СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с одарёнными учащимися

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Работа с одарёнными учащимися" поможет учителю организовать работу с учащимися по выявлению их способностей, а так же работу с родителями по выявлению способностей их детей.

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одарёнными учащимися»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пригорская средняя школа Смоленского района Смоленской области

_____________________________________________________________________________



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_________/О.В. Пантелеева/

«___» __________2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Пригорской СШ

_________/В.П. Понизовцев/

Приказ от «___» ________2015г. № __





Программа учителя по выявлению и развитию математических способностей



 Чуркина Светлана Петровна







РАССМОТРЕНА на заседании ШМО учителей математики и информатики

Протокол № 1 «26» августа 2015г.

Руководитель ШМО _________/Е.Н. Веремьева/

РАССМОТРЕНА на заседании методического совета

Протокол № 1 «27» августа 2015г.

Председатель МС _________/Е.Н. Веремьева/

ПРИНЯТА на заседании педагогического совета

Протокол № 1 «30» августа 2015г.



2015/2016 учебный год

с. Пригорское,



Пояснительная записка.


Современные требования системы образования таковы, что детям необходимо не только получить определенный объем знаний по всем, но и научиться готовности к переменам, к творчеству. Воспитание творческого потенциала личности стоит во главе угла современного образования. Развитие творческого мышления важно и необходимо в рамках осуществления индивидуального подхода к обучению при массовом характере обучения.

Проблема детской одаренности имеет государственное значение, поэтому особое внимание уделяется программе «Одаренные дети», направленной на развитие способностей детей, на создание в школе условий для развития одаренности. Актуальность проблемы состоит в том , что необходимо уделять больше внимания раннему выявлению одаренного ребенка, основываясь на наблюдении педагога, используя достоверный педагогический и психологический инструментарий. Необходимо своевременно выявлять проблемы, с которыми может столкнуться такой ребенок, и оказывать психолого-педагогическую помощь в их устранении.

Решение данной проблемы возможно лишь при сотрудничестве (сотворчестве) всех заинтересованных сторон: детей, родителей, педагогов, государства, которое выдвигает социальный заказ.

Общение с одаренными детьми требует от педагога гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет ему чувствовать себя свободным в рамках школьной программы, предполагает творческую деятельность учителя и ученика. Каждый педагог, исходя из собственного профессионального и творческого потенциала, определяет тот путь в процессе обучения, который обеспечивает организацию условий для достижения успеха учащихся.

В процессе развития способностей происходит качественное преобразование самой личности ребенка на основе его собственной активной деятельности и его собственного активного отношения к среде.

Одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающих успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющее определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

Одаренность может быть, как общая, проявляющаяся во всех видах деятельности ребенка и сферах его интереса, так и специфическая ( музыкальная, интеллектуальная, спортивная, лидерская).

Одаренные дети все очень разные, но их объединяет так называемая умственная активность, страсть к познанию – это главная потребность одаренного ребенка, независимая от возраста, темперамента, характера, интересов, пола и т. п.

У одаренных детей отличная память, способность классифицировать информацию, они умеют применять накопленные знания. Имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна. У них сильно развито чувство справедливости, личностные системы ценностей, одаренные дети обладают ярким воображением, чувством юмора. Они часто эгоистичны в толковании событий и явлений.

Оригинальность мышления таких учащихся выражается степенью непохожести, неожиданности предполагаемого решения среди «стандартных» решений других учащихся. Одаренные дети более активны и всегда чем - либо заняты , хотят знать обо всем и более подробно.

Особенности, присущие одаренным детям:

- одаренные дети способны заниматься несколькими делами сразу, следить за двумя и более происходящими вокруг событиями;

- они очень любопытны, активно исследуют окружающий их мир и не терпят каких либо ограничений своих исследований;

- в раннем возрасте способны прослеживать причинно – следственные связи, делать правильные выводы, а также строить альтернативные модели и системы

происходящих событий;

- одаренные часто «перескакивают» через последовательные этапы своего развития;

- у одаренных детей отличная память, которая базируется на ранней речи и

абстрактном мышлении;

- они рано начинают классифицировать и категоризировать поступающую к ним

информацию и собственный опыт, с удовольствием отдаются

коллекционированию; при этом их целью является не приведение коллекции в

идеальный и достаточно постоянный порядок, а реорганизация, систематизация ее на новых основаниях;

- у одаренных детей большой словарный запас, они с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова и понятия ;

- талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью, с

удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не

могут, когда им навязывают готовый ответ;

- одаренный ребенок способен длительное (до нескольких часов) концентрировать свое внимание на одном деле, он буквально погружается в свое занятие, если оно ему интересно;

- одаренным и талантливым детям присуще сильно развитое чувство

справедливости, они одинаково сильно реагируют на далекие проблемы, увиденные по телевизору, и на испытанную лично несправедливость со стороны

окружающих;

- у одаренных детей хорошо развито чувство юмора, они обожают подковырки,

несообразности, игру слов и часто видят их там, глее сверстники не обнаруживают;

- одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока еще «не по зубам», и в решении некоторых добиваются успеха;

- для одаренных детей, как правило, характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить себе множество опасных последствий какого – либо cобытия;

- одаренные дети чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций окружающих их людей и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникающему вокруг них;

- одаренные дети часто обладают экстрасенсорными способностями;

- они часто негативно оценивают себя, даже считают ненормальными, что

вызывается социальным неприятием их со стороны сверстников;

- большинство одаренных детей спят меньше своих сверстников ;

- одаренные дети иногда испытывают трудности с тонкой двигательной

координацией, навыками ручной работы, координацией между визуальным

восприятием и механическим движением, особенно ярко это может выглядеть на фоне развитых познавательных способностей;

- они часто стремятся доводить все до полного совершенства, в результате чего

результаты работы оказываются хуже запланированных и летят в корзину,

понижая самооценку ребенка;

- одаренные дети отличаются разнообразием интересов, что порождает склонность начинать несколько дел одновременно или браться за слишком сложные задачи;

- в общении между собой одаренные дети производят впечатление говорящих разом и не слушающих друг друга; однако они всегда могут тут же перейти на

«нормальное» общение и доказать, что это не так;

- одаренные дети часто раздражают сверстников и окружающих людей привычкой поправлять других и всегда считать себя правыми;

- в виде защитной реакции на непонимание и неприятие сверстниками одаренные дети часто используют издевку, высмеивание окружающих, подтрунивание даже над родителями и учителями;

- если одаренный ребенок не имеет друзей среди сверстников, он начинает дружить со взрослыми людьми;

- одаренным детям недостает эмоционального баланса, в раннем они нетерпеливы и порывисты.

