СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одаренными обучающимися

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с одаренными обучающимися

Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными обучающимися»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Михайловская средняя общеобразовательная школа»

Бугурусланского района Оренбургской области







(2023-2024 учебный год)







Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Ефремов Евгений Алексеевич

Проблема работы с высокомотивированными обучающимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Учёные сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нём в виде задатков. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Многочисленные конкурсы, олимпиады, научные общества учащихся, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как у детей появляется возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей, наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями.

Сложность феномена одаренности, предпосылки и условия формирования и развития одаренности в детском возрасте хорошо проанализированы в «Рабочей концепции одаренности», разработанной российскими учеными. В «Концепции…» сделан важный вывод о том, что «проблема выявления высокомотивированных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования» с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.

Поскольку речь идет об образовательном учреждении, которое должно стать местом для развития одаренности ребенка, то в центре нашего внимания находятся дети, проявляющие признаки общей одаренности, т. е. те, кто отличается высокой любознательностью, широкой познавательной активностью, яркими познавательными интересами и потребностью в творчестве. 

Цель работы с высокомотивированными детьми:

Обеспечение благоприятных условий для создания школьной системы выявления, развития и поддержки высокомотивированных детей в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности в области филологии:

Задачи:

  • выявление и развитие детской одаренности и адресной поддержки детей в соответствии с их способностями, в том числе на основе инновационных технологий;

  • расширение возможностей для участия способных и высокомотивированных школьников в разных формах творческой и интеллектуальной деятельности.


Ожидаемые результаты:

  • формирование системы работы с высокомотивированными учащимися;

  • творческая самореализация ученика школы через участие вразного рода конкурсах, интеллектуальных мероприятиях;

  • увеличение количества высокомотивированных детей школьного возраста - победителей конкурсов, соревнований, олимпиад, турниров разного уровня.

Выявление одарённых детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения за учеником, изучения его психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя.

Среди современных концепций одаренности самой популярной является концепция Дж. Фензулли. Согласно его теории, одаренность - это сочетание 3-х характеристик: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, креативность (творческие способности) и настойчивость (мотивация, ориентированная на определенную задачу). Кроме того, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда. Раскрывая суть одаренности как природного явления, эта концепция определенно указывает направления педагогической работы.

Одарённые дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством ровесников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и способы их проявления;

  • имеют доминирующую активную, большую познавательную потребность;

  • испытывают радость от добывания знаний, от умственного труда.

Условно можно выделить следующие категории одарённых детей:

  • дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями;

  • дети с признаками умственной одарённости в определённой области наук и конкретными способностями;

  • дети с высокими творческими (художественными) способностями;

  • дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями;

  • обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.

Одарённость - это врождённая способность человека к успешному освоению достаточно сложной деятельности. Одарёнными называют людей, имеющих хорошие задатки к развитию способностей, необходимых для соответствующего вида деятельности. Но быть одарённым не значит быть способным, так как человек легко может освоить любой вид деятельности и добиться в нём успехов.

Одаренность определяется обладанием большими способностями. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.

Самой общей и в то же время самой основной способностью человека является аналитико-синтетическая способность. Благодаря этому человек различает отдельные предметы или явления в сложном их комплексе, выделяет главное, характерное, типичное, улавливают самую суть явления, объединяет выделенные моменты в новом комплексе и создает что-то новое, оригинальное.

Никакая отдельная способность не может быть достаточной для успешного выполнения деятельности. Надо чтобы у человека было много способностей, которые находились бы в благоприятном сочетании. Качественное своеобразное сочетание способности, необходимы для успешного выполнения какой-либо деятельности, называется одаренностью.

Вообще, одарённость, талант, гениальность проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности в той или иной области человеческой деятельности.

Основные направления реализации программы.

создание благоприятных условий для работы с одарёнными и талантливыми детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

методическое обеспечение работы с одарёнными и талантливыми детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

мероприятия по работе с одарёнными и талантливыми детьми: предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).


Основные направления работы:

  1. Выявление одарённых детей по разным направлениям.

  2. Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

  3. Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

  4. Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям разного уровня.

  5. Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.









