;  ведущим становится ученик;  поощрение успехов, требующих значительных усилий.

Формирование положительного отношения к учению.

1 этап:

наиболее лёгкий, занимательный материал;

действует только учитель, ученик воспринимает;

поощрение успехов в учёбе, не требующих усилий.

2 этап:

занимательный материал, касающийся сущности;

ведущим остаётся учитель, но ученик участвует;

поощрение успехов, требующих некоторых усилий.

3 этап:

важный, но непривлекательный материал;

ведущим становится ученик;

поощрение успехов, требующих значительных усилий.

Проблемы «трудных» учеников. Низкое общее развитие. Отсутствие контроля ( не только со стороны родителей, но и нашего текущего). Плохо развиты общеучебные навыки.

Проблемы «трудных» учеников.

  • Низкое общее развитие.
  • Отсутствие контроля ( не только со стороны родителей, но и нашего текущего).
  • Плохо развиты общеучебные навыки.
Успехов в дальнейшей работе!

Успехов в дальнейшей работе!