СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одаренными детьми

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа и план работы с одаренными детьми (3-11 классы).

Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»



УТВЕРЖДЕНА

приказом от _______________ № _____









План работы

с одаренными детьми по физической культуре









составитель: Елена Павловна Боронина

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории













Воскресенск

2019 год

Пояснительная записка

         Работа с одаренными детьми в основном, состоит в открытии специальных классов для одаренных, в проведении олимпиад различных уровней и т. п. Однако, массовая общеобразовательная школа остается основной, и поэтому реальным началом работы с одаренными детьми является работа в обычном классе средней школы и внеурочные занятия.

        Большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это  всегда единый сплав природных задатков и социальной среды, опосредованный деятельностью ребенка. Детский возраст – это период развития способностей. Если в этот период учитываются все повышенные потребности одаренных детей, то результат – одаренность взрослого. Если же обучение становится слишком легким или же нет условий для развития творческих потенций ребенка, то результат - исчезновение одаренности.

        Но говорить о методике работы с одаренными детьми в обычном классе можно только тогда, когда известна природа одаренности. Что такое «одаренность» и как она проявляется в ребенке? Проанализировав психологическую и педагогическую литературу, я пришла к выводу, что понятие «одаренность» можно условно разбить на пять групп:

1) изучение и развитие физических способностей;

2) умственный потенциал или интеллект;

3) совокупность физической способности;

4) развитие координации;

5) качественное сочетание способностей.

Исходя из многозначности термина «одаренность», можно сделать вывод, что проявление одаренности указывает на многоаспектность проблемы подхода к сфере способностей. При этом центральным понятием является понятие «способности», которые обеспечивают успешность деятельности.

Человек от природы наделен общими способностями. Любая деятельность осваивается на фундаменте общих способностей. Специальные способности есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности. Общая одаренность – это качественное сочетание способностей.

Способности детей есть продукт специального формирования, причем определяющая роль в этом процессе принадлежит обучению, которое ведет за собой развитие.

Актуальность проблемы

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

  • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.

  • В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.

  • В школе должны быть свои традиции.

  • Школа должна давать современное образование.

  • В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми в системе образования.

Однако, прежде, чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо определиться о чем, собственно, мы будем вести речь. Терминология, используемая при характеристике познавательных возможностей учащихся, включает такие понятия как способности, талант, одаренность, гениальность.

  Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одаренность – понимают как системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими очевидными иногда выдающими достижениями в том или ином виде деятельности.

   Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; имеют доминирующую активную, познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика. Поэтому, рассуждая о системе работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.

Концепция одаренности

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить для того. Чтобы эти способности были реализованы.

Одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

Главная задача учителя – это раскрытие и развитие двигательных качеств учащихся: ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения, мышления, внимания.

        При построении методики развития способностей учащихся в процессе обучения  физкультуре в обычной массовой общеобразовательной школе необходимо опираться на идеи дифференцированного и  развивающего обучения.

        Для построения методики необходимы:

        1). Диагностика одаренности детей в системе общей диагностики (комплекс мероприятий: различные виды тестирования, самоанализ, наблюдения родителей и педагогов).

        2).  Программное обеспечение для одаренных детей в системе общего программного обеспечения (дифференцирования).

        3). Методы обучения одаренных детей (проблемные, поисковые, исследовательские и т. д.).

        4). Умение модифицировать программы, вести обучение в соответствии с результатами диагностического исследования, консультирование родителей.

Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

Цель:

Создание условий для развития учащихся, одаренных у физическом и умственном отношении; повышение качества их обучения, расширение возможностей развития индивидуальных способностей, улучшение условий социальной адаптации учащихся, гармонизация отношений в системах «учитель – одаренный ученик», «одаренный ученик – ученик». «одаренный ученик – родитель».

Задачи:

  • развитие личности одаренных детей;

  • развитие учебной деятельности;

  • развитие творческой самостоятельности;

  • развитие коммуникативных умений;

  • развитие рефлексивных умений;

  • развитие двигательных качеств учащихся.

Формы работы с одаренными детьми:

  • групповые занятия с одаренными детьми;

  • спортивные секции по интересам;

  • участие в олимпиадах;

  • участие в соревнованиях различной направленности.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.

План работы

№/п

Содержание работы

Сроки

Результат

1

Изучение нормативных документов по организации работы с одаренными детьми

сентябрь

Изучение и реализация

2

Составление списка мотивированных учащихся

сентябрь

список

3

Планирование работы

сентябрь

план

4

Ознакомление с планом работы, положениями соревнований и олимпиад по месяцам

сентябрь - май

план

5

Занятия индивидуальные и групповые

сентябрь - май


6

Внеурочная деятельность

сентябрь - май


7

Участие в олимпиадах, веселых стартах, соревнованиях

сентябрь - май

участие

8

Участие в сдаче норм ВСК «ГТО»

сентябрь - май

участие

9

Участие в проектной деятельности

март - апрель

участие

10

Подведение итогов

май

анализ работы

11

Награждение

май

список



Список мотивированных учащихся