СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одарёнными учащимися

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важный этап  в работе с учащимися- создать условия для  формирования гармонично развитой личности.Такую деятельность поможет  организовать данная прогамма

Просмотр содержимого документа
«Работа с одарёнными учащимися»

Утверждаю :

Директор МБОУ Какичевская ООШ

_____________________А.В.Димитров

«30.08» 2016 г.
                                                  

                                                                                                   

Программа

 « Работа с одарёнными учащимися в условиях сельской школы»
на период с 2012 на 2017 годы



Пояснительная  записка


Нормативно-правовое обоснование Программа « Работа с одарёнными учащимися в условиях сельской школы»  на период с 2012 на 2017 годы:


– Закон РФ «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от № 122-ФЗ);
– Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол № 36);
– Основные направления деятельности Правительства РФ (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 г. № 1663-р);
– Приоритетный национальный проект «Образование» на 2011 - 2013 годы;
– Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы (утверждена постановлением Правительства РФ 7 февраля 2011 г. № 61);
– Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (ННШ);
– Закон Томской области «Об образовании в Томской области» от 12.11.2001 № 119-ОЗ;
     В  законе  РФ  «Об  образовании» указывается  на  необходимость  развития  творческих  способностей  одаренных  детей, творческой  молодежи.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» определена
 стратегическая цель – создание механизмов раскрытия способностей каждого ученика, воспитания порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире
      Основными  направлениями  программы  деятельности  школы  является  активный  поиск  и  развитие  одаренных  детей  и  талантливой  молодежи.
       За  основу  взята  концепция, разработанная  в  лаборатории «Творческой  одаренности» НИИ  ПУО  БГПУ  под  руководством  профессора  Н.И.Ильичевой.
       Работа  с  одаренными  и  способными  учащимися,  их  выявление  и  развитие - важнейший  аспект  деятельности  школы.

