СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одарёнными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

выступление на ШМО русского языка и литературы

Просмотр содержимого документа
«Работа с одарёнными детьми»

Работа с одарёнными детьми

И родителям, и учителям, и чиновникам – всем хочется одного: чтобы по окончании обучения выпускники были эрудированы, подготовлены к самостоятельной жизни, а их таланты и способности - раскрыты и развиты. Именно высокий уровень развития каких-либо способностей может характеризовать ребёнка как одарённого.

Одаренность – это талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности.

Одарённые дети – дети с достаточно высоко развитыми способностями.

Как понять: одарённый ли ребёнок?

Одарённые дети обладают высоким потенциалом в какой-либо сфере деятельности. Американский психолог Джозеф Рензулли (Joseph Renzulli) считает, что одарённость лежит на стыке способностей к какому-либо делу, креативности и мотивации.

Рассуждая об одарённости обучающегося, мы часто говорим: «Какой он одарённый! Ну, да, есть способности, старания, но не одаренность»

Так вот психологи чаще всего выделяют пять типов одарённости:

Интеллектуальная одарённость характеризуется повышенной наблюдательностью, концентрацией внимания и способностью анализировать информацию. Такие дети отличаются высоким IQ, обладают сильным критическим мышлением и, как правило, преуспевают в каком-то одном предмете.

Академическая одарённость подразумевает отличную память. Такие дети легко усваивают школьный материал, могут обучаться самостоятельно, потому что процесс учёбы приносит им удовольствие. Как правило, они способны пройти программу нескольких классов за один учебный год.

Креативная одарённость может проявляться в богатой фантазии и нестандартном мышлении. Частный случай — творческая одарённость, то есть склонность детей к рисованию, танцам, музыке, стихосложению, актёрскому мастерству и другим искусствам.

Социальная одарённость заключается в наличии лидерских качеств, высоком уровне эмпатии, интуиции, яркой харизме. Такие дети могут непринуждённо общаться с людьми разных возрастов и часто обладают врождённым эмоциональным интеллектом — восприимчивостью к чувствам других.

Психомоторная одарённость предполагает опережающее возраст физическое развитие. Такие дети с ранних лет проявляют интерес к подвижным играм и спорту.

Как выявить одарённого ребёнка

Одарённость — это результат сложного взаимодействия наследственности, воспитания и саморазвития. В 50% случаев особые способности ребёнка проявляются к 5–6 годам и к 8 раскрываются в полной мере.

В домашних условиях выявить одарённость ребёнка можно только наблюдая, как он проводит время и какие темы вызывают у него огонь в глазах, а также помогая ему искать себя в различных видах деятельности.

Вот некоторые факторы, которые могут указывать на одарённость ребёнка. Эти критерии не являются обязательными, но время от времени могут проявляться:

  • Раннее развитие. Часто одарённые дети учатся говорить, читать и писать раньше других. 

  • Хорошая концентрация и память. Если ребёнок легко запоминает стихи, слова песен и интересующие его факты — возможно, он обладает одарённостью. 

  • Развитая речь. Словарный запас одарённых детей, как правило, шире, чем у сверстников. Они легко вводят в лексикон новые слова и умело ими пользуются.

  • Подвижное мышление. Одарённые дети рано учатся гипотетическому и абстрактному мышлению. Им свойственно совершенствовать игры и находить хитрые способы решения задач.

  • Богатая фантазия. По тому, как и во что ребёнок играет, тоже можно судить о его одарённости. Талантливые дети склонны придумывать целые миры, сюжеты с небанальными поворотами и самозабвенно перевоплощаться в персонажей своих фантазий. 

  • Познавательный интерес. Одарённых детей могут интересовать более глубокие темы, чем сверстников. Если ребёнок долго и настойчиво проявляет интерес к определённой теме или деятельности, не удовлетворяется простыми ответами и жаждет докопаться до сути, это может быть признаком таланта. 

Выявление у ребёнка одарённости не должно быть самоцелью, но можно помочь раскрыть потенциал ребёнка. Для этого нужно поощрять его увлечения, даже если они не кажутся чем-то стоящим. Ребёнок, любящий выдумывать несуществующие слова, возможно, станет в будущем выдающимся лингвистом, а юный любитель рисовать в школьных тетрадях узоры имеет шансы вырасти популярным дизайнером.  



Одарённые дети нуждаются в особом подходе, построенном на нескольких принципах:

Опора на мотивацию. Обучение должно подпитывать врождённый познавательный интерес ребёнка.

