СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с учащимися "Группы риска"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Слабые дети –это не уродливые,

а самые нежные цветы в безгранично разнообразном цветнике

человечества».

                               В.А.Сухомлинский.

Просмотр содержимого документа
«Работа с учащимися "Группы риска"»

РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ «ГРУППЫ

РИСКА» НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


Киржинова Мариет Схатбиевна

учитель русского языка и

литературы МБОУ СОШ № 5

Кошехабльского района, РА


«Слабые дети –это не уродливые,

а самые нежные цветы в безгранично разнообразном цветнике

человечества». В.А.Сухомлинский.

Что такое "слабый" и "сильный"? Почему "слабые" (двоечники) становятся выдающимися людьми,

показав гениальные способности в одной или нескольких областях знаний?

Почему часто наши «двоечники» получают призовые места в различных конкурсах и

соревнованиях? Значит, нормальные здоровые дети бывают не слабыми и сильными, а

просто разными.

Все учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать.

Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно,

чтобы с помощью одноклассников и учителей он добивался первых успехов и чтобы они

были замечены и отмечены, чтобы ребенок видел, что учитель рад его успехам или огорчён

его неудачами. Как этого добиться?

Я считаю, что главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать

каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении — единственный источник внутренних

сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении предмета.

Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое

самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает

радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное

задание, с которым он должен выступить перед классом.

Методы работы с детьми "группы риска":

- создаю благоприятную атмосферу на уроке; для меня важно начать урок с улыбки и

получить ее в ответ;

- обучение строю с учетом развитости индивидуальных способностей – это

дифференцированные тренировочные задания, практические работы, дифференцированные

контрольные работы, работа по выбору;

- никогда не ставлю слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требую быстрого

ответа на него; у ученика есть всегда время на обдумывание и подготовку;

-чаще всего ответы детей принимаю не в устной, а в письменной форме;


Разнообразие форм и методов работы с учащимися «группы риска» на уроках русского языка

- сложный материал разбиваю на отдельные куски и даю его постепенно, по мере

усвоения;

- слабых учеников не спрашиваю по новой теме сразу, даю возможность им

позаниматься дома;

-путём правильной тактики опросов и поощрении, а не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и

т. д.) пытаюсь формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в

возможности учиться. Это помогает ученикам в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи

экзаменов, написания контрольных работ и т. д.;

- осторожно оцениваю неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним

относится;

- в минимальной степени отвлекаю ученика, стараюсь не переключать его внимание и

создаю спокойную обстановку для учебной работы;

- для учёта знаний слабых учащихся школьный журнал не достаточен, поэтому веду

мониторинг, в котором по основным разделам (темам) учитываю теоретические знания и

практические навыки учащихся на день зачёта по этой теме. В дальнейшем с течением

времени отмечаю «+» и «-» – т.е. изменения, которые произошли . По этому учёту виден

«рост ученика» , прочность его знаний.

- ориентирую детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура,

мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности; Считаю, что самое главное в

школе - ребенок, его будущее, его душа, которую мне доверили, а я должна быть за нее в

ответе.

Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школьной действительности. В

арсенале школьного педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как

наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование

умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. В силу

особенностей учебной деятельности слабых школьников нужны учебные ситуации с

элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая

учебная нагрузка.

Работа со слабоуспевающими детьми представляет большие трудности, требует

времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат обычно целиком оправдывает

затраченное время и силы. И если учитель сумеет правильно поставить работу со

школьниками с первых дней их пребывания в школе, то не будет ни слабоуспевающих детей,

ни неудач, ни провалов в благородном деле обучения и воспитания. Чем больше опыт моей

работы, тем больше у меня терпения и меньше слабых учащихся.

