СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с учебником.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе рассказывается о работе с учебником на современном уроке. О необходимости такой работы.  

Просмотр содержимого документа
«Работа с учебником.»

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ульяновский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.






Кафедра истории и социально-политического образования







Выпускная квалификационная работа по теме:

«Работа с учебником как на уроках истории как один из эффективных методов обучения».








Выполнила

Слушатель группы И-3

Учитель истории и обществознания

МОУМалокандалинская СОШ

Старомайнского района.

Фокеева О.В.


Научный руководитель:

_________________________







Ульяновск 2012 год.



ОГЛАВЛЕНИЕ.

Введение. ________

Глава I. Школьный учебник как основа педагогической работы ________

1.1.Дидактически значимые характеристики

школьного учебника истории _________

1.2.Учебник как руководство для разработки

методики урока. _________

Глава II. Формы и методы работы с учебником. _________

2.1. Формы и методы работы с текстом учебника. _________

2.2. Формы и методы работы с факто логической

базой учебника. __________

2.3. Формы и методы работы с терминологическим

аппаратом учебника. _________

2.4. Практическая организация работы с учебником

на уроке истории. __________

Заключение. ___________

Литература. __________

Приложение. __________









Введение.

Современная школа находиться на нелёгком пути модернизации и совершенствования. Состояние общества. Состояние общества, те задачи, которые стоят перед системой образования, информационная революционная революция и изменения в общественном сознании кардинально влияют на содержание и процесса обучения.

Особенно сильно и масштабно эти процессы затронуло преподавание общественных дисциплин в школе. За последние годы курс истории и обществознания в школе подвергся фундаментальному пересмотру, как по содержанию, так и по организации и целям всего учебного процесса. Сегодняшнее историческое образование в школе – непрерывный поиск как новой концепции исторического образования, так и адекватных и эффективных для новых условий форм и методов обучения, причём в этой ситуации главное не потерять то хорошее, что было наработано в советской школе. Большое внимание, в последнее время, уделяется средствам обучения связанными с современными информационными технологиями. Однако не во всех образовательных учреждениях, в силу многих причин есть необходимые средства, и по этому главным орудием труда для учителя, так и учеников остаётся учебник.

На рынке учебной литературы сегодня представлено множество учебников истории, отражающих различные концепции, идеологические направления и принципы исторического образования. Поэтому необходимо определить какие дидактические характеристики делают учебник незаменимым орудием труда в повседневной работе учителя и ученика на уроке и вне его, какие формы и приёмы работы уместны, эффективны и целесообразны при работе с учебником, как одним из главных методических учебных пособий.

При этом необходимо учитывать то что учащиеся не испытывают особого интереса к работе с учебником. Поэтому необходимо научиться правильно, работать с учебником самому и научить этому учащихся, сделать эту работу разнообразной и интересной, развивать у учащихся на основе работы с учебником умения и навыки работы с источниками информации. Важно и то, что учитель должен методически верно и наиболее полно реализовать в ходе учебного процесса заложенный в учебнике информационный, развивающий и нравственный потенциал.

























  1. Школьный учебник, как основа педагогической работы.

  1. 1. Дидактические характеристики школьного учебника истории.


Учебник наиболее распространённый источник информации в образовательных учреждениях Эпоха информационных технологий внесла определённые коррективы в понимание роли учебника и других печатных носителей информации в процессе обучения, но не изменила этой роли с первостепенной на второстепенную.

Человечество в ходе своей истории создало немало источников знаний. Отличие учебников в том, что учебник основан на научных знаниях.

Также при создании учебника требуется обязательный учёт псих-возрастных особенностей учащихся, их общего развития.

Кроме этого важен язык изложения научных знаний.

Но для успешного процесса образования этого тоже не хватает. Так же важно раскрыть, донести эту информацию до ученика, помочь ему освоить её теоретически, на уровне знаний, и практически, на уровне умений и навыков, причём на оптимальном уровне обученности.

