СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с разными материалами. Лепка из глины посуды

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: расширить знания учащихся о природном материале неорга­нического происхождения — глине.

Дать понятие о керамике.

Научить лепить из глины посуду.

Развивать навыки по обработке глины: лепку шариков, «кол­басок».

 Развивать фантазию, мышление, воображение, глазомер. Воспитывать эстетический вкус.

Оборудование:

а)      материалы: глина;

б)      инструменты и приспособления: подкладная доска, стека, тря­почка;

в)      наглядность: образец, инструкционная карта, образцы и иллю­страции керамических изделий, карточка — КЕРАМИКА.

Ход урока

1.                  Организация внимания учащихся.

2.                  Проверка готовности рабочих мест.

3.                  Актуализация.

—                Что такое глина?

—                Почему глина является неорганическим природным матери­алом?

—                С каким свойством глины вы познакомились?

4.                  Изучение нового материала.

1)                 Сообщение темы и целей урока.

Отгадайте загадку:

В земле скрывается,

В руках преображается,

В огне закаляется,

В посуду превращается.

(Глина.)

 

Сегодня мы будем лепить из глины посуду.

1)    Рассказ учителя.

Лепить из глины люди начали давным-давно. Сначала это были разнообразные сосуды. Были они хрупкими, пропускали воду. Для прочности глиняные изделия сушили на солнце, а с «приручением» огня человек научился обжигать глину. Огонь сделал посуду из гли­ны прочной, а красивой ее делали руки и фантазия людей. Человек придумал станок для работы с глиной — гончарный круг. И появи­лись изящные кувшины, вазы. Такие сосуды создавались еще за три-четыре тысячелетия до нашей эры в Индии, Греции, Египте. А если мы перенесемся мысленно в античный греческий город Афи­ны, то обязательно увидим гончарную мастерскую: здесь горят печи, в которых обжигают вазы и кувшины, в большой яме рабочие месят глину ногами. Гончарный круг все время вращается, и за счет этого вращения вытягивается сосуд, приобретая совершенную форму. Вы­лепленную вазу после обжига передавали художнику, который рас­писывал ее орнаментами или какими-нибудь сценами из греческих мифов.

Афинские глиняные изделия славились во всем мире: вазы с двумя ручками — амфоры, узкие кувшинчики с одной ручкой для душистых масел. Гончарный круг и способ изго­товления из глины дошли до наших дней почти без изменения.

Обожженные изделия из глины называются КЕРАМИКОЙ. Это кувшины, вазы, тарелки, игрушки, фигурки людей, зверей, а также различные украшения.

Глина имеет свойство - СПОСОБНОСТЬ НЕ ПРОПУСКАТЬ ВОДУ.

2)    Анализ поделки:

-       Из какого материала вылеплена чаша?

-       Каким способом выполнена?

Правильный ответ: слеплена из «колбасок».

—  Какую форму имеет чаша?

Правильный ответ: круглую, снизу уже, сверху — шире.

—  За счет чего чаша расширяется сверху?

Правильный ответ: за счет увеличения длины «колбасок».

 

 

 

-                   Какую форму имеют ручки чаши? На что они похожи?

5.                                  Практическая работа.

1)                Повторение правил рабочего человека.

2)                 Разбор последовательности выполнения поделки по инструкци­онной карте (инструктаж):

-                    отщипнуть от комка глины пять кусочков различной вели­чины;

-                    скатать из них шарики, а затем «колбаски» разной длины;

-                    отщипнуть кусочек глины, скатать шарик и расплющить — это будет дно чаши;

-                    уложить дно на подставку;

-                    выложить по краю самую маленькую колбаску и примазать, затем большую, и так далее, пока не получится чаша, расши­ряющаяся кверху;

-                    отщипнуть от кусочка глины еще два кусочка, скатать шарики, затем «колбаски» и придать им нужную форму — это будут руч­ки, примазать их к чаше;

-                    внутреннюю часть чаши загладить пальцами, выровнять повер­хность;

-                    на уроке ИЗО или дома раскрасить чашу после высыхания глины.

3)                 Выполнение разметочных, заготовительных и сборочных операций и отделки (под руководством учителя по инструкцион­ной карте).

6.                                  Итог урока:

а)      — С каким природным материалом работали на уроке?

-                    Где применяют глину?

-                    Что называется керамикой?

б)      Выставка и анализ лучших работ.

 

7.                                  Уборка рабочих мест.