СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня умение читать не сводится только к овладению техникой чтения, а ориентировано в первую очередь на формирование «грамотного чтения». Это понятие включает способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом на уроках математики»

Работа с текстом на уроках математики

Важнейшим компонентом конструкции федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения является ориентация на результаты образования.

В концепции ФГОС требования к результатам освоения основных программ структурируются по основным задачам общего образования и включают в себя:

  1. Предметные результаты – усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.

  2. Метапредметные результаты – освоение обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

  3. Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

В метапредметные результаты в качестве обязательного компонента включено овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Актуальность данной темы обусловлена ещё и тем, что в настоящее время мы имеем дело с «поколением экрана», с детьми, обладающими клиповым мышлением. Такое мышление отличается фрагментарностью, не способностью связывать кусочки информации воедино.

Сегодня умение читать не сводится только к овладению техникой чтения, а ориентировано в первую очередь на формирование «грамотного чтения». Это понятие включает способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Работу по формированию умений и навыков самостоятельного чтения и понимания текста необходимо начинать с начальной школы и проводить в системе, усложняя приёмы и способы чтения и обработки информации от класса к классу.

К ключевым направлениям формирования умений работы с текстом для 5-6 классов относят следующие:

  • Выделение главного в тексте;

  • Составление примеров, аналогичных приведённым в тексте;

  • Умение найти в тексте ответ на поставленный вопрос;

  • Грамотно пересказать прочитанный текст;

  • Выполнение предложенных инструкций;

  • Составление алгоритмов для решения задач.

Принято выделять три этапа: до чтения, во время чтения и после чтения.

1 этап – Работа до чтения.



Часто начинаю урок с устного счёта в виде «Математического лото». По результатам «Математического лото» можно использовать несколько приёмов работы с текстом. Расшифровав лото, ребята могут назвать тему урока, найти с помощью оглавления данную тему в учебнике. Этот приём - «Попробуй найти!» - развивает внимательность, быстроту реакции, ориентацию в логическом изложении математического материала в учебнике.

Определившись с текстом, ученики высказывают гипотезы, что будет сегодня изучаться на уроке. Их предположения мы «складываем» в «Банк идей (гипотез)» - основной приём работы с текстом на данном этапе. Он учит учеников выдвигать гипотезы исследования и определять, доказаны они или опровергнуты, что очень важно для формирования навыков научно-исследовательской деятельности учащихся при работе с литературой.

Например, в 6 классе при изучении темы «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» я давала такой вариант заданий и карточек

28 уменьшить в 4 раза; 90 вычесть 82; 500 увеличить на 13; 111 умножить на 5; 900 вычесть 23; 114 разделить на 2; 9 умножить на 5; 500 вычесть 1; 42 разделить на 3; 45 увеличить в 2 раза; 100 уменьшить на 4.

296

С

513

З

1000

М

499

Н

877

П

630

У

45

О

555

Т

40

М

8

Е

90

Ь

4

А

7

Р

57

И

96

Е

14

Р

Из оставшихся незакрытыми букв здесь складывается слово «Сумма». Ученики называют результатом выполнения какого действия является сумма. Формулируют тему урока и находят по оглавлению в учебнике пункт 11.

Предлагаю ученикам такие задания (Приём «Верные или неверные утверждения», или «Верите ли вы, что…?»):

- При сравнении дробей с разными знаменателями, их сравнивают по числителю, не обращая внимания на знаменатель.

- Для того, чтобы сложить дроби с разными знаменателями, нужно сложить их числители и знаменатели.

- Для того, чтобы сложить дроби с разными знаменателями, нужно найти наименьшее общее кратное знаменателей слагаемых.

Или прошу учеников высказывать свои гипотезы о том, по какому закону мы будем складывать дроби с разными знаменателями. Предлагаемые варианты чаще были такими:

-Складывать числители и знаменатели дробей;

- Сложить числители, знаменатели оставить без изменений;

- Привести дроби к одинаковому знаменателю.

Проверить, какие именно предположения оказались верны, ребята могут непосредственно на 2 этапе работы с текстом.



