СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Работа с одарёнными учащимися»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Работа с одарёнными учащимися»»

Методическое объединение

учителей изобразительного искусства

Шпаковского района







Тема: «Работа с одарёнными учащимися»









учитель ИЗО и ХТ

МБОУ НОШ №24

г. Михайловска

Шильдяева Екатерина Юрьевна














Цели, задачи педагогической мастерской


Регулятивные УУД:

· определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

· проговаривать последовательность действий на уроке;

· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

· с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов.

Познавательные УУД:

· ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

· делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

· добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

Коммуникативные УУД:

· донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

· слушать и понимать речь других.

Регулятивные УУД

· учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

Коммуникативные УУД:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

слушать и понимать речь других.


Слайд 2

Цель:

-повышение профессионального мастерства преподавателей изо в школах района

-дать представление о упражнениях графических диктантов их видах и практическом применении в повседневной жизни.

 – создать условия для профессионального самосовершенствования  учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

Задачи

Познакомить с особенностями организации урока и возможные варианты применения разных способов творческой деятельностью учащихся на уроке.

Показать практическую значимость творческой деятельности учеников.


Используемые средства ИКТ :

-Мультимедийный проектор, экран;

-Презентация

Материалы для участников педагогической мастерской:

Конспект педагогической мастерской, таблицы с упражнением, цветные карандаши, ручки, фломастеры.

Прогнозируемый результат мастерской:

  • Интеграция современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в процессе создания предметной образовательной среды деятельности педагога.

  • Расширение знаний о возможностях использования современных развивающих технологий.

Вовлечение учителей в творческую деятельность.











Ход работы педагогической мастерской

Слайд 3


«Учителю необходимо постоянно учиться,

учиться друг у друга.

И лучшим побудителем для этого должен

стать взаимообмен профессиональным опытом…» 

Л. Боровиков



Мы живём в век стремительного развития информационных технологий, доступности разнообразных гаджетов. Ребёнок с лёгкостью погружается в заманчивый, виртуальный мир игр, фильмов, приключений только одним нажиманием на кнопочки. Поэтому вызвать у него интерес на уроках, увлечь новыми заданиями, помочь испытать удовольствие от приобретения новых навыков, очень сложно, но возможно.

Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, из познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

Слайд 4

Методы и приемы развития творческих способностей младших школьников

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Акцент образовательной деятельности переносится на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия. Этим обусловлено распространение в школах метода проектов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся.

В своей работе я применяю современные педагогические технологии, методы и приёмы, способствующие развитию творчества ребёнка. Это такие технологии, как: технология проектной деятельности, проблемного обучения, игровой деятельности, информационно-коммуникационные и др.

Слайд 5


1.Метод проектов. В основе проектной деятельности, лежит развитие познавательных навыков обучающихся, их критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве, видеть, формулировать и решать проблему. В связи с этим проектный метод приобретает для меня особую ценность Главным отличием метода проекта является то, что в результате совместной групповой деятельности обучающиеся не только получают новые знания, но и создают учебный продукт, материальный результат совместного труда.

2. Метод образного видения – эмоционально-образное исследование объекта. Ребятам предлагается глядя на фигуру, знак, реальный объект, нарисовать увиденные в них образы, описать на что они похожи. Или, например, детям предлагается послушать музыкальное классическое произведение. После прослушивания педагог задает вопросы. Что хотел выразить композитор, создавая мелодию? Что представил ребенок, когда слушал ее? Какого цвета эта музыка? Предлагается ребятам нарисовать образ, который возник в их воображении при прослушивании музыки.

3. Метод эвристического наблюдения. Цель данного метода – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений. Ребята, осуществляющие наблюдение, получают собственный результат, включающий: информационный результат наблюдения, комплекс личных действий и ощущений, сопровождавших наблюдение. Степень творчества ученика в ходе его наблюдения определяется новизной полученных результатов по сравнению с уже имеющимися у него.

4. Метод исследования. Выбирается объект исследования природный, культурный, словесный или иной (сказка, поговорка, лист дерева, одежда, небо или другое). Ребятам предлагается по заданному плану исследовать объект. Цели исследования - план работы - факты об объекте – опыты, рисунки опытов, новые факты - возникшие вопросы и проблемы – версии ответов, гипотезы – рефлексивные суждения, осознанные способы деятельности и результаты – выводы. Подобная алгоритмизация нисколько не умаляет их творчества. Напротив, выполнив последовательно все перечисленные шаги, практически любой ребенок неизбежно получает свой собственный образовательный продукт.

5. Метод придумывания. Позволяет детям создать ранее неизвестный продукт в результате их определенных умственных действий. Данный метод реализуется при помощи следующих приемов: а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; б) отыскивание свойств объекта в иной среде; в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта. Например, если бы Баба Яга жила в наше время, как бы выглядела ее ступа? Придумайте новый вид транспорта для Бабы Яги.

6.Метод «Если бы…» Детям предлагается пофантазировать, что бы могло быть, если бы, например, животные умели разговаривать или динозавры ожили, или люди переселились на Луну. Выполнение подобных заданий не только развивает их воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира, взаимосвязь его составляющих.

7.Метод гиперболизации предполагает увеличение или уменьшение объекта познания, его отдельных частей или качеств. Стартовый эффект подобным воображениям могут придать «Рекорды Гиннеса», балансирующие на грани выхода из реальности в фантазию. Например, ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить , а что уменьшить».

