МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Улан-Удэ
Рассмотрено: на заседании МО классных руководителей Руководитель: __/Жамбалдоржиева Ж.Б./ Протокол № ____от «_28__»августа 2023г . | Согласовано: Заместитель директора по ВР МАОУ «СОШ № 17» г. Улан-Удэ _/Дугарова С.Ж. «30»августа 2023г. | Утверждаю: Директор МАОУ «СОШ № 17» г. Улан-Удэ __/Номогоева И.Ю../ Приказ № ____от «__01_»сентября 2023г. |
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
« Работа с текстом»
для обучающихся 1 класса
Составитель:Еремеева Елена Сергеевна,
Учитель начальных классов,
Категория:первая
г.Улан-Удэ 2023г.
Пояснительная записка
Программа по курсу «Работа с текстом» для 1 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Примерной основной образовательной программой начального общего образования.
Учебного плана МАОУ СОШ №17
Примерной программы автора О.Н.Крылова «Чтение. Работа с текстом: 1 класс. ФГОС» - М.- Издательство "Экзамен", 2023.
Цель программы: общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе совместной с педагогом деятельности в процессе чтения.
Задачи программы:
познакомить учащихся с авторской технологией продуктивного чтения;
формировать умение читать тексты с использованием трѐх этапов работы с текстом;
совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором»,«комментированное чтение» и др.;
воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
приобщать детей и родителей к проектной деятельности. Общая Характеристика программы:
На занятия по «Работе с текстом » в учебном плане отведено 33 часа ( 1час в неделю, 33 учебные недели).
Рабочая программа ориентирована на использование учебных пособий:О.Н. Крыловой "Чтение. Работа с текстом" для 1-4 классов; Щеголевой Г. С."Учусь работать с текстом"; Хиленко Т.П. «Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией» для 1-4 классов.
Цели курса:
Данная программа имеет общеинтеллектуальную направленность и реализуется через систему внеурочных развивающих занятий, ориентированных прежде всего на формирование духовно-нравственной и социально ценной личности. Основным средством этого развития выступает содержание текстов и способы работы с ними. В ходе занятий учащиеся будут активно постигать весь спектр универсальных учебных действий. Отличительной особенностью программы является то, что в ней реализована авторская технология обучения детей продуктивному чтению, которая включает три этапа, каждый из которых опирается на закономерности развития
мыслительной деятельности детей и логику работы с текстом:
подготовка детей к чтению (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт);
первичное чтение текста (чтение в классе или чтение-слушание в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся, выявление первичного восприятия, фиксации первичных впечатлений. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение, анализ текста (приѐмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному,
выделение ключевых слов и др.);
работа с текстом после чтения (концептуальная беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией, выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Выполнение творческих заданий, опирающихся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Планируемые результаты изучения курса
В результате освоения программы курса «Работа с текстом» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО
Личностные результаты:
увлеченность чтением
чтение рекомендованной учителем литературы
желание читать вне рамок выполнения обязательных заданий
интерес к выполнению учебных заданий, связанных с чтением.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
подробно пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде
с помощью учителя определять тему и главную мысль текста
использовать ознакомительный, изучающий и поисковый виды чтения
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем, таблиц
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака
составлять простой план текста
пересказывать небольшие по объему художественные и научно-популярные тексты
формулировать несложные выводы, основываясь на текст (самостоятельно и с помощью учителя)
отвечать на вопросы учителя по тексту
находить аргументы подтверждающие вывод (самостоятельно и с помощью учителя)
составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос
высказывать оценочные суждения (с помощью учителя) о прочитанном тексте
оценивать содержание текста (самостоятельно и с помощью учителя)
обнаруживать недостающие данные в информации (с помощью учителя) и находить пути восполнения пробелов
участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Содержание внеурочной деятельности:чтение вслух; чтение про себя;работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;работа с текстом: преобразование и интерпретация информации; работа с текстом: оценка информации.
В ходе работы учащиеся:
определяют главную мысль текста;
озаглавливают текст;
определяют последовательность событий;различают абзацы;
считают количество предложений в тексте;
подбирают антонимы и синонимы к словам;
определяют сравнение;
вставляют пропущенные буквы, используя и подбирая самостоятельно проверочные слова.
Особое внимание уделено работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивать зрительную память и орфографическую зоркость.
С целью развития познавательной активности продумана работа с иллюстративным материалом.
Виды речевой и читательской деятельности.
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная.
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно- выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения.
В работе с текстом используется технология продуктивного чтения.
Продуктивное чтение - что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие - активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся - испытываем эмоции. Технология - последовательность этапов (шагов) при чтении.
Шаг первый. Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения. Выбор книги для чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации. Аннотация книги (краткое содержание). Прогнозирование и предвосхищение чтения. Высказывание своих первоначальных предположений.