Содержание работы


  1. Подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и

литературе

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:

  • составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;

  • определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;

  • выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;

  • предоставить ученику:

  • название темы;

  • план изучения темы;

  • основные вопросы;

  • понятия и термины, которые он должен усвоить;

  • практические работы;

  • список необходимой литературы;

  • задания для самопроверки.

Для анализа результатов работы оформить таблицу:

  • Предмет;

  • Дата и время консультаций;

  • Главные рассматриваемые вопросы;

  • Время работы с темой по программе;

  • Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;

  • Невыясненные вопросы.

Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована на каждого индивидуально.

В работе с обучающимися основной школы используются доступные сборники олимпиадных задач. Олимпиады - это радость интеллектуальных соревнований и возможность испытать свои знания по школьным предметам. В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней.

Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.

Участие детей в олимпиадах помогает учителю показать значимость изучаемых предметов в школе, обогащает качество обучения, позволяет спланировать индивидуальную работу с талантливыми учениками и показать родителям перспективы развития их ребенка.

Олимпиады подводят итог всей внеклассной работы по изучаемым предметам и дают возможность сравнивать качество подготовки и развития обучающихся.

Именно олимпиады позволяют ученику познать и проявить себя, дают возможность самоутвердиться. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности.

Кроме того, олимпиады способствуют выявлению и развитию одаренных обучающихся, так как некоторые ученики не выделяются на уроках: они старательно изучают программный материал, не выходя за его рамки. Но во время олимпиады такие ученики часто проявляют свои способности при решении нестандартных заданий.

Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом. Здесь существует более 3000 адресов, где публикуются олимпиадные задания. И, конечно же, учащийся выполняет задания олимпиад прошлых лет (как муниципального, так и регионального уровня).

Программа работы с одаренными и талантливыми детьми предусматривает и так называемый «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:

  • формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;

  • развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;

  • формирование общеучебных умений – работы с научно-популярной книгой, со справочной литературой;

  • расширение кругозора, развитие творческих способностей.

Тренинг включает работу с понятиями из области

  • фонетики, орфоэпии (представлены все акцентологически трудные слова);

  • лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);

  • фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);

  • морфемики и словообразования (этимология морфем);

  • морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);

  • синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, приложения и т.д.).

Усвоение теоретических понятий осуществляется в практической деятельности обучающегося при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении разных видов языкового разбора.

2. Исследовательская деятельность обучающегося.

Работа педагога по организации исследовательской деятельности направлена на:

  • развитие рефлексивной деятельности учащегося по осмыслению основных проблем исследования;

  • координацию направлений научно-исследовательской деятельности;

  • подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.


Ученическая научно-исследовательская конференция как индивидуальная форма внеурочной работы носит тематический характер. В процессе подготовки обучающиеся на основе широкого круга источников готовят доклады, сообщения, фильмы, серии стендов и альбомов по той или иной проблематике. Конференция, как никакая другая форма внеклассной учебной работы, формирует личностной аспект восприятия знаний, способствует привитию культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность.

Задача ученической конференции - привлечь внимание как можно большего числа обучающихся к изучаемой учебной проблеме, теме. Поэтому тема должна быть не только актуальной, но и интересной, доступной для большинства обучающихся.

Ученические конференции призваны вырабатывать у детей мастерство лектора. Это связано не только с интеллектуальным, содержательным обеспечением доклада, но и с развитием речи обучающегося, ее правильности, выразительности, яркости, естественности, правильности интонации, простоты, научности, доступности, четкости

Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой. Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащегося к исследовательской деятельности.

На первом этапе работы педагог должен научить:

а) проведя анализ данных, находить взаимосвязи и взаимозависимости между ними;

б) исходя из имеющихся суждений, делать логические правильные умозаключения,

в) облекать догадки и предположения в форму гипотез.

На втором этапе формируется умение исследовать проблемные ситуации, используя универсальный метод – метод моделирования.

На третьем этапе происходит знакомство с методикой обработки информационных данных. Такая деятельность, в особенности на своих начальных порах, должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, занимаясь конкретными исследованиями, решая понятные для него творческие задачи.

