СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом на примере математических задач

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом на примере математических задач»

Урок русского языка в 9 классе

Тема: «Работа с текстом на примере математических задач».

Цель урока: применение интеграции в учебном процессе как способа развития аналитических и творческих способностей.

Цели урока:

Образовательная: обобщение и систематизация ЗУН обучающихся по теме «Языковой анализ текста»; закрепление языковедческого материала путем выполнения заданий к микротексту, аналогичных тем, что встречаются в демонстрационных материалах для подготовки к ОГЭ.

Развивающая: развивать аналитическое и логическое мышление, сообразительность, внимательность, быстроту реакции, творческое воображение; развивать принципы мыслительной деятельности, развивать грамотность речи, правильность написания математических терминов; развивать способность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Воспитательная: воспитывать культуру умственного труда, культуру поведения; воспитывать интерес к русскому языку и математике; повышать интерес к предмету через нетрадиционные формы обучения.

Форма организации урока: урок-практикум.

Ход урока.

Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости!

На своих уроках вы изучаете разные науки. А в жизни – наоборот, часто приходится решать вопросы разных областей знаний. И сегодня мы постараемся увидеть, что даже такие разные предметы как русский язык и математика, имеют точки соприкосновения….

Для того чтобы решить математическую задачу, нам нужны не только математические знания, но и определённая языковая культура, хорошее владение языком

Чем лучше человек умеет работать с текстом, тем лучше он умеет решать математические задачи.

- Как бы вы сформулировали тему нашего урока? (Работа с текстом на примере математических задач)

Эпиграфом нашего урока будут слова «Без слов и грамматики не учат математике».

- Как вы думаете, какова общая цель этих двух предметов в 9 классе?

Ребята, внимательно посмотрите на тему и попытайтесь сформулировать цель урока. (ответы ученики)

(Подготовка к ОГЭ: разберем текст по заданиям ОГЭ на примере математических задач Потренируемся в решении отдельных заданий)

- А вы как думаете, что из этого получится? Я предлагаю вам поделиться своими ожиданиями об этом уроке. На столах у вас есть «пирамидки», на которых вы должны записать номера заданий, какие мы сможем, на наш взгляд, повторить на уроке (дети записывают ответы).

Ребята, давайте запишем число и тему урока в ваши рабочие листы.

I. Словарная работа.

Начнем мы нашу работу со словарного диктанта. К доске пойдет ...

К..сательная к окружности, равн..бедре..ый треугольник сложноподчиненные предложения, арифметическая прогре..ия, придаточные изъяснительные, диагональ пара..елогра..а, выехали одновреме..о, разберите словосочетания, координатная пр..мая, хорда ..кружности., притяжательные прилагательные,

- Какие слова относятся к русскому языку? Как называются слова, относящиеся к определенной области, науке? (термины)

- Дайте вспомним определение этих слов.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте правильность выполнения задания 1 (взаимопроверка). Поднимите руки те, кто сделал все правильно.

Поставьте баллы за задание в Листе самооценки. Кто отвечал определения плюс 1 балл.

2. Распределительный диктант.

В данных словосочетаниях определите способ связи, указав определенную цифру. (слайд 1 -, 2-, 3 -). Прежде чем мы приступим к выполнению этого задания, давайте вспомним способы связи. Какие способы вы знаете? (согласование, управление, примыкание).

3. Продолжим работу с терминами.

Ребята, вы, наверное, догадались, что остальные слова относятся к математике.- Давайте вспомним определения всех этих понятий.

Задание: Установите соответствие (работа в парах)

А. Касательная к окружности

1. прямая, имеющая с окружностью единственную общую точку.

Б. Равнобедренный треугольник

2. последовательность, каждый член который, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложному с одним и тем

В.Арифметическая прогрессия

3. Отрезок, соединяющий две точки окружности

Г. Диагональ параллелограмма

4.  треугольник, в котором один угол прямой

Д. Координатная прямая

5. это треугольник, у которого две стороны равны

Е. Хорда окружности

6. прямая, с выбранными на ней началом отсчета единичным отрезком и направлением.

Ж. Прямоугольный треугольник 

7.Отрезок, соединяющий две вершины, не лежащие



А

Б

В

Г

Д

Е

Ж



1

5

2

7

6

3

4



Проверьте по слайду правильно ли вы сделали?. Поставьте себе баллы за задание в Листе самооценки

4. Работа с синтаксическими конструкциями.

Ребята, вы сейчас вспоминали математические определения слов. А если рассмотреть эти определения с точки зрения русского языка. Внимательно просмотрите определения и скажите, какие предложения и чем осложнены?

- Простые предложения осложнены обособленными определениями и обстоятельствами

- Выполнив это задание, мы повторили синтаксические конструкции, встречающиеся в 9 задании ОГЭ.

5. Динамическая пауза.

Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали.

Поднимает руки класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперед смотри – это три.

С силой их к плечам прижать и немножко повращать – это пять.

А на шесть - в ладоши хлопнуть,

А на семь – ногою топнуть,

На восемь – потянуться.

И на девять – улыбнуться.

Что ж заряд хороший есть

Можно нам теперь и сесть.

6. Языковой анализ текста.