Шаг второй. Чтение во время чтения. Умение видеть незнакомые слова и уточнять их смысл. Вопросы к автору текста. Читательские умения. Читаем и воображаем. Читаем и чувствуем. Известные чувства. Передача восприятия через цвет. Эмоции и чувства - главное при чтении стихов. Радость, восхищение, любование. Смена настроения: грусть, печаль. Практическая работа с текстом Е.Чарушина «Лиса». Чувства и эмоции читателя. Читаем и думаем, размышляем. Медленное вдумчивое чтение. Практическая работа с текстом В.Осеевой «Просто старушка». Вопросы автору, возникающие по ходу чтения. Ответы на вопросы текста. Диалог с автором. Комментирование.
Разметка текста. Умения настоящего читателя: читать, мысленно рисовать, представлять события и их героев. Практическая работа с текстом энциклопедии
«Почему с тополей идѐт "снег"?». Слова в круглых скобках - подсказки и комментарии. Практическая работа с текстом Я.Тайца «Всѐ здесь». Творческая работа по развитию читательских умений.
Шаг третий. Книга дочитана. Чтение после чтения. Читательская работа продолжается. Умение перечитать нужное, интересное, придумать продолжение, помечтать, сделать выводы. Знакомство с жизнью автора, его творчеством, историей создания книги.
Требования к результатам на конец 1 года Ученик научится:
определять тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, определять главную мысль текста,
озаглавливать текст, определять последовательность пунктов плана, различать абзацы
Учебно-тематический план Программы внеурочной деятельности
№ п/п | Содержание программы | Количество часов |
1 | Вводное занятие | 1 |
2 | Работа с текстом | 6 |
3 | Поиск информации в тексте | 8 |
4 | Формулирование выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте | 8 |
5 | Оценка содержания языка и структура речи | 8 |
6 | Итоговое занятие | 1 |
| Итого | 33 |
Календарно – тематическое планирование
«Чтение. Работа с текстом» в 1 классе
( по тетради «Чтение. Работа с текстом» О.Н.Крылова)
№ п/ п | Дата | Тема урока | Основные виды учебной деятельности учащихся |
1 | | Работа с текстом «Спала кошка на крыше…» Л.Толстого | Слушание текста. Определение количества предложений. Анализ содержания текста. Поиск и Информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации. |
2 | | Работа с текстом «Спала кошка на крыше…» Л.Толстого (продолжение) | Самостоятельное чтение текста. Определение количества предложений. Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации. |
3 | | Работа с текстом «Была у Насти кукла…» Л.Толстого | Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации. |
4 | | Работа с текстом «Медведь» по Е.Чарушину | Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации. Нахождения значения слова. |
5 | | Работа с текстом «Хотела галка пить…» Л.Толстого | Самостоятельное чтение текста. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Последовательность событий. Деление слов для переноса. |
6 | | Работа с текстом «Старик сажал яблони…» Л.Толстого | Определять главную мысль произведения Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации. |
7 | | Работа с текстом «Лиса» по Е.Чарушину | Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации. Деление слов для переноса. Определение значения слова. |
8 | | Комплексная работа №1 | Определение уровня овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющие успешно продвигаться в освоении |
| | | учебного материала на следующем этапе обучения. |
9 | | Работа с текстом «Весной скворец весь горит…» А.Тихонова | Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста, озаглавливание. Нахождение предложений по цели высказывания. Описание и характеристика героев. Соотношение слова и картинки. Совершенствование навыков чтения. |
10 | | Работа с текстом «Весной скворец весь горит…» А.Тихонова( продолжение) | Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста, озаглавливание. Нахождение предложений по цели высказывания. Описание и характеристика героев. Соотношение слова и картинки. Совершенствование навыков чтения. |
11 | | Работа с текстом «Хороша весна в лесу…» А.Тихонова | Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста Определение главной мысли произведения. Выписывать из текста вопросительные предложения. |
12 | | Работа с текстом «Пошла Катя по утру по грибы…» по Л. Толстому | Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации. Написание имен собственных. Подбор к словам синонимов. Определение последовательности событий. |
13 | | Комплексная работа №2 | Демонстрировать свои знания; уметь работать по плану; проверять полученный результат. |
14 | | Работа с текстом «Слон» Е.Чарушина | Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка правильного чтения слов. Поиск информации в тексте по вопросам. Соотношение картинок с содержанием текста. Образование новых слов с новым значением. Определение последовательности событий по картинкам. |
15 | | Работа с текстом «Надя приехала к бабушке в колхоз…» Я.Тайца | Самостоятельное чтение текста.Анализ содержания текста. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации. Определение главного героя произведения. Определение последовательности событий по картинкам. |
16 | | Работа с текстом «Издали горы кажутся строгими…» | Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Определение заголовка текста по содержанию . Написание слов с ъ знаком. |
| | А.Тихонова | |
17 | | Работа с текстом «Охотился кит как-то близ устья реки…» С.Сахарнова | Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Нахождение предложений по цели высказывания. Определение участников разговора, запись диалога. |
18 | | Работа с текстом «Всѐ здесь» Я.Тайца | Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка навыка правильного чтения. Выбор названия. Отвечать на вопросы по содержанию, словами текста. |
19 | | Работа с текстом «Просто старушка» В.Осеевой | Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Отработка навыка правильного чтения. Составление предложения по схеме, запись. Работа с пропущенными буквами на изученные правила. |
20 | | Работа с текстом «По пояс» по Я.Тайцу | Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Отработка навыка правильного чтения. |
21 | | Работа с текстом «По пояс» по Я.Тайцу ( продолжение) | Составление предложения по схеме, запись. Работа с пропущенными буквами на изученные правила. |
22 | | Комплексная работа №3 | Демонстрировать свои знания; уметь работать по плану; проверять полученный результат. |
23 | | Работа с текстом «Зимой» С.Редозубова и др. | Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Определение главной мысли текста. Отработка навыка правильного чтения. Работа с пропущенными буквами на изученные правила. Определение последовательности событий по картинкам. |
24 | | Работа с текстом «Почему с тополей падает снег?» По материалам энциклопедии «Хочешь знать почему?» | Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Работа с пропущенными буквами на изученные правила. Подбор к словам синонимов. |
25 | | Работа с текстом «Дома у бабушки были куры…» Я.Тайца | Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка навыка правильного чтения. Выделение участников диалога, запись. Краткие ответы на вопросы. Составление предложения из группы слов, |
| | | запись. Образование новых слов, противоположных по значению. Нахождение главных членов в предложении. Главная мысль текста. |
26 | | Работа с текстом «Что касается сообразительн ости…» А.Тихонова | Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка навыка правильного чтения. Определение последовательности событий по картинкам. Поиск информации в тексте по вопросам и на основе иллюстрации. |
27 | | Работа с текстом «По грибы» Я.Тайца | Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Нахождение слов антонимов. Работа с пропущенными буквами на изученные правила. Определение главной мысли текста. |
28 | | Работа с текстом «Три товарища» В.Осеевой | Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка навыка правильного чтения. Определение последовательности событий по картинкам. Определение темы и главной мысли текста. Ответы на вопросы. Нахождение вопросительных предложений. Выбор слов близких по значению. Работа с пропущенными буквами на изученные правила. |
29 | | Работа с текстом «Собака – близкий родственник волку…» по И.Шустовой | Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка навыка правильного чтения. Работа с пропущенными буквами на изученные правила. Подбор к словам синонимов. Выбор названия произведения. |
30 | | Работа с текстом «Издали на лесной опушке…» по Н.Юрцевичу | Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Определение темы и главной мысли текста. |
31 | | Работа с текстом «Дедушка рассказывал …» по Н.Юрцевичу | Самостоятельное чтение текста. Анализ содержания текста. Отработка навыка правильного чтения. Работа с пропущенными буквами на изученные правила. Понимать текст, опираясь на содержащуюся в нѐм информацию. Формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод. |
32 | | Контрольная работа по промежуточно й аттестации | Демонстрировать свои знания; уметь работать по плану; проверять полученный результат. Проверка предметных и универсальных учебных умений. |
33 | | Итоговое занятие. | Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещѐ нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. |
Формы занятий.
Основной формой образовательного процесса являются практико- ориентированные учебные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
индивидуальная (обучающемуся дается самостоятельное задание);
фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы);
парная (работа в паре).
Основные виды деятельности учащихся:
выполнение тренировочных заданий и упражнений;
работа с иллюстрациями, таблицами;
составление плана;
самопроверка;
взаимопроверка;
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах.
Система оценивания знаний обучающихся
Контролю и оценке подлежат такие показатели обученности как навык чтения, начитанность, умения работать с книгой, навыки и умения собственно читательской деятельности.
В ходе изучения программы преимущественно используется внутренняя оценка, которая включает разнообразные методы оценивания:
Наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении (например, наблюдения за совершенствованием техники чтения и письма, или за развитием коммуникативных и исследовательских умений, или за развитием навыков учения и др.).
Оценку процесса выполнения учащимися различного рода творческих работ.
Оценку результатов рефлексии учащихся (листов самоанализа, дневников учащихся, выполнения отдельных видов работ, результаты стартовой и итоговой диагностики (на входе, в начале обучения и в конце года) и т.п.).
достижений на начальном этапе обучения.
В конце года проводится комплексная интегрированная письменная контрольная работа. Она позволяет определить сформированность умения переноса знаний и способов учебных действий, полученных в процессе изучения отдельных предметов, на другие учебные ситуации и задачи, т.е. способствовать выявлению как разнообразных важнейших предметных аспектов обучения, так и целостной оценки, так и в определенном смысле выявлению меры сформированности уровня компетентности ребенка в решении разнообразных проблем.
Задания основной части охватывают все предметы, служащие основой дальнейшего обучения - русский язык, чтение, математика, окружающий мир.
Стартовый контроль и комплексный итоговый тест позволяют определить индивидуальный прогресс ребѐнка и при необходимости диагностировать проблемы в обучении.
В работе используются методы, позволяющие получать интегральную оценку, оценивающую суммарный результат усилий, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности.
Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются также портфолио, выставки и творческие проекты, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени и требующих для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности - от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний. Цифровые отметки при изучении модуля «Чтение. Работа с текстом» не ставятся.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Детские книги разных типов из круга детского чтения.
Технические средства обучения Персональный компьютер с принтером
Книгопечатная продукция:
Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. [О.Н. Крылова] - 12-е изд. –М: Издательство «Экзамен», 2023.