СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с песком как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с песком как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

 

Просмотр содержимого документа
«Работа с песком как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста»

Работа с песком как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста Выполнила: студентка 2 курса Табхаева Ю.А. Научный руководитель: Ильиных Л.В.

Работа с песком как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста

Выполнила: студентка 2 курса Табхаева Ю.А.

Научный руководитель: Ильиных Л.В.

    Актуальность   данной темы заключается в том, что  развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе.

Актуальность   данной темы заключается в том, что  развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе.

  Цель исследования – определить систему работы по развитию мелкой моторики рук с использованием игр и рисования песком.   Объект исследования – воспитательно-образовательный процесс развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.   Предмет исследования - рисования цветным песком как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.   

Цель исследования – определить систему работы по развитию мелкой моторики рук с использованием игр и рисования песком. Объект исследования – воспитательно-образовательный процесс развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - рисования цветным песком как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.  

    Гипотеза исследования: мелкая моторика будет развиваться эффективнее, если:   - в ДОУ будут создана предметно-развивающая среда;   - на занятиях и в свободное время будут использоваться новые технологии (игры и рисование песком).

Гипотеза исследования: мелкая моторика будет развиваться эффективнее, если: - в ДОУ будут создана предметно-развивающая среда; - на занятиях и в свободное время будут использоваться новые технологии (игры и рисование песком).

 Задачи:    - проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики у рук детей. Рассмотреть понятие песок и его роль в развитии мелкой моторики рук.    - провести диагностику развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста;   - подобрать рекомендации по организации занятий по рисованию цветным песком у старших дошкольников с целью развития мелкой моторики рук.

Задачи: - проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики у рук детей. Рассмотреть понятие песок и его роль в развитии мелкой моторики рук. - провести диагностику развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста; - подобрать рекомендации по организации занятий по рисованию цветным песком у старших дошкольников с целью развития мелкой моторики рук.

 Теоретико – методологические основы:    Проблемой развития мелкой моторики занимались такие авторы как: Л.А. Венгер и Н.Б. Венгер, М.М. Кольцова, Э.Г. Пилюгина.   Процесс формирования конструктивных умений для развития мелкой моторики рассматривался во многих психолого-педагогических исследованиях: Л.И. Божовича, А.В. Белошистой, Л.А. Венгер, Е.М. Ерофеевой, Л.В. Куцаковой, З.В. Лиштвана.   Игры с песком, или «песочную терапию» на сегодняшний день изучают отечественные педагоги и психологи, а именно В. Абраменкова, Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева.

Теоретико – методологические основы: Проблемой развития мелкой моторики занимались такие авторы как: Л.А. Венгер и Н.Б. Венгер, М.М. Кольцова, Э.Г. Пилюгина. Процесс формирования конструктивных умений для развития мелкой моторики рассматривался во многих психолого-педагогических исследованиях: Л.И. Божовича, А.В. Белошистой, Л.А. Венгер, Е.М. Ерофеевой, Л.В. Куцаковой, З.В. Лиштвана. Игры с песком, или «песочную терапию» на сегодняшний день изучают отечественные педагоги и психологи, а именно В. Абраменкова, Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева.

Методы исследования:  1. Теоретические: анализ и обобщение.  2. Эмпирические: анализ психолого-педагогической литературы, учебников и программ.  3. Методы математической обработки информации, полученной в ходе работы, и обобщение результатов.  4. Методы презентации: таблицы, диаграммы.

Методы исследования: 1. Теоретические: анализ и обобщение. 2. Эмпирические: анализ психолого-педагогической литературы, учебников и программ. 3. Методы математической обработки информации, полученной в ходе работы, и обобщение результатов. 4. Методы презентации: таблицы, диаграммы.

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы,которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом речью ребенка.   Моторика  - (от латинского  motus — движение) — двигательная активность организма или отдельных органов.   Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног .

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы,которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом речью ребенка. Моторика  - (от латинского  motus — движение) — двигательная активность организма или отдельных органов. Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног .

что способствует развитию моторики : пальчиковые игры; рисование; аппликации; лепка из пластилина; занятия с использованием бумаги; игры с пуговицами; игры с пробками от бутылок; игры с прищепками; игры-шнуровки; игры с предметами в воде и другие.

что способствует развитию моторики : пальчиковые игры; рисование; аппликации; лепка из пластилина; занятия с использованием бумаги; игры с пуговицами; игры с пробками от бутылок; игры с прищепками; игры-шнуровки; игры с предметами в воде и другие.

 Песок - это дар природы, каждая песчинка содержит лучик солнца, дуновение ветерка и капельку росы и поэтому материал как песок доступен каждому кто хотел бы с ним работать, это доступный материал каждому ребенку для рисования, игры.   Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Песок — материал эмоционально притягательный.   Работа с песком оказывает положительное влияние на развитие воображения, внимания, мелкой моторики, произвольности поведения у детей.

Песок - это дар природы, каждая песчинка содержит лучик солнца, дуновение ветерка и капельку росы и поэтому материал как песок доступен каждому кто хотел бы с ним работать, это доступный материал каждому ребенку для рисования, игры. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Песок — материал эмоционально притягательный. Работа с песком оказывает положительное влияние на развитие воображения, внимания, мелкой моторики, произвольности поведения у детей.

 Существуют различные способы рисования цветным песком:   - рисование цветным песком по готовому трафарету с уже нанесенным клеевым слоем.   - рисование цветным песком по трафарету с помощью клея ПВА.   - свободное творчество.

Существуют различные способы рисования цветным песком: - рисование цветным песком по готовому трафарету с уже нанесенным клеевым слоем. - рисование цветным песком по трафарету с помощью клея ПВА. - свободное творчество.

 База исследования МБДОУ №112 «Сибирячок» г. Улан-Удэ   Старшая дошкольная группа  Количество детей - 30 человек

База исследования МБДОУ №112 «Сибирячок» г. Улан-Удэ Старшая дошкольная группа Количество детей - 30 человек

   Диагностика мелкой моторики рук проводилась на исследованиях Венгера Л.Ф, Гуткиной Н.И. и Артамонова А.А., опираясь на данные исследования были выделены следующие критерии оценки уровня сформированности мелкомоторных движений рук у детей старшего дошкольного возраста:   - умение координировать действия и движения обеих рук;   - умение зрительно контролировать движения, переключаться с одного движения на другое;   - умение выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук.

Диагностика мелкой моторики рук проводилась на исследованиях Венгера Л.Ф, Гуткиной Н.И. и Артамонова А.А., опираясь на данные исследования были выделены следующие критерии оценки уровня сформированности мелкомоторных движений рук у детей старшего дошкольного возраста: - умение координировать действия и движения обеих рук; - умение зрительно контролировать движения, переключаться с одного движения на другое; - умение выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук.

 На основе выделенных критериев и полученных баллов определили следующие уровни:   Высокий уровень (средний балл равен 2, 6 – 3) – ребенок умеет координировать свои действия и движения обеих рук, умеет зрительно контролировать движения; быстро переключается с одного движения на другое, выполнять мелкие и точные движения пальцами рук.   Средний уровень (средний балл равен 2 – 2,5) - действия детей по координации движения недостаточно развиты; у ребёнка недостаточно развиты умение зрительно контролировать движения; ребёнок выполняет мелкие и точные движения пальцами рук с подсказкой или с помощью воспитателя.   Низкий уровень (средний балл равен 1 – 1,9) - ребенок не может координировать свои действия; не умеет зрительно контролировать свои движения; у ребёнка не развито умение выполнять мелкие и точные движения пальцами рук.