Системный подход к обучению и воспитанию одаренных учащихся, с учетом вышеперечисленных особенностей, своевременная диагностика их способностей, соответствующее их потребностям программное обеспечение, предъявление заданий высокого творческого уровня, а также профессионализм учителя, способного работать с талантливыми учениками, - все это приведет к эффективной организации работы с обозначенной категорией детей.

Одаренный ребенок не появляется вдруг, он уже существует с момента поступления в школу и, чем раньше будет осуществлен процесс выявления такого ребенка, тем эффективнее окажутся меры по его развитию и взаимодействию.

Программа сопровождения одаренных детей разрабатывалась совместно всеми субъектами учреждения образования. Заместитель директора осуществляет координацию работы и контроль за реализацией программы.

Реализация программы происходит с учетом массового характера обучения в школе при решении таких практических задач, как нахождение позитивных методов воспитания и развития одаренных детей, установление конструктивного взаимодействия между учениками и педагогами.

В основе программы лежит идея уникальности, необычности каждого человека, а также обучения, которое осуществляется в воспитательно – развивающем направлении.


Программа предполагает несколько этапов:


  1. Диагностический этап – включает в себя педагогическую диагностику, психологическую диагностику, специальную (углубленную)диагностику и мониторинг динамики развития ребенка.

  2. Информационный этап – включает подбор литературы по тематике, создание информационной базы данных по работе с одаренными детьми, подготовка курса лекций, семинаров, методических объединений, бесед по данной тематике, просветительская работа со всеми участниками программы.

  3. Подготовительный этап – включает составление индивидуальной программы на каждого одаренного ребенка с учетом его особенностей (программа может быть откорректирована); выработка рекомендаций для классного руководителя, родителей , учителей – предметников по взаимодействию с одаренным ребенком.

  4. Развивающий этап – включает организацию и проведение индивидуальных и групповых занятий различными субъектами учебно – воспитательного процесса, организацию мероприятий по социализации и адаптации одаренного ребенка в группе сверстников, создание развивающей среды для одаренного ребенка.


Педагогом – психологом осуществляется психологическая диагностика (начальная, текущая, итоговая) всех субъектов процесса, сбор и анализ результатов педагогической диагностики, просвещение родителей и педагогов по проблемам выявления, сопровождения и развития одаренности, организация коррекционно – развивающей деятельности с учетом особенностей адаптации и социализации одаренного ребенка, участие в развитии одаренного ребенка.

Заместитель директора осуществляет мониторинг и координацию процесса сопровождения одаренного учащегося, организует методическое оснащение процесса сопровождения, а также оказывает помощь в проведении выставок, олимпиад, при подготовке к конференциям, публикациям.

Классный руководитель осуществляет сотрудничество с родителями с целью распространения информации по особенностям одаренного ребенка, оказывает помощь в социализации и адаптации одаренного ребенка в группе сверстников.

Учителя – предметники осуществляют выявление учащихся со специальными способностями, проводят углубленную диагностику по своему предмету с целью определения зоны ближайшего развития, составляют учебные планы и программы с учетом выявленных особенностей одаренных учащихся, реализуют индивидуальный подход в процессе обучения.





Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений по работе с одарёнными детьми.


К категории способных (имеющих признаки одарённости) и одарённых на старшей ступени общего образования относятся учащиеся, достигшие высокопродуктивных результатов в предпочтительной деятельности. Их одарённость обусловлена системным свойством психики, творческой динамикой личности сфер и интегральными проявлениями разных способностей.

Одарённость выделяют в разных видах деятельности. В определённой деятельности каждый тип одарённости имеет своё качественное своеобразие. К основным видам деятельности относятся:

- практическая (одарённость в ремеслах);

- познавательная (интеллектуальная);

- художественная эстетическая;

- коммуникативная (лидерская, организаторская и т.д.).

По форме проявления в профильных школах и классах одарённость может быть явной, потенциальной и крытой.

Явная одарённость обнаруживается достаточно отчётливо по незаурядным и исключительным достижениям учащихся.

Потенциальная одарённость – это психологическая характеристика учащегося, который имеет лишь определённые психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности (недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды, трудная семейная обстановка и т.д.).

Существуют замаскированные формы одарённости из-за психических барьеров проявления природного потенциала учащихся в деятельности. Это скрытая одарённость.

По ширине проявления в различных видах деятельности выделяются общая (умственная) и специальная одарённость.

Психологической основой общей одарённости являются умственные способности. Они определяют динамику целеполагания и саморегуляции учащихся.

Специальная одарённость фиксируется в конкретных видах деятельности (областях знаний), например: математическая, музыкальная, агротехническая и т.д.

Общая одарённость тесно связана со специальным видом одарённости. Под влиянием одарённости (показателей эффективности познавательных процессов) проявление специальной одарённости выходит на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности (в области техники, экономики, поэзии и т.д.).

В свою очередь специальная одарённость оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность

Одаренные дети - наше достояние. Выявление способных де­тей и работа с ними являются актуальной задачей ОУ. Различают общую и специфическую одаренность. Общая одаренность детей представляет собой широкий диапазон способностей, которые ле­жат в основе успешного освоения, а затем и успехов во многих ви­дах деятельности. От специфической одаренности зависит успех человека в каком-либо конкретном виде деятельности.




