Система работы и её результативность
Система работы строится на базе технологии развития критического мышления через чтение и письмо и педагогических мастерских. Опыт работы в рамках мастерской творческого письма бал представлен на итоговой конференции рейтинговых курсов 19.11.2016. Эти технологии помогают готовить людей нового поколения, умеющих думать, общаться, слышать и слушать других. Знания становятся актуальными для них, повышается качество образования и, самое главное, в центре внимания - личность ученика.
Знание создает мотивацию, без которой человек не может мыслить критически. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Применение технологии развития критического мышления придает уверенность учащимся. Ученик не боится ошибиться, высказать свое мнение. Он в процессе обучения сам конструирует процесс, исходя из своих возможностей и способностей, реальных и конкретных целей, сам определяет конечный результат. Учение посредством личных открытий – долгий процесс. Учитель даёт учащимся возможность реализовать свои способности, найти себя.
В процессе применения данных технологий:
происходит обучение обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
появляется возможность объединения отдельных дисциплин;
создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.
Вся эта работа, с одной стороны, способствует повышению мотивации слабоуспевающих учащихся, а, с другой стороны, помогает одарённым детям проявить свои способности.
Когда-то в конце прошлого века ведущий популярной программы «Вокруг смеха» поиронизировал над строками поэта Льва Озерова:
Пренебрегая словесами
Жизнь убеждает нас опять:
Талантам надо помогать,
Бездарности пробьются сами.
А зря. Как показывает жизнь – талантам действительно надо помогать. Ведь ещё в конце 19-го века Л.Н.Толстой, безусловный талант, в силу обстоятельств не получивший хорошего образования, остававшийся в университете на второй год из-за неудов по истории и немецкому языку, создал школу для деревенских детей. Помните его слова: «Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых».
Если посмотреть на историю ума человеческого мы увидим там не одного гения - «двоечника». Ведь гениальный человек далеко не всегда гениален во всём. Нобелевский лауреат Альберт Эйнштейн очень поздно начал говорить, отличался плохой речью, двух слов не мог связать. Гениальный русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев в гимназии усердно занимался лишь двумя дисциплинами – математикой и физикой. И для остальных педагогов остался плохим учеником. И только в педагогическом институте преподаватели сумели рассмотреть его недюжинный талант. Можно очень долго перечислять имена талантливых людей, чью одарённость не заметили в школьные годы. Это и А.П. Чехов, дважды остававшийся на второй год из-за двоек по арифметике и географии, а в пятом классе из-за сплошных двоек по греческому языку (не своему ли педагогу он «отомстил» рассказом «Человек в футляре»?). И Н.В. Гоголь, чья с ранних лет проявившая тонкая наблюдательность представлялась учителям лишь шутовством, глупым передразниванием. И, уж если ещё раз выйти за пределы России, лентяй и последний из учеников физик Исаак Ньютон, которому как раз эта физика с математикой и не давались. А Томаса Эдисона, сконструировавшего первую в мире электростанцию, учитель в своё время вообще посчитал умственно отсталым, посоветовав родителям забрать его из школы.
Но не зря наш гений – М.В. Ломоносов утверждал, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». Может. Главное, чтоб талант вовремя увидели и не дать ему погибнуть.
Повезло с педагогами Александру Сергеевичу Пушкину, тоже далеко не первому ученику в Лицее. Многие, наверно, помнят и рассказывают своим талантливым ученикам историю о том, как на занятии профессора Куницына по алгебре Пушкин вместо того, чтобы решать задачу, писал очередное стихотворение. Учитель, заметив это, вызвал его к доске. Как ни пытался ученик решить задачу, получался «ноль». Учитель, вздохнув, сказал: «Я вижу, в моём классе для Вас всё равно нулю идите на место и пишите свои стихи дальше». Сказано это было без насмешки – Куницын признал одарённость ученика, убедился в том, что он «способен только к таким предметам, которые требуют малого напряжения, а потому успехи его невелики, особливо по части логики». И гимном признательности учителю звучат строки в стихотворении «19 октября 1825 года»:
Куницыну дар сердца и вина:
Он создал нас, он воспитал наш пламень;
Поставлен им краеугольный камень,
Им чистая лампада возжена.
