СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом. В.А. Осеева «Плохо».

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.Формировать умение определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературным персонажам.

2.Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

3.Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой и индивидуальной работе, сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению, любовь к родному языку.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом. В.А. Осеева «Плохо».»

Технологическая карта урока


Класс: 1 «А»

УМК "Школа России"

Учебный предмет: литературное чтение

Тема урока: Работа с текстом. В.А. Осеева «Плохо».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:

Задачи:

1.Формировать умение определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературным персонажам.

2.Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

3.Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой и индивидуальной работе, сдержанность, умение выслушать товарища, интерес к учению, любовь к родному языку.

Задачи:


Оборудование: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация, наглядность для рефлексии, карточки со словами.





















п/п

Название этапа урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся.


Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

I.

Орг. момент.



Включить детей в деятельность на личностно-значимом уровне за счёт мотивационного настроя и выполнения упражнений.

Фронтальная работа





















Приветствие учащихся.

Проверка учителем готовности класса к уроку, организация внимания.

Приветствие “Здравствуйте!”

 Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

У вас все готово?

Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

Подготовка к работе.


Настрой на доброжелательное сотрудничество.


Регулятивные:

прогнозирование своей деятельности

Личностные:

умение выделять нравственный аспект поведения.

II

Определение темы.


Выделять существенную информацию из слов учителя, анализ проблемной ситуации.




Фронтальная работа (беседа).


  1. Речевая разминка:

Коль готовы, не зевайте

За мной чистоговорку повторяйте:

Шо – шо – шо – с другом очень хорошо,

Ши – ши – ши – с ним играю от души,

Шу – шу – шу – ему я хвостик расчешу,

Ша – ша – ша – стала шерстка хороша,

Ше – ше –ше – зря не лает он уже.

Что это за друг такой?

(ответ: собака)

- А теперь прочитайте слова, которые вы видите на доске.

(Маленький Пушистый Усатый Беззащитный)

- Как вы думаете, кого можно описать с помощью этих слов?

- А с вами живут в дома котята? Опишите, какие они?

- Над каким разделом мы сейчас работаем?

- А кто это «наши меньшие братья»?

- Как вы думаете, о каких животных мы будем читать сегодня на уроке?

- Интересно ли вам узнать, что с ним произошло?

- Итак, какова тема нашего урока?

- Откройте учебник на стр. 60 и прочитайте название и автора автор произведения?





Повторяют за учителем













высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями









Дети формулируют цели и задачи урока, определив границы знания и незнания.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог,

уметь формулировать гипотезу.

Слушают учителя, принимают участие
в диалоге

с учителем.




демонстрируют готовность к уроку.









Учитель создаёт проблемную ситуацию - определить тему урока и алгоритм действия.

III

Постановка учебной задачи.

Ознакомление с жизнью и творчеством писателя.



Фронтальная работа

Валентина Александровна Осеева (1902 – 1969) (слайд)

Осеева Валентина Александровна в юные годы мечтала стать актрисой, но позже поняла, что ее настоящее призвание - воспитывать детей. Шестнадцать лет она работала воспитательницей в детских учреждениях. На досуге Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Мама Валентины Осеевой рассказывала, что когда Валя была маленькой, она любила читать короткие рассказы без помощи взрослых. Однажды мама у неё спросила: "Понравился тебе рассказ?" Маленькая Валя ответила, что не знает, об этом она не думала. Тогда мама огорчилась: “Мало уметь читать, надо уметь думать”.

- Так чем нам предстоит заниматься на уроке?



Слушают учителя






















Дети высказывают свои предположения

Познавательные: выделение существенной информации из слов учителя.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог,

умение формулировать гипотезу.

Регулятивные:

развитие регуляции учебной деятельности.







Личностные:

мотивация к изучению нового учебного материала.

IV

Подготовка к первичному восприятию литературного произведения


Работа с иллюстрацией

Отработка чтения новых слов

Фронтальная работа

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике

-Как вы думаете, о чем будет текст?

-Где происходит действие?

-Приходилось ли вам когда-либо защищать животных, расскажите об этом?

- Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:

я-рост-но – яростно ярость – сильный гнев

при-па-да-я – припадая

на пе-ред-ни-е – на передние

при-жав-шись – прижавшись

взъе-ро-шен-ный – взъерошенный

рас-кры-вал – раскрывал

не-по-да-лё-ку – неподалёку

по-спеш-но – поспешно

у-ди-ви-лись – удивились

представление информации для решения учебных и практических задач.


Регулятивные: ориентируются в учебнике.

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

V

Проверка первичного восприятия текста

Понимание текста на уровне содержания и смысла.

















Осуществление поискового чтения.

Чтение произведения «по цепочке»


Фронтальная работа















Выборочное чтение

- Произведение какого жанра вы прочитали? (рассказ)

- Как вы можете доказать свое мнение? (нет рифмы, нет волшебства)

- На кого лаяла собака?

- Почему она яростно лаяла?

- Найдите и прочитайте предложение о внешнем виде котенка.

- Кто за ним наблюдал?

- Как вы думаете, а чего они ждали?

- Кто еще заметил происходящее?

- Как женщина выбежала?

- Как вы понимаете значение этого слова?