Цели программы:

  • определение специфической одаренности и ее возрастное проявление;

  • выявление специфических способностей детей и их диагно­стика психолого-педагогической службой;

  • разработка программ для работы с одаренными детьми в про­цессе учебы.


Разделы программы:

  1. Концепция работы с одаренными детьми.

  2. Выявление одаренных детей и работа с ними. (Работа психо­
    лого-педагогической службы.)

I этап - анамнестический — па первой ступени обучения, где
при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-
либо деятельности.

II этап - диагностический - на этом этапе прово­
дится индивидуальная оценка творческих способностей и способ­
ностей ребенка.

III этап - этап формирования, углубления и развития неорди­
нарных способностей ребенка, а также его профильная направлен­
ность.

3. Методики диагностики одаренности.








Концепция работы с одаренными детьми

Такие особенности учащихся, как развитый интеллект, высокий уровень творческих возможностей и активная познавательная по­требность, позволяют утверждать, что есть дети, которых можно назвать одаренными. В дальнейшем будем опираться на следующее «рабочее» определение одаренных детей.

К группе одаренных детей могут быть отнесены обучающие­ся, которые:

  1. имеют более высокие по сравнению с большинством осталь­ных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

  2. имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познава­тельную потребность;

  3. испытывают радость от умственного труда.

В дополнение к этому определению можно отметить, что для одаренных детей характерна высокая скорость развития ингеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышле­ния, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены далеко не все признаки одаренности.

Полезно иметь в виду, что можно условно выделить три ка­тегории одаренных детей:

  1. дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречают­ся в дошкольном и младшем школьном возрасте);

  2. дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);

  3. учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, ори­гинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отноше­нии которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных на­правлений работы ОУ.

В работе с этой категорией учащихся образовательное учрежде­ние должно руководствоваться:

  1. принципом индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации этого принципа выступает разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одаренного учащегося);

  2. принципом свободы выбора учащимся дополнительных об­разовательных услуг, помощи, наставничества;

3) принципом максимального разнообразия представляемых возможностей;

  1. принципом возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определенном смысле и в определенной мере учебных требований;

  2. принципом особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;

  3. принципом создания условий для совместной работы уча­щихся при минимальном участии учителя.




Цели и задачи работы с одаренными детьми

Целями работы учителей с одаренными детьми яв­ляются:

  • выявление одаренных детей;

  • создание условий, способствующих их оптимальному развитию.
    Для реализации первой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Знакомство учителей с научными данными о психологиче­ских особенностях и методических приемах, эффективных при ра­боте с одаренными детьми, через:

  • проведение педагогических советов с приглашением специа­листов;

  • обучение на курсах повышения квалификации;

  • подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, не­обходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений;

  • научно-методическую работу по данному направлению (с по­следующим обсуждением и обменом опытом).

2. Проведение целенаправленных наблюдений за учебной и внеурочной деятельностью обучающихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путем:

  • обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии ода­ренности;

  • знакомства с приемами целенаправленного педагогического наблюдения;

  • выявления мнения родителей о склонностях, области наи­большей успешности и круге интересов, об особенностях личност­ного развития их ребенка;

  • периодического сбора сведений среди учителей-предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников в их классах.

3. Подбор материалов и проведение специальных тестов, по­зволяющих определить наличие одаренности, в единстве с такими видами деятельности, как:

- знакомство с имеющимся практическим опытом работы по
данному направлению;

  • лонгэтюдное (длительное) наблюдение за корреляцией между
    результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;

  • проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, по­зволяющих ребенку проявить свои способности.







После выявления одаренных детей работа с ними должна вес­тись двумя группами педагогов:

  1. учителями, вводящими учащегося в сферу учебного предме­та и создающими атмосферу эмоциональной включенности, стиму­лирующими и поддерживающими интерес к предмету, заклады­вающими основы системы знаний, отрабатывающими с учеником технику исполнения видов деятельности при решении различных учебных задач;

  2. наставником, который:

- выполняет функции научного руководителя, выводящего ученика на высокий профессиональный уровень в работе над те­мой, избранной самим учеником;

  • координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересо­ванных в судьбе одаренного учащегося;

  • обеспечивает необходимое одаренному учащемуся общение;

-осуществляет связь с родителями одаренного учащегося.

Наставниками могут стать учителя, психологи, студенты, роди­тели или приглашенные для этой цели специалисты.

Учащийся свободен в выборе наставника или в отказе от рабо­ты с наставником.

Для реализации второй цели необходимо решить следующие задачи:

1. Отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, и применение этих мето­дов, форм и приемов с опорой на следующие правила:

  • соотнести количество предоставляемой информации и отбор­ку умения ее обрабатывать (анализировать, сравнивать, сопостав­лять, классифицировать, делать выводы);

  • за минимальное количество времени сообщать информацию или показать конкретные способы выполнения учебных заданий, а больше предоставлять ребятам возможности обсуждать вопросы самим (меньше объяснять и больше спрашивать, используя так называемые «открытые вопросы», чтобы понять,

как учащиеся при­шли к выводу, решению, оценке);

- не стремиться прореагировать на каждый ответ в классе, а внимательно и с интересом слушать, не оценивая ответы, а лишь показывая, что принимаете их. (Такое поведение способствует то­му, что ученики начинают больше взаимодействовать друг с дру­гом и чаще сами комментируют идеи и мнения одноклассников. Тем самым они оказываются в меньшей зависимости от учителя.)

2. Предоставление возможности совершенствовать способности
в совместной деятельности с научным руководителем, поскольку
научный руководитель:

  • обеспечивает высокий уровень консультирования по выбран­ной учащимся теме научного исследования;

  • поощряет проявление самодеятельности, предоставляя тем самым свободу выбора области приложения сил и методов дости­жения цели;

- создает условия для конкретного воплощения творческих идей с учетом особенностей ситуации и личностных особенностей учащегося;

- поощряя результативность в какой-либо области, способству­ет пробуждению желания испытать себя и в других сферах.

