«Работа с текстом в таблицах»
Захарова Лариса Ивановна
Учитель математики МАОУ Школа № 41 г.Уфа
Функциональная грамотность –
это способность человека использовать
приобретаемые в течение жизни знания
для решения широкого диапазона
жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения
и социальных отношений.
Функциональная грамотность—
это умение применять в жизни знания
и навыки, полученные в школе.
Задачи:
#научить детей распознавать, читать и
извлекать информацию из таблицы,
#применять данные таблицы,
#представлять таблицу и её данные в
понятной форме,
#использовать таблицы для иллюстрации,
аргументации.
1.Ниже приведены данные за три года о количестве дождливых дней в июне-октябре в Старом Осколе. Используя эти данные, ответь на вопрос.
Сколько дождливых дней было в Старом Осколе в сентябре 2014 года?
Месяц
2013 год
Июнь
11
Июль
2014 год
2015 год
6
Август
8
9
8
Сентябрь
3
8
13
5
Октябрь
7
0
4
3
1
5
2. В таблице приведены данные о численности населения трёх областей России в разные годы (в тыс. человек). Используя эти данные, ответьте на вопрос.
В каком году численность населения в Астраханской области была наибольшей?
В ответе укажите число — год.
Область
Численность населения
1970 г.
Астраханская
1400
Мурманская
1979 г.
800
1990 г.
1467
Калининградская
730
1575
965
2000 г.
1191
2010 г.
807
1390
881
941
1230
795
959
940
3. В таблице приведены данные о количестве девочек
и мальчиков в пяти четвёртых классах школы.
Используя эти данные, ответьте на вопрос.
В каком классе наибольшая разница между числом
мальчиков и девочек?
Количество школьников
Мальчики
4 «А»
13
Девочки
4 «Б»
4 «В»
10
15
4 «Г»
15
14
16
14
4 «Д»
12
17
9
4 . В магазинах города продается колбаса «Докторская»
в различных упаковках и по различной цене.
Используя данные таблицы, найдите наибольшую
цену за килограмм «Докторской» колбасы.
5. В таблице представлены цены (в рублях) на некоторые
товары в трёх магазинах:
Аня хочет купить 0,4 кг орехов, 5 плиток шоколада и
1,5 кг зефира.
В каком магазине стоимость такой покупки
будет наименьшей, если в «Камее» проходит акция:
скидка 20% на орехи и зефир, а в «Машеньке» скидка 10%
на все продукты?
Магазин
«Машенька»
Орехи (за кг.)
«Лидия»
600
Шоколад (за плитку)
«Камея»
585
45
Зефир (за кг.)
660
65
144
53
116
225
6.В нескольких эстафетах, которые проводились в школе,
команды показали следующие результаты:
За каждую эстафету команда получает количество баллов,
равное занятому в этой эстафете месту, затем баллы
по всем эстафетам суммируются.
Какое итоговое место заняла команда «Чемпионы»,
если победителем считается команда, набравшая
наименьшее количество очков?
Команда
I эстафета, мин.
«Непобедимые»
II эстафета, мин.
3,0
«Прорыв»
4,6
III эстафета, мин.
«Чемпионы»
5,6
3,6
IV эстафета, мин.
2,8
4,6
«Тайфун»
4,0
6,8
2,6
3,9
6,5
5,3
2,3
2,0
5,0
5,1
7. Петров выезжает из Москвы в Санкт-Петербург
на деловую встречу, которая назначена на 9:30.
В таблице дано расписание ночных поездов
Москва — Санкт-Петербург. Путь от вокзала до места
встречи занимает полчаса. Укажите номер самого
позднего (по времени отправления) из московских
поездов, которые подходят бизнесмену Петрову.
В ответе укажите номер правильного варианта.
1) 038А 2) 020У 3) 016А 4) 116С
Номер поезда
038А
Отправление из Москвы
020У
00:43
Прибытие в Санкт-Петербург
016А
08:45
00:53
116С
01:00
09:02
08:38
01:00
09:06
8.Медиками установлено, что для нормального развития ребенок, которому Т лет (Т меньше 18), должен спать в сутки t часов, где t определяется по формуле t =17- T/2
Сколько времени должен спать в сутки ребенок в возрасте
1 года, 2 лет, 4 лет, 7 лет? Заполни таблицу.
Построй линейную диаграмму, показывающую изменения
продолжительности сна с 8 до 18 лет.
Сравните рекомендации медиков со своим режимом дня.
9.Старт кроссу даётся ровно в 10:30. Ниже в таблице указано время старта команд мальчиков и девочек первого, второго и третьего классов.
Девочки и мальчики остальных классов стартуют в таком же порядке.
Класс
Время старта девочек
1
Время старта мальчиков
10:30
2
3
10:35
10:40
10:45
10:50
10:55
В какое время стартуют девочки пятого класса и мальчики
шестого класса?
Ответы впишите в соответствующие ячейки таблицы.
Класс
5
Время старта девочек
Время старта мальчиков
6
10.Петя работает над проектом посадки саженца банана и его развитием с течением времени. Он прочитал, что банан растёт очень быстро: за один год количество побегов на стволе банана увеличивается втрое, и решил спрогнозировать дальнейшее развитие побега. Для этого он начал заполнять таблицу.
Продолжите заполнение таблицы – впишите четыре числа. Сколько всего побегов будет на банане через 5 лет после посадки, если саженец приживётся?
Количество лет
Количество побегов за год
1 (первый год)
Общее количество побегов
1
2
3
1
3
4
9
4
13
5
11.Первый электробус маршрута вышел в рейс в воскресенье в 5:45, второй – в 6:00. Далее по расписанию в течение всего дня электробусы выходили в рейс с таким же интервалом.
Запишите в таблице время выхода некоторых рейсов электробуса в этот день.
Рейс
Время отправления
Второй
Третий
6:00
Седьмой
Тринадцатый
12. Семья Петровых планирует открыть дебетовую карту . Банк N предлагает при открытии дебетовой карты следующие условия:
– ежемесячное начисление 2 % на остаток по счёту; расчётная дата начисления процентов – последняя дата каждого месяца;
– кешбэк 5 % за покупки промышленных товаров
Далее семья планирует ежемесячно:
– пополнять карту в начале месяца на сумму 30 тыс. руб.;
– осуществлять расходы на продукты и ком. услуги на сумму не более 20 тыс. руб.,
– осуществлять расходы на промышленные товары на сумму не более 5 тыс. руб. без учета кешбэка. Отметьте «Верно» или «Неверно» для каждого утверждения.
Утверждение
Семья Ивановых планирует пополнить карту за год использования на 360000 рублей
Верно
Неверно
Семья Ивановых планирует потратить за год, не выходя за рамки планируемых расходов, не более 300000 рублей.
Каждый месяц Ивановым на остаток по счёту поступают одинаковые начисления в рублях
За покупки промышленных товаров в течение месяца на сумму в размере 5000 рублей кешбэк для Ивановых составит 2500 рублей
13. Два льва бежали с одинаковой скоростью.
Первый пробежал 100 метров, другой 160 метров.
Второй лев бежал на 3 секунды дольше.
Какое время был в пути каждый лев?
14. Составь и реши задачи:
https://multiurok.ru/index.php/files/sbornik-zadach-po-teme-rabota-s-tablitsami-i-diagr.html
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/
https://urok.1sept.ru/articles/415509
https://myslide.ru/presentation/reshenie-zadach-na-naxozhdenie-neizvestnogo-po-dvum-raznostyam