СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные рекомендации разработаны для работы с одаренными детьми разных возрастов на уроках русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы»

Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы


Валентеева О. А.

Одаренность представляет собой динамическую характеристику психики, формирующуюся на протяжении всей жизни и обуславливающую способность индивида демонстрировать выдающиеся результаты в определенной или нескольких сферах деятельности, превосходящие показатели других людей.

Одаренным считается ребенок, демонстрирующий яркие, заметные и порой исключительные успехи, либо обладающий потенциалом для их достижения в конкретной области.

Как правило, одаренные дети отличаются превосходной памятью, основанной на раннем развитии речи и абстрактного мышления. Им свойственна способность к классификации информации и опыта, а также эффективное использование имеющихся знаний. Обширный лексикон в сочетании со сложными синтаксическими конструкциями и склонность к задаванию вопросов часто привлекают внимание к одаренным детям.

Дети, наделенные талантом, легко адаптируются к познавательной неясности. Сложности не отбивают у них охоту к деятельности. Они охотно берутся за сложные и продолжительные задачи и крайне негативно относятся к навязыванию готовых решений.

В процессе обучения одаренных детей, работа учителей должна быть направлена на:

  • Применение индивидуального подхода, направленного на всестороннее развитие личности, способной к творчеству;

  • Формирование динамичной образовательной среды, основанной на психолого-педагогических исследованиях, что позволит своевременно выявлять и развивать творческие задатки у детей с высоким уровнем подготовки;

  • Исследование психологических и педагогических аспектов, способствующих формированию личности и эффективной реализации познавательных возможностей учащихся;

  • Интеграцию концепции гармонизации всех учебных предметов в рамках основного учебного плана в образовательный процесс. Это необходимо для стимулирования познавательной мотивации и активизации различных форм творческой самореализации личности;

  • Координацию развития интеллектуальных способностей учащихся.

Ключевые факторы успешной деятельности с талантливыми учениками:

  1. Понимание значимости данного направления каждым участником педагогического процесса и, как следствие, акцентирование внимания на стимулировании позитивного отношения к образованию.

  2. Разработка и непрерывное улучшение методологической базы для работы с одаренными школьниками.

  3. Принятие педагогическим коллективом и администрацией школы того факта, что осуществление программы поддержки одаренных детей – это одна из важнейших задач образовательного учреждения.

  4. Наличие у преподавателей, работающих с талантливыми детьми, определенных качеств:

Педагог для одаренного ребенка – это человек, эффективно реагирующий на сложные задачи, способный воспринимать конструктивную критику и устойчивый к стрессу при взаимодействии с более одаренными и компетентными учениками. Сотрудничество учителя и одаренного ученика должно быть ориентировано на максимальное развитие потенциала, носить характер содействия и поддержки.

- Преподаватель уверен в своей квалификации и способности справляться с возникающими трудностями. Он готов отвечать за принятые решения, одновременно чувствуя свою привлекательность и состоятельность как личность.

- Учитель убежден, что окружающие могут самостоятельно решать свои вопросы, верит в их доброжелательность и позитивные намерения, уважает их чувство собственного достоинства, которое необходимо ценить и оберегать.

- Преподаватель постоянно стремится к личностному и профессиональному росту, с энтузиазмом расширяет свои знания, готов перенимать опыт у коллег, заниматься саморазвитием и самосовершенствованием.

 принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
 принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
 принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.


Условия успешной работы с одаренными учащимися.
1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.


2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.


3. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.


4. Присутствие у педагогов, работающих с одаренными детьми следующих качеств:
 учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;
 учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
 учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
 учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.


Учитель должен быть:
 увлечен своим делом;
 способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
 профессионально грамотным;
 интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
 проводником передовых педагогических технологий;
 психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного
процесса;
 знатоком во всех областях человеческой жизни.

Формы работы с одаренными учащимися:
 творческие мастерские;
 групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
 факультативы;

 кружки по интересам;
 занятия исследовательской деятельностью;
 научное общество учащихся;
 конкурсы;
 интеллектуальный марафон;
 научно-практические конференции;
 участие в олимпиадах;
 работа по индивидуальным планам;
 сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

В качестве рекомендаций по поддержке развития одаренных детей можно выделить следующее:

  • Разработка индивидуальных образовательных траекторий с увеличенным объемом заданий.

  • Поощрение самостоятельности в обучении и исследовательской деятельности.

  • Предложение выполнять стандартные задания разными способами, стимулируя вариативность мышления.

  • Усиленное внимание к физическому здоровью и формированию нравственных качеств.

Следует отметить, что интеллектуальное развитие, опирающееся исключительно на хорошую память, не всегда приводит к творческим достижениям. Психологические исследования показывают, что высокий интеллект не гарантирует столь же высокого творческого потенциала. Однако именно творчество представляет наибольший интерес для исследователей. Можно обладать обширными знаниями, но не иметь способности к созданию чего-то нового и уникального.

Причина в том, что для успешной учебы более важно конвергентное мышление, ориентированное на поиск единственно верного решения. В то время как для творчества необходимо дивергентное мышление, допускающее множество правильных ответов на один и тот же вопрос.

Иными словами, стандартное мышление – это движение в одном направлении, углубление существующей ямы, нестандартное – попытка начать копать в другом месте. Нежелание отказываться от начатого объясняется не только сожалением о затраченных усилиях, но и чувством долга перед обществом, требующим следования выбранному пути.

По мнению Э. де Боно, существуют ключевые принципы нестандартного мышления:

  • Осознание доминирующих идей и способность критически их оценивать.

  • Поиск разнообразных альтернативных подходов к решению задач.

  • Ослабление влияния стереотипного мышления.

  • Умение использовать случайные возможности.

Рекомендации по работе с одаренными детьми:

• Учителю следует избегать укрепления перфекционистских тенденций в одаренном
ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Ему не стоит выделять
одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, а лучше поощрять
совместные занятия с другими детьми.
• Учитель не должен возводить одаренного ребенка на пьедестал или делать из него
вундеркинда в глазах других учеников. Успехи его будут должным образом оценены, а
неуместное выпячивание его исключительности достижений рождает чаще всего
раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы.
• Учителю следует помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо
воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся занятия. Учителям нередко
необходима помощь методистов, чтобы разнообразить программу с учетом потребностей
высокоодаренных учеников.
Средняя и старшая ступень (V – XI классы)
• Создавать ситуации незавершенности или открытости, в отличие от жестко заданных и
строго контролируемых ситуаций.
• Разрешение и поощрение множества вопросов.
• Создание и разработка приемов, стратегий, инструментов, предметов для последующей
деятельности.
• Стимулирование ответственности и независимости.
• Делать акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях,
сопоставлениях.
• Формировать более разнообразный взгляд на мир.
• Внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих их взрослых.
• Не давать ребенку прямых условий, рекомендаций. Ребенок должен сам их выработать.
• Не сдерживать инициативу, даже в ущерб урока.
• Научить прослеживать межпредметные связи.
• Приучить детей к самостоятельности принятия решения и анализа ситуации.
• Оказывать поддержку в ситуации успеха.
• Обеспечить исследовательскую деятельность для одаренных детей.
• При взаимодействии с одаренным ребенком учитель должен проявлять чувство юмора.
• Формировать безоценочные критерии в работе с одаренным ребенком.
• Педагогу необходимо проявлять настойчивость в работе по развитию определенных
способностей ребенка.

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.