СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Работа с одарёнными детьми в условиях малокомплектной школы»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Смена парадигмы общественного развития, вхождение Казахстана в мировое образовательное и информационно-техническое пространство определяют социальный заказ на творчески ориентированную личность, способную проявить и реализовать себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретённые знания в разнообразных жизненных ситуациях. Изменение характера труда в современной экономике делает интеллектуальные ресурсы работников более ценной частью капитала, чем материальные активы. 

Просмотр содержимого документа
««Работа с одарёнными детьми в условиях малокомплектной школы»»

ГУ «Отдел образования Зыряновского района»








Выступление на педагогических чтениях


«Малокомплектные школы:

состояние, проблемы и перспективы развития»







тема доклада:

«Работа с одарёнными детьми в условиях малокомплектной школы»




Подготовила: Каблукова Наталья Николаевна

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

в КГУ «Чапаевская средняя школа»

ВКО, Зыряновский район,

с.Чапаево, ул. Победы 2

сот.тел. 87051492302

раб.тел. 5-61-08

[email protected]





2014 год

Нельзя кого-либо изменить,
передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу,
способствующую развитию человека

К.Роджерс

Смена парадигмы общественного развития, вхождение Казахстана в мировое образовательное и информационно-техническое пространство определяют социальный заказ на творчески ориентированную личность, способную проявить и реализовать себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретённые знания в разнообразных жизненных ситуациях. Изменение характера труда в современной экономике делает интеллектуальные ресурсы работников более ценной частью капитала, чем материальные активы.

В этих условиях качество образовательной системы во многом определяется её способностью гарантировать высокие результаты учащихся, формировать у детей характеристики, необходимые в наступающем информационном веке: навыки мышления, способности к "решению проблем", умения адаптироваться к новым требованиям, новым рынкам, новым информационным технологиям. Становится невозможно игнорировать детей, которые делают что-либо лучше других учащихся. На первый план логично и неизбежно выходит необходимость реализации потенциальных возможностей школьников с учётом их индивидуальных различий. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного казахстанского общества. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. В школе реализуется долгосрочная программа «Одарённые дети», в которой определены следующие цели:

1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного образования.

2. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.

Отсюда и вытекают задачи, которые решаются педагогическим коллективом в рамках реализации программы:

- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;

- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- развитие у одарённых детей качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире социальных отношений;

- формирование духовного потенциала личности как внутренней двигательной силы её развития, внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, Республиканских, международных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора. На основе идей психологов Дж. Кэррола и Б. Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. В ней делает акцент на ранее выявление и развитие одаренностей у детей. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. В школе создан банк экспертного оценивания способностей ребенка с целью выявления одарённости с раннего дошкольного возраста до подросткового возраста, систематизированы материалы по методикам диагностики видов одарённости на разных возрастных этапах. Это позволяет планомерную работу с одарёнными детьми начинать с дошкольного возраста.

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны учителя. Это способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Работа с одаренными детьми в школе проводится на факультативах, кружках, секциях, предметных неделях, профильных и предпрофильных курсах. В ходе работы ученики постигают тайны связи между явлениями и развивают навыки по применению своих открытий на практике, умения анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем. Все это, по-нашему мнению, способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.

Школа должна работать с одаренными детьми, создавая условия для их самоопределения, самореализации и социализации на всех этапах развития. Нами приняты следующие этапы работы по организации исследовательской работы учащихся в школе: подготовительный, развивающий, творческий, исследовательский.

Немаловажным условием в работе с одарёнными и способными детьми является создание мотивации и условий для их оптимального развития. От того, как организована работа с данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними. Для создания мотивации в нашей школе используются следующие приёмы: рейтинг учащихся, «почётное место» на стенде «Наши «звёзды»», классные часы по самоопределению, право принять участие в ежегодной школьной научно-практической конференции учащихся «Мы будущее Казахстана», оздание портфолио с последующей презентацией на конкурсе «Лучшее портфолио ученика».

Наиболее важным результатом работы, проводимой с одарёнными и способными детьми, считаю высокую мотивацию учебной деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в добывании знаний и совершенствовании умений, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, развитие творческих способностей учащихся. Кроме того, повысилась познавательная активность детей, их участие в различных конкурсах, олимпиадах и соревнованиях. Реализация Программы «Одарённые дети» привела к положительным результатам.

Педагоги школы выступают с докладами по проблеме «Обучение и воспитание одарённых детей».

Практика нашей школы показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одарёнными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:
- между огромными потенциальными возможностями развития одарённого ребёнка и несоответствием общего уровня культуры ученика сельской малокомплектной школы;

- между всё возрастающими требованиями к обучению и воспитанию подрастающего поколения и потребностью современной школы в учебниках, в которых бы учитывались индивидуальные запросы и интересы одаренных детей.

- между специфичностью и проблемностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний родителей.

И всё же, работая с одарёнными детьми, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Надеюсь, что опыт работы нашей школы будет полезен присутствующим здесь коллегам.

В заключение хочу напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с родителями одаренных. Ведь именно высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества нашей Родины.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!