СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Работа с текстом - одно из средств достижения метапредметных результатов в развитии универсальных учебных действий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Работа с текстом - одно из средств достижения метапредметных результатов

в развитии универсальных учебных действий»

Просмотр содержимого документа
««Работа с текстом - одно из средств достижения метапредметных результатов в развитии универсальных учебных действий»»











«Работа с текстом - одно из средств достижения метапредметных результатов

в развитии универсальных учебных действий»

























Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований.

Одно из требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования является овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, овладение младшими школьниками умениями осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Читательская компетентность, или грамотность чтения, которая предполагает способности человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей по праву считается фундаментом всего образования и необходима для успешного решения социальных, профессиональных, личностных проблем.

Подсистемы обучения взаимосвязаны, особенно на практическом уровне. Одним из связующих компонентов может выступать работа с текстом. Речевая (языковая) среда- это «речь, которую воспринимает человек (ребенок, взрослый) в естественных условиях: речь членов семьи, друзей, знакомых, язык радио, телевидения, язык читаемых книг и т.п. Качество воспринимаемой речи определяет развивающий потенциал речевой среды.

Методическим средством, которое служит основой создания на уроках не только обучающей, но и развивающей речевой среды является текст.

Каждый современный учитель понимает, что формирование традиционных знаний, умений, навыков недостаточно. Необходимостью стало подготовить человека, способного ориентироваться в этом обществе, отличающегося такими чертами, как гибкость, подвижность мышления, способность к диалогу, толерантность и коммуникабельность. В этом плане велика роль уроков чтения. Читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Общаясь на уроках с ребятами, я сделала вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Учителю необходимо осваивать новые технологии, изменять содержание уроков, чтобы в какой-то мере приобщить учеников к чтению. Необходимо использование перспективных педагогических технологий, одной из которых - является технология продуктивного чтения, способствующая обеспечению нового качества образования за счет сочетания ожидаемых результатов обучения, заложенных ФГОС: 

1.Коммуникативных – умение формулировать свои мысли, понимать собеседника.

2.Познавательных – приобретение умений находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее.

3.Личностных – умение формулировать оценочные суждения, анализируя текст.

4.Регулятивных – приобретение навыков работы по плану (алгоритму), а также навыков контроля, коррекции и оценки.

Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом:

I. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем представляют героев, предполагают тему, содержание.

Если дети читают текст дома работу в классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.

Затем предлагаю прочитать текст, проверить возникшие предположения.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.

По ходу чтения провожу словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

III. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

Рассказ о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребёнок сможет соотнести её с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

Сведения о биографии писателя, об истории создания произведения можно сообщить и до чтения, если это оправдано.

Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрациям. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. 

Возможны вопросы по иллюстрации: «Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?

Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим?» и т.д.

Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста.

Технология продуктивного чтения резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания.

Творчески раскрепощённые и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

Учащихся необходимо научить - понять идею произведения, замысел автора; почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения.

В своей работе использую различные виды работы с текстом: чтение всего текста; чтение, деление на части (составление плана); чтение по готовому плану, чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома; чтение с сокращением текста. Подготовка к сжатому пересказу; чтение цепочкой по предложению; чтение цепочкой по абзацу; чтение, нахождение отрывка к рисунку; чтение, ответы на вопросы; нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос; чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении. В работе я использую различные приемы для понимания текста: разные виды пересказа, анализ иллюстраций, дидактические игры, чтение по ролям, придумывание небольшого рассказа о герое.

Необходимо ориентировать урок на умение использовать новые знания в тесной связи со «старыми». Важно на уроке систематически и целенаправленно знакомить ребёнка с изобразительными возможностями языка.

Чтение как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека, должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. В итоге учащиеся должны научиться определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. выразительно читать и пересказывать текст; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Современная школа – это частица жизни, где ученик учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе. Перед учителем стоит огромная задача. Ему предстоит вместе с детьми пройти долгий и трудный путь в «завтра».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!