Концепция системы работы с одаренными и талантливыми детьми


Актуальность

       Создание системы работы с одаренными и талантливыми детьми является одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», поэтому обеспечение условий для выявления и развития одаренных и талантливых детей и реализация их потенциальных возможностей являются одними из приоритетов в сфере образования МБОУ «Какичевская ООШ».
     В школе  имеются проблемы в работе с одаренными детьми:  
- сюда можно отнести формальность работы самого  школьного ученического общества, т.к. основная деятельность и  инициатива в организации проектно-исследовательской работы  принадлежит учителям;
 - низкая мотивация некоторых учителей  школы  к подготовке своих учеников к участию в различных предметных олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах.
- другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.
Кроме того, мы выделяем кадровую проблему, связанную с недостаточной   личностной готовностью психолога, классных руководителей и педагогов к работе с одаренными детьми школе.
В тоже время, хочется отметить увеличение интереса детей к занятиям исследовательской деятельностью, в школе обучаются учащиеся, ведущие активную творческую, учебную, научно-исследовательскую работу. Эти учащиеся входят в число активных  участников   школьных, районных конкурсов, конференций и других мероприятий, создающих условия для проявления своего творчества.
       На протяжении последних трех лет в нашей школе заметна система работы с одаренными  детьми отдельных педагогов. Необходимо отметить работу с данной категорией учащихся учителей-предметников  Куриновой В.А.., Злобиной О.А., Семерниковой А.Д.,Абузяровой В.П.
Улучшение работы учителей в данном направлении, привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одаренных детей.  Их решение должна обеспечить Программа, связанная с координацией деятельности всех педагогов школы. Программа должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.
         Успешность работы с одаренными учащимися в школе во многом зависит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе. Поэтому рассматривается как самостоятельный вопрос о стратегии работы с данной категорией детей на этапе начальных классов.
        Выявление одаренных детей начинается в начальной школе с  наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Основное внимание  при  выявлении  одаренности  следует  уделять  детям, которые:
1)    испытывают  определенную  радость  от  умственного  труда, от  «добывания»  знаний;
2)    имеют,  по  сравнению  с  большинством,  более  высокие  интеллектуальные  способности, восприимчивость  к  учению, творческие  возможности  и  проявления;
3)    имеют  ненасыщенную  познавательную  потребность, доминирующую, активную.
    Условно  выделяют  три  категории  одаренности  детей:
1.    Дети  с  необыкновенно  высоким  общим  уровнем  умственного  развития  при  прочих  равных  условиях.
2.    Дети  с  признаками  специальной  умственной  одаренности  в  определенной  области  науки.
3.    Учащиеся, не  достигающие  по  каким-либо  причинам  успехов  в  учении, но  обладающие  яркой  творческой  одаренностью.
       Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявлений, является ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в самом процессе умственной деятельности и удовольствия от умственного труда.
    Познавательная потребность является одной из базовых потребностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и самосуществование личности, развитие ее способностей из природных задатков. При благоприятном варианте развития познавательная потребность проходит три уровня:
1  уровень – потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство)
2 уровень – развитие любознательности, выраженной в интересе к определенным занятиям, изучению конкретного предмета  (младший школьник, младший подросток)
3 высший уровень – целенаправленная познавательная деятельность, направленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).
          Одарённость ребёнка, проявляемая в интеллектуальной или творческой деятельности, привлекает особого внимания педагогов. Чем раньше педагог обнаружит приоритеты в личностном развитии ребёнка, тем легче и быстрее  становится формирование собственной самооценки. Поэтому необходимо постоянно выявлять одарённость детей, стимулировать её развитие. Различные методы выявления талантливых детей помогают установить их приоритеты, склонности и интересы.   Многое зависит  и от родителей. В семье закладывается личность ребёнка, она же играет и большую роль в её формировании. Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:
1.     Уверенность, которая основывается на сознании самоценности.
2.     Понимание достоинств и недостатков в себе самом.
3.     Интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску.
4.     Уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию.
5.     Привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.
6.      Умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми.
        Родителям следует принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов. Их таланты произрастают из индивидуальности личности, а достижения, в конечном счёте, зависят от того, как эта личность разовьётся.
        Одарённый ребёнок не сможет реализовать свои способности без созданных для этого условий. Окружающая среда должна быть такой, чтобы ребёнок смог черпать из неё информацию, помогать ему самореализоваться, постоянно расширять зону его ближайшего развития и формировать мотивационную сферу. Для этого должны работать различные кружки,  секции по разным направлениям. Участие в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях за пределами школы в большей степени стимулируют развитие одарённых детей.
Необходима разумная система поощрения успехов одарённого ребёнка. Очень важно сформировать понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования и саморазвития.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Модель одаренного ребенка

•    личность, здоровая физически, духовно – нравственно и социально;
•   личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;
•   личность, способная осуществить самостоятельно продуктовую деятельность;
•   личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
• личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
•        личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.

   Основная  цель: 

Создание  системы деятельности педагогического коллектива с  одаренными  учащимися в условиях сельской школы по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности  на  основе  современных  научных  методик  и  технологий  обучения,  воспитания,  развития  личности.

Задачи:

1.    Создать условия для  выявления, поддержки  одаренных  детей и развития  их одарённости, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
2.    Выработать методику выявления одарённых детей в условиях сельской школы и их сопровождение.
3.    Совершенствовать систему подготовки учителей, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
4.    Повышать педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка;
5.    Создать банк  данных «Одаренные дети»;

Принципы  педагогической  деятельности  в  работе  с  одаренными  детьми:

1.    Принцип  обновления  и  расширения  содержания  образования.
2.    Принцип  индивидуализации  и  дифференциации  обучения.
3.    Принцип  максимального  разнообразия  предоставленных  возможностей  для  развития  личности.
4.    Принцип  возрастания  роли  внеурочной  деятельности.
5.    Принцип  свободы  выбора  учащимися  дополнительных  образовательных  услуг, помощи, наставничества.
6.    Принцип  создания  условий  совместной  работы  учащихся  при  минимальном  участии  учителя.