2 этап – Работа с текстом учебника непосредственно



Это само чтение. Работа с учебником преследует определённую цель. Основными целями чтения учебника могут быть: знакомство с информацией, заложенной в выбранном фрагменте текста, понимание информации, запоминание, использование информации в различных учебных и жизненных ситуациях, подтверждение изученного или того, что знали ранее, отыскание примеров, подтверждение научных фактов, работа с иллюстрациями (рисунками, чертежами, диаграммами).

Для лучшего понимания прочитанного текста учебника я использую методический приём – «Инсерт». Здесь по мере чтения ученики ставят карандашом на полях заранее обговоренные значки.

Завершением данной работы с текстом является устное обсуждение. Обычно школьники без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном тексте, сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него.

Очень важным, на мой взгляд, здесь является знак «вопрос». В учебниках перед учащимися ставятся самые разные вопросы, учителя на уроках требует ответов на них, а вот места для вопросов самих детей ни в учебниках, ни на уроках нет. В результате школьники не всегда умеют задавать вопросы, а со временем у них вообще появляется боязнь их задавать. Например, при решении задач на движение по воде столкнулась с тем, что многие дети не понимают условия задач. Как оказалось, они не знали, что такое плот.

Проведя на уроке объяснение нового материала, выполнив упражнения на закрепление, прошу учащихся прочитать текст, выделить в нём главные мысли и найти то, о чём не говорилось на уроке. Например, при знакомстве с таблицей простых чисел, ответ на вопрос, почему в этой таблице числа выделены разным цветом, я предлагаю найти самостоятельно.

Важным способом записи прочитанного является конспектирование. Под конспектированием на уроках математики понимают перевод обычной записи (на естественном русском языке) в математическую запись (на формальном языке).

С первых уроков математики в 5 классе мы использовали понятия «сумма», «разность», «произведение», «частное». Записывали на формальном языке сначала простые числовые выражения, затем усложняя.

Например, запись на математическом языке выражения «Частное суммы 72 и 28 и разности 23 и 18» у моих учеников не вызывает затруднения.

Ещё одним необходимым способом обработки информации из книги является составление плана прочитанного. Удачно составленный план говорит о конечном итоге, об умении анализировать текст, о степени усвоения содержания.

Также важным способом обработки информации из текста является составление тезисов.

Тезисы – это основные положения текста, которые доказывают, объясняют, поясняют материал в тексте. Если в плане в определённой последовательности даются только названия основных объектов, то при составлении тезисов в той же самой последовательности даётся само содержание этих объектов.

Можно сравнить план и тезисы на примере одного и того же текста из учебника математики для 5 класса «Угол».

План

  1. Понятие угла.

  2. Равные углы.

  3. Развёрнутый угол.

  4. Прямой угол.

Тезисы

  1. Углом называют фигуру, образованную двумя лучами, выходящими из одной точки. Лучи, образующие угол, называют сторонами угла, а точку, из которой они выходят – вершиной угла.

  2. Если один угол можно наложить на другой так, что они совпадут, то эти углы равны.

  3. Два дополнительных друг другу луча образуют развёрнутый угол. Стороны этого угла вместе образуют прямую линию, на которой лежит вершина развёрнутого угла.

  4. Прямым углом называют половину развёрнутого угла.

3 этап – Работа после чтения.

После чтения ученики должны обязательно высказать своё отношение и свои мысли о прочитанном, привести свои примеры. Важно, чтобы ученики смогли сопоставить прочитанное с тем, что уже знали.

Текст учебника математики отличается от других учебников ещё и тем, что он насыщен формулировками.

В качестве инструмента для синтезирования сложной информации, учащимся можно предложить синквейн , диаманту.

Синквейн – концентрация знаний, ассоциаций, чувств; сужение оценки явлений и событий, выражение своей позиции, взгляда на событие, предмет.

Составление синквейна требует от учащихся умения находить в учебном материале наиболее существенные элементы, делать заключение и выражать всё это в кратких выражениях.

