Просмотр содержимого документа
«Работа с объяснительным текстом учебника.»
Работа с объяснительным текстом учебника.
Школьная практика показывает, что современные ученики испытывают трудности с учебными текстами. Чаще всего большая часть обучающихся обращается к учебнику, если даны конкретные указания учителя с установкой на запоминание той или иной информации.
Перед учителем встаёт задача научить обучающегося активно взаимодействовать с информацией, используя различные работы с учебным текстом.
Выделю несколько приёмов работы с учебным текстом:
1) приём восприятия текста (учу умению выделять ключевые термины и определения; различать новую и известную информацию, анализировать заголовки, иллюстрации и примеры, формулировать вопросы к тексту и т.д.);
2) приём преобразования текста (учу умению структурировать содержание, устанавливать сходство и проводить аналогии, переводить информацию из словесно – символической формы в графическую, выявлять связи между элементами текста, обобщать, отыскивать и формулировать закономерности и т.д.);
3) приём самостоятельного конструирования текста (учу умению создавать различные типы авторских текстов, в том числе тексты разного стиля, - в виде придуманных задач, сюжетных историй, сочинений на математические темы, проектов, рецензий и т.д.)
4) Поиск конкретного термина в тексте выбранной главы также представляет собой самостоятельный методический приём. Он способствует формированию у обучающихся умения осуществлять своеобразное «сканирование» текста: быстрый просмотр с узкой концентрацией внимания только заданной информации.
5) Отлично себя зарекомендовал на моих уроках и прием «Мозговой штурм», состоящий в том, что учитель записывает тему урока на доске, а учащиеся называют все ассоциации, возникающие у них. Учитель записывает все ассоциации, а после прочтения текста учащиеся обсуждают, что было названо правильно, а что нет.
6) Приём «Верные и неверные утверждения». Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока