СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с публицистическими текстами Русский язык 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал полезен при подготовке к ЕГЭ  по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Работа с публицистическим текстом Русский язык 11 класс»


Песков Василий Михайлович

(род. в 1930 г.) – россий­ский писатель, журналист, фоторепортер.











ЧАСТЬ 1


Прочитайте текст и выполните задания А28–30; В1–В8; С1.


ПАМЯТНИК ДЕРЕВНЕ?


(1) В тридцати километрах от городка Кимры остановило вниманье необычное сооруженье: как бы остаток деревенской избы и валун около. (2) Стену сделали из обработанных под дерево металлических труб и на ней поместили доску с чеканкой: на этом месте была деревня, и в ней родился Андрей Николаевич Туполев – авиаци­онный конструктор, создавший сто типов воен­ных и гражданских самолетов, первый реактив­ный пассажирский самолет.

(3) Присев на прогретый солнцем валун, представил я, сколько деревень в последние годы исчезло, оставив после себя островки одичавших садов, крапиву, кусты сирени… (4) Кое-где покосившиеся постройки еще сто­ят, но уже без людей, либо доживают в них две-три старухи. (5) Все, кто еще на ногах и в силах трудиться, подались в город, где есть работа. (6) В деревне же пугающая тишина – ни человеческих голосов, ни петушиного кри­ка, ни собачьего лая, ни дымка из трубы, ни огонька вечером. (7) И возле каждой еще жи­вой или погибшей деревни – пустые коровни­ки скотоводческих ферм. (8) Разве будут при этом дешевыми молоко, сыр, мясо!

(9) С деградацией сельского хозяйства стре­мительно исчезает и вековой пласт культуры, обряды деревенской жизни, обращенные к зем­ле-кормилице, следы истории, нравственность, привязанность к месту, где человек родился и без чего невозможна любовь к большой Родине. (10) Один пример: все лучшие песни наши – давние, военных лет и послевоенные – корнями уходят в деревенскую жизнь. (11) Много ль сердечных песен появилось в последние годы? (12) Увы, из «ящика» льется лишь городской мусор «попсы», называемой песнями. (13) А деревня, где рос Исаковский, пуста. (14) Война смела хутор, где рос Твардовский, Матёра Валентина Распутина затоплена «морем», Алепино Солоухина живо почти только приезжими летом … (15) А ведь песни и мудрое слово писателей стоят сразу же после хлеба. (16) Но так почему-то сложилось, что в огромной сельскохозяйственной стране перестали заботиться о полях, лугах, огородах и скотных дворах.

(17) Безумное разрастание городов в ущерб всему остальному жизненному пространству надо какими-то средствами останавливать. (18) А деревням не памятники надо ставить, а всеми силами, какие имеются, возрождать в них жизнь. (19) В этом должна быть главная наша мудрость на грядущее время.

(По В.Пескову*)


А28. В каком предложении наиболее полно выражена основная мысль текста?


 1) 5;

 2) 10;

 3) 12;

 4) 18.


А29. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен  (-ы) в предложениях 9–16?


 1) Повествование,

 2) описание с элементами рассуждения,

 3) рассуждение,

 4) описание.


А30. Укажите предложение, в котором автор использует разговорные слова.

 1) 1;

 2) 6;

 3) 12;

 4) 15.


ЧАСТЬ 2


В1. Укажите способ образования слова стремительно (предложение 9).

В2. Из предложений11–12 выпишите все частицы.

В3. Укажите способ подчинительной связи в словосочетании кое-где стоят (предложение 4).

В4. Среди предложений 10–16 найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное неопределенно-личное. Напишите номер этого предложения.

В5. Среди предложений 1–5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В6. Среди предложений 11–19 найдите сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Напишите номера этих предложений.

В7. Среди предложений 9–16 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи междометия. Напишите номер этого предложения.

В8. Перед нами фрагмент статьи известного журналиста В.М.   Пескова.


Размышляя о судьбе русской деревни, автор использует такие синтаксические средства, как _____________ (предложения 3, 6) , ___________ (предложение 8) . Наиболее полно и ярко выразить авторскую позицию помогают такие тропы, как ______________ («пугающая тишина», «сердечных песен» в предложениях 6, 11), _____________ («мусор “попсы” » в предложении 12) .


Список терминов:

1) противопоставление,

2) литота,

3) восклицательное предложение,

4) эпитеты,

5) разговорная и просторечная лексика,

6) ряды однородных членов,

7) сравнительный оборот,

8) вопросно-ответная форма изложения,

9) метафора.


ОТВЕТЫ:


А28 – 4; А

А29 – 3; А

А30 – 3;

В1 – суффиксальный;

В2 – ль, лишь;

В3 – примыкание;

В4 – 16;

В5 – 2;

В6 – 13, 14, 18;

В7 – 12;

В8 – 6, 3, 4, 9.


Основные проблемы*

Позиция автора

1) Проблема исчезновения русской деревни

1) Глубокое сожаление об уходящей в прошлое традиционной русской деревне. Надо все сделать для того, чтобы жизнь в деревне возродилась

2) Проблема разрушения традиций, культуры русской деревни

2) Истоки национальной культуры в деревне, поэтому надо сохранить самобытный, богатый народными традициями крестьянский уклад



* Произведения, в которых поднимаются данные в тексте проблемы: Ф.Абрамов «Дом», В.Астафьев «Людочка», В.Распутин «Прощание с Матёрой», «Изба» и др.