На основе выделенных критериев и полученных баллов определили следующие уровни: Высокий уровень (средний балл равен 2, 6 – 3) – ребенок умеет координировать свои действия и движения обеих рук, умеет зрительно контролировать движения; быстро переключается с одного движения на другое, выполнять мелкие и точные движения пальцами рук. Средний уровень (средний балл равен 2 – 2,5) - действия детей по координации движения недостаточно развиты; у ребёнка недостаточно развиты умение зрительно контролировать движения; ребёнок выполняет мелкие и точные движения пальцами рук с подсказкой или с помощью воспитателя. Низкий уровень (средний балл равен 1 – 1,9) - ребенок не может координировать свои действия; не умеет зрительно контролировать свои движения; у ребёнка не развито умение выполнять мелкие и точные движения пальцами рук.

   Для определения уровня развития мелкой моторики была проведена диагностика, которая включает 4 блока:   блок 1: упражнения на координацию движений;   блок 2: повторение фигур из пальцев;   блок 3: работа с бумагой;   блок 4: графические упражнения.

Для определения уровня развития мелкой моторики была проведена диагностика, которая включает 4 блока: блок 1: упражнения на координацию движений; блок 2: повторение фигур из пальцев; блок 3: работа с бумагой; блок 4: графические упражнения.

Методика «Дорожки»

Методика «Дорожки»

  Методика «Мячики» Методика «Лес»

Методика «Мячики» Методика «Лес»

Таблица 1. Результаты диагностики развития мелкой моторики рук детей старшей группы МБДОУ детский сад «Сибирячок» №112    № п/п Имя ребенка Координация движений 1 Артемий А. Ладонь, кулак, ребро Посолим капусту 1 Построение фигур из пальцев 2 Катание шарика Коза 2 3 Заяц Вилка 1 Игра на рояле 2 Работа с бумагой Вырезание ножницами 3 Сгибание листа пополам 2 Графические действия Дорожки 1 Мячики 3 Лес Итого 1 Уровень 3 2 Средний

Таблица 1. Результаты диагностики развития мелкой моторики рук детей старшей группы МБДОУ детский сад «Сибирячок» №112

п/п

Имя ребенка

Координация движений

1

Артемий А.

Ладонь, кулак, ребро

Посолим капусту

1

Построение фигур из пальцев

2

Катание шарика

Коза

2

3

Заяц

Вилка

1

Игра на рояле

2

Работа с бумагой

Вырезание ножницами

3

Сгибание листа пополам

2

Графические действия

Дорожки

1

Мячики

3

Лес

Итого

1

Уровень

3

2

Средний

2 3 Арсений Б. 4 3 Долгор Б. 1 5 Кира Б. 2 6 София Б. 2 3 2 Руслан В. 7 2 2 3 1 8 3 1 3 Элина Г. 2 3 3 Аюна Д. 2 3 2 1 9 2 2 2 Дмитрий Д. 2 2 3 2 3 10 1 2 1 1 3 2 3 2 Анна Д. 3 3 2 3 3 1 3 2 3 2 1 2 1 3 3 3 1 2 3 2 3 1 3 1 3 2 2 3 1 2 3 3 2 2 1 1 3 2 2 2 1 2 2 3 2 3 2 1 1 2 Средний 2 3 1,8 2 1 Низкий 1 2 2,3 2 2 2 3 1 Средний 2 1 2 Средний 1 3 2 2 2 1 2,3 2 Средний 3 3 2 1 Средний 1,7 Средний 3 Низкий 2,7 Высокий

2

3

Арсений Б.

4

3

Долгор Б.

1

5

Кира Б.

2

6

София Б.

2

3

2

Руслан В.

7

2

2

3

1

8

3

1

3

Элина Г.

2

3

3

Аюна Д.

2

3

2

1

9

2

2

2

Дмитрий Д.

2

2

3

2

3

10

1

2

1

1

3

2

3

2

Анна Д.

3

3

2

3

3

1

3

2

3

2

1

2

1

3

3

3

1

2

3

2

3

1

3

1

3

2

2

3

1

2

3

3

2

2

1

1

3

2

2

2

1

2

2

3

2

3

2

1

1

2

Средний

2

3

1,8

2

1

Низкий

1

2

2,3

2

2

2

3

1

Средний

2

1

2

Средний

1

3

2

2

2

1

2,3

2

Средний

3

3

2

1

Средний

1,7

Средний

3

Низкий

2,7

Высокий

11 Серафим З. 12 Сарюна И. 13 2 14 2 1 Мария И. 3 1 Кирилл К. 15 3 1 1 16 3 София К. 2 2 2 17 2 Елизавета Л. 2 2 1 2 3 18 Вера М. 3 2 2 3 3 19 Диана П. 2 2 2 1 3 3 2 Дмитрий Р. 1 1 1 1 2 3 20 2 3 3 2 3 2 2 1 Булат Р. 2 21 1 1 2 3 1 2 3 2 2 Егор Р. 3 2 1 3 2 2 2 3 3 2 2 2 3 1 3 2 2 3 2 1 2 3 1 3 1 2 3 2,3 3 2 3 3 1 3 1 1 1 2 2,3 2 2 2 Средний 3 1 1 2 1,3 1 1 3 3 3 Средний 2 2 1 2 3 2 2 3 2 Низкий 2,3 2 2 2 1 1 3 Средний 1,8 3 2 1 3 3 Средний 2 2 2 2 Низкий 2 1 1,8 2 Средний 3 2 Низкий 2 2 2 Средний 2,6 2,2 Высокий Средний

11

Серафим З.

12

Сарюна И.

13

2

14

2

1

Мария И.

3

1

Кирилл К.

15

3

1

1

16

3

София К.

2

2

2

17

2

Елизавета Л.

2

2

1

2

3

18

Вера М.

3

2

2

3

3

19

Диана П.

2

2

2

1

3

3

2

Дмитрий Р.

1

1

1

1

2

3

20

2

3

3

2

3

2

2

1

Булат Р.

2

21

1

1

2

3

1

2

3

2

2

Егор Р.

3

2

1

3

2

2

2

3

3

2

2

2

3

1

3

2

2

3

2

1

2

3

1

3

1

2

3

2,3

3

2

3

3

1

3

1

1

1

2

2,3

2

2

2

Средний

3

1

1

2

1,3

1

1

3

3

3

Средний

2

2

1

2

3

2

2

3

2

Низкий

2,3

2

2

2

1

1

3

Средний

1,8

3

2

1

3

3

Средний

2

2

2

2

Низкий

2

1

1,8

2

Средний

3

2

Низкий

2

2

2

Средний

2,6

2,2

Высокий

Средний

22 23 Вероника С. 24 3 Ева С. 3 25 Ксения С. 3 26 Номина С. 1 2 1 Дмитрий С. 27 1 3 1 3 28 2 2 3 Бардахан Х. 1 2 3 2 3 Арсалан Ц. 29 2 2 1 3 Виктория Ц. 30 2 2 1 1 3 3 3 3 2 Евгения Ч. 3 3 1 2 2 3 2 3 2 2 2 3 2 1 3 2 2 2 2 3 3 1 3 2 3 2 2 3 1 2 1 2 1 2 1 2 3 2 1 3 3 2 2 2 2 2 3 3 2,4 2 3 1 2 2 2 3 3 1,8 Средний 1 2 3 2 2 3 2 Низкий 1 2 2 1 3 2 Средний 1 3 2 3 1 Средний 2 2,2 1 3 Средний 2 2,3 3 Средний 2,6 2 Средний 2,1 Высокий Средний

22

23

Вероника С.

24

3

Ева С.

3

25

Ксения С.

3

26

Номина С.

1

2

1

Дмитрий С.

27

1

3

1

3

28

2

2

3

Бардахан Х.

1

2

3

2

3

Арсалан Ц.

29

2

2

1

3

Виктория Ц.

30

2

2

1

1

3

3

3

3

2

Евгения Ч.

3

3

1

2

2

3

2

3

2

2

2

3

2

1

3

2

2

2

2

3

3

1

3

2

3

2

2

3

1

2

1

2

1

2

1

2

3

2

1

3

3

2

2

2

2

2

3

3

2,4

2

3

1

2

2

2

3

3

1,8

Средний

1

2

3

2

2

3

2

Низкий

1

2

2

1

3

2

Средний

1

3

2

3

1

Средний

2

2,2

1

3

Средний

2

2,3

3

Средний

2,6

2

Средний

2,1

Высокий

Средний

Работа с родителями     Для выявления уровня компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие 25 родителей. Родителям предлагалось ответить на 5 вопросов анкеты. Результаты анкетирования занесены в таблицу 2.