Кроме этого работа с учебником влияет на воспитание учащихся, так как вместе с учебным материалом усваивается и определённая мировоззренческая позиция, заложенная в учебнике его автором. Вопрос в том, насколько учитель сумеет раскрыть суть данной идеологической позиции, насколько сами ученики смогут оценить её и принять. Это и будет критерием эффективности достижения воспитательной цели обучения.

Кроме этого учебник содержит комплекс различных средств активизации учебной и познавательной деятельности учащихся – художественный тексы, первоисточники, иллюстрации, схемы, карты, таблицы, терминологические словари, графики и т.д. учебник также определяет круг вопросов и заданий, которые по мысли его создателя призваны помочь усвоить представленный в учебнике информационный материал. Учебник не изолированное средство, он является составной частью учебно-методического комплекса, куда, помимо учебника, входят рабочие тетради для учеников, атласы, пособия и примерное тематическое планирование для учителя, контрольно-измерительные материалы, видеодиски, компьютерные программы и пр. Таким образом, учебник будет являться главным базовым пособием, от содержания и идейного фона которого и будет строиться весь процесс обучения, средствами реализации которого будет выступать весь арсенал методических средств, имеющихся в методическом комплексе, либо дополнительно привлекаемых учителем в той или иной учебной ситуации.

Таким образом, образовательная цель на уроках истории будет заключаться в том, чтобы научить детей навыкам исторического мышления, умении увидеть за набором сведений, дат, персоналий и фактов, различные грани исторического процесса, раскрытии сути исторической концепции, заложенной авторами учебника на основании определённой шкалы ценностей.

Таким образом, дидактически значимыми характеристиками школьного учебника истории и обществознания можно считать:

  • Научный подход в изложении материалов, содержащихся в учебнике

  • Качество и доступность языка, которым написан учебник

  • Наличие и определённость идеологической концепции, шкалы ценностей, на основе которой даётся интерпретация исторических явлений и фактов;

  • Наличие и разнообразие средств активизации учебной и познавательной деятельности учащихся;

  • Наличие и разнообразие разно-уровневых по сложности заданий;

  • Концептуальность и преемственность представленного в учебнике материала.

  • Если данные характеристики присутствуют, то можно уверенно говорить о том, что работа с данным учебником окажется успешной во всех смыслах.

Хороший учебник значительно облегчает труд, как учителя, так и учащихся, с ним всегда удобно и интересно работать.


    1. Учебник как руководство для разработки методики урока.


Современный урок истории многогранное комплексное мероприятие, где достижение триединой цели по проблематике урока, строиться на современной и учащихся по нескольким направлениям. Во-первых, для успешной работы на уроке необходимо правильно и точно определить рабочие цели урока, направления учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках и тот комплекс средств, который учитель будет управлять и регулировать эту деятельность, а также конечные результаты данной деятельности. Во-вторых, следует выбрать методы и приёмы работы с материалом. В-третьих, необходимо, чтобы весь арсенал методических средств, предполагаемых на уроке для решения учебных задач соответствовали основному и обязательному пособию, с которым работает ученик – учебнику.

Чаще всего при разработке творческого замысла урока учитель пользуется несколькими источниками. Как отмечает М.В. Коротков:

« …одни учителя больше внимания уделяют историческим личностям, другие краеведческому материалу, третьи строят своё преподавание на базе социально-экономической истории и экономике, четвёртые в основу урока кладут изучение внутриполитической истории и жизни правителей, пятые предлагают изучать предмет с уклоном в историю церкви и религии, взаимоотношений их с государственной властью, шестые настаивают на изучении культуры, быта, нравов как первоосновы жизни общества».1.

В связи с этим Н.Г. Левинтов делает два важных вывода:

« …необходимость общего, обязательного для всех подходов, ядра исторического материала и использование учителем нескольких учебников, дополняющих друг друга».2. Совершенно очевидно, что ядром исторического материала является учебник, по которому работает учебный коллектив, всё остальное – дополнительная, переферентная информация.