Мы работаем с детьми, и наша главная задача состоит не только в передаче знаний, но

и в удовлетворении их интересов. Школа не должна быть местом пыток и скучных

монологов, как кажется большинству детей. Надо стараться, чтобы ребёнок приходил и

уходил радостным, удовлетворённым и ждал звонка не с урока, а на урок. Поэтому, я

считаю, что в преподавании любого урока нужно внедрять игровые технологии. Ведь

именно в игре ребёнок возвращается в свою сущность, в свой мир и полностью раскрывает

свои способности, при этом забывая чувства скованности, страха и нерешительности. За

годы работы я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Игра

помогает оживить урок, пробуждает интерес не только к изучаемым вопросам, но и к

русскому языку как учебному предмету. Она обеспечивает более высокую, по сравнению с

обычными формами урока, результативность. Особенно радует, что те ученики, которые

учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.

Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе – от

проверки домашнего задания до выполнения контрольной работы и обобщения. Планируя

свой урок, выбирать ту или иную игру необходимо исходя из общих целей и задач урока.

1.Фонетические и орфоэпические игры («Пригласи на обед», «В эфире - новости»,

«Конкурс дикторов и др.»)

2.Лексико-фразеологические игры («Собери фразеологизм», «Угадай-ка», «Собери

пословицу», «Переводчик», «Кто быстрее», «Найди пару» и др.)

3.Игры по морфемике и словообразованию («Сорняки», «Допиши сказку», «Собери

слова», «Ромашка», «Золушка» и др.)

Но при отборе материала необходимо ещё учитывать особенности каждого

учащегося. Как говорят, и слабые дети тоже бывают разными.

Неотъемлемой частью урока является, по моему мнению, проверка выполнения

домашнего задания. Выйти к доске и переписать упражнение, сделать разбор многим

кажется скучным занятием. Чтобы у детей не отпало желание самостоятельно выполнять

домашнее задание, я использую несколько приемов. При устном опросе - это

- опросная цепочка: такой способ рекомендуется применять для получения

развернутого и логически связного ответа. При этом один ученик начинает ответ, я жестом

прерываю его в любом месте и предлагаю продолжить мысль другому ученику. Такой вид

опроса можно проводить по рядам. Как же переживают дети, потому что здесь оценивается

работа всего ряда, а не одного ученика.

- часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно

бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей

личности. Если на уроке вызывать учащихся к доске по очереди (например — по колонкам),

независимо от их оценок, то они раскрываются у доски, не боятся отвечать, так как на

помощь всегда придет учитель или ученик — консультант.

- лист «защиты»: создается для неподготовленных учеников и находится всегда в

одном и том же месте. Ученик, который не готов к уроку, вписывает свою фамилию в

защитный лист и может быть уверен, что его сегодня не будут спрашивать. Моя задача –

держать ситуацию под контролем. Детям не хочется попадать постоянно в этот лист,

который могут увидеть и другие, и поэтому часто «не попадают» в этот лист.

Мы знаем, что дети плохо запоминают теоретический материал,

поэтому «скучный», «неинтересный» материал надо сделать ярким, запоминающимся,

преподнесенным в необычной форме.

Для создания успешности послужит применение на

уроках информационных технологии .

Использование ИКТ дает большие преимущества для наиболее полного раскрытия темы урока, развития интереса к обучению, создает благоприятные условия для формированияличности ребенка и отвечает запросам современного общества. Как говорится, нужно идти в ногу со временем. Особенно такие уроки помогают учащимся, для которых русский язык не родной, и учащимся «группы риска». Ситуация успеха заложена уже в самой системе, а значит, просыпается интерес, развивается творческий потенциал и рождается любовь к русскому слову. Использование презентации учебных материалов, самостоятельных работ учащихся тренажерами и обучающими программами, позволяют за короткое время объективно оценить знания учащихся.

Особенно часто в работе со слабыми детьми использую тесты . Тесты собраны по классам и по всем темам, поэтому не приходится долго искать нужное задание, и ребенок, самостоятельно решая тест, видит свой результат сразу. Есть подсказки, которыми может пользоваться ученик.

Чтобы научить формулировать собственное мнение учащихся группы «риска»,

использую на уроках интерактивный метод.

Особенно он себя оправдывает в групповой работе. Я думаю, что именно работа в

группах раскрывает личность слабого ребенка. И моя роль как учителя меняется. То есть я

даю консультации, направляю детей. Ребята начинают при этом работать самостоятельно.

