ГУ «Отдел образования Зыряновского района»
Выступление на педагогических чтениях
«Малокомплектные школы:
состояние, проблемы и перспективы развития»
тема доклада:
«Работа с одарёнными детьми в условиях малокомплектной школы»
Подготовила: Каблукова Наталья Николаевна
заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
в КГУ «Чапаевская средняя школа»
ВКО, Зыряновский район,
с.Чапаево, ул. Победы 2
сот.тел. 87051492302
раб.тел. 5-61-08
[email protected]
2014 год
Нельзя кого-либо изменить,
передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу,
способствующую развитию человека
К.Роджерс
Смена парадигмы общественного развития, вхождение Казахстана в мировое образовательное и информационно-техническое пространство определяют социальный заказ на творчески ориентированную личность, способную проявить и реализовать себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретённые знания в разнообразных жизненных ситуациях. Изменение характера труда в современной экономике делает интеллектуальные ресурсы работников более ценной частью капитала, чем материальные активы.
В этих условиях качество образовательной системы во многом определяется её способностью гарантировать высокие результаты учащихся, формировать у детей характеристики, необходимые в наступающем информационном веке: навыки мышления, способности к "решению проблем", умения адаптироваться к новым требованиям, новым рынкам, новым информационным технологиям. Становится невозможно игнорировать детей, которые делают что-либо лучше других учащихся. На первый план логично и неизбежно выходит необходимость реализации потенциальных возможностей школьников с учётом их индивидуальных различий. Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного казахстанского общества. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. В школе реализуется долгосрочная программа «Одарённые дети», в которой определены следующие цели:
1. Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного образования.
2. Формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей.
Отсюда и вытекают задачи, которые решаются педагогическим коллективом в рамках реализации программы:
- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;
- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;
- развитие у одарённых детей качественно высокого уровня мировоззренческих убеждений, позволяющих им ориентироваться в сложном мире социальных отношений;
- формирование духовного потенциала личности как внутренней двигательной силы её развития, внутренней энергии, направленной на творческое самовыражение;
- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, Республиканских, международных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К. Тейлора. На основе идей психологов Дж. Кэррола и Б. Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. В ней делает акцент на ранее выявление и развитие одаренностей у детей. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но не следует забывать, что в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. В школе создан банк экспертного оценивания способностей ребенка с целью выявления одарённости с раннего дошкольного возраста до подросткового возраста, систематизированы материалы по методикам диагностики видов одарённости на разных возрастных этапах. Это позволяет планомерную работу с одарёнными детьми начинать с дошкольного возраста.
Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны учителя. Это способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Здесь важно не то, что изучать, а то, как изучать. Работа с одаренными детьми в школе проводится на факультативах, кружках, секциях, предметных неделях, профильных и предпрофильных курсах. В ходе работы ученики постигают тайны связи между явлениями и развивают навыки по применению своих открытий на практике, умения анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем. Все это, по-нашему мнению, способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.
Школа должна работать с одаренными детьми, создавая условия для их самоопределения, самореализации и социализации на всех этапах развития. Нами приняты следующие этапы работы по организации исследовательской работы учащихся в школе: подготовительный, развивающий, творческий, исследовательский.
Немаловажным условием в работе с одарёнными и способными детьми является создание мотивации и условий для их оптимального развития. От того, как организована работа с данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними. Для создания мотивации в нашей школе используются следующие приёмы: рейтинг учащихся, «почётное место» на стенде «Наши «звёзды»», классные часы по самоопределению, право принять участие в ежегодной школьной научно-практической конференции учащихся «Мы будущее Казахстана», оздание портфолио с последующей презентацией на конкурсе «Лучшее портфолио ученика».
Наиболее важным результатом работы, проводимой с одарёнными и способными детьми, считаю высокую мотивацию учебной деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в добывании знаний и совершенствовании умений, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, развитие творческих способностей учащихся. Кроме того, повысилась познавательная активность детей, их участие в различных конкурсах, олимпиадах и соревнованиях. Реализация Программы «Одарённые дети» привела к положительным результатам.
Педагоги школы выступают с докладами по проблеме «Обучение и воспитание одарённых детей».
Практика нашей школы показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одарёнными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:
- между огромными потенциальными возможностями развития одарённого ребёнка и несоответствием общего уровня культуры ученика сельской малокомплектной школы;
- между всё возрастающими требованиями к обучению и воспитанию подрастающего поколения и потребностью современной школы в учебниках, в которых бы учитывались индивидуальные запросы и интересы одаренных детей.
- между специфичностью и проблемностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний родителей.
И всё же, работая с одарёнными детьми, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты.
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Надеюсь, что опыт работы нашей школы будет полезен присутствующим здесь коллегам.
В заключение хочу напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с родителями одаренных. Ведь именно высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества нашей Родины.