Вторая проблема связана с тем, что каждый учитель в процессе преподавания неизбежно «развивает, дополняет и видоизменяет методику, заложенную в учебнике»3. . Это естественно и объяснимо, потому, что учебник определяет основу преподавания, но не учитывает конкретную учебную ситуацию. «Авторы учебника исходят из того, что должен знать ученик. Учитель же имеет возможность учитывать, что действительно знает и умеет ученик и реальную учебную ситуацию.»4.

Представленная в учебнике информация часто нуждается в определённом пересмотре, что неизбежно делает каждый учитель. Следует помнить, что любая критика учителем учебника, по которому ведётся преподавание, приведёт лишь к тому, что учащиеся потеряют интерес к этому учебнику.

Из этого следует, что учитель, особенно опытный и высококвалифици-рованный, волен творчески преобразовывать материал учебника, развивать его и дополнять за счёт собственного методического творчества и особенностей учебной ситуации. Однако представляется необходимым обязательный учёт учебника, его информационной базы, как основы программного материала, который может развиваться и дополняться за счёт дополнительного материала, предлагаемого учителем.



  1. Саплин Е.В. Как сделать эффективным урок истории.//Преподавание истории в школе. 2006г. - № 6 стр.63.

  2. Левинтов Н.Г. Методологический анализ учебной литературы по истории. – стр. 36

  3. Короткова М.В. Противоречивые проблемы современного преподавания истории: взгляд методиста. - стр. 15.

  4. Грицевский И.М., Грицевская С.Э. От учебника - к творческому замыслу урока. – стр. 36-37.


Глава II. Формы и методы с учебником истории.

2.1. Формы и методы работы с текстом учебника.


История, являясь учебной дисциплиной информационного типа, требует от учителя и учащихся особо тщательной работы с текстом. От этого напрямую зависит успешность процесса обучения и достижение заявленных дидактических и учебных целей. По этому, важнейшим направлением работы с учебником, как на уроке, так и вне его, является работа над текстом.

Ближайшая задача состоит в том, чтобы изучить учебный материал, данный в параграфе, наиболее полно и качественно, на всех уровнях познавательной деятельности. Концептуальная задача особую роль играет в старших классах: здесь главная цель - связать воедино все изученные единицы информации, чтобы получить представление об историческом процессе, данная задача решается в течении всего учебного года, тогда как первая задача решается на отдельно взятом уроке, или блоке уроков.

Для понимания общих принципов работы с текстом учебника истории, необходимо соблюдать четыре основных условия:

  1. Рассматривать все материалы параграфа как единое целое.

  2. Определять значение каждого компонента учебника в отдельности.

  3. Установить взаимосвязи с отдельными компонентами.

  4. Подводить положения учебника под положения более общего методического уровня.

Главная сложность изучения истории и обществознания состоит в том, что учащиеся должен научиться видеть не простой набор изолированных фактов, сведений и событий, а частное проявление общей тенденции развития, единый исторический процесс во всех его проявлениях. Чем старше класс, тем важнее решить эту проблему.

Для реализации обозначенных выше условий можно предложить приблизительную план-схему конкретного урока:


ПЛАН ПАРАГРАФА

«начало Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»


Учебник «История России XX век».

А.А.Данилов и Л.Г. Косулиной.

§31.,9 класс


Структура плана Концептуальный план

  1. накануне войны. 1. План «Барбаросса». Договор о

не нападение между Германией

И СССР от 1939 года.

Вопрос: Почему Сталин с недоверием относился к информации о

готовящемся нападение на СССР нападении?


  1. Нападение Германии 2. Ресурсы вторжения.

на СССР. Силы вторжения. Гитлеровская доктрина

«блицкрига». Задачи и цели

Германского командования в

1941 году. /план «Барбаросса»/


Вопрос: Почему нападение Германии на СССР оказалось внезапным

и хорошо подготовленным?