3. Разработка гибких индивидуальных программ обучения уча­щихся, чья одаренность в определенных областях уже выявлена, с учетом того, что:

- целью индивидуальной программы обучения одаренного учащегося является создание условий для оптимального развития одаренности и одновременно для ликвидации возможной «флюсовости» в познании или дисбаланса в личностном развитии;

  • предложение о создании таких программ может быть внесено родителями, учителем-предметником, классным руководителем, наставником, психологом, педсоветом или любыми другими лица­ми, заинтересованными в судьбе одаренного учащегося;

  • инициативу разработки программы берет на себя психолог,
    наставник, классный руководитель, учитель-предметник, кто-либо из родителей или сам ученик (старшеклассник) и привлекает к уча­стию в разработке программы лиц, заинтересованных в судьбе ода­ренного учащегося.

4. Проявление уважения к индивидуальности ученика, что, в частности, предполагает:

а) понимание особенностей развития одаренного учащегося;

б) составление программы личностного развития учащегося, способствующей формированию адекватного отношения к окру­жающей действительности, уважения к себе, умения взаимодейст­вовать с другими и развитию чуткого отношения к людям (такая программа составляется психологом);

в) создание ситуации продуктивного и эмоционально благо­приятного взаимодействия с одноклассниками, способствующей гармонизации развития интеллектуальной, эмоциональной и соци­альной сфер;

г) стремление избежать в работе с одаренными детьми двух крайностей - возведения ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав, с одной стороны, а с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностыо»;

д) освобождение от целого ряда ошибочных стереотипных ожи­даний и понимание того, что интеллектуально одаренный учащийся:

  • не обязательно должен иметь столь же высокую эмоциональ­ную и социальную зрелость (плохо адаптируется, не имеет разви­того самоконтроля, не является независимым и ответственным);

  • не всегда способен заниматься самостоятельно и нуждается в индивидуализации обучения и помощи;

  • может иметь некоторое отставание в физическом развитии (проявляющееся, например, в плохой координации движений или
    корявом почерке);

  • не должен успевать и превосходить всех по большинству предметов школьной программы;

  • ему всегда присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшим, сознательные усилия в учебе, положи­тельное отношение к школе;

  • ему могут быть свойственны пассивность, отсутствие внеш­него интеллектуального блеска, чрезмерная застенчивость.

Стратегия работы с одаренными детьми в начальной школе

Успешность работы с одаренными учащимися во многом зави­сит от того, какая работа проводится с этой категорией учащихся в начальной школе, поэтому рассматривается как самостоятельный вопрос о стратегии работы с данной категорией детей на этапе на­чальных классов.

Отличительным критерием одаренности ребенка, при наличии у него высокой восприимчивости к учению и творческих проявле­ний, является ярко выраженная, доминирующая познавательная потребность, которая отличается активностью, потребностью в са­мом процессе умственной деятельности и в удовольствии от умст­венного труда.

Познавательная потребность является одной из базовых по­требностей, удовлетворение которой обеспечивает формирование и самосуществование личности, развитие ее способностей из при­родных задатков. При благоприятном варианте развития познава­тельная потребность проходит три уровня:

1-й - потребность в новых впечатлениях (дошкольное детство);

2-й - развитие любознательности, выраженной в интересе к оп­ределенным занятиям, изучению конкретного предмета (младший школьный возраст, младшие подростки);

3-й (высший уровень) - познавательная деятельность, направ­ленная на проведение научного исследования, профессиональное определение (наблюдается у старшеклассников).

Искажение и несвоевременное удовлетворение познавательных интересов оставляет способности в неразвитом, зачаточном со­стоянии.




Исходя из выше изложенного можно выделить следующие цели и задачи воспитательно-образовательной работы с одаренными детьми в начальных классах.


Цели:

  • развитие общих способностей ребенка как основы всех спе­циальных способностей («генерального фактора интеллекта» или «базального фактора одаренности»), так как можно развивать при­родные задатки способностей в определенный благоприятный воз­растной период;

  • развитие интеллекта ребенка (мышления, памяти, речи и дру­гих интеллектуальных функций).


Задачи:

1) выявление одаренных детей из числа показавших высокие результаты на приемных собеседованиях и в ходе учебной деятель­ности психологическими методами диагностики, а также путем анализа результативности умственного труда и методов эксперт­ных оценок учителей и родителей;

  1. формирование умения учиться как базисной способности са­моразвития и самоизменения (умения выделять учебную задачу,организовывать свою деятельность во времени, распределять своевнимание и т. д.);

  2. воспитание навыков общения, так как для одаренного ребен­ка в 6-7 лет умение учиться - это, прежде всего, способность включаться и инициировать учебное сотрудничество;

  3. обеспечение и сохранение душевного здоровья и эмоцио­нального благополучия детей как необходимого условия успешно­сти любой деятельности, особенно школьника:

  • забота о сохранении здоровья: полноценном функционирова­нии нервной системы ребенка, обеспечивающем способность к со­средоточенному умственному труду, соблюдении режима умствен­ного труда и отдыха, достаточной физической активности в целях
    удовлетворения возрастных потребностей;

  • сохранение высокой самооценки одаренного ребенка, непо­средственно связанной с развитием любознательности и в целом сразвитием личности: начальные неуспехи в учении, «подкрепляе­мые» систематическими отрицательными оценками, разрушают недостаточно подкрепившуюся познавательную потребность;

  • формирование системы приобретенных учебных мотивов, в которой отметка является не главным мотивом учебной деятель­ности, а только средством обратной связи учителя и ученика при оценивании работы последнего;

  • организация развивающей среды, стимулирующей любозна­тельность ребенка и обеспечивающей возможность ее удовлетво­рения (лекции, кружки, экскурсии, пример взрослых);

  • стратегия ускорения обучения одаренных детей, допускаю­щая возможность системы экстерната и перешагивания через класс по отдельным предметам при наличии решения исихолого-педагогического совета;

  • организация контроля за развитием познавательной деятель­ности одаренных учащихся в виде: контроля по результатам (итого­вый контроль); процессуального контроля; предметного контроля.