Здесь в ход идут дополнительные источники информации: словари, книги, компьютерные

программы и Интернет. Общаясь друг с другом, дети находят совместные пути решения

проблем. При такой работе лидерство меняется постоянно.

В большинстве случаев такие уроки реально повышают эффективность обучения, но

превратить каждый урок в фейерверк чудес и развлечений чревато потерей ответственного

отношения к обучению вообще.

Наиболее результативной формой контроля знаний слабоуспевающих учащихся

являются зачеты в форме деловой игры в парах сменного состава. Зачеты такого вида

проводятся и по теории и по практической части, но обязательно должны быть творческие

задания и задания разного уровня. Каждый ученик получает зачет – ведь он трудился целый

урок.

Обычно сильные дети на уроках часто выступают в роли учителя (это так

называемые ролевые игры). А у меня чаще слабые дети получают здание на уроке или

домашнее задание: составить словарный диктант, а на уроке один из них диктует свои

слова остальным учащимся.

Целью своей педагогической деятельности считаю всестороннее способствование

благоприятной социализации личности ребёнка, его духовному становлению, развитию

творческого потенциала, направленного на совершенствование окружающего его мира и на

самосовершенствование.

Сдача экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ значительно отличается от прежней

итоговой аттестации: комплексного анализа текста, изложения с элементами сочинения или

просто сочинения. Желая добиться хорошего результата, ученик должен все свое внимание

акцентировать на такие виды работы, которые приближены к материалам ЕГЭ. Успеха

можно добиться, предусмотрев в своей работе четко 2 линии:

- знание теории по орфографии, пунктуации, грамматике, стилистике;

- умение работать с тестами.

Как добиться, чтобы все правила «уместились» в голове? Своей педагогической

находкой еще считаю папку ЕГЭ, которую мы начинаем с 5 класса и ведем до окончания

школы. Здесь мы храним все по разделам: таблицы по всем темам орфографии и пунктуации,

схемы, все исключения. Эта папка помогает повторить изученную тему быстро.

Механическая, зрительная память помогает даже слабым детям запоминать материал.

Как говорится, «чтобы решать тесты, их нужно просто решать». Они ориентированы на материалы ЕГЭ и используются для проверки знаний учащихся по изученному материалу. Я делю задания по блокам. Правила для каждого задания у меня распечатаны. После

объяснения я даю по этому заданию тест. Только после того, когда ребенок справляется с

одним заданием, он приступает к другому. Понимание одного задания может затянуться

надолго, но начинать второе, не поняв первое, не стоит…. Поэтому мы идем очень медленно.

Хотя детям очень тяжело, я все равно делаю акцент на задании С, так как оно гарантирует неплохую систему баллов. Учу их писать сочинение по шаблону. Здесь другого варианта нет. Понимаю, как возмущаются учителя, которые проверяют часть С, но по-другому порой невозможно набрать баллы. Есть много заданий, которые таким детям не объяснишь.

Конечно, очень важно хорошо учиться в школе. Но двоечник – это не диагноз. Порой

дети получают плохие оценки не из-за недостаточных способностей, а потому, что слишком

выделяются и не вписываются в школьные стандарты. Так что среди отстающих школьников

вполне могут встретиться настоящие таланты….

О результатах работы можно судить по прочитанным книгам, по родившимся

вопросам, по личным проблемам, с которыми обращаются дети, по искренности сочинений,

стихов, эссе, , по призовым местам в конкурсах школьных, республиканских, всероссийских, по заботе о нуждающихся во внимании. С моей точки зрения, это просто жизнь, чуть затронутая мной в них. Правда заключается в том, что результат работы с детьми есть результат работы над собой.

Труд этот огромен. Видимо, учитель всегда приходит к верному, правильному выводу:

главное в школе – ребёнок, его будущее, его душа, которую тебе доверяют, а ты уже не

можешь не быть за неё в ответе.

Наверное, нет лучшей награды для учителя, чем любовь учащихся. Я люблю свою

работу и получаю от нее удовольствие. Для меня очень важно начать урок с улыбки и

получить ее в ответ. Прекрасно понимаю, что не могу провести грань между работой и

личной жизнью. Наверное, это и есть мой путь, зовущий и ведущий к счастью

педагогического труда .