Г. И. Черкасова, учитель высшей категории,
учитель химии МБОУ «ЯСШ №6», г. Ялта
Работа с одарёнными детьми
В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты.
А. Бебель
Каждый ребёнок по-своему неповторим. Он приходит в этот мир, чтобы найти себя: кто в музыке, кто в художественном творчестве, кто в математике, кто пишет стихи, рассказы, а кто увлекается физикой или химией. Сколько детей- столько и способностей, которые зависят от психолого-физиологических особенностей человека, социального окружения, семьи и школы. В современных условиях одаренных детей можно выявить в помощью специальных психологических методов. Зачастую такие методы применяют непосредственно в школах.
В последнее время все чаще уделяют повышенное внимание проблеме целостности всестороннего развития личности ребенка. Поэтому достаточно активизировался интерес к одаренным детям, а также к организации процесса обучения таких талантливых ребят. Работа с одаренными детьми теперь проводиться во многих образовательных учреждениях. Итак, какие же признаки одарённости детей школьного периода бывают?
Основными признаками и специфическими чертами одаренности в детском возрасте являются:
-наличие большого объёма информации;
-лёгкость в обучении и быстрота усвоения материала;
-ребёнок обладает большим запасом слов, не всегда соответствующим возрасту;
-доминирует в общении с другими детьми такого же возраста;
-отлично развито логическое мышление;
-имеет высокую скорость мышления;
-отличается гибкостью ума;
-схватывает материал «на лету» благодаря хорошо развитой памяти;
-умеет рассуждать;
-умеет строить гипотезы;
-умеет интегрировать и синтезировать информацию;
-самостоятельно переносит знания в новые условия;
-выявляет скрытые зависимости и связи;
-умеет улавливать смысл достаточно условных идей;
-умеет замечать тонкие расхождения в материале;
-не тратит много времени на поиски ответов на поставленные вопросы и задачи перед ним;
-креативен;
-применяет идеи на практике;
-обладает абстрактным видением проблем;
-имеет богатое воображение;
-обладает здравым смыслом и в критических ситуациях не подвержен чувству паники;
-является реалистом и умеет адекватно оценивать ситуацию;
-по собственной инициативе выбирает для решения сложные задания;
-способен к риску; -имеет высокие эстетические ценности;
-обладает хорошо развитой интуицией.
-имеет огромное количество увлечений и хобби.
Также психологами выявлены особенности одарённых детей по отношению к себе и другим людям, в оценке межличностного общения:
-адекватная самооценка;
-уважение к людям;
-способность к сочувствию и сопереживанию;
-склонность к самоанализу;
-терпимость к недостаткам других;
-адекватная реакция на критику;
-готовность поделиться с другими своими вещами и идеями;
-настойчивость в учёбе и труде;
-развитая потребность в достижении успеха;
-слабо выраженная агрессивность;
-независимость в мышлении и поведении;
-отсутствие стремления к обязательным поощрениям и наградам за свои успехи;
-готовность вступить в соревнования с другими людьми;
-развитое чувство юмора;
-уверенность в своих силах и способностях.
Для оценивания социального развития ребёнка, его творческих способностей, интеллекта, необходимо использовать разные психолого-диагностические методы, дополненные сведениями родителей, а также данными наблюдений за ребёнком. Выявление одарённых и талантливых детей-это длительный процесс. Одарённый ребёнок сам себе поможет, если учитель творческий ,а учебный процесс интересный, разносторонний, результативный.
Что недопустимо в работе с одарёнными детьми?
* Учитель не должен восхвалять лучшего ученика. Не нужно выделять одарённого ребёнка за его индивидуальные успехи, лучше поощрить общие с другими обучающимися занятия.
* Не следует также много внимания в классе уделять обучению с элементами соревнования. Одарённый ребёнок чаще всего будет победителем, что может вызвать неприязнь к нему других обучающихся.
*Учитель не должен делать из одарённого ребёнка «вундеркинда». Акцентирование на его исключительности порождает ревность и даже раздражение одноклассников.
*И, наконец, суровое регламентирование занятий по отношению к одарённому ребёнку также недопустимо.
Для того, чтобы внутренний потенциал одаренного ребенка был раскрыт максимально, нужно вести ежедневную, последовательную, индивидуальную работу на всех уровнях
Главная задача педагога, которой обеспечивается его эффективная работа с одаренными детьми, - это создание в рамках каждого урока необходимых условий для развития и формирования познавательной активности талантливых детей.
Рекомендации относительно работы с одарёнными детьми.
*Стимулируйте и поддерживайте инициативу одарённых обучающихся, их самостоятельность.
*Подхватывайте их мысли, оценивая сразу и подчёркивая их оригинальность, неординарность.
*Создавайте на уроках проблемные ситуации, решение которых требует альтернативы, прогнозирования, воображения.
*Подчёркивайте интерес к новому.
*Предлагайте интересные факты, случаи из жизни, технические и научные идеи.
*Культивируйте на уроке творческую атмосферу - дети должны знать, что творческие предложения, идеи будут восприняты «на ура» и использованы в процессе обучения.
*Учите детей ценить свои и чужие мысли.
*Учите систематической самооценке каждой мысли. Никогда не отбрасывайте её.
*Иногда ровесники агрессивны по отношению к способным детям, что необходимо предупредить. Наилучшим способом будет объяснение способному ребёнку, что такое бывает, тем самым развивая в нём терпимость и уверенность.
*Учите доводить начинания до логического завершения.
*влияйте собственным примером.
*Предоставлять возможность выполнять больше учебных заданий с обязательным повышением их сложности.
*Во время отработки программного материала привлекайте к творческой поисковой деятельности с использованием опережающих заданий.
*Чётко контролируйте достигнутые результаты, давайте задания повышенной сложности, создавайте ситуации самоанализа, самооценки, самопознания.
*Привлекайте обучающихся к работе по разработке и внедрению собственных творческих задумок и инициатив, создавайте ситуации свободного выбора и ответственности за принятое решение.
*Используйте творческую деятельность обучающихся во время проведения различных видов внеклассных мероприятий, открытых уроков, праздников.
*Активно привлекайте одарённых обучающихся к участию в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах, олимпиадах, акциях.
*Помните, что «своевременно найти, воспитать и развить задатки и способности у своих воспитанников, своевременно распознать в каждом его призвание - эта задача становится теперь важнейшей в системе учебно-воспитательного процесса» ( В. А. Сухомлинский)