СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одаренными детьми

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме: "Работа с одаренными детьми", которую можно использовать при изучении данной темы на заседании методического объединения учителей. Изюминкой этой презентации является анкета для учителя, позволяющая оценить его способность работать с одаренными детьми.

Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми»

.

.

 Новая школа  что значит для родителей и общества “хорошая школа”? Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы. В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги. В школе должны быть свои традиции. Школа должна давать современное образование. В школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и во внеурочное время.

Новая школа что значит для родителей и общества “хорошая школа”?

  • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
  • В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
  • В школе должны быть свои традиции.
  • Школа должна давать современное образование.
  • В школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и во внеурочное время.
 Новая школа выявление детских талантов и талантливых детей;   поддержка развития талантов;   повышение квалификации педагогов в области работы с одаренными детьми.

Новая школа

  • выявление детских талантов и талантливых детей;
  • поддержка развития талантов;
  • повышение квалификации педагогов в области работы с одаренными детьми.
Категории одаренных детей Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.   Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.   Дети с высокими творческими (художественными) способностями.   Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада

Категории одаренных детей

  • Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
  • Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
  • Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
  • Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
  • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада

 З АДАТКИ СПОСОБНОСТЕЙ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Задатки носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться. СПОСОБНОСТИ  -  индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. ТАЛАНТ  - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода. ОДАРЕННОСТЬ - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.  ОДАРЕННОСТЬ - потенциальный талант,  а ТАЛАНТ  – реализованная одаренность.

З АДАТКИ СПОСОБНОСТЕЙ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности. Задатки носят общий характер, то есть на их основе нельзя предсказать, какие именно способности могут сформироваться.

СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности.

ТАЛАНТ - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.

ОДАРЕННОСТЬ - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.

ОДАРЕННОСТЬ - потенциальный талант,

а ТАЛАНТ – реализованная одаренность.

Ниже даны личностные и деловые качества учеников. Отметьте знаком (+) те качества, которые Вам нравятся в учениках, а знаком (-) те, что не нравятся:  1. Дисциплинированный. 2. Неровно успевающий. 3. Организованный. 4. Выбивающийся из общего темпа. 5. Эрудированный. 6. Странный в поведении, непонятный. 7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист). 8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. 9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится). 10. Занятый своими делами (индивидуалист). 11. Быстро, на лету схватывающий. 12. Не умеющий общаться, конфликтный. 13. Общающийся легко, приятный в общении. 14. Иногда тугодум, не может понять очевидного. 15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли и цели. 16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству

Ниже даны личностные и деловые качества учеников. Отметьте знаком (+) те качества, которые Вам нравятся в учениках, а знаком (-) те, что не нравятся:

1. Дисциплинированный.

2. Неровно успевающий.

3. Организованный.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).

8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, на лету схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли и цели.

16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству

   Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей    Неровно успевающий.  Выбивающийся из общего темпа.  Странный в поведении, непонятный.  Занятый своими делами (индивидуалист).  Не умеющий общаться, конфликтный. Иногда тугодум, не может понять очевидного.  Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Качества, чаще всего характеризующие одарённых детей

  • Неровно успевающий.
  • Выбивающийся из общего темпа.
  • Странный в поведении, непонятный.
  • Занятый своими делами (индивидуалист).
  • Не умеющий общаться, конфликтный.
  • Иногда тугодум, не может понять очевидного.
  • Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  • Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Проблемы одаренных детей: Неприязнь к школе. Игровые интересы. Конформность (отрицание стандартных требований Погружение в философские проблемы. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Стремление к совершенству. Ощущение неудовлетворенности. Нереалистические цели. Сверхчувствительность. Потребность во внимании взрослых. Нетерпимость. Низкая продолжительность сна.

Проблемы одаренных детей:

  • Неприязнь к школе.
  • Игровые интересы.
  • Конформность (отрицание стандартных требований
  • Погружение в философские проблемы.
  • Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
  • Стремление к совершенству.
  • Ощущение неудовлетворенности.
  • Нереалистические цели.
  • Сверхчувствительность.
  • Потребность во внимании взрослых.
  • Нетерпимость.
  • Низкая продолжительность сна.
 Формы работы с одаренными  учащимися   индивидуально - групповые занятия; конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные состязания;   курсы по выбору, элективные курсы;  участие в олимпиадах; работа по индивидуальным планам; занятия в профильных классах; интеллектуальные марафоны ; участие в предметных неделях; дистанционное обучение;  дополнительное образование;  ученические конференции.

Формы работы с одаренными учащимися

  • индивидуально - групповые занятия;
  • конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные состязания;  
  • курсы по выбору, элективные курсы;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • занятия в профильных классах;
  • интеллектуальные марафоны ;
  • участие в предметных неделях;
  • дистанционное обучение;
  • дополнительное образование;
  • ученические конференции.
В урочной деятельности  проблемно-развивающее обучение;  работа в малых группах;  проектно-исследовательская деятельность;  игровые технологии (деловые игры и путешествия);  информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры); модульная технология обучения;    задания творческого и нестандартного характера.

В урочной деятельности

  • проблемно-развивающее обучение;
  • работа в малых группах;
  • проектно-исследовательская деятельность;
  • игровые технологии (деловые игры и путешествия);
  • информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры);
  • модульная технология обучения;
  • задания творческого и нестандартного характера.

Методы работы с одаренными детьми

  • Метод вживания.

Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

  • Метод эвристических вопросов.

Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

  • Метод сравнения .

Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.

  • Метод конструирования понятий.

Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.

  • Метод путешествия в будущее.

Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.

  • Метод ошибок.

Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.

  • Метод придумывания.

Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.

  • Метод «если бы… ».

Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.

  • «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн).

Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.

  • Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.
Требования к личности учителя, работающего  с одарёнными учащимися: нравственность желание работать нестандартно мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися увлечённость своим делом знание психологии одарённых учащихся поисковая активность эрудированность любознательность знание всех областей человеческой жизни

Требования к личности учителя, работающего с одарёнными учащимися:

нравственность

желание работать нестандартно

мотивационная готовность к работе с одарёнными учащимися

увлечённость своим делом

знание психологии одарённых учащихся

поисковая активность

эрудированность

любознательность

знание всех областей человеческой жизни

Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми»   1. Считаете ли Вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены? а) да,  б) нет, они и так хороши,  в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы (д/с) - не очень. 2. Уверены ли, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?  а) да,  б) нет,  в) в некоторых случаях. 3. Возможно ли то, что некоторые из Ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей?  а) да,  б) да при благоприятных обстоятельствах,  в) лишь в некоторой степени. 4. Считаете ли Вы, что в недалеком будущем будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании?  а) да, наверняка,  б) это маловероятно,  в) возможно.

Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми»

1. Считаете ли Вы, что современные формы и методы работы с одаренными детьми могут быть улучшены?

а) да,

б) нет, они и так хороши,

в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы (д/с) - не очень.

2. Уверены ли, что сами можете участвовать в изменении работы с одаренными детьми?

а) да,

б) нет,

в) в некоторых случаях.

3. Возможно ли то, что некоторые из Ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей?

а) да,

б) да при благоприятных обстоятельствах,

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли Вы, что в недалеком будущем будете играть важную роль в принципиальных изменениях в обучении и воспитании?

а) да, наверняка,

б) это маловероятно,

в) возможно.

Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми» 5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, не думаете ли Вы, что осуществляете свой замысел, помогающий улучшению деятельности?  а) да,  б) часто думаю, что сумею,  в) да, часто.  6. Испытывали ли Вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?  а) да, это меня привлекает,  б) нет, меня это не привлекает,  в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.  7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей? Испытываете ли Вы удовлетворение от этого?  а) да,  б) удовлетворяюсь тем, что есть,  в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.

Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми»

5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, не думаете ли Вы, что осуществляете свой замысел, помогающий улучшению деятельности?

а) да,

б) часто думаю, что сумею,

в) да, часто.

6. Испытывали ли Вы желание заняться изучением особенностей неординарных личностей?

а) да, это меня привлекает,

б) нет, меня это не привлекает,

в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.

7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей? Испытываете ли Вы удовлетворение от этого?

а) да,

б) удовлетворяюсь тем, что есть,

в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.

Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми» 8. Если проблема не решается, но ее решение Вас волнует, делаете ли Вы попытку отыскать тот теоретический материал, который поможет в решении проблемы?  а) да,  б) нет, достаточно знаний передового опыта,  в) нет. 9. Когда Вы испытываете педагогические срывы, то…..  а) продолжаете сильнее упорствовать в начинаниях,  б) махнете рукой на затею,  в) продолжаете делать свое дело. 10. Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид?  а) да,  б) не совсем легко,  в) болезненно. 11. Когда Вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли Вы в тоже время его подбодрить?  а) не всегда,  б) при хорошем настроении,  в) в основном стараюсь это делать.

Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми»

8. Если проблема не решается, но ее решение Вас волнует, делаете ли Вы попытку отыскать тот теоретический материал, который поможет в решении проблемы?

а) да,

б) нет, достаточно знаний передового опыта,

в) нет.

9. Когда Вы испытываете педагогические срывы, то…..

а) продолжаете сильнее упорствовать в начинаниях,

б) махнете рукой на затею,

в) продолжаете делать свое дело.

10. Воспринимаете ли Вы критику в свой адрес легко и без обид?

а) да,

б) не совсем легко,

в) болезненно.

11. Когда Вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли Вы в тоже время его подбодрить?

а) не всегда,

б) при хорошем настроении,

в) в основном стараюсь это делать.

Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми» 12. Можете ли Вы сразу вспомнить беседу с интересным человеком в подробностях?  а) да, конечно,  б) запоминаю только то, что интересно,  в) всегда вспомнить не могу.  13. Когда Вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации?  а) да, без затруднений,  б) в некоторых случаях,  в) нет.  14. Учащиеся задали Вам сложный вопрос на запретную тему. Ваши действия?  а) уклоняетесь от ответа,  б) тактично переносите ответ на другое время,  в) пытаетесь отвечать.

Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми»

12. Можете ли Вы сразу вспомнить беседу с интересным человеком в подробностях?

а) да, конечно,

б) запоминаю только то, что интересно,

в) всегда вспомнить не могу.

13. Когда Вы слышите незнакомый термин в знакомом контексте, сможете ли Вы его повторить в сходной ситуации?

а) да, без затруднений,

б) в некоторых случаях,

в) нет.

14. Учащиеся задали Вам сложный вопрос на запретную тему. Ваши действия?

а) уклоняетесь от ответа,

б) тактично переносите ответ на другое время,

в) пытаетесь отвечать.

Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми» 15. У Вас есть основное кредо в профессиональной деятельности? Когда Вы его защищаете, то…..  а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы,  б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы не приводили,  в) измените свое мнение, если давление будет мощным.   16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы  а) средний,  б) достаточный,  в) оригинальный. 17. Во время отдыха Вы предпочитаете….  а) решать проблемы связанные с работой,  б) прочитать интересную книгу по проблеме,  в) погрузиться в мир любимых увлечений. 18. Вы занимаетесь разработкой нового занятия, решаете прекратить это дело, если….  а) по Вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до конца,  б) Вы более или менее довольны,  в) Вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.

Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одаренными детьми»

15. У Вас есть основное кредо в профессиональной деятельности? Когда Вы его защищаете, то…..

а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы,

б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы не приводили,

в) измените свое мнение, если давление будет мощным.

  16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы

а) средний,

б) достаточный,

в) оригинальный.

17. Во время отдыха Вы предпочитаете….

а) решать проблемы связанные с работой,

б) прочитать интересную книгу по проблеме,

в) погрузиться в мир любимых увлечений.

18. Вы занимаетесь разработкой нового занятия, решаете прекратить это дело, если….

а) по Вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до конца,

б) Вы более или менее довольны,

в) Вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.

Анкета «Определение склонностей педагога  к работе с одарёнными детьми»  Подсчитайте баллы, которые Вы набрали, следующим образом:  «а» - 3, «б» - 1, «в» - 2. Результаты: 49 и более баллов . Вы имеете склонность к работе с одарёнными детьми. У Вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся. От 24 до 48 баллов . У Вас есть склонности к работе с одарёнными детьми, но они требуют дополнительных Ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся. 23 и менее баллов. Склонностей к работе с одарёнными детьми, конечно, маловато. В большей мере Вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.

Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми» Подсчитайте баллы, которые Вы набрали, следующим образом: «а» - 3, «б» - 1, «в» - 2.

Результаты:

  • 49 и более баллов . Вы имеете склонность к работе с одарёнными детьми. У Вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.
  • От 24 до 48 баллов . У Вас есть склонности к работе с одарёнными детьми, но они требуют дополнительных Ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.
  • 23 и менее баллов. Склонностей к работе с одарёнными детьми, конечно, маловато. В большей мере Вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.
 Технология: личностно-ориентированного обучения Задания: разноуровневые и поискового характера, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, познавательной сферы, речевых способностей, а также на развитие личностных качеств: ответственности, самостоятельности, нравственности . Преобладающие формы работы на уроке : групповые, коллективные. Методы обучения - проблемные. Позиция ученика : активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности. Задача учителя – сформировать и углубить способности ученика.

Технология: личностно-ориентированного обучения

Задания: разноуровневые и поискового характера, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, познавательной сферы, речевых способностей, а также на развитие личностных качеств: ответственности, самостоятельности, нравственности .

Преобладающие формы работы на уроке : групповые, коллективные.

Методы обучения - проблемные.

Позиция ученика : активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

Задача учителя – сформировать и углубить способности ученика.

Функции учителя:  носитель  информации и организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся. Ученик : субъект учебной деятельности. Проблемно-поисковый подход в обучении  — это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.

Функции учителя:

носитель информации и организатор сотрудничества, консультант, управляющий поисковой работой учащихся.

Ученик :

субъект учебной деятельности.

Проблемно-поисковый подход в обучении

это создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.

Если дети – национальное  достояние страны,  то одаренные дети – её интеллектуальный творческий  потенциал.  Чем раньше учитель  обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать условия для развития, тем  больше  надежд  на то, что  в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.

Если дети – национальное  достояние

страны,  то одаренные дети – её

интеллектуальный творческий  потенциал.

Чем раньше учитель  обнаружит незаурядные

способности в своих учениках и

сумеет создать условия для развития,

тем  больше  надежд  на то, что  в будущем эти

дети составят гордость и славу своего Отечества.