Содержание, методы и формы работы с одаренными учащимися

Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин, однако общими требованиями к отбору учебных программ, определяющих это содержание, выступает соответствие специфике образовательного учреждения, в случае отсутствия такой программы среди опубликованных необ­ходима их корректировка либо создание авторских программ.

Содержание учебного материала должно настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для та­ких детей самоценным. А главное, нужен постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеями и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной рабо­те, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и са­мообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

Для оптимального развития одаренных учащихся должны раз­рабатываться специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одарен­ного учащегося. В обучении одаренного учащегося может реализо­ваться стратегия ускорения (имеется в виду в первую очередь из­менение скорости обучения), в работе с такими учащимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням и области избранного предмета.

Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочета­нии со стратегией обогащения (углубления). Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным кур­сам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы по отдель­ным предметам для одаренных учащихся должны быть ориентиро­ваны на более сложное содержание, направленное на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.

Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, должны органически сочетаться с методами и формами ра­боты со всеми учащимися гимназии и в то же время отличаться оп­ределенным своеобразием.

Могут использоваться, в частности, тематические и проблем­ные мини-курсы, «мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги, способствующие развитию исследовательских умений в процессе научно-практической работы или творческих зачетов и т. п.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренны­ми учащимися, следует признать нецелесообразным выделение та­ких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с други­ми, тоже очень хорошо подготовленными и способными школьни­ками. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скры­той до определенного времени одаренности, для максимально воз­можного развития всех учащихся. Однако при этом не исключается возможность создания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий или групп учащихся, работающих по особым методикам, коррек­тирующим в случае необходимости погрешности в усвоении ода­ренными учащимися материала отдельных учебных дисциплин.

Прежде всего, методы и формы работы могут быть разде­лены на урочные и внеурочные.

Основной формой организации учебного процесса в гимназии остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока долж­ны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распро­странение должны получить групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диа­логи. Перечисленные формы работы и виды деятельности могут найти широкое применение в рамках семинарской формы работы, в различных практикумах и при проведении лабораторных занятий в условиях деления класса на подгруппы при изучении профиль­ных дисциплин.

Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы. Наряду с урочной деятельностью способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся различ­ные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, участие в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы уча­щихся.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытых одаренности и способностей, являет­ся система внеклассной воспитательной работы в ОУ. Основой формирования такой системы выступает «погружение в культуру», функциями системы являются обучающая, развивающая и воспи­тывающая, а организующим началом системы является игра.

Условия успешной работы с одаренными учащимися

  1. Осознание важности этой работы каждым членом педагоги­ческого коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

  2. Создание и постоянное совершенствование методической сис­темы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.


  1. Признание руководством и коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является од­ним из приоритетных направлений в ее работе.

  2. Включение в работу с одаренными учащимися в первую оче­редь учителей, обладающих определенными качествами:


  • учитель для одаренного ребенка является личностью, продук­тивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными изнающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным ре­бенком должно быть направлено на оптимальное развитие способ­ностей, иметь характер помощи, поддержки, быть не директивным;

  • учитель верит в собственную компетенцию и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых им решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей челове­ческой привлекательности и состоятельности;

  • учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верить в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собствен­ного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;

  • учитель стремится к интеллектуальному самосовершенство­ванию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и самораз­витием.

5. Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспита­тельного процесса с целью неуклонного снижения учебной и пси­хологической перегрузки учащихся.

Направления совершенствования системы работы с одаренными учащимися

  1. Создание подсистемы в диагностике одаренности учащихся и организация эффективного функционирования этой системы.

  2. Расширение и совершенствование деятельности психологи­ческой службы.

  3. Включение проблемы работы с одаренными учащимися как приоритетного направления в системы научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей.

  4. Создание и организация работы научного общества учащихся.

  5. Создание и дальнейшее совершенствование системы курсов по выбору.




Рекомендации учителям и родителям для воспитания в детях исследо­вательских наклонностей и умения самостоятельно получать знания

Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительного того,чем они должны заниматься


Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами


Научите детей прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов


Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций

Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний

Подходите ко всему творчески


КАК ПОМОЧЬ УЧЕНИКУ ОСОЗНАТЬ СВОЕ ТВОРЧЕСКОЕ «Я» И УВИДЕТЬ СВОЮ ОДАРЕННОСТЬ

Существенную роль в индивидуализации обу­чения может сыграть наставник. Личность учи­теля является ведущим фактором любого обу­чения.

Ирония судьбы заключается в том, что каждый человек рожда­ется с богатейшими творческими способностями. Все маленькие дети - прирожденные строители, ученые, музыканты и поэты. Но уже в ранние годы мы начинаем сдерживать свои творческие по­рывы. Обычно это происходит в начальной школе, где на творчест­во набрасывается узда традиционного образования. Еще более это усугубляется в старшей школе, в институте, на работе. Затем бремя семейных обязанностей, непосильная работа окончательно убива­ют даже мысли о творчестве.

Многие не могут полностью реализовать свой творческий по­тенциал, потому что им никто и никогда не объяснял, как пользо­ваться естественными творческими навыками и как развить их. Вот как американский психолог Джордан Айян рекомендует действо­вать для развития творчества:

  1. Поддерживайте связь с другими людьми.

  2. Создайте вокруг себя обогащающую жизненную среду.

  3. Вылезайте из своего футляра, путешествуйте.

  4. Развлекайтесь, играйте и шутите.

  5. Расширяйте свой кругозор, читайте.

  6. Приобщайтесь к искусству.

  7. Используйте современные технологии.

  8. Воспользуйтесь возможностями могущества разума.

  9. Выпустите на волю свое альтернативное сознание.

10. Загляните в глубь своей души.