Вероятно, именно осознание того, что школа теряет одарённых детей, не даёт им развиваться с раннего детства и вынудило государство принять программу по работе с одарёнными детьми. Ведь как говорил далеко не психолог, а идеолог немецкого социал-демократического движения Август Бебель: «Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться».
Так как же пробудить в одарённом ребёнке гения? Детская одарённость – одно из самых интересных и загадочных явлений природы. А сегодня интерес к ней особенно высок, ток как техногенное общество нуждается в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества.
Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.
Виды одаренности
Одарённые дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга. Мы зачастую, к сожалению, принимаем за одарённость упорство и усердие. Вспомните, как часто учителя начальной школы говорят, что мы «загубили» талант. К нам пришёл хорошист, а получился троечник. Но ведь это не так. Одарённость, если она вовремя замечена, не пропадёт. Только стоит напомнить, что к каждому таланту нужно подходить по-своему. Все мы помним, что существует художественная, интеллектуальная, творческая, социальная одарённость.
Художественная одарённость, осознанная самим ребёнком и его родителями, обычно развивается в учреждениях дополнительного образования: музыкальных, художественных школах, театральных студиях и т.п. И, наверное, каждый из нас, работая с такими учениками, понимает, что здесь нужен мастер, специалист. Мы же можем только «подталкивать» такого одарённого ученика, помогая ему самореализоваться и социализироваться.
То же самое касается и социальной, лидерской одарённости. Её ощущают даже непрофессионалы, говоря о человеке «прирождённый лидер». Эта одарённость предполагает наличие исключительной способности устанавливать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; наличие умения принимать решения; способности иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; ощущения цели, направления движения; определённой гибкости, приспосабливаемости; чувства ответственности; уверенности в себе и знание себя; настойчивости; энтузиазма; умения ясно выражать мысли. Мы в своей работе постоянно «эксплуатируем» эту одарённость, понимая, что именно так помогаем ей развиваться.
Легче всего работать с детьми интеллектуально и академически одарёнными. Первые – универсалы, они быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной. Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения в математике - физике или предметах гуманитарного цикла и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования. Именно с этими детьми необходима планомерная работа.
Что касается творческой одарённости, то это по-прежнему спорный вопрос. Одни считают, что это самостоятельный вид, другие утверждают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Как бы то ни было, и исследования, и педагогический опыт показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции у учителей и окружающих людей: отсутствие внимания (следования и почитания?) к условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и организации работы; яркий темперамент.
Программы для одаренных должны отличаться от обычных программ. Хотелось бы, чтобы обучение таких детей отвечало их главным потребностям. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К таким общим особенностям относятся следующие:
Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий положений. Такая особенность требует широты материала для обобщения.
Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений.
Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.
Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других.
Одаренные дети нуждаются не только в индивидуализированных программах обучения, но и в «своём» учителе. Потому по-хорошему педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Зачастую для одарённых детей (особенно интеллектуально одарённых) используют тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение. Но при работе с такими школьниками должна меняется даже техника постановки вопроса. Учитель должен задавать гораздо больше открытых вопросов, помогать обсуждениям; провоцировать учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Ведь здесь гораздо важнее понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке, чем сам вывод, результат. Только так можно рассчитать траекторию работы с одарённым ребёнком.
И каждый учитель при работе с одарёнными детьми должен, создавая эмоционально безопасную атмосферу, разрабатывать гибкие индивидуализированные программы; поощрять творчество и нестандартное мышление, способствуя положительно самооценке школьника. Здесь обязательна «обратная» связь, проявление уважения к индивидуальности ученика. Хотелось бы, чтобы не раз можно было повторить слова В.А. Жуковского: «Победителю ученику от побеждённого учителя». В этом нем самоуничижения. Это как раз признание учительского труда.
При работе с одарённым ребёнком учитель должен вести себя отчасти как психотерапевт: не реагировать на каждое высказывание (что мы делаем постоянно в каждодневных занятиях), а выслушать не оценивая, находя способы показать, что ответ принят. Это приводит к тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом, меньше зависят от учителя, и соответственно не мешает проявлению их свойств, талантов; способствует формированию дивергентного мышления, которое направлено на возможное получение целого веера правильных ответов (в отличие от конвергентного — имеющего одно направление — продуктивного мышления, нацеленного на единственно правильный ответ). Именно дивергентное мышление и служит средством порождения новых идей и самовыражения.
Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы "Одаренные дети". В нашем лицее, хотя подобная работа велась всегда, два года назад создана программа по работе с одарёнными детьми. Безусловно, она ещё нуждается в доработке, но первые результаты уже есть. Чётко определены цель и задачи данной работы; ведётся постоянная работа по выявлению одарённых детей; разработаны рекомендации учителям, работающим с одарёнными детьми, и составлены примерные (в зависимости от вида одарённости, возраста и психотипа ребёнка) карты – схемы траектории развития.
Индивидуальная образовательная траектория для одарённого и талантливого ребёнка
Ученик: _________________ (класс: __)
Период: 20__ - 20__учебный год
№ | Направление | Работа | Результат |
1 | | | |
2 | | | |
3 | | | |
4 | | | |
5 | | | |
6 | | | |
7 | | | |
Предметная область: ____________________________________________
Тип класса: __________________________
Общеобразовательная программа: общеобразовательная программа (базовый уровень).
Форма получения образования: урочная, дистанционная, внеурочная, дополнительные образовательные услуги, консультации, многопрофильная школа для одарённых и талантливых детей.
Условия получения образования: фронтальное, групповое, индивидуальное.
Углубление знаний (темы):
Участие в интеллектуальных мероприятиях:
Школьная научно-практическая конференция________________
Научно-практические конференции муниципального и федерального уровней:_____________________________________
Олимпиады школьников:_______________________
Дистанционные олимпиады ______________________
Конкурсы: «Золотое руно», «Бульдог», «Русский медвежонок» ,«Олимпус», текущие конкурсы различного уровня______________________________
Телекоммуникационные проекты__________________
Рекомендации для учителей:
Как показывает опыт (и что, собственно, и выполняет - сознательно или интуитивно- большая часть педагогов) наибольшего эффекта позволяют всё-таки индивидуальные занятия с акцентом на самостоятельную работу с материалом. При этом учителю необходимо
составить план занятий с ребенком, учитывающий его склонности (гуманитарные, математические, естественно - научные и т.д.), психические особенности ребенка;
определить темы консультаций по наиболее сложным вопросам;
выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени;
предоставить список необходимой литературы или интернет-ресурсов.
Схема анализа результатов работы:
1 | предмет | |
2 | дата и время консультаций | |
3 | главные рассматриваемые вопросы | |
4 | время работы с темой по программе | |
5 | фактически затраченное время (причины отклонений от сроков) | |
6 | дополнительные вопросы, не предусмотренные программой. | |
Итак, основные требования к учителю, работающему с одарёнными детьми:
Создавать ситуации незавершенности или открытости.
Разрешать и поощрять множество вопросов.
Стимулировать ответственность и независимость.
Делать акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях.
Привлекать внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих их взрослых.
Не давать ребенку прямых условий, рекомендаций, помогать их выработать самому.
Не сдерживать инициативу.
Научить прослеживать межпредметные связи.
Приучить детей к самостоятельности принятия решения и анализа ситуации.
Оказывать поддержку в ситуации успеха.
Обеспечить исследовательскую деятельность для одаренных детей.
Формировать безоценочные критерии в работе с одаренным ребенком.
Проявлять настойчивость в работе по развитию определенных способностей ребенка.