  1. Приграничные сражения 1941г. 3. Советская военная

Героическое сопротивление доктрина 30-х годов.

Красной Армии. Ситуация на

Советско-германском фронте приказ №270. Был ли возможен

Летом-осенью 1941 года. подобный приказ в демократи-

Массовый героизм советских ческом обществе?

воинов. /см. текст приказа/


Вопрос: В чём причины поражения Красной Армии лето-осенью

1941 года. Почему вина за ситуацию на фронте была

переложена на отдельных военачальников? И т.д.



Задания /предлагаются для классного и домашнего выполнения/

Итоговые вопросы /закрепление/

  1. Назовите дату начала войны, укажите силы вторжения и направления главных ударов германских войск в 1941г.

  2. Почему Германия нарушила советско-германский договор от 1939 года?

  3. Какие цели и задачи ставило перед собой германское командование в 1941 году?

  1. Приведите примеры героического сопротивления советских войск, места наиболее упорных приграничных сражений 1941 года?

  2. Почему советская военная доктрина, принятая в 30-е годы, в 1941 году оказалась не эффективной?

  3. Каковы причины и последствия военных поражений Красной Армии в 1941 году?

  1. Перечислите основные мероприятия, проведённые руководством страны в 1941 году для отпора врагу?

  2. Было ли Советское руководство готово к войне с Германией?

  3. Какова была реакция советского народа на нападение Германии? Проиллюстрируйте примерами. И т.д.

Данный пример плана является логической основой плана урока по теме «Начало Великой Отечественной войны» представленный план может применяться при разработке урока, основанного на методике дифференцированного обучения, где материал урока имеет несколько уровней раскрытия – от минимально допустимого до концептуального, -что отражено в итоговых вопросах:

  • Вопросы репродуктивного характера, направленные на усвоение фактов и сведений, изложенных в тексте параграфа – уровень «а»;

  • Концептуализирующие вопросы, направленные на установление логических связей с материалом, изученным прежде в курсе истории – уровень «б»;

  • Вопросы аналитического характера, направленные на обобщение частных данных в общее целевое – уровень «в»;

В зависимости от учебной ситуации учитель может использовать любые вопросы закрепляющего блока для классного или домашнего задания.

Работа с учебником при этом может включать в себя несколько форм:

  • Работа по делению единого текста на блоки согласно предложенного структурного плана;

  • Нахождение в тексте различных видов информации: фактологической, концептуализирующей, обобщающей, основной, дополнительной и т.д.

  • Собственно чтение с последующей выборкой соответствующих фрагментов текста;

  • Составление тезисного плана;

  • Конспектирование.

О конспектировании следует сказать особо. Признано, что конспектирование является одним из эффективных способов работы с текстом. Во-первых, конспектирование позволяет ученику лучше усвоить текст параграфа, полнее запомнить его информационное содержание. Во-вторых, ученик учиться работать с первоисточником, что особенно актуально в старших классах. И наконец, конспектирование помогает преодолеть весьма болезненную проблему разрыва устной и письменной речи, когда ученики не могут или затрудняются рассказывать то, что было ими написано раннее на уроке или дома. В идеале конспект учащегося должен включать в себя не только сведения из учебника, но и дополнительную информацию, подчерпнутую из внешкольных источников или – что очень важно, - из объяснения учителя. Такое конспектирование помогает смягчить разрыв между учебником и учительским объяснением, придать сухим фактам и сведениям учебника эмоциональную окраску.

Следует делать различие между работой по тексту учебника непосредственно на уроке и в рамках домашнего задания. И там и тут целесообразно брать текст не целиком, а частями, смысловыми фрагментами. Для учеников, весьма сложно за сжатый период времени прочитать и усвоить значительный массив текста, каким является полный параграф.