Можно перевести эти 10 стратегий творческой жизни на про­фессиональный, учительский язык. При этом выработать некото­рые правила поведения, способствующие созданию вокруг учителя и учеников творческого жизненного пространства.

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ОДАРЕННОСТИ

Диагностика одаренности должна слу­жить не целям отбора, а быть средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.

Методика «Интеллектуальный портрет»

Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умствен­ных способностях детей. Параметры, по которым проводится оцен­ка, определяют основные мыслительные операции и характеристи­ки мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.

Данная методика, как все методики диагностики одаренности для педагогов и родителей, не исключает возможности использова­ния классических психодиагностических методик, а, напротив, должна рассматриваться как одна из составных частей общего с психологом комплекта психодиагностических методик.

Познавательная сфера

1. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, обще­принятых, банальных.

Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, со­чинении историй, конструировании и др.).

  1. Гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию. Проявляется в умении на­ходить альтернативные стратегии решения проблемы.

  2. Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассмат­ривается как способность к генерированию большого числа идей.

Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (про­екты, рисунки, сочинения и др.).

4. Способность к анализу и синтезу. Анализ - линейная, после­довательная, логически точная обработка информации, предпола­гающая се разложение на составляющие. Синтез, напротив, ее син­хронизация, объединение в единую структуру.

Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логи­ческих задач и проблем и может быть выявлена практически в лю­бом виде деятельности ребенка.

5. Классификация и категоризация - психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой ин­формации, предполагающие объединение единичных объектов вклассы, группы, категории.

Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка, например, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.

6. Высокая концентрация внимания выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной це­ли. Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долго­временным занятиям (другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом).

7. Память - способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки - важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию.

Проявления различных видов памяти (долговременная и крат­ковременная, смысловая и механическая, образная и символиче­ская и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком.

Сфера личностного развития

1. Увлеченность содержанием задачи. Многие исследователи считают это качество ведущей характеристикой одаренности. Дея­тельность тогда выступает эффективным средством развития спо­собностей, когда она стимулируется не чувством долга, не стрем­лением получить награду, победить в конкурсе, а в первую очередь - интересом к содержанию.

Проявляется в деятельности и поведении ребенка. Домини­рующая мотивация может выявляться путем наблюдений и бесед.

2. Перфещионизм характеризуется стремлением доводить про­дукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Как отмечают специалисты, высокоодаренные дети не удовлетворены, если не достигнут максимально высокого уров­ня в выполнении своей работы.

Проявляется в самых разных видах деятельности, выражается в упорном стремлении делать и переделывать до соответствия самым высоким личным стандартам.

3. Социальная автономность - способность и стремление противостоять мнению большинства. В ребенке, несмотря на свой­ственную дошкольному и младшему школьному возрастам подра­жательность, это качество также присутствует и характеризует сте­пень детской самостоятельности и независимости - качеств, необ­ходимых и юному, и взрослому творцу.

Проявляется в готовности отстаивать собственную точку зре­ния, даже если она противостоит мнению большинства, в стремле­нии действовать и поступать нетрадиционно, оригинально.

4. Лидерством называют доминирование в межличностных от­ношениях, в детских играх и совместных делах, что дает ребенку

первый опыт принятия решений; это очень важно в любой творче­ской деятельности. Не всегда, но часто лидерство является резуль­татом интеллектуального превосходства. Ребенок сохраняет уве­ренность в себе в окружении других людей, легко общается с дру­гими детьми и взрослыми; проявляет инициативу в общении со сверстниками, принимает на себя ответственность.

  1. Соревновательность - склонность к конкурентным формам взаимодействия. Приобретаемый в результате опыт побед и осо­бенно поражений - важный фактор развития личности, закалки ха­рактера. Проявляется в склонности либо нежелании участвоватьв деятельности, предполагающей конкурентные формы взаимодей­ствия.

  2. Широта интересов. Разнообразные и причем относительно устойчивые интересы ребенка не только свидетельство его одарен­ности, но и желательный результат воспитательной работы. Осно­вой этого качества у высокоодаренных - большие возможности и универсализм.

Проявляется в стремлении заниматься самыми разными, непо­хожими друг на друга видами деятельности, в желании попробо­вать свои силы в самых разных сферах.

7. Юмор. Без способности обнаружить несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях невозможно представить твор­ческого человека. Эта способность проявляется и формируется с детства. Она является свидетельством одаренности и вместе с тем эффективным механизмом и психологической защитой.

Проявления юмора многогранны, как сама жизнь, легко можно обнаружить как их наличие, так и отсутствие.





















Инструкция

Как оценивать? Для оценки воспользуемся методом полярных баллов. Каждую характеристику потенциала ребенка будем оцени­вать по пятибалльной шкале:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко вы­ражено, проявляется часто в различных видах деятельности и пове­дении;

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойств проявляется очень редко;

3 - оцениваемое и противоположное свойства личности в пове­дении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство лично­сти, противоположное оцениваемому;

1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

О - сведений для оценки данного качества нет (не имею).




Обработка результатов.

Отметки внесите в таблицу. Результат будет более объекти­вен, если воспользоваться методом экспертных оценок, то есть привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей. Выставленные отметки (либо среднеариф­метические показатели, вычисленные по результатам оценок не­скольких педагогов) можно представить графически). Идеальный ре­зультат - два правильных семиугольника. Но у реального ребен­ка при объективной оценке обычно получается звездочка слож­ной конфигурации.

График дает наглядное представление о том, в каком направле­нии следует вести дальнейшую работу

Методика «Характеристика ученика»

Общая характеристика методики


Предлагаемая методика разработана в США и используется в школах для одаренных детей. Она создана для того, чтобы помочь учителю систематизировать собственные представления о различ­ных сторонах развития ребенка. Результат данной учительской оценки представляет безусловный интерес как для школьного пси­холога, так и для самого учителя.