Условия успешной работы с одаренными обучающимися

•    Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
•    Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
•    Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
•    Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
•    увлеченность своим делом;
•    способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности, проводником передовых педагогических технологий;
•    умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
•    интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
•    взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на  оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки;
•    учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
•    учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
•    учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.


Требования к школе:
•    школа должна давать современное образование;
•    это школа, где учат по всем предметам, а по окончании школы дети легко поступают в ВУЗы России;
•      в школе должны быть порядок и дисциплина, должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги, в школе должны быть свои традиции;
•    родителям нравится новаторство в школе, они с удовольствием откликаются на эксперимен
•     дети должны учиться в красивой, уютной школе;
•       в хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но в системе дополнительного образования.

Кадровое обеспечение

Профессионально-личностная квалификация педагогов, работающих с одаренными детьми, имеет свою специфику, которая выражается в наличии следующих компонентов:
•        психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности;
•        профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая успешно активизировать детскую одаренность; совмещать управление, контроль процесса обучения и предоставление учащимся свободы учится;
•        профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации; стремление к личному росту.

Целями работы учителей школы с одаренными детьми являются:

  • выявление одаренных детей,

  • создание условий, способствующих их оптимальному развитию

Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:
1.    знакомство учителей с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с одаренными детьми, через:

  • проведение педагогических советов с приглашением специалистов;

  • обучение на курсах повышения квалификации;

  • подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;

  • научно – методическую работу по данному направлению (с последующим обсуждением и обменом опытом);

2. проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной  деятельностью учащихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих склонность, высокую результативность в различных областях деятельности, путем:

  • обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;

  • знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;

  • выявления мнения родителей о склонностях, области наибольшей успешности и круге интересов, об особенностях личностного развития их ребенка;

  • периодического сбора сведений среди учителей – предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах;

3.Подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности, в единстве с такими видами деятельности, как:
1.    знакомство с имеющимся практическим опытом работы по данному направлению;
2.    лонгэтюдное (длительное) наблюдение за такими детьми;
3.    проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.
После выявления одаренных детей работа с ними должна вестись двумя группами педагогов:

  • учителями, вводящими учащегося в сферу учебного предмета и создающими атмосферу эмоциональной включенности, возбуждающими интерес к предмету, закладывающими основы системы знаний, отрабатывающими с учеником технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач;

  • наставником, который

•    выполняет функции научного руководителя, выводящего ученика на высокий профессиональный уровень в работе над темой, избранной самим учеником,
•    координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося,
•    обеспечивает необходимое одаренному учащемуся общение,
•    осуществляет связь с родителями одаренного учащегося.
    Наставниками могут стать учителя, родители или приглашенные для этой цели специалисты.
Учащийся свободен в выборе наставника или в отказе от работы с наставником.
Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:
1.    отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих методов; форм и приемов с опорой на такие правила, как
•    соотнести количество предоставляемой информации и отборку умения ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, делать выводы);
•    минимальное количество времени сообщать информацию или показывать конкретные способы выполнения учебных заданий, а больше предоставлять ребятам возможности обсуждать вопросы самим (меньше объяснять и больше спрашивать, используя так называемые «открытые вопросы», чтобы понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке);
•    не стремиться прореагировать на каждый ответ в классе, а внимательно и с интересом слушать, не оценивая ответы, лишь показывая, что принимаете их (такое поведение способствует тому, что ученики начинают больше взаимодействовать друг с другом и чаще комментируют идеи и мнения одноклассников, тем самым они оказываются в меньшей зависимости от учителя).
2.    Предоставление возможности совершенствовать  способности в совместной деятельности с педагогом, поскольку научный руководитель:
•    Поощряет проявление самодеятельности, предоставляя свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели;
•    Создает условия для конкретного воплощения творческих идей с учетом особенностей ситуации и личностных особенностей учащегося;
•    Способствует пробуждению желания испытывать себя и в других сферах, поощряя результативность в какой – либо области;
4.    Разработка гибких индивидуальных программ обучения учащихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена, с учетом того, что:
•    целью индивидуальной программы обучения одаренного учащегося является создание условий для оптимального развития одаренности
5.    Проявление уважения к индивидуальности ученика, что, в частности, предполагает:
•    понимание особенностей развития одаренного учащегося
•    стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей – возведения ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с одной стороны, а с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью»
•    освобождение от целого ряда ошибочных стереотипных ожиданий и понимание того, что интеллектуально одаренный учащийся:
    не обязательно имеет столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируется, не имеет развитого самоконтроля, не является независимым и ответственным)
    не всегда способный заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи
    может иметь некоторое отставание в физическом развитии (проявляющееся, например, в плохой координации движений или плохом почерке)
    не должен успевать и превосходить всех по большинству предметов школьной программы
    ему всегда присуще высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшим, сознательное отношение к школе
    ему могут быть свойственны: пассивность, отсутствие внешнего интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость.


Содержание, методы, формы работы с одарёнными обучающимися

     
     Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей само ценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.
Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности  развития мышления, умений работать самостоятельно.
        Методы и формы работы с одаренными детьми должны органически сочетаться с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаться определенным своеобразием.
    Могут использоваться, в частности, тематические и проблемные мини – курсы, «мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги, развитие исследовательских умений и художественной активности в форме научно – практической работы или творческих зачетов и т. п.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, следует признать нецелесообразным в условиях общеобразовательной школы выделение таких детей в особые группы. Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими тоже способными детьми. Это позволит создавать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимального развития всех учащихся школы. Однако при этом не исключается возможность создания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода творческих заданий .
      Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение должны получить групповые формы работы, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную деятельность, дискуссии, диалоги.
Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы.
Важным фактором является система внеклассной воспитательной работы в школе.

Формы работы с одаренными обучающимися.

-    объединения дополнительного образования;
-    групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
-    факультативы;
-    предметные кружки;
-    кружки по интересам;
-    конкурсы и конференции;
-    интеллектуальный марафон;
-    участие в олимпиадах;
-    спецкурсы;
-    работа по индивидуальным планам;
-    занятия в классах с углубленным изучением отдельных предметов;
-    сотрудничество с другими школами, профессиональными училищами, техникумами и вузами;
-    занятия исследовательской деятельностью.

Программа реализации концепции

 Программа рассчитана на шесть лет – 2012– 2017 годы

1. Этапы реализации:

1 этап: диагностико- прогностический  (2012-2013 годы)
Цель:
Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.
Мониторинг одаренности.
Создание:
-   банка данных по одаренным детям;
-  банка творческих работ учащихся;
-  банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов;
-   рекомендаций по работе с одаренными.
Организация:
-  системы дополнительного образования;
-  творческих конкурсов, экзамена;
-   внеклассной работы по предмету;
-  деятельности педагогического коллектива;
- олимпиад и интеллектуальных конкурсов.
 
2 этап: деятельностный (2013-2016 годы)
Цель:
апробация системы работы с одаренными учащимися.
Задачи:
- составление индивидуальных маршрутов обучения для детей повышенного уровня обучаемости;
-  выявление одаренных детей на ранних этапах развития;
-  организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
- активное использование метода проектов;
-  сохранение традиции работы с системой портфолио;
-  проведение выставок детского творчества;
- обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.

3 этап: констатирующий (2016- 2017 годы)
Цель:
Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.
Задачи:
-  создание банка педагогического опыта в работе с одаренными;
-  выпуск методического бюллетеня «Опыт работы с одаренными детьми»;
- внедрение в практику работы  рейтинга учащихся;
- анализ итогов реализации программы;
- достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе;
- обобщение результатов работы школы.







Ожидаемый  результат

1.    Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности.
2.    Повышение ответственности учителей, социально-пси¬хологической службы школы при организации работы с одаренными детьми.
3.    Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.
4.    Создание и применение на практике комплексной программы работы с одаренными детьми.
5.    Создание атмосферы заинтересованности и добро¬желательного отношения к одаренным детям.
6.    Повышение качественных показателей успеваемости учащихся.
7.    Увеличение числа призовых мест на олимпиадах и конкурсах различного уровня.