Желательно чтобы обучающийся, приобщаясь к научно-исследовательской работе, двигался по своеобразной лестнице. На первой ее ступеньке, изучая конкретную проблему, фиксируется, исходя из литературного обзора, достигнутый уровень знаний по ней. Здесь же обучающийся, используя метод сравнения, может аргументированно высказать свое собственное мнение об изучаемой проблеме. Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая реферативная работа.

На следующей ступеньке этой лестницы находятся исследовательские работы, т.е. творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие свои собственные исходные данные, на основании которых и делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

В процессе исследовательской деятельности обучающегося используются следующие учебные приемы:

  • выделение основной проблемы в предложенной ситуации;

  • определение темы и цели исследования;

  • формулирование и отбор полезных гипотез;

  • определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;

  • разграничение допущений и доказанных положений;

  • планирование проверки гипотезы;

  • планирование результата;

  • составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования;

  • установление связи полученных данных с поставленной проблемой;

  • систематизация фактов, явлений;

  • использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;

  • установление аналогий;

  • формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;

  • решение задачи в новой ситуации;

  • написание творческого сочинения, реферата.

  1. Интеллектуальные и творческие конкурсы

На развитие одаренности направлена и работа по подготовке обучающихся к интеллектуальным и творческим конкурсам:

  • конкурс «Проба пера»;

  • участие в конференциях;

  • участие в различных сетевых конкурсах;

  • дистанционные олимпиады/конкурсы/форумы.

Подготовка предполагает анализ заданий предыдущих конкурсов, систематизацию ЗУН обучающихся по всем разделам школьного курса русского языка и литературы, а также за рамками школьной программы по предметам.

В.А Сухомлинский настойчиво советовал учителям беречь детский огонёк пытливости, жажды знаний, вознаграждать каждый успех ребёнка, каждое преодоление трудностей залуженной оценкой. В каждом ребёнке есть задатки творческих способностей. От педагога зависит, останутся они на нулевом уровне в «спящем» состоянии или же разовьются так, что помогут ученику в дальнейшей жизни. Развивать творческие способности возможно лишь через интересные задания. В 5-7 классах при помощи игровых моментов и ситуаций можно поддерживать интерес обучающихся к учению, а также создавать простор для детского творчества.

Интеллектуальные марафоны и игры.

Интеллектуальные марафоны и игры – это еще одна форма внеурочной работы с одаренными детьми, при которой в интеллектуальную активность обучающихся вносятся соревновательные элементы.

Дети – эмоциональны и впечатлительны, создание вокруг обычных занятий атмосферы праздника, неординарного события надолго остается в их памяти. Конкурсы дают обучающимся возможность заявить о себе, проявить свои способности – память, знания, умение логически мыслить, не терять самообладания в сложных моментах – не в обычных условиях типового урока, а в атмосфере общего внимания и заинтересованности.

Основной функцией интеллектуальных игр является развитие мышления, высших психических функций, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления.

Все интеллектуальные игры делятся на два блока - викторины и стратегии.

Викторины - эта форма интеллектуальной игры, где успех достигается за счет наибольшего количества правильных ответов. Викторины делятся на тестовые и сюжетные. Тестовые викторины - здесь участники отвечают на вопрос и получают оценку в баллах. Такие игры можно увидеть по телевизору - «О, счастливчик!», «Что, где, когда?». Сюжетные викторины - более интересные. В этих играх включается воображение, применяются элементы театрализации. Примерами могут быть такие телевизионные передачи, как «Почемучка», «Колесо истории».

Стратегии - форма интеллектуальной игры. Здесь успех достигается верным планированием участниками своих действий. Это путь к успеху. Ролевая стратегия развивается по сценарному и импровизированному направлениям.

Мероприятия по реализации программы. Методы психологических воздействий, используемые при работе с одаренными детьми (по Ю.Б. Гатанову):

Найти точку роста.

Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги пытаются найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу выявило проблему: часто точка роста лежит вне школьной программы.

Выявление индивидуальных особенностей.

Одаренность не лежит на поверхности. Учителя должны хорошо овладеть методикой ее определения. Большинство педагогов чрезмерно доверяют тестированию, имеют недостаточно сведений об обучающихся. Считается, что ребенок с высоким интеллектом должен превосходить остальных по всем школьным предметам. Следовательно, учителя ждут от него наибольшей эмоциональной и социальной зрелости и убеждены, что ему не нужна специальная помощь.