Работа с родителями Для выявления уровня компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики детей было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие 25 родителей. Родителям предлагалось ответить на 5 вопросов анкеты. Результаты анкетирования занесены в таблицу 2.

№ 1 Содержание вопроса 2 Обращаете ли вы внимание, насколько развиты движения рук вашего ребёнка? (да, нет) Результат Знакомы ли Вы с понятием «Мелкая моторика рук»? 3 а) да   Проводите ли занятия по развитию мелкой моторики дома?  а) да   б) нет 4   а) да Как Вы считаете, соответствует ли развитие моторики рук вашего ребенка возрастной норме? 5   70% б) нет 40% 20% Как Вы думаете, участие родителей в формировании мелкой моторики а) да б) нет 30%   60% а) необходимо     б) нет 80% б) не нужно    в) не знаю 20% в) не играет роли 0% 60% 80% 20% 20%

1

Содержание вопроса

2

Обращаете ли вы внимание, насколько развиты движения рук вашего ребёнка? (да, нет)

Результат

Знакомы ли Вы с понятием «Мелкая моторика рук»?

3

а) да

 

Проводите ли занятия по развитию мелкой моторики дома?

а) да

 

б) нет

4

 

а) да

Как Вы считаете, соответствует ли развитие моторики рук вашего ребенка возрастной норме?

5

 

70%

б) нет

40%

20%

Как Вы думаете, участие родителей в формировании мелкой моторики

а) да

б) нет

30%

 

60%

а) необходимо

 

 

б) нет

80%

б) не нужно

 

в) не знаю

20%

в) не играет роли

0%

60%

80%

20%

20%

Планируемая работа 1. Для эффективного развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста предлагаем на базе МБДОУ детский сад «Сибирячок» №112 создать кружок «Песочная палитра», целью которого будет являться развитие мелкой моторики рук посредством работы в технике рисования песком. Для успешного функционирования и выполнения цели создания кружка будет разработана программа, которая решает задачи по развитию мелкой моторики и формированию первичных компетентностей по всем основным линиям развития ребенка. 2. Разработать систему занятий, упражнений в соответствии с перспективным планом программы кружка «Песочная палитра». 3. Пополнить развивающую среду через активное использование современных технологий. 4. Организовать работу с родителями (провести родительское собрание на тему «Пескография как средство развитие мелкой моторики рук»). 5. В ходе реализации программы разработать совместные приемы работы родителей и детей. 6. Организовать выставку работ рисование цветным песком. 7. Выступления на педагогических советах, чтениях в детском саду, на научно-практических конференциях. Вывод: Таким образом проведя диагностику мы спланировали мероприятие на формирующий эксперимент.

   Заключение   Занятия с песком являются одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связаны с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира и развития мелкой моторики рук.   В нашей работе мы провели диагностику развития мелкой моторики рук старших дошкольников на базе МБДОУ детский сад «Сибирячок» №112 по программе Венгера Л.Ф.,Гуткиной Н.И. Артамоновой А.А. , которая показала преобладание среднего уровня развития мелкой моторики рук у детей.   С учетом выявленных особенностей мы подобрали программу развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с использованием цветного песка. Поставленные задачи выполнены, гипотеза подтверждена.

Заключение Занятия с песком являются одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связаны с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира и развития мелкой моторики рук. В нашей работе мы провели диагностику развития мелкой моторики рук старших дошкольников на базе МБДОУ детский сад «Сибирячок» №112 по программе Венгера Л.Ф.,Гуткиной Н.И. Артамоновой А.А. , которая показала преобладание среднего уровня развития мелкой моторики рук у детей. С учетом выявленных особенностей мы подобрали программу развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с использованием цветного песка. Поставленные задачи выполнены, гипотеза подтверждена.

    Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!