8. Воспитание сказкой. Через сказки ребёнок познаёт мир, набирается опыта для взрослой самостоятельной жизни, строит собственную модель мира и учится в ней жить. Сказочный мир замечательно приспособлен для полноценного развития ребенка. При работе со сказкой использую словесное рисование, иллюстрирование, инсценирование, дописывание сказки, составление описаний изображенного.

9. Экскурсионная деятельность. Направление помогло привлечь к совместному сотрудничеству родителей класса. После каждой поездки мои ребята делятся впечатлениями через различные творческие работы: мини-сочинения, рисунки, стихотворения, сочинения загадок и др. Результаты нашей работы мы представляем на выставках, родительских собраниях, праздниках, очных и заочных конкурсах.


10. Придумывание сказок. Задание "сочини свою загадку" направленно на литературное развитие детей. А также предполагает понимание сути творческого процесса, в основе которого – умение видеть общее в предметах и явлениях. Детям я даю установку: (выбери тему загадки: о природе, о вещах, о животных; выбери, какая это будет загадка (загадка – вопрос, загадка – описание, загадка – сравнение); выбери предмет и сочини о нем загадку; докажи, что получилась загадка).

В своей мастерской я представила вам несколько из возможных методов и приёмов проведения уроков, способствующих развитию способностей у школьников, что немало важно, на уроках изобразительного искусства.

Слайд

Особо хочу сегодня остановится на применение дидактических игр на примере обучения ИЗО в начальной школе.

Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и интересных упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки. Четко ограниченная учебная задача задания позволяет педагогу точно и объективно оценить качество усвоения учащимися материала. Для поддержания продуктивной работоспособности детей на протяжении всего урока следует вводить в их деятельность различные познавательные ситуации, игры-занятия, так как усвоение предмета облегчается, если при этом задействованы разные анализаторы. Чередование в течение урока всех видов деятельности даёт возможность более рационально использовать учебное время, повышать интенсивность работы школьников, обеспечивать непрерывное усвоение нового и закрепление пройденного материала.

Упражнение как важнейший метод учения строится на многократном повторении определенных действий с целью формирования и совершенствования умений и навыков. Без них никаких умений и навыков сформировать невозможно. Упражнение -- это активный поиск обучающимися оптимальных способов выполнения действий: умственных при решении учебных задач (упражнений) теоретического плана или сенсорно-двигательных при обучении практическим навыкам как в сознаваемых, так и в несознаваемых компонентах).

Дидактические упражнения и игровые моменты, включенные в систему педагогических ситуаций, вызывают у детей особый интерес к познанию окружающего мира, что положительно сказывается на их продуктивно-изобразительной деятельности и отношении к занятиям.

Л. С. Выготский очень тонко заметил, что «в игре ребенок всегда выше своего обычного поведения; он в игре как бы выше на голову самого себя».

Игровые упражнения на уроках изобразительного искусства занимают значительное место в системе учебных ситуаций.

Степень самостоятельности учащихся зависит от характера упражнения.

По форме упражнения могут быть:

  • · изобразительными (рисунок, живопись, лепка);

  • · устными (ответы по теоретическим вопросам);

  • · письменными (анализ произведений искусства).

1. Упражнения могут носить характер зрительного диктанта. Зрительный диктант требует повторения за учителем каждого действия, у всех при этом должен получиться одинаковый результат. Быстрые наброски с натуры или короткие живописные упражнения представляют собой творческую работу. Ученики копируют действия учителя. Ценность этого вида упражнений заключается не столько в результатах, сколько в самом процессе. Выполняя действия «под диктант», школьники перенимают правильные, профессиональные приемы работы. При этом вырабатываются наблюдательность, аккуратность, улучшаются темп и ритм работы класса. Зрительный диктант может применяться во всех видах работы: в рисовании, лепке, конструировании.

Содержание упражнений охватывает все основные учебные темы, а характер - предполагает варианты решения, т. е. возможность творческого выбора в рамках конкретной учебной задачи.

Слайд 7

  • 2. Упражнения с использованием печатной основы: дорисовывание, закрашивание, расписывание готовых изображений, вырезанных из бумаги силуэтов. Готовая основа позволяет четко выделить учебную задачу и решить ее в кратчайший срок.

  • 3. Упражнения на передачу цветом определенного настроения, способствуют осознанию содержательного, выразительного аспекта цвета.

  • 4. Упражнения отвлеченного характера развивают мыслительную деятельность. С подобными упражнениями ученики справляются за короткий срок (3--15 минут). Таким образом, готовая печатная основа служит вспомогательным средством для решения конкретных учебных задач и выработки навыков по всем учебным темам, а также средством повышения интереса учащихся к изобразительной деятельности.

Использование игр в изобразительной деятельности обусловлено своеобразными связями игры и художественного творчества. Игра предшествует творчеству, способствует ему.

Игрой начинается изучение новой темы или закрепляются знания, умения и навыки по пройденному материалу. Игры-занятия лучше проводить в форме соревнований между командами. Обязательным условием игры является подведение итогов.

На уроках изобразительного искусства игры решают одну или несколько задач. Можно выделить следующие группы игр:

Я буду рада, если мои идеи пригодятся вам в практической деятельности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!