Поэтому целесообразнее предлагать учащимся работать по фрагментам, раскрывающим содержание конкретного вопроса или проблемы. Если параграф даётся для домашнего изучения, можно использовать следующие формы работы над текстом:

  • Иллюстрирование текста;

  • Составление хронологических таблиц и хронологических справочников, основанных на материале параграфа;

  • Домашнее задание в виде теста по параграфу. Поиск правильного варианта ответа мотивирует учащихся внимательнее читать текст домашнего параграфа.

Таким образом, формы работы над текстом учебника на уроке и дома несколько различаются, хотя и есть схожие подходы .Зависит это также и от формы урока, от степени обученности учащихся и других причин. Домашняя работа над текстом представляется более скрупулёзной и объёмной, так как дома ученик не ограничен временем для изучения параграфа, заданного в школе.

До сих пор важнейшим способом работы над текстом параграфа являлся пересказ. Несомненно, умения и навыки пересказа важны и необходимы учащимся. Однако представляется, что пересказ в рамках и на базе языка учебника – другим словами, просто воспроизведение текста учебника, - не может считаться оптимальным. Устный пересказ строится на совокупности сведений и фактов, подчерпнутых из учебника, учительского объяснения, дополнительных источников, логически выстроенных и структурированных. Эффективность такого пересказа для развития навыков устной речи учащихся неизмеримо выше.

Особое место занимает работа над текстом приведённых в учебниках исторических документов, биографических сведений и текстов художественного характера. Формы работы с ними могут быть различны.


    1. Формы и методы работы с факто логической базой учебника.


Для успешного изучения истории в школе ведущую роль играет усвоение исторических фактов и их правильной интерпретации.

При изучении исторических фактов на первый план выходит обучающая цель. Ближайшая учебно-дидактическая задача актуализуется здесь в виде разнообразных видов учебной деятельности, при которой учащиеся должны усвоить определённый набор фактов, при этом учащиеся, как правило, не только должен уметь обозначить факт, но и раскрыть его историческое содержание.

Любой факт, усвоение которого требует цель урока и задачи учебного процесса, может быть представлен как бы в трёх основных срезах:

Первый срез: событийный. Здесь учащимся предлагается собственно исторический факт.

Второй срез: причинно-следственный. Здесь учащимся предлагается проанализировать причины этих событий.

Третий срез эмоциональный. Известно, что факты запоминаются гораздо лучше, если они эмоционально опосредованы. Учебник в этом отношении не может конкурировать с объяснением учителя, который может привлечь дополнительную информацию, наглядные пособия, исторические документы.

Следовательно трактовка исторического факта может быть представлена следующим образом:

ТЕМА

Первая русская революция 1905-1907 гг.

ДАТА

9 января 1905 года

МЕСТО СОБЫТИЙ

Санкт – Петербург

СОБЫТИЕ

Войска расстреляли мирную демонстрацию рабочих у Зимнего дворца. По официальным данным погибло 147 человек, по неофициальным – более1000 и 5000 было ранено.

КОМЕНТАРИИ

Рабочие шли к царю в надежде добиться улучшения своего положения. Инициатор акции- священник Г.Гапон. События 9 января вызвали гнев и возмущение российского общества и послужили началом революции.

ДОПОЛНЕНИЯ

Войска расстреляли безоружных рабочих, которые шли ко дворцу с детьми, несли иконы и портреты царя. Бессмысленная жестокость войск и количество жертв послужили причиной того, что события 9 января 1905 года в Петербурге стали называть «Кровавым воскресеньем».


Подобные информационные карточки могут применяться по отдельности или тематическими блоками. Преимущество использования информаци-онных карточек в том, что они компактны, могут использоваться при выполнении различных работ и позволяют ученику логически и структурно правильно готовить устные ответы по теме.

Другим распространённым способом систематизации, изучения и анализа фактов является составление таблиц. Составление таблиц имеет много преимущества, в частности позволяет систематизировать изучаемый или изученный материал, провести аналитическую работу по уже готовым данным. Кроме того работа по таблице помогает учащимся выделить из текста информацию первостепенной важности, ту которая помогает запомнить основное содержание параграфа или информационного блока

Работа по таблице помогает решать концептуальную задачу обучения, когда отдельные факты следует связывать вместе и дать соответствующие выводы.

Например, при изучении крестьянских восстаний XIV века во Франции и Англии, учащиеся составляют сопоставительную таблицу «Крестьянские восстания», в которой сравнивают факты, опираясь на текст учебника:

Пункты сопоставления

Жакерия

Восстание

Уота Тайлера

ДАТА



ПРИЧИНЫ ВОСТАНИЯ



КТО УЧАСТВОВАЛ В ВОСТАНИИ



ПРЕДВОДИТЕЛИ



ЦЕЛИ ВОСТАНИЯ



РАЙОНЫ ВОСТАНИЯ



ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ ВОСТАВШИХ



ПОСЛЕДСТВИЯ ВОСТАНИЯ




Полученная таблица помогает ученикам изучить оба восстания и дать их историческую оценку.

Сопоставление таблицы особенно эффективно при работе с большим объёмом информации.

Многие исследователи полагают, что наличие в методическом аппарате учебника разнообразных таблиц «позволяет развивать у школьников умение сравнивать и анализировать»1. Из числа заданий сравнительно-аналитического характера, следует отметить составление диаграмм и работу с микротекстами в учебных целях.

Форма и методы работы над текстом учебника многообразны и могут и должны комбинироваться для получения наилучшего результата в обучении. Следовательно, на стоит пренебрегать заданиями учебника, но не стоит и отказываться от творческого эксперимента, поиска, разработки собственных форм и приёмов работы с учебником.

В этой связи показательна такая форма работы как работа с картами. Она заключается в детализации заданий, когда одно целое задание разбивается на несколько под заданий или операций.

Полученные определения могут фиксироваться письменно.

В заключении следует сказать, что приведённые методы и приёмы работы с учебником не исчерпывают арсенал средств по совершенствованию учебного процесса. Творческий и продуманный труд учителя, помноженный на потенциал хорошего ученика, всегда приносит интересные и эффективные формы работы.

  1. Лухтан Э.Е. «Работа с новым учебником на уроке истории. /Загладин Н.В. Новейшая история зарубежных стран XX век». 9 класс./ Образование в современной школе. – 2006. – стр.45-53.

Главное, что при этом выигрывает прежде всего учащийся, для которого уроки становятся увлекательными, а получение знаний не сопряжено с монотонной и однообразной зубрёжкой . Эти факторы позволяют поднять уровень мотивации учащихся и добиться прочных и системных знаний на всех этапах обучения.


    1. Формы и методы работы с терминологическим аппаратом учебника.


В методический аппарат учебника , как правило, включаются средства, облегчающие учащимся работу с терминологическими единицами, топонимическими обозначениями, собственными именами Авторы учебников применяют два основных способа выделения терминов в тексте учебника: терминологические словари, либо шрифтовые выделения непосредственно в тексте. Чтобы учащийся мог активно запомнить и использовать в речи терминологические единицы, он должен знать их точное значение, правильно произносить их и уметь в случае необходимости заменить на нетерминологические единицы, адекватные по значению.

Самым распространённым способом работы с терминами является ведение учащимися собственных терминологических справочников. При этом толкование терминов учащийся может выполнить самостоятельно, при помощи словарей и энциклопедических справочников, либо при помощи учителя, который сам толкует тот или иной термин и даёт определение учащимся под запись.

Неплохой методический эффект даёт прямая запись терминов в рабочий конспект с их обязательным толкованием.

Кроме этого можно составить терминологические карточки, которые могут быть разно-уровневыми. Составление таких карточек по отдельным темам может помочь ребёнку работать с терминами вообще, выполняя развивающую роль.

При объяснении материала учитель обязательно акцентирует внимание учащихся на употребление в своей речи и опорных терминов, и связать их с услышанной или прочитанной в ходе урока информацией.

