Работа с текстом при подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка в 11 классе.
Учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ с. Ленинское
Чадранцева Т. В.
Цель занятий по русскому языку в 11 классе — углубить, обобщить знания, подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ.
Глубоко убеждена, что начинать надо с 10 класса, где на новом уровне рассматриваются темы, которые изучались в 8 — 9 классах.
На каждом уроке как в 10, так и в 11 классе необходимо комплексно повторять изученное.
Акцент надо делать на повторение морфологических, синтаксических, лексических норм.
Большим подспорьем в работе для меня является наличие текста. Это является актуальным в этом учебном году, когда был изменен характер задания 1: добавлен еще один текст.
В ходе работы с текстом решаются следующие задачи:
1) возможность отличить разряды частей речи;
2) различать виды простых предложений;
3) умение видеть отличие стилей, типов речи;
4) учиться определять средства связи между предложениями.
А ведь как важно развивать умение видеть проблемы текста (часть С), а среди них определять главную.
И в любом тексте можно найти благодатный материал для повторения тем по орфографии и пунктуации.
Важно, чтобы тексты имели также воспитательное значение.
Приведу пример такой работы.
На уроке русского языка предлагаю текст С. Залыгина о развитии культуры. Можно придумать задания к тексту (он распечатан как раздаточный материал ученикам).
Например
Определите стиль и тип речи текста.
1) разговорный стиль; описание
2) публицистический стиль; рассуждение
3) публицистический стиль; повествование
4) художественный стиль; повествование и рассуждение
В измененных материалах КИМов (задание 1 ЕГЭ) даются задания для углубленной работы с текстом, например: 1) в предложении 1 — 3 используются отглагольные существительные или 2) в СПП предложения 3 — однородное подчинение придаточных и т. п.
Ответы на задания при работе с текстом должны быть не только утвердительными, но отрицательными. Выпускники должны или согласиться с представленными вопросами или опровергнуть их.
Для этого надо при разборе сочетаний акцентировать внимание на видах сочетаний. А в теме «Морфология» обучающиеся должны знать разряды прилагательных, существительных, местоимений.
Поэтому еще в 10 классе при повторении темы «Морфология» учитель должен дать этот материал ученикам.
Я привела только немного примеров работы с текстом при подготовке к ЕГЭ.
Здесь важно, чтобы ученики могли проводить анализ текста. Пусть это будут небольшие фрагменты.
Я рекомендую учащимся составить задания к фрагменту текста по определению выразительных средств языка. Это тоже закрепляет умение выпускников работать с текстом.
В данной статье я показала только некоторые варианты работы с текстом. Убеждена, что любой учитель русского языка, который ведет уроки в 11 классе, может придумать другие варианты использования текста в работе.
Но главное — не забывать о том, что текст является основой работы по подготовке к ЕГЭ.