Поработаем с текстом математической задачи (работа в группах) Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Из А в В по течению реки отправился деревянный плот. (2)А через час вслед за ним отправилась яхта, которая, прибыв в пункт В, тотчас повернула обратно и возвратилась в А.  (3)К этому времени  плот удалился от А на расстояние 24 км. (4)Пристань А расположена в 120 км.от пристани В.  (5)Найдите скорость яхты в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 2 км/ч. (6)Ответ дайте в км/ч.

3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет? (5)

4. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «приближение»? (2)

5. Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н».

Ответ: расположена

7. Замените словосочетание «деревянный плот», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «управление». Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: плот из дерева

8. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

Ответ: отправилась яхта, повернула и возвратилась

9. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 2

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

Ответ: 2

14. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 5

Проверьте по слайду правильно ли вы сделали? Поставьте себе баллы за задание в Листе самооценки и добавьте 2 балла, если вы были лидером в группе, 1 балл - принимали активное участие в выполнении задания, и минус 1 балл, если не принимали никакого участия.

7. Самостоятельная работа. Решение задачи 2.

 (1)Велосипедист выехал с постоянной скоростью из города А в город B, расстояние между которыми 224 км. (2)Отдохнув, он отправился обратно из А, увеличив скорость на 2 км/ч. (3)По пути он сделал остановку на 2 часа, в результате чего затратил на обратный путь столько же времени, сколько из А в В. (4) Найдите скорость велосипедиста из А в В.

Прочитайте текст и выполните задания.

1..Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного..

Ответ: расстояние

2.. Замените словосочетание «обратный путь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «примыкание». Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: путь обратно

3. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

Ответ: он отправился

9. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 2

М.: Давайте проверим правильность выполнения заданий

( ответы заданий на доске)

Поставьте себе баллы за задание в Листе самооценки.

8. Подведение итогов урока.

Давайте подведем итог урока. Ребята, обобщите, что мы повторили на нашем уроке?

Пирамида ожиданий (подтвердились ли ваши ожидания?)

9. Рефлексия урока. Закончи предложение.

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Сегодня я научил(а)сь…

Особенно меня удивило…

Мне захотелось…

10.Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания …. «Без слов и грамматики не учат математике».











































Рабочий лист__________________________________________

Тема урока_________________________________________________________

__________________________________________________________________

Словарный диктант.










2. Установите соответствие

А. Касательная к окружности

1. прямая, имеющая с окружностью единственную общую точку.

Равнобедренный треугольник

2. последовательность, каждый член который, начиная со второго, равен предыдущему члену, сложному с одним и тем же числом.

В. Арифметическая прогрессия

3. Отрезок, соединяющий две точки окружности

Г. Диагональ параллелограмма

4.  треугольник, в котором один угол прямой

Д. Координатная прямая

5. это треугольник, у которого две стороны равны

Е. Хорда окружности

6. прямая, с выбранными на ней началом отсчета единичным отрезком и направлением.

Ж.Прямоугольный треугольник 

7.Отрезок, соединяющий две вершины, не лежащие на одной
стороне,

Ответ запишите в таблицу

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

 

 

 

 

 

 

 

4. Анализ текста. Работа в группах

(1)Из А в В по течению реки отправился плот. (2)А через час вслед за ним отправилась яхта, которая, прибыв в пункт В, тотчас повернула обратно и возвратилась в А.  (3)К этому времени  плот удалился от А на расстояние 24 км. (4)Пристань А расположена в 120 км.от пристани В.  (5)Найдите скорость яхты в неподвижной воде, если скорость течения реки равна 2 км/ч. (6)Ответ дайте в км/ч.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет?

Ответ:____________________

4. Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется ее значением – «приближение»?

Ответ:____________________

5. Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется одна буква Н».

Ответ: __________________________________

7. Замените словосочетание «деревянный плот», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «управление». Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: _______________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

Ответ: _____________________________________

9. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _______________________________________

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

Ответ: _____________________________________________

Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________________________________







6. Самостоятельная работа.

Вставьте пропущенные буквы. Прочитайте текст и выполните задания.

Вел…сипедист выехал с постоя…ой скоростью из города А в город B, ра…тояние между которыми 224 км. Отдохнув он отправился обратно из Аув…личив скорость на 2 км/ч. По пути он сделал остановку на 2 часа в результате чего затратил на обратный путь столько же времени, сколько из А в В. Найдите скорость велосипедиста из А в В.

4.Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание приставки не определяется общим правилом.

Ответ: ________________________________________

7. Замените словосочетание «обратный путь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью «примыкание». Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: _______________________________________________________

8. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

Ответ: ___________________________________________________________

Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: _____________________________________________________________


7.Рефлексия


Мне было интересно _______________________________________


Мне было трудно____________________________________________


Сегодня я научил(а)сь________________________________________


Особенно меня удивило________________________________________

_

Мне захотелось ______________________________________________







Динамическая пауза


Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали.

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась – это два.

Руки вниз – вперед смотри - это три.

С силой, их к плечам прижать и немножко

повращать – это пять.

А на шесть – в ладоши хлопнуть

И на семь – ногою топнуть

На восемь – потянуться.

И на девять – улыбнуться

Что ж заряд хороший есть

Можно нам теперь и сесть.




Касательная к окружности, равнобедренный треугольник сложноподчиненные предложения, арифметическая прогрессия, придаточные изъяснительные, диагональ параллелограмма, выехали одновременно, разберите словосочетания, координатная прямая, хорда окружности., притяжательные прилагательные,




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!