- Подберите близкое по значению слово?

- Почему она так спешила? (хотела быстрее помощь котенку)

- Что она сказала мальчикам? Прочитайте.

- С какой интонацией должны звучать слова женщины?

- Почему мальчики удивились?

- Из-за чего женщина рассердилась на мальчиков?

- Нравятся ли вам герои этого рассказа? Почему?

- Осуждаете ли вы ребят?

- Чем можно объясните поведение ребят: нерешительностью, равнодушием, испугом, любопытством, плохим воспитанием?

Дети читают и слушают рассказ.



Отвечают на вопросы учителя


















Познавательные: умение слушать в соответствие с целевой установкой.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог.

Слушание учителя и ответы на поставленные вопросы.

Регулятивные:

развитие регуляции учебной деятельности, саморегуляция.

VI

Динамическая пауза.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Коллективная

Мы читали и устали,

Дружно все и тихо встали.

Ручками похлопали: 1,2,3!

Ножками потопали: 1,2,3!

И ещё потопали

И дружней похлопали.

Сели, встали, снова сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнём

И опять читать начнём.

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.


VII

Этап вторичного восприятия и анализа текста


Осуществление поискового чтения.


Чтение произведения по ролям

Фронтальная работа

- Будем читать и анализировать рассказ.

-Прочитайте снова слова о котенке.

-Найдите слова из текста, которые помогают лучше представить маленького котенка? Прочитайте эти словосочетания.

-Какой интонацией передать отношение автора к котенку?

-С какой интонацией звучат слова мальчиков?

-Как прочитать слова женщины?

Выразительное чтение по ролям.



Находят подтверждение в тексте, зачитывают.









Выразительно читают рассказ по ролям

Познавательные: поиск и выделение информации, умение строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

понимание на слух ответов обучающихся,

Регулятивные:

уточнение и дополнение высказываний обучающихся

VIII

Работа над составлением плана

Работа с произведением (выделение законченных смысловых частей, пересказ рассказа по плану).


Групповая работа


-Ребята, у меня есть план этого рассказа, прочитайте его.

1.Вот это и плохо!

2.Собака яростно лаяла.

3.Как вам не стыдно!

4.Мальчики стояли и ждали.

-Что интересного вы заметили? (нарушен порядок изложения)

-Восстановите план.

-Давайте попробуем пересказать рассказ.

Коммуникатив-

ные:

слушают и понимают речь других, договариваются



Восстанавливают план, пересказывают

Познавательные:

ориентируются в своей системе знаний, осуществляют анализ объектов.

Регулятивные:

оценивают правильность выполнения действий, высказывают свои предположения.

IX

Включение
в систему знаний
и повторение изученного

Применение знаний и умений в новой ситуации.


Игры Деда Буквоеда.

Игра «Девять котов».











Игра «Собери пословицу»


Групповая работа


















Работа в паре



Этот «кот» из фланели сшит. (Кофта.)

Этот «кот» на Луну спешит. (Космонавт.)

Этот «кот» из подземных мест. (Крот.)

Этот «кот» хворостинки ест. (Костёр.)

Этот «кот» на руках идёт. (Акробат.)


Собрать пословицу «Жизнь дана на добрые дела»

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Регулятивные: принимают учебную задачу

Коммуникатив-ные:

умение слушать и вступать в диалог.


Отгадывают слова, работая в группе.









Составляют пословицу из слов и объясняют её смысл.

Учитель наблюдает за работой группы, консультирует

X

Подведение итогов.

Соотнесение цели урока и его результатов.


Беседа

- С каким произведением познакомились на уроке?

- Чтобы вы спросили у мальчиков?

- Какой совет вы бы дали мальчикам?

- Как вы думаете, мальчиков будет мучить совесть после слов женщины?

- Будут ли еще мальчики когда-нибудь оставлять наших меньших братьев в беде?

- Как поступили бы вы на месте этих мальчиков?

- Какие выводы вы сделали для себя?

А я хотела бы добавить:

В. Осеева не знакомит читателей с предысторией событий. Для нее не важно, чей котенок, как он оказался рядом с разъяренной собакой. Рассказ начинается с описания событий: «Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет». Герои рассказа не виноваты в создавшейся ситуации, они лишь случайные свидетели. Но свидетели равнодушные. Своим рассказом В. Осеева убеждает читателей – не совершать зла мало, надо творить добро. Я верю, что вы не будете совершать плохие поступки, а всегда будете творить добро.

Отвечают на вопросы, обобщая сказанное ранее на уроке.


Познавательные: умение обобщать и делать выводы.

Коммуникативные:

умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные: коррекция, оценка, саморегуляция.


XI

Оценка образовательного результата.


Осуществление оценки и самооценки

(контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности)

Фронтальная работа

Ребята, у вас на партах нарисованные человечки – это вы, возьмите их.

Перед вами «Лесенка успеха».

Если вы были активны на уроке и вам всё понравилось, то поместите человечка на верхнюю ступеньку.

Если были небольшие проблемы – на среднюю.

А если вам нужна помощь – на нижнюю.




Оценивают работу, высказывают своё мнение


Учитель оценивает работу учащихся не только с позиции предметных знаний, но его и эмоционального состояния.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!