Кроме работы над терминологической лексикой, необходимо работать и над топонимическими обозначениями и именами собственными. Очень удобным методом работы над собственными именами и топографическими обозначениями является работа по учебнику с привлечением карты.

Особенно важна такая работа в младших классах. Следует заметить, что хорошим способом работы над текстом учебника является работа над крылатыми выражениями.

Работа над терминологическим аппаратом учебника – важное направление образовательной и развивающей работы на уроках истории. Разнообразные и увлекательные задания такого плана помогают развивать у учащихся навыки владения научной речью, приучают работать над текстом, а не слепо заучивать его, развивают память. Наличие таких приёмов и методов работы в методическом арсенале учителя – историка желательно и полезно для совершенствования учебного процесса.


    1. Практическая организация работы с учебником на уроке истории.


Практическое воплощение работы с учебником на уроке – важнейшая

составляющая эффективной работы учащихся, хорошая методическая

основа для замысла и реализации урока в целом.

Примерный алгоритм урока, где в основу была положена работа с учебником, может проиллюстрировать урок по всеобщей истории в 10 классе «византийская империя – наследница Римской империи». Тема включат в себя рад актуальных для усвоения учащимися вопросов: историческая связь между Византией и Римской империей, цивилизационное пространство византийской империи, её взаимоотношения с соседями, переход от рабовладельческого строя к феодальному и специфика византийского феодализма.

При составлении плана – конспекта урока была проведена проработка материала учебника и составлена логический план урока. Целями данного урока были заявлены следующие цели:

  • Обучающая цель: изучить и первично закрепить в режиме классной работы тему «византийская империя – наследница Римской империи», ответить на учебные вопросы по плану и выполнить задания из изученной теме;

  • Развивающая цель: развивать у учащихся навыки и умения работы с текстом учебника, с методическим аппаратом учебника, навыки исторического синтеза и анализа, развивать речь и мышление учащихся, общий уровень культуры и кругозор;

  • Воспитательная цель: совершенствовать навыки исследовательской работы, прививать интерес к Византии – «матери» древнерусской цивилизации, совершенствовать навыки общения при совместной работе учащихся, споре, дискуссии.

Урок начинается с разделения класса на рабочие группы. В качестве оборудования будет использоваться карта, учебник и раздаточный материал. Урок начинается с организационного момента. В качестве входного контроля используется эвристическая беседа. По вопросу «Что вы знаете о Византии?» Ответы комментируются учителем, и даётся их оценка. Затем учитель формирует классу задачу: прослушать краткий рассказ по теме урока. В рассказе сознательно опущены некоторые важные факты и положения. Учитель по ходу объяснения указывает на карте города и территории, о которых идёт речь. Закончив свой рассказ, он предлагает учащимся ответить на вопрос: «Что при объяснении было опущено?» Для того чтобы учащимся дать ответ, необходимо сопоставить рассказ учителя с текстом учебника, следовательно, прочитать текст. Задание подытоживается анализом работы детей, результаты фиксируются.

На следующем этап задании учащиеся отрабатывают именно факто логический материал параграфа. Им раздаются микротексты с искажённым текстом, который требуется восстановить по учебнику. Ученики работают в микро группах, затем зачитывают результат работы. Подводятся итоги и результат фиксируется. Затем идёт работа над терминами или их повторением. Результаты также фиксируются. После этого классу предлагается выполнить небольшое закрепление материала в виде простого теста по тексту учебника.

Тест состоит из десяти высказываний, с которыми учащийся должен согласиться или не согласится. Текст контрольного теста зачитывается учителем. Ответы комментируются, ошибки разбираются , результат фиксируется.

Заключительным этапом урока является получение ответов на вопросы структурного плана, обозначенные учителем на подготовительной фазе урока. .Учащиеся , опираясь на текст учебника и объяснение учителя,. Услышанное ими прежде, дают ответы на вопросы. . Задание может быть разно уровневым. На этом задании урок заканчивается. Учитель даёт домашнее задание, подводит итоги работы учащихся на уроке, выставляет отметки. Параллельно определяет степень обученности и обучаемости по теме, отмечает типичные ошибки. Учащимся предлагается дома проработать параграф учебника и самостоятельно составить тезисный план.