Ученик

Дата

Класс _____________________

Учитель___________________

Школа

_______________________________


Охарактеризуйте типичное поведение ученика, поставив па свободном месте каждой строчки «да» или «нет».


Учебные характеристики

1. Имеет необычно большой запас слов_________________________

  1. Владеет большим объемом информации и свободно рассуж­дает на различные темы .

  2. Понимает смысл и причины действий людей и вещей _________________ .

  3. Является живым наблюдателем: «видит больше» или «берет больше» из рассказа, фильма или из какой-то деятельности, чем другие ___________________ .

  4. Поступил в данный класс, имея способности читать больше,
    чем требуется в этом классе .

  5. Показал быстрое понимание арифметики .



Мотивационные характеристики

1. Настойчив в поисках решения задания .

  1. Легко становится рассеянным во время скучного задания или дела______ .

  2. Обычно прерывает других .

  1. Прилагает усилия для завершения действия _________________________.

  2. Нуждается в минимуме указаний со стороны учителей_________________.

  3. Упорный в отстаивании своего мнения_____________________________.

  4. Чувствителен к мнению других____________________________________.

  1. Не безразличен к правильному и неправильному, хорошему и плохому, к справедливости, может осуждать людей, события, вещи ___________________.

  2. Склонен влиять на других; часто руководит другими, может быть лидером ________________________________________________________.


Творческие характеристики

  1. Любопытен и любознателен, задает много вопросов (не толь­ко на реальные темы) .

  2. Проявляет интерес к интеллектуальным играм, фантазиям_____________ .

  3. Часто предлагает необычные ответы, рассказывает с богатым воображением истории, склонен к преувеличению _____________________________________ .

  4. С увлечением стремится рассказать другим об открытиях_____________ .

  5. Проявляет острое чувство юмора и видит юмор в ситуациях, которые не кажутся другим юмористичными, получает удовольст­вие от игры слов (играет в слова) .

  6. Не склонен принимать на веру «официальное решение» без критического исследования; может потребовать доводы и доказа­тельства ______________ .

  7. Не кажется взволнованным, когда нарушен нормальный по­рядок _____ .




Лидерские характеристики

  1. Берет на себя ответственность _________________________.

  2. Его любят одноклассники _____________________________.

  3. Лидер в нескольких видах деятельности _________________.


Обработка результатов.

Для практической работы никакой дополнительной обработки к тому, что вы уже сделали, не нужно. Результаты, как говорится, налицо. Эта заполненная вами характеристика много расскажет о ребенке, чем, безусловно, поможет другим учителям, например, при переходе ребенка из начальной школы в среднее звено или из основной - в старшие классы.





Методика для родительского исследования

Уважаемые родители! Нам очень важна ваша помощь в полу­чении информации о вашем ребенке. Отметьте то, что вы знаете о нем, и верните в школу к указанной дате.


Родительское исследование

1. Мой ребенок имеет большой запас слов и хорошо выражает свои мысли.

Да__________________ нет _________________ .

Пожалуйста, приведите примеры, если ответ «да».


2. Мой ребенок упорно работает над заданием, настойчив и само­стоятелен.

Да____________________________________________ нет ____ .

Пожалуйста, приведите примеры, если вы ответили «да».


3. Мой ребенок начал читать в детском саду.
Да _________________________________________ нет___

Если ответ «да», то, пожалуйста, назовите книги, которые он читал.


4. Мой ребенок жаден до чтения.
Да __________________________________________нет

Пожалуйста, назовите книги, которые он прочитал за послед­ние 6 месяцев.

  1. В чем, вы считаете, ваш ребенок больше всего талантлив или имеет особые умения?____________________________________________________________

  2. Пожалуйста, перечислите хобби и особые интересы, которые проявляет ваш ребенок (собирание медалей, марок, открыток и т. д.).

_______________________________________________________________________

  1. Какие специальные дополнительные занятия посещает ваш ребенок (вне школы)?______________________________________________________________

  2. Как ваш ребенок относится к школе?__________________________________

  3. Что может отрицательно повлиять на пребывание вашего ре­бенка в школе?

_____________________________________________________________________

  1. Какие особенности своего сына (дочери) вам хотелось бы отметить, которые помогли бы нам планировать программу для вашего ребенка? Знания, которые, на ваш взгляд, необходимы учи­телям?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Каково любимое времяпрепровождение или досуг вашего ребенка?

____________________________________________________________________________

  1. Верно ли, что ваш ребенок может:

а) выполнять что-то с воображением, выражается сложными
жестами, словами; ______________

б) использовать обычные материалы неожиданным образом;_______________

в) избегать обычных путей при выполнении чего-либо, выбирая
вместо того новое;_______________

г) создавать ситуации, которые, вероятно, не будут иметь мес­та, любит «играть с идеями»?____________

13. Опишите, в какой сфере, по вашему мнению, ваш ребенок может справиться с образовательной программой для одаренных.____________________________________________________________


Ф.И. ребенка , возраст______ , класс_________ .


Адрес , телефон_______________ .

Методика «Карта одаренности»

Методика адресована родителям, также ее могут использовать педагоги. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, -от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение функций:

1) первой основной - диагностической. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженно­сти у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех де­сяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его да­рований;

2) второй - развивающей. Утверждения, по которым вам при­дется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития.

Эта методика не охватывает всех возможных проявлений дет­ской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как 0Д1гу из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция

Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и дея­тельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку ваше­му ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(+ + ) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+)-свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности вы­ражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство лично­сти, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов . Оценку по первому ут­верждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т. д.

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет доста­точных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пус­той, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, напри­мер бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результа­ты более объективными.






Лист вопросов

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, ори­гинальные решения.

  3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».

  1. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов.
    Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

  1. Проявляется большой интерес к музыкальным занятиям.

  2. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

  1. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, жи­вотного и других.

  1. Интересуется механизмом и машинами.

  2. Инициативен в общении со сверстниками.

  1. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающего­ся в большом объеме движений.

  2. Проявляет большой интерес и исключительные способно­сти к классификации.