Воспитание лидерских качеств.

Творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В учебном учреждении этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и для выработки «умения мыслить».

В своей работе на уроке можно использовать:

  • Метод вживания. Позволяет обучающимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

  • Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

  • Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.

  • Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.

  • Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.

  • Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность обучающихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

  • Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.

  • Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

  • «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

  • Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.

Использование развивающих игр при организации внеурочной деятельности.

Все занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.

Пять самых знаменитых упражнений, которые необходимо регулярно выполнять, а в идеале – ежедневно.

  1. «И все-таки у них много общего». Задание: возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и взяв первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую-нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах. Например:

«Что общего между глазом и водопроводным краном»?

    • Оба слова - из четырех букв;

    • В обоих случаях буква «А» - третья по счету;

    • При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;

    • И то и другое может блестеть;

    • Из них иногда льется вода;

    • Когда они портятся, из них подтекает.

Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.

  1. «Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Внимание! Здесь важен процесс, а не результат.

Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.

Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - «задушить» логику и здравый смысл, которые будут мешать в работе.

  1. «Сумасшедший архитектор». Задание: необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.

Например: «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс – салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение.

Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.

  1. «Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят.

Например, «шляпа – большая, зеленая, теплая, модная, красивая и т. д.». Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).

  1. « И это называется…» Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развернутое. Главное, чтобы оно понравилось вам самим.

Например, «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т. д.

Упражнения для развития творческого восприятия.

Помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.

  1. Упражнение «На одну букву». Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».

  2. Упражнение «На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.

  3. Упражнение «Переключение внимания». Ученики рассматривают предмет в руке, по команде переводят взгляд на стену. Затем опять – на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.

  4. «Что нового?» Проверяя степень развития наблюдательности и одновременно, снимая напряжение, учитель спрашивает у учеников в начале урока: «Что нового вы заметили сегодня в нашем классе?».

  5. «Метафоры». Учитель спрашивает, что видят ученики при слове «гаснуть». Это упражнение можно выполнять письменно.

  6. «Наполнение слов». Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает в воображении.

  7. «Цепочка ассоциаций». Оттолкнувшись от какого – либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.

  8. « Рассказ по картинкам». Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.

  9. «Составь комикс». Попросите ребенка составить комикс. Для этого можно использовать готовые картинки или придумать самим и нарисовать их.

  10. «Музыка». Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок.

  11. «Неоконченный рисунок». Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя.

  12. « Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.

  13. «Рифмоплет». Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем - сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.

  14. «Архимед». Предложите ребенку для решения ряд проблем, его задача – найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как вырастить пальму возле дома? Как развести сад на луне? Как сосчитать все звезды? Как устроить машину для приготовления уроков?».


Организация работы с одарёнными обучающимися



п/п

Мероприятия

Сроки
проведения

1

Составление и корректировка банка данных одаренных детей по русскому языку и литературе.

Сентябрь

2

Изучение интересов и склонностей обучающихся; уточнение критериев всех видов одарённости: интеллектуальной, академической, творческой, художественной и т.д.

Сентябрь

3

Проведение работы с родителями высокомотивированных детей.Беседы с родителями на тему «Как развивать одарённого ребенка».

В течение года

4

Организация индивидуальной и дифференцированной работы с высокомотивированными детьми на уроках русского языка и литературы

В течение года

5

Создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной трудности по русскому языку и литературе. 

В течение года

6

Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: Интернета, электронных энциклопедий.

В течение года

7

Применение на уроках современных технологий, игровых, учебно-исследовательских, коммуникативных, проблемно-поисковых и здоровьесберегающих.

В течение года

8

Использование элементов дифференцированного обучения направленных на творческий поиск, высокую познавательную активность, самостоятельную деятельность, а также учебную мотивацию одаренных учащихся

В течение года

9

Подготовка к школьному этапу олимпиады (литература, русский язык).

Сентябрь-октябрь

10

Подготовка к муниципальному этапу олимпиады (литература, русский язык).

Октябрь

11

Выполнение олимпиадных заданий по предметам на уроках и внеурочное время.

Октябрь-ноябрь

12

Неделя русского языка и литературы. Участие в предметных мероприятиях. 

По плану работы МО

13

Консультационная работа на уроке и во внеурочное время.    

В течение года

14

Творческие задания, доклады, проекты, индивидуальные задания.    

В течение года

15

Работа в Интернете по поиску и использованию информации при выполнении домашних заданий.

В течение года

16

Подбор заданий повышенного уровня сложности.

В течение года

17

Вовлечение в активную внеклассную творческую работу.


18

Создание портфолио учащихся «Творческие и исследовательские работы по русскому языку и литературе».

В течение года

19

Зашита исследовательских работ «Маленький шаг – большая наука»

Апрель

20

Участие в различных дистанционных конкурсах и олимпиадах.

В течение года

21

Дополнительные занятия с одаренными детьми во внеурочной деятельности.

В течение года

22

Занятия по составленному плану 3 раза в месяц

В течение года

23

Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми.

В течение года





Банк высокомотивированных обучающихся

п/п


Фамилия, имя


Класс



Способности

1

Ликандрин Кирилл

По уровню: средние;

По личностной сфере: умственные,

исполнительские.

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

2

Арчакова Зарина

По уровню: средние;

По личностной сфере: умственные, исполнительские,

Творческие (нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

3

Пивкина Ксения

По уровню: средние;

По личностной сфере: умственные, исполнительские,

Творческие(нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

4

Шакин Святослав

По уровню: средние;

По личностной сфере: умственные, исполнительские,

Творческие(нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

5

Тураева Анастасия

По уровню: средние;

По личностной сфере: умственные, исполнительские,

Творческие (нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

6

Мусифуллина Руфина

По уровню: средние;

По личностной сфере: умственные, исполнительские,

Творческие(нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

7

Дятлова Софья

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные, исполнительские,

Творческие (нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

8

Кузьмина Софья

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные, исполнительские,

Творческие (нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

9

Прыткова Дарья

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные, исполнительские,

Творческие (нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

10

Черных Полина

По уровню: средние;

По личностной сфере: умственные, исполнительские,

Творческие (нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

11

Есенкова Дарья

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные, исполнительские,

Творческие (нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

12

Трофимов Артём

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные, исполнительские,

Творческие (нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)








Тематическое планирование занятий


п/п


Темы занятий


Форма организации учебных занятий



Сроки проведения занятий

1

Фонетическая система современного русского языка. Понятие о сильной и слабой позиции.

Учебная лекция.

Практическое занятие.

Сентябрь

2-3

Подготовка к предметным олимпиадам по русскому языку и литературе.

Выполнение олимпиадных заданий

Сентябрь

4

Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе русского языка. Понятие орфоэпической нормы.

Практические занятия

Сентябрь

5-6

Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе.

Участие в олимпиаде

Октябрь

7-8

Основы русского стихосложения.

Лекция с элементами беседы + практическое занятие

Октябрь

9-10

Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку.

Практические занятия

Ноябрь-декабрь

11-13

Правописание безударных гласных в корне слова. Непроверяемые гласные.

Практическое занятие Тестовые задания

Ноябрь

14-15

Ученые - лингвисты

Лекция с элементами беседы

Ноябрь-декабрь

16-17

Жизнь и работа «пришельцев» (заимствованных слов) в русском языке.

Практическое занятие

Декабрь

18-19

Творчество писателя- классика А.С. Пушкина.

Лекция с элементами беседы + практическое занятие

Январь

20

Лексическая омонимия. Синонимия. Этимология слова.

Устный журнал

Январь

21

Береза-символ России в поэзии.

Лекция с элементами беседы + практическое занятие

Февраль

22-23

Фразеологические единицы. Их основные признаки и типы. Этимология фразеологизмов.

Учебная лекция. Тестовые задания


Февраль

24

Морфемный анализ слова.

Презентация + практические занятия

Февраль

25-26

Великий и могучий школьный сленг.

Исследовательская деятельность

Март

27

Словообразовательные цепочки и гнёзда.

Практическое занятие.

Март

28-29

Лингвистические сказки

Исследовательская деятельность

Март-апрель

30

Имя существительные конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные.

Практическое занятие

Апрель

31

Историческая морфология.

Устный журнал

Апрель

32

Сложные синтаксические конструкции.

Практическое занятие

Май

33

Говорящие фамилии в произведениях писателей

Исследовательская деятельность

Май

34

Литературные места нашего края.


Исследовательская деятельность

Май




Сведения об участии в школьных

и дистанционных конкурсах, олимпиадах

Фaмилия,

имя учащихся


Год


Название конкурса, олимпиады


Результат

1

Кабанова Мария

2020

Всероссийский конкурс сочинений

Победитель муниципального этапа

2

Шакин Святослав

2021

Областная олимпиада по литературе

Муниципальный этап,

1 место

  1. 4

Арчакова Зарина

2021

Областная олимпиада по русскому языку

Призёр

  1. 5

Ликандрин Кирилл

2021

Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку

Призёр

  1. 7

Пивкина Ксения

2021

Всероссийская олимпиада школьников по литературе

Призёр

  1. 8

Пивкина Ксения

2022

Конкурс исследовательских работ «Маленький шаг – большая наука»

Победитель, 1 место

  1. 9

Сидоров Владислав

2022

Конкурс исследовательских работ «Маленький шаг – большая наука»

Призер, 2 место

  1. 10

Кудряшов Илья

2022

Конкурс исследовательских работ «Маленький шаг – большая наука»

Призер, 2 место

  1. 11

Есенкова Дарья

2022

Конкурс чтецов «Живая классика»

Призер муниципального этапа

  1. 12

Черных Полина

2023

Областная олимпиада по литературе

Призер муниципального этапа, 2 место

13

Трофимов Артём

2023

Областная олимпиада по русскому языку

Призер муниципального этапа, 2 место

14

Есенкова Дарья

2023

Областная олимпиада по русскому языку

Призер муниципального этапа, 2 место

15

Солдатова Кира

2023

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по русскому языку для учеников 1-9 классов

Победитель

16

Егорычева Алина

2023

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по русскому языку для учеников 1-9 классов

Победитель


Миронов Максим

2023

Всероссийский конкурс талантов. Мой дом – Россия!

Победитель


Сотников Роман

2023

Всероссийский конкурс талантов. Мой дом – Россия!

Призёр


Казаев Егор

2023

Всероссийский конкурс талантов. Мой дом – Россия!

Призёр


Галиев Ильяс




2024

Всероссийский конкурс талантов «Давайте Пушкина читать (конкурс чтецов)

Призёр


Миронова Анастасия

2024

Всероссийский конкурс талантов «Давайте Пушкина читать (конкурс чтецов)

Призёр


Зазинов Павел

2024

Всероссийский конкурс талантов «Давайте Пушкина читать (конкурс чтецов)

Призёр


Миронов Максим

2024

Всероссийский конкурс талантов «Давайте Пушкина читать (конкурс чтецов)

Призёр


Разумняк Арина

2024

Всероссийский конкурс талантов «Давайте Пушкина читать (конкурс чтецов)

Победитель


Асабина Анастасия

2024

Всероссийский конкурс для детей и молодежи «Умные и талантливые»

Победитель


Дятлова Софья

2024

Всероссийский конкурс для детей и молодежи «Умные и талантливые»

Победитель


Кузьмина Софья

2024

Всероссийский конкурс для детей и молодежи «Умные и талантливые»

Победитель


Алпанова Эвелина

2024

Международный конкурс талантов. Всероссийская олимпиада по русскому языку для 5 классов.

Победитель


Галиев Ильяс

2024

Международный конкурс талантов. Всероссийская олимпиада по русскому языку для 5 классов.

Победитель


Асабина Анастасия

2024

Международный конкурс талантов. Всероссийская олимпиада по русскому языку для 5 классов.

Призёр


Дятлова Софья

2024

Международный конкурс талантов. Всероссийская олимпиада по русскому языку для 5 классов.

Призёр


Гузун Вероника

2024

Международный конкурс талантов. Всероссийская олимпиада по русскому языку для 5 классов.

Победитель


Борзенков Матвей

2024

Международный конкурс талантов. Всероссийская олимпиада по русскому языку для 5 классов.

Победитель


Прокофьев Максим

2024

Международный конкурс талантов. Всероссийская олимпиада по русскому языку для 5 классов.

Призёр


Дятлова Софья

2024

Областная олимпиада по русскому языку

Призер муниципального этапа


Маслов Максим

2024

Всероссийский конкурс талантов. Олимпиада по литературе.

Призёр


Никифоров Александр

2024

Всероссийский конкурс талантов. Олимпиада по литературе.

Победитель


Сорокин Дмитрий

2024

Всероссийский конкурс талантов. Олимпиада по литературе.

Призёр


Казаев Егор

2024

Всероссийский конкурс талантов. Олимпиада по литературе.

Призёр


Сотников Роман

2024

Всероссийский конкурс талантов. Олимпиада по литературе.

Призёр


Борзенков Матвей

2024

Всероссийский конкурс талантов. Олимпиада по литературе.

Призёр


Гузун Вероника

2024

Всероссийский конкурс талантов. Мы – журналисты!

Победитель


Солдакова Вера

2024

Всероссийский конкурс талантов. Олимпиада по русскому языку и культуре речи.

Победитель


Мусифуллина Руфина

2024

Всероссийский конкурс талантов. Олимпиада по русскому языку и культуре речи.

Победитель


Минеева София

2024

Всероссийский конкурс талантов. Олимпиада по русскому языку и культуре речи.

Победитель


Гузун Вероника

2024

Всероссийский конкурс талантов. Олимпиада по филологии. Знатоки словесности.

Призёр


Салова Элина

2024

Всероссийский конкурс талантов. Олимпиада по филологии. Знатоки словесности.

Призёр





Приложение 1

Портрет одаренного ребенка

  1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

  2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

  3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

  4. Склонен к рискованным действиям.

  5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

  6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

  7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

  8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

  9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

  10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.



Приложение 2

Диагностика оценки общей одаренности


Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.


Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:


5 — оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;

4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;

3 — оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;

1 — четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).


Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.

Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека.

Проявляется в способности выявлятьпроблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.

Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.

Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или во-ображаемых событий.

Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.

Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.

Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически — способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.

Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивостъ (целеустремленностъ) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.

Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.

Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результэт будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

Качество

Отметка


Любознотельность



Сверхчувствительность к проблемам



Способность к прогнозированию



Словарный запас



Способность к оценке



Изобретательность



Способность рассуждать и мыслить логически



Настойчивость



Перфекционизм
















Приложение 3

Родительское исследование

  1. У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)

  2. Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)

  3. Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)

  4. Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)

  5. Он очень любит рисовать (Да / нет)

  6. Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)

  7. Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)

  8. Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)

  9. Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время? _____________________________________________________________

  10. С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину. ____________________________________________



Приложение 4


Анкета «Как распознать одаренность» Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч

ЦЕЛЬ АНКЕТЫ: выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.

ХОД РАБОТЫ: данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения).

За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

СПОРТИВНЫЙ ТАЛАНТ

Если…

он энергичен и все время хочет двигаться

он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;

кажется, что он всерьез никогда не устает;

неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Если…

ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;

может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;

любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;

интересуется специальной технической литературой.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ДАРОВАНИЕ

Если…

рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;

любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТАЛАНТ

Если…

ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;

очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

сочиняет свои собственные мелодии;

научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.


ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ вашего ребенка могут проявиться,

Если ребенок…

не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;

серьезно относиться к произведениям искусства;

когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;

не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях

СПОСОБНОСТИ К НАУЧНОЙ РАБОТЕ

Если ребенок…

обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;

любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;

часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции

не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.


АРТИСТИЧЕСКИЙ ТАЛАНТ

Если ребенок…

часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,

меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

с большим желанием выступает пере аудиторией;

с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;

пластичен и открыт всему;

любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

НЕЗАУРЯДНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Если ребенок…

хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;

обладает хорошей памятью;

легко и быстро схватывает новый школьный материал;

задает очень много продуманных вопросов;

любит читать книги, причем по своей собственной программе;

обгоняет сверстников по учебе,

гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;

обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;

очень восприимчив и наблюдателен.


ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ


За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:

(Кс) = (Б:У) * 100%,

где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;

У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.

Постройте график выраженности тех или иных способностей.


Ефремов Евгений Алексеевич, учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Михайловская средняя общеобразовательная школа»

Бугурусланского района Оренбургской области


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!