Свобода выбора. Школа должна предоставлять ученикам право получать знания, а не заставлять изучать то, что не нравится.

Индивидуализация. У ребёнка должна быть возможность уделять больше времени предметам, которые ему интересны.

Уважение самостоятельности. Одарённым детям важно самим находить ответы, «разжёвывание» материала убивает мотивацию учиться.

Свобода самовыражения. У одарённых ребят почти на всё есть своя точка зрения. Важно, чтобы они могли её без проблем выражать.

Проектная деятельность. Разработка проектов, задействующих разные способности детей, развивает их и пробуждает интерес.

Групповая работа. Многие одарённые дети — интроверты и индивидуалисты. Работа в небольших группах позволяет им развивать коммуникативные навыки.

Терпимость. Некоторым одарённым ребятам тяжело соблюдать школьные правила, особенно если они не видят в них смысла. Учителя должны относиться к их особенностям с пониманием.

Подготовка преподавателей. Учителя должны знать, как работать с одарёнными детьми. От педагогов требуется чуткость, развитая эмпатия, широкий кругозор, творческое мировоззрение.

При всём желании соблюсти данные принципы, не каждая школа может отвечать данным условиям (и наша в том числе): так как

  1. Есть стандартная программа, которую ученик обязан освоить и выдать в отметке (а для одарённого ребёнка это потраченное время на неинтересные ему предметы;

  2. «разжёвывание» материала для ребят, не обладающих способностями к самостоятельному познанию или не имеющими мотивацию к обучению – для одарённого ребёнка это убивает мотивацию учиться;

  3. Широкий кругозор, творческое мировоззрение учителя, его стремление к саморазвитию сковывается шорами (особенно в старших классах) монотонной отработки заданий ЕГЭ.

(Справка: школ, отвечающих данным условиям, в России немного. Большинство расположено в крупных городах. Вот наиболее известные из них: Школа-интернат МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва)

Лицей НИУ ВШЭ (Москва)

Школа-интернат «Интеллектуал» (Москва)

Школа «Летово» (Москва)

Образовательный центр «Сириус» (Сочи)

Школа-интернат им. Н.Н. Дубинина (Владивосток)

Губернаторский Светленский лицей (Томск)



Условия, прямо скажем, не способствующие благоприятной работе с одарёнными детьми: если признаться, в моей деятельности, работа с одарёнными детьми (а такие по литературе есть: Анохин, Сальникова, Старостин) , по моему мнению, находится на задворках, на уроках по русскому языку работаешь над достижением потенциально стандартного высокого результата ЕГЭ, а на литературе – многое подчиняется работе на формирование навыка написания итогового сочинения и даже не креативного по жанру (а сочинения-рассуждения): чтобы получилось У ВСЕХ, и эти дети в большей степени плывут по воле волн – это печально.

Чтобы всё-таки уделить ребятам время (или выявлять таких ребят), я практикую такие виды деятельности:

  1. Во-первых, на уроках предлагаю для всех олимпиадные задания по типу: одни пишут начало истории (экспозицию), вторые создают завязку и тд. (8 кл.); литературоведческий анализ текста (это труд, сопособствующий качественному погружению в первоисточник) (10 кл.); работа в группах, принципиально не в разноуровневых.

  2. Домашние задания также альтернативны: для заинтересованных ребят – это не только прочитать, проанализировать предложенное – а докопаться до глубин. Практикую задания (дистант нам в помощь!): подготовить (запись перед камерой) публичное выступление: отзыв о прочитанном произведении, рецензия на прочитанный рассказ; примерить на себя роль цензора, редактора и т.д.

  3. Конечно, внеурочные консультации (но в системе в течение года не получается), причём не только со сверстниками, но вместе с ребятами разных классов.



Все хотят проследить результат. Пожалуй, таким показателем является победы в олимпиадах, конкурсах.

В заключение отмечу: с возрастом способности ребёнка усредняются, половина одарённых детей к 15 годам перестают выделяться среди ровесников, и лишь немногие вырастают в настоящих гениев.

Одарённость в детстве не гарантирует успех во взрослом возрасте. В свою очередь, не все талантливые взрослые в детстве проявляли одарённость.

Цель работы с одарёнными детьми – помочь проявиться этой одарённости, т.е. реализоваться ребёнку – в этом психологическое счастье человека.

Главное — вырастить не гения, а психически здорового и счастливого человека.