  3. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить но­вую идею.

  4. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специ­ального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно за­помнить.

  5. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хо­рошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую вещь.

  6. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

  7. Может легко построить рассказ, начиная с завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

  8. Интересуется актерской игрой.

  9. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

  10. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.

  11. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

  12. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словар­ный запас.

  13. Изобретателен в выборе и использовании различных пред­метов.

  14. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

  15. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.

  16. Хорошо поет.

  17. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться вы­бранного сюжета, не теряет основную мысль.

  1. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.

  1. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.

  2. Легко общается с детьми и взрослыми.

  3. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

  4. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

  5. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.

  1. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учит­ся сейчас.

  2. Любит использовать какой-либо новый материал для изго­товления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

  3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает мно­го энергии и чувств.

  4. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

  5. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изо­бразить конфликт.

  6. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

  7. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

  8. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

  9. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

  10. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

  1. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любозна­тельность.

  2. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие худо­жественное значение, в свободное время, без побуждения взрослых.

  3. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

  4. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо пе­редают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

  5. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

  1. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, ма­шин, механизмов.

  1. Часто руководит играми и занятиями других детей.

  2. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

  3. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

  4. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собст­венные и чужие идеи.

  5. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опере­жением своих сверстников на год или два.

  6. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

  7. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

  8. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверст­ники), и в то же время не упускает основной линии событий, о ко­торых рассказывает.

  9. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других лю­дей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

  10. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.

  11. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.

  12. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

  13. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

  14. Любит пробовать новые способы решения жизненных за­дач, не любит уже испытанных вариантов.

  15. Умеет делать выводы и обобщения.

  16. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

  17. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и на­строение.

  18. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и не­обычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

  19. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

  20. Проводит много времени за конструированием и воплоще­нием собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, ав­томобилей, кораблей).

  1. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партне­ра по играм и занятиям.

  1. Предпочитает проводить свободное время в подвижных иг­рах (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).

  2. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

  3. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

  4. В свободное время любит читать научно-популярные изда­ния, делает это, как правило, с большим интересом, чем читает ху­дожественные книги.

  5. Может высказать свою собственную оценку произведениям
    искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в сво­ем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

  6. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

  7. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.

  8. Любит игры-драматизации.

  9. Быстро и легко осваивает компьютер.

  10. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

  11. Физически выносливее сверстников.



Обработка результатов.

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характе­ризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

  • интеллектуальная (1 -й столбец листа ответов);

  • творческая (2-й столбец листа ответов);

  • академическая (3-й столбец листа ответов);

  • художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);

  • музыкальная (5-й столбец листа ответов);

  • литературная (6-й столбец листа ответов);

  • артистическая (7-й столбец листа ответов);

  • техническая (8-й столбец листа ответов);

  • лидерская (9-й столбец листа ответов);

  • спортивная (10-й столбец листа ответов);




Лист ответов



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Методика оценки общей одаренности

Методика должна рассматриваться как дополнительная к ком­плекту методик для специалистов.

Инструкция

Вам предлагается оценить уровень сформированное™ девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей. Внима­тельно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому па­раметру, пользуясь следующей шкалой:

5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко вы­ражено, проявляется часто в различных видах деятельности и пове­дении;

4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко;

3 - оцениваемое и противоположное свойства личности в пове­дении и деятельности уравновешивают друг друга;

2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство лично­сти, противоположное оцениваемому;

1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;

0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции новизны обычно называют любо­знательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности.

Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важ­ная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявля­ется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию - способность представить ре­зультат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществле­ния. Выявляется не только при решении учебных задач, но и рас­пространяется на самые разнообразные проявления реальной жиз­ни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас - результат и кри­терий развития умственных способностей ребенка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении строить сложные синтаксические конструкции, в характер­ном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначе­ния новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельно­сти. Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных ви­дах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически - способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении фор­мулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивость (целеустремленность) - способность и стрем­ление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентриро­вать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех. Проявляется в поведении и во всех видах деятель­ности ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Про­является в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов.

Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, по­ставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.



Качество

Отметка

1

Любознательность


2

Сверхчувствительность к проблемам


3

Способность к прогнозированию


4

Словарный запас


5

Способность к оценке


6

Изобретательность


7

Способность рассуждать и мыслить логически


8

Настойчивость


9

Перфекционизм


Поставленные отметки (либо среднеарифметические показате­ли, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) от­ложим на графике. Идеальный результат - правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается звездочка сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.



Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одаренными детьми

Базовый компонент профессиональной квалификации педаго­гов для работы с одаренными детьми составляют;

а) общая профессиональная педагогическая подготовка - пред­метные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки;

б) основные профессионально значимые личностные качества педагога.

Специфический компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми образуют:

а) психолого-педагогические знания, умения и навыки, являю­щиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одаренности (знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления; знания о психологиче­ских особенностях одаренных детей, их возрастном и индивиду­альном развитии; знания об особенностях профессиональной ква­лификации специалистов для работы с одаренными детьми; знания о направлениях и формах работы с одаренными детьми, о принци­пах и стратегиях разработки и реализации методов выявления ода­ренных детей на основе признаков одаренности; умения и навыки в области дидактики и методики обучения одаренных детей с учетом видов и особенностей одаренности учащихся, их контингента и конкретных условий обучения; умения и навыки психолого-педагогического консультирования одаренных детей, их родителей и других членов семьи);

б) профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая:

  • не столько реализовывать традиционный тип обучения ода­ренных детей, сколько успешно активизировать и развивать дет­скую одаренность;

  • не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся свободу учиться;

в) профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профес­сиональной мотивации, эмпатии; внутренний локус контроля; вы­сокая и адекватная самооценка; стремление к личностному росту ит. д. Эти качества срабатывают эффективно лишь в системе и то­гда, когда подчинены тому, что делает человека педагогом, - «же­ланию жить в ученике».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!