Примерное построение можно использовать и для блока уроков.

Практическое воплощение форм и приёмов работы с учебником на уроках истории может производиться в самых разных вариантах. Если класс привык на каждом уроке работать по объяснениям учителя, если в классе нет каждодневной систематической работы с книгой, формы и приёмы работы с учебником не смогут принести реального результата. Напротив, если подобная работа проводится регулярно, то учащиеся получают устойчивые мнения навыки работы с учебником и применяют их

На уроке и дома с большой пользой для дела. Об этом следует помнить при обращении к любым формам работы с учебником. Вообще, чем системнее приводится такая работа, тем она плодотворнее, тем увереннее учащиеся работают с любой учебной литературой, не обязательно с учебником. Со временем учащимся становиться «тесно» в рамках учебника: он начинает привлекать для подготовки домашнего материала справочники, художественную литературу, словари и энциклопедии, что стимулирует развитие навыков научно исследовательской работы, столь необходимой в старшем звене. Систематическая практическая работа с учебником в младших классах также развивает навыки чтения и говорения, зрительную память. Однако следует помнить, что работа с учебником в младших классах играет гораздо более важную роль, чем в старшем звене, и практическая работа с учебником на уроках истории в 5-7классах абсолютно не обходима и обязательна. Соответственно большого времени требует и подготовка уроков в этих классах, так как следует учитывать все трудности, с которыми может столкнуться младший школьник в процессе работы с учебником.











Заключение.

В этой работе были перечислены и охарактеризованы некоторые приёмы и методы работы с учебником на уроке истории и обществознания и не только. Естественно, что не все применяющиеся на практике виды работы с учебником были упомянуты. Каждый учитель имеет в своём распоряжении немало методических разработок, с которыми успешно реализует задачи учебного процесса. Вместе с тем некоторые из упомянутых выше приёмов и методов довольно распространены и знакомы многим учителям-практикам. Их применение диктуется объективными факторами – специфичностью учебников, целям и задачами уроков, потребностью активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке и вне его.

Сегодня одной из серьёзных проблем гуманитарного образования является кругозор учащихся, их неумение и нежелание работать с книгой, читать, развивать при помощи чтения образное и художественное мышление. Поэтому работа с учебником должна, помимо прочего, развивать у учащихся желание читать, познавать то, что осталось за рамками учебного текста. Пробудить и развить интерес к чтению - задача не только учителя – литератора, но и учителя истории. Для этой цели могут служить внеклассные мероприятия.

Вместе с тем, это – программа – максимум. А пока школа не всегда может даже обеспечить учеников учебниками и специальной литературой, что создаёт дополнительные проблемы. Однако даже в самой неблагоприятной ситуации следует помнить, что деятельность учителя на уроке в первую очередь обеспечивает его успех или неуспех, качество подготовки учащихся, сформированность их знаний, умений и навыков. С другой стороны, чем доступнее учебники, чем дольше они отвечают требованиям, как учителей, так и учёных методистов, чем интереснее и увлекательнее они для учащихся, тем выше уровень уроков истории и обществознания в школе, тем крепче и глубже знания учащихся.

Реализация методического потенциала учебника – всегда кропотливый труд. От текста учебника до реального воплощения его в успешный и эффективный урок лежит большой путь – путь творческого поиска , проб а иногда и ошибок. Поэтому, любые формы и способы работы с учебником представляют интерес, так как позволяют педагогам-предметникам, активизировать процесс обучения, и помочь ученикам с самого начала войти в сложный, увлекательный и разнообразный мир исторических наук, сделать рутинную работу над учебником настоящим творческим процессом, который захватит учеников, разбудит в них интерес к поиску и познанию.






















Список использованной литературы:


  1. Борисюк В.И. Основные идеи и идеологