СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Работа с одаренными детьми"

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

И.П.Шевченко

МАОУ гимназия №22 г. Калининграда

 

 «Если дети – национальное достояние любой страны,

то одаренные дети – её интеллектуальный  и творческий потенциал»

Р.Н. Бунеев

Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья, способности к социальной адаптации и творческому самовыражению. Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления.

Основная цель всего педагогического коллектива - создать такую образовательную среду, которая стимулировала бы деятельность одарённого ребенка в определенном направлении, предоставляла ему возможность накапливать индивидуальный позна­вательный, жизненный опыт, быть субъектом собственной деятельности через

индивидуализацию учебного процесса, расширение пространства  деятельности, организацию пространства рефлексии.

.В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают « системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним». Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

Одаренными и талантливыми учащимися являются те, которые выявлены профессионально подготовленными людьми, как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения для того, чтобы иметь возможность реализовать свои потенции и сделать вклад в развитие общества.

На мой взгляд, критериев для определения одаренности не существует. Сложно сказать действительно ли ребенок одаренный или просто способный в изучении иностранных языков. Одно знаю точно, что трудолюбие и желание – это ключи к успеху.

Привлекая одаренных детей к изучению английского языка, вовлекая их в творческую и исследовательскую деятельность, я помогаю им преодолевать себя, формирую и развиваю у них способность ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, планировать и анализировать свою деятельность. На протяжении многих лет я занимаюсь с такими детьми дополнительно.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Работать с одаренными детьми надо начинать в начальных классах, потому что процесс обучения иностранному языку долгий и сложный – быстрых результатов не бывает, как бы нам этого не хотелось. Ученики начальных классов любят играть, поэтому процесс обучения стараюсь строить в увлекательной форме с элементами творчества. Во втором классе я предложила своим ученикам работать над созданием английского портфолио, четвертый год мы продолжаем эту работу. Ежегодно наша гимназия принимает участие в городском конкурсе «My English Portfolio». Ребята не только представляют портфолио, но и защищают   представленные работы.

 В 2012-2013 учебном году ученики 4-х классов создали свои собственные презентации портфолио, подготовили рассказы о нашей гимназии на английском языке, в 2013-2014 учебном году они представили работы, посвященные путешествиям. В городском конкурсе принимали участие разные школы и гимназии, мои ученики Веретельник Анна и Серебряник Егор заняли 1 и 3 место соответственно.

В старших классах проводится более серьезная работа с одаренными детьми. Это и подготовка к олимпиадам по английскому языку, к различным конференциям и конкурсам. Конечно, такая работа требует дополнительных затрат времени и усилий, но это и возможность проявить свое творчество, талант, знание английского языка. Стараюсь работу по подготовке учащихся строить разнообразно: индивидуальные задания повышенной сложности на уроках, дополнительные домашние задания, занятия после уроков и дистанционное обучение. Все выполненные задания разбираем с тщательным анализом и объяснением ошибок. Одаренные дети обязательно проявляют свои способности и занимают призовые места и побеждают на олимпиадах. Моя ученица Селиванова Маргарита становилась дважды победительницей II этапа Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку (2011-2012 и 2012-2013 учебные годы).

Ежегодно в Калининграде проводиться городская научно-практическая ученическая конференция «Поиск и творчество». Мои ученики постоянно принимают участие в ней. Но для того, чтобы выбрать лучшие работы, мы проводим школьную конференцию «Способность и творчество», на которой ученики представляют свои исследовательские работы. Подготовка таких работ проходит под руководством учителей в свободное от уроков время. Но ребята работают очень увлеченно, творчески, т.к. это дает возможность самовыражения. В процессе работы реализуются принципы разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся, возрастание роли внеурочной деятельности, развивающего обучения и  принцип добровольности.

. В 2012-2013 учебном году моя ученица Крюкова Анна получила диплом I степени на конференции «Поиск и творчество», ее работа «Лексико – семантические и фонетические средства передачи комического в поэзии С.Миллигана» была признана лучшей.

Анне была предоставлена возможность представлять Калининград на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ «Юность, Наука, Культура» в Москве, где она получила диплом I степени. Если говорить о системе работы с одаренными детьми, для меня самое главное – заинтересовать ребенка, развить желание узнать что-то новое, проявить творчество

Стало традицией проводить городской Брейн Ринг «История и культура англоязычных стран». Команда учеников 10Б нашей гимназии «Yellow Submarine» заняла первое место среди команд города и области в прошлом учебном году. Учащиеся не только показали знание английского языка, истории, культуры Великобритании, но и проявили творчество в создании приветствия команды, в выборе форм представления команды, в отборе музыкального сопровождения. На мой взгляд, когда ученики хотят показать свои знания и умения, при поддержке и помощи учителя они просто обречены на успех. Создание ситуации успеха, вера в своих учеников, уверенность, что ничего невозможного нет, помогает моим ученикам чувствовать себя уверенно, применить свои знания на практике. В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают «системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним». Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Основная задача учителей: выявление одарённых детей с использованием различных диагностик. Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных, областных, региональных олимпиад, конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах.

И всё же, работая с одарёнными детьми много лет, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Поэтому, в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными детьми.

Литература

1. Психология одаренности детей и подростков  // Сборник  под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2006.

2.Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 20008.

 3.Степанов В. Р. Психология одаренности детей и подростков // Вопросы психологии. – 2000.–№ 3