Алгоритм написания синквейна

Первая строка

Тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно существительным

Вторая строка

Описание темы в двух словах, как правило, прилагательными

Третья строка

Описание действия в рамках данной темы тремя словами, обычно глаголами

Четвёртая строка

Фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к данной теме

Пятая строка

Одно слово, синоним к первому, эмоциональное, образное, философское обобщение, повторяющее суть темы



Вот такие синквейны написали мои ученики.



Угол.

Острый, тупой.

Измеряем, сравниваем, строим.

Что за впечатление производит?

Фигура!

Параллелепипед.

Прямоугольный, объёмный.

Измеряем, вычисляем, изображаем.

Где можем встретить его?

Дом.

Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.

Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.









Алгоритм написания диаманты



Первая строка, седьмая строка

Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия

Вторая строка,

Описание темы в двух словах, как правило прилагательными

Третья строка

Описание действия тремя глаголами или деепричастиями

Четвёртая строка

Состоит из четырёх слов, причём два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее диаманту

Пятая строка

Зеркальное отражение третьей строки

Шестая строка

Зеркальное отражение второй строки



Диаманты – результат коллективного творчества учеников 6 «а » класса.

Дробь.

Обыкновенная, десятичная.

Часть выражающая, разделяющая, процент определяющая

Результат деления на доли целого числа.

Обозначающее, целостность определяющее, единство выражающее.

Неделимое, круглое.

Целое число



Точка.

Поставленная, незримая

Начинающая, решающая, завершающая

Начало, итог, даль, необъятность.

Всеобъемлющая, неисчерпаемая, увеличивающаяся.

Недостижимая, великая.

Бесконечность.



Эффективность процесса обучения зависит от того, получилось ли правильно выбрать технологические приёмы, удачно скомбинировать их, вместить в рамки уже знакомых традиционных форм урока. Кроме того, при переходе с одного приёма на другой меняется режим работы мозга. А это очень важно для детей с клиповым мышлением, позволяет предупреждать утомляемость и приводит к развитию когнитивных способностей.

Использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с любой информацией, а не только с текстом. Важно научить ученика самостоятельно работать с книгой, выработать навыки осмысленного чтения и осознанного усвоения изложенного материала.

Реально на уроке на это уходит не так много, как кажется. Но, благодаря систематичности, результаты видны достаточно скоро.

В 2014-15 учебном году на базе ИМЦ проходила работа творческой группы педагогов, работающих в 5 классах.

В рамках этой работы была проведена проверка сформированности метапредметных результатов, таких как смысловое чтение и умение работать с текстом среди учащихся 5 классов. Проверочная работа была предложена по математике и истории.

Впервые работа проводилась 29 октября 2014 года среди учащихся пяти пятых классов, четыре из которых в начальной школе обучались по ФГОС.

Повторно работу провели 8 апреля 2015 года.

Результаты оказались следующими.

Класс

Уровни достижения (% учащихся)

Повышенный

Базовый

Пониженный

Недостаточный

29/10

8/04

29/10

8/04

29/10

8/04

29/10

8/04

5 «А»

20

43

72

57

-

-

8

-

5 «Б»

-

5

62

76

33

14

5

5

5 «В»

9

9

61

87

21

4

9

-

5 «Г»

12

18

65

75

8

7

15

-

5 «Д»

4

30

44

52

16

11

36

7

Класс 5 «Д» в начальной школе не работал по ФГОС.































Сравнительный анализ результатов выполнения метапредметной контрольной работы в 5 «А» классе







Сравнительный анализ результатов выполнения метапредметной контрольной работы в 5 «Б» классе



Сравнительный анализ результатов выполнения метапредметной контрольной работы в 5 «В» классе







Сравнительный анализ результатов выполнения метапредметной контрольной работы в 5 «Г» классе



Сравнительный анализ результатов выполнения метапредметной контрольной работы в 5 «Д» классе



Сводный анализ результатов выполнения метапредметной контрольной работы 29 октября 2014 года







Сводный анализ результатов выполнения метапредметной контрольной работы 8 апреля 2015 года



Сравнивая результаты выполнения работы по классам, считаю, что мне удалось подобрать приёмы работы с текстом на уроках математики.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!