СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Работа с текстом по подготовке к ОГЭ»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Работа с текстом по подготовке к ОГЭ»»

МБОУ «Сутайская ООШ»

Открытый урок в 8-9 классе

Учитель: Хапхаранова С.Д

Тема урока: «Друзей много, а друга нет»

«Работа с текстом по подготовке к ОГЭ»

Цель урока:

образовательные: подготовка к выполнению тестовых заданий ГИА (типы

подчинительной связи в словосочетании; синтаксис простого и сложного предложения); тренировка навыков лингвистического анализа текста; повторение и обобщение сведений по орфографии и пунктуации; развитие умений находить средств художественной выразительности в тексте и определять их роль; формирование навыков правильного написания, произношения и употребления иностранных слов

развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений

воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся; воспитание гуманного отношения друг к другу, чувства дружбы и товарищества; привитие культуры речевого общения

Эпиграф

Без истинной дружбы жизнь - ничто.

Марк Туллий Цицерон

(106-43 до н. э)

 

Ход урока

I. Организационный момент

II. Слово учителя

III. Знакомство с материалом «к промежуточной аттестации»

Здравствуйте, ребята! Итак, мы с вами продолжаем нашу подготовку к ОГЭ.

Обратите внимание, на ваших партах лежат маленькие листочки, которые вы должны будете заполнить к концу урока. На них 4 фразы, (1)сегодня на уроке я повторил; 2)сегодня на уроке я повторил; 3) мне понравилось на уроке; 4) мне не понравилось на уроке).

Учитель: Ребята, прочитайте эпиграф нашего урока

Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Учитель: А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?

(Запись даты, темы урока в тетради) 

Итак, выполним орфографическую разминку (записи в тетрадях)

Длинный, государственный, песчаный, оловянный, ястребиный, картинный, овсяное, авиационный, деревянный, туманный

в) НА ДОСКЕ: Синтаксический разбор предложения: Определите вид сложного предложения:

Когда я называю по привычке

Моих друзей заветных имена,

Всегда на этой перекличке

Мне отвечает только тишина.   ( А. Ахматова)

Как вы понимаете смысл этих слов?

IV. Комплексная работа с текстом в рамках подготовки к выполнению тестовой части ОГЭ.

1. Слово учителя Люди всегда восхищались дружбой, ценили её, стремились к ней. Так что же такое настоящая дружба?

Как вы понимаете слово «дружба»? (ответы учащихся).

2. Лексическая работа

Подготовка к выполнению заданий ОГЭ

А теперь обратимся к толковому словарю.

Дружба–близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.(запишем)

Подберите антоним к этому слову (вражда), составьте по 1 предложению с каждым словом.

2. Работа с текстом Виктора Петровича Астафьева Выразительное чтение теста учителем.

Ну а теперь берем в руки пульты и выполняем задания по тексту.

1) В каком предложении содержится основная мысль?

1)1;2)8; 3)2; 4)3.

2. Определите стиль и тип речи текста?

1)научный стиль, описание

2)художественный стиль, рассуждение

3)публицистический стиль, повествование и рассуждение

4)художественный стиль, повествование

3. Укажите значение слова дисгармония (предложение № 8)?

1)несовпадение ,2) разобщение, 3) ссора, 4)разногласие

4. В какую лексическую группу входит слово дисгармония?

1)неологизм, 2) диалектизм,3) иноязычное слово,4)термин

5.Из предложения №1 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1)Растущие, 2)рассматриваю, 3)сделанную, 4)особенности

6.Из предложения 7 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».

1.обстоятельствах, 2) растущие, 3)рассматриваю,4)стараюсь

7. Из текста выпишите слова, в которых правописание Н/НН определяется правилом: «В суффиксах прилагательных -ОНН/ЕНН - пишется две буквы н».

1) родственных, драгоценная

2) бедственных, нагруженных

3)нагруженных, родственных

4)Родственных, бедственных

8. Замените словосочетание из предложения№ 1, построенное на основе подчинительной связи УПРАВЛЕНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание. (Неповторим на земле – земная неповторимость.)

1)земная неповторимость

2)неповторимость земли

3)земля неповторима

4)необычная земля

9.Из текста выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

1)ложь, 2)стыдно, 3)Нечестно, 4)особенности

10. Из предложения № 4 выпишите грамматическую основу.

1)выносят бойца 2)рискуя жизнью 3)выносят 4)Выносят друзья

Какие средства выразительности использует В.Астафьев? Подготовка к выполнению задания ОГЭ. Заполнить таблицу примерами

V. Итоги урока

Сегодня на уроке мы с вами повторяли изученные ранее сведения по русскому языку, готовились к выполнению тестовой части ОГЭ.

Какие важные разделы курса русского языка мы вспомнили? (ответы учащихся) (орфография, пунктуация, синтаксис)

Какое задание вызвало у вас особые затруднения?

Какая еще тема была поднята на сегодняшнем уроке? Что вы открыли для себя? (дружба)

VI. Рефлексия.

1.Сегодня на уроке я повторил….

2. Сегодня на уроке я узнал….

3.Мне понравилось на уроке….

4. Мне не понравилось на уроке………

VII. Дом. задание: написать сочинение-рассуждение (не менее 70 слов) «Есть ли у меня настоящие друзья?» Спасибо за урок




















































Приложение

Дружба.


1) Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, и я убеждён, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы - так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас.2) Следовательно, всё живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба - награда человеку, редкая и драгоценная. 3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах.

4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. 5) Есть ли у меня такие друзья? 6) Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь - любовью. 7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я рассматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтобы не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, непорядочность.8) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно он опрокинулся и затонул ... (В. Астафьев)
































1) В каком предложении содержится основная мысль?

1)1;2)8; 3)2; 4)3.

2. Определите стиль и тип речи текста?

1)научный стиль, описание

2)художественный стиль, рассуждение

3)публицистический стиль, повествование и рассуждение

4)художественный стиль, повествование

3. Укажите значение слова дисгармония (предложение № 8)?

1)несовпадение ,2) разобщение, 3) ссора, 4) разногласие

4. В какую лексическую группу входит слово дисгармония?

1)неологизм, 2) диалектизм,3) иноязычное слово,4)термин

5.Из предложения №1 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1)Растущие, 2)рассматриваю, 3)сделанную, 4)особенности

6.Из предложения 7 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С, если после неё следует буква, обозначающая глухой согласный».

1) обстоятельствах, 2)Рассматриваю, 3) растущее, 4)стараюсь

7. Из текста выпишите слова, в котором правописание Н/НН определяется правилом: «В суффиксах прилагательных -ОНН/ЕНН - пишется две буквы н».

1) родственных, драгоценная

2) бедственных, нагруженных

3)нагруженных, родственных

4)Родственных, бедственных

8. Замените словосочетание из предложения № 1, построенное на основе подчинительной связи УПРАВЛЕНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание. (Неповторим на земле)

1)земная неповторимость

2)неповторимость земли

3)земля неповторима

4)необычная земля

9.Из текста выпишите слово с непроизносимой согласной в корне.

1)ложь, 2)стыдно, 3)Нечестно, 4)особенности

10. Из предложения № 4 выпишите грамматическую основу.

1)выносят бойца 2)рискуя жизнью 3)выносят 4)Выносят друзья




Рефлексия.

1.Сегодня на уроке я повторил….

2. Сегодня на уроке я узнал….

3.Мне понравилось на уроке….

4. Мне не понравилось на уроке………
































































































































































































Поверочная работа «Связь слов в словосочетаниях»

1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях

а) согласование б) управление в) примыкание

1) нелегкая судьба 2) медный ковш 3) замереть от восхищения 4) очень обаятельный 5) свинцовыми тучами 6) мечты о будущем 7) стоять молча 8) шестой полк 9) сказать назло 10) любой из нас 11) прибыть вовремя 12) умение слушать 13) говорить улыбаясь 14) заслуга поколения 15) военное положение 16) побледнеть от волнения 17) пожелтевших листьев 18) по-детски наивно 19) сапоги из замши 20) краснея от смущения

2. Выпишите из предложения одно словосочетание со связью примыкание, одно словосочетание со связью управление, одно словосочетание со связью примыкание

По высокому небу быстро плыли пушистые облака.










Поверочная работа «Связь слов в словосочетаниях»

1. Определите вид подчинительной связи слов в словосочетаниях

а) согласование б) управление в) примыкание

1) нелегкая судьба 2) медный ковш 3) замереть от восхищения 4) очень обаятельный 5) свинцовыми тучами 6) мечты о будущем 7) стоять молча 8) шестой полк 9) сказать назло 10) любой из нас 11) прибыть вовремя 12) умение слушать 13) говорить улыбаясь 14) заслуга поколения 15) военное положение 16) побледнеть от волнения 17) пожелтевших листьев 18) по-детски наивно 19) сапоги из замши 20) краснея от смущения

2. Выпишите из предложения одно словосочетание со связью примыкание, одно словосочетание со связью управление, одно словосочетание со связью примыкание

По высокому небу быстро плыли пушистые облака.

















.





Текст – это связанное _______________ на определённую ________. В большинстве случаев текст состоит из нескольких ___________________ , связанных между собой по __________________________________-________ и посвящённых одной ___________ .

Основные признаки текста.

1. Единство _________ текста.

2. Наличие ______________ мысли текста.

3. Относительная ______________ текста.

4. Определённый _____________ предложений.

5. _____________________ связь предложений в тексте.



Текст – это связанное _______________ на определённую ________. В большинстве случаев текст состоит из нескольких ___________________ , связанных между собой по __________________________________-________ и посвящённых одной ___________ .

Основные признаки текста.

1. Единство _________ текста.

2. Наличие ______________ мысли текста.

3. Относительная ______________ текста.

4. Определённый _____________ предложений.

5. _____________________ связь предложений в тексте.




Текст – это связанное _______________ на определённую ________. В большинстве случаев текст состоит из нескольких ___________________ , связанных между собой по __________________________________-________ и посвящённых одной ___________ .

Основные признаки текста.

1. Единство _________ текста.

2. Наличие ______________ мысли текста.

3. Относительная ______________ текста.

4. Определённый _____________ предложений.

5. _____________________ связь предложений в тексте.




Текст – это связанное _______________ на определённую ________. В большинстве случаев текст состоит из нескольких ___________________ , связанных между собой по __________________________________-________ и посвящённых одной ___________ .

Основные признаки текста.

1. Единство _________ текста.

2. Наличие ______________ мысли текста.

3. Относительная ______________ текста.

4. Определённый _____________ предложений.

5. _____________________ связь предложений в тексте.



Какие же типы связи в словосочетании вам известны? Какие сочетания слов не являются словосочетанием? (грамм.основа,однородн. члены, служ.части плюс сам.части)















































Карточка № 1


Карточка № 1

Вставьте пропущенные буквы.

Дли…ый

государстве…ый

песча…ый

оловя…ый

ястреби…ый

карти…ый

торжестве…ый

овся…ое

авиацио…ый

це…ый

деревя…ый

глиня…ый

мужестве…ый

стари…ый

тума…ый







Карточка № 1

Вставьте пропущенные буквы.

Дли…ый

государстве…ый

песча…ый

оловя…ый

ястреби…ый

карти…ый

торжестве…ый

овся…ое

авиацио…ый

це…ый

деревя…ый

глиня…ый

мужестве…ый

стари…ый

тума…ый

























Рефлексия.

1.Сегодня на уроке я повторил….


2. Сегодня на уроке я узнал….


3.Мне понравилось на уроке….


4. Мне не понравилось на уроке………





Рефлексия.

1.Сегодня на уроке я повторил….


2. Сегодня на уроке я узнал….


3.Мне понравилось на уроке….


4. Мне не понравилось на уроке………






Рефлексия.

1.Сегодня на уроке я повторил….


2. Сегодня на уроке я узнал….


3.Мне понравилось на уроке….


4. Мне не понравилось на уроке………




Рефлексия.

1.Сегодня на уроке я повторил….


2. Сегодня на уроке я узнал….


3.Мне понравилось на уроке….


4. Мне не понравилось на уроке………






Рефлексия.

1.Сегодня на уроке я повторил….


2. Сегодня на уроке я узнал….


3.Мне понравилось на уроке….


4. Мне не понравилось на уроке………