Работа с «трудными» учащимися.
(Из опыта моей работы)
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Анализ показывает, что в настоящий момент в нашей стране существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института, усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" детей, можно выделить следующие:
отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
незнание их интересов и потребностей;
неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
сверхзанятость родителей в сфере общественного производства;
потеря эмоциональных контактов с детьми.
Перевоспитание ребёнка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи.
Моя цель: оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей.
Задачи:
повышение психологической и правовой культуры родителей в сфере межличностных, семейных, родительских отношений;
содействие в преодолении конфликтных ситуаций в семье;
коррекция внутрисемейных отношений.
Принципы, применяемые в работе с семьей:
повышение престижа здоровой семьи;
повышение активной жизненной позиции;
коммуникативная культура (эмоциональная, информационная, логическая, речевая, духовная);
поддержка самореализации семьи;
социальное партнерство всех служб;
профилактика проблем.
В начале года составляю план работы
Мероприятия | Срок |
Составление социального паспорта класса | Сентябрь |
Выявление неблагополучных семей класса | В течение учебного года |
Обследование жилищных условий детей из неблагополучных семей | В течение учебного года |
Вовлечение учащихся из неблагополучных семей в работу кружков и секций | Сентябрь-Октябрь |
Наблюдение за детьми из неблагополучных семей | В течение учебного года |
Рейды по неблагополучным семьям класса | В течение учебного года |
Составление актов посещения неблагополучных семей класса | В течение учебного года |
Систематическая индивидуальная работа с родителями и детьми из неблагополучных семей | В течение учебного года |
Индивидуальные профилактические беседы с родителями | В течение учебного года |
Разработка и распространение памяток для родителей по воспитанию детей | В течение учебного года |
Организация летнего отдыха детей из неблагополучных семей | Июнь |
При работе с «трудным» ребёнком завожу дневник наблюдений; ежедневно слежу за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми учениками; совместно с учителями-предметниками постоянно держу на контроле вопрос успеваемости; строго слежу за выставлением оценок в дневник; ежемесячно проверяю занятость в кружках; при необходимости приглашаю вместе с соцпедагогом на Совет профилактики ученика и родителей; не подчеркиваю проступки, воспитываю на положительных примерах; не использую нравоучений. В перевоспитании решающим является личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка; вовлекаю в трудовую деятельность, серьезные дела, исполнение общественных поручений; поддерживаю тесную связь с ПДН.
То есть, после такой работы, тесного сотрудничества с психологом, социальным педагогом, администрацией школы, родительским комитетом и т. д. у родителей (95%-100%) сформировывается мотивация на самостоятельное и эффективное решение возникающих проблем в семье. Ко всему они знают, что всегда к ним на помощь в первую очередь придёт классный руководитель. В работе с трудными детьми, их родителями я привлекаю Центр помощи семье и детям, учреждения дополнительного образования и др.
Основным этапом воспитательной стратегии является рефлексия классным руководителем своего отношения к «трудному» ребенку. В течение жизни у нас вырабатываются определенные стереотипы отношений к «трудным» детям, набор типичных для нас реакций на то или иное негативное поведение школьника. Чаще всего, сталкиваясь с проблемным поведением детей, мы испытываем достаточно разрушительные чувства: негодование, обиду, отчаяние, тревогу, страх, огорчение, которые парализуют творческий подход к выбору нестандартных стратегий нашего поведения. Такие эмоциональные реакции на негативное поведение детей являются естественными и нормальными для педагогов и вряд ли демонстрируемое школьниками поведение, должно вызывать бурю восторга. Очень важно осознавать свои чувства и не позволять им оставлять нас в плену инерции стереотипов. Умение педагога увидеть себя глазами ребенка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к нам - вот шаги, позволяющие принять «трудного» школьника таким, какой он есть. Это важный этап эмоционального наполнения, «очеловечивания» воспитательной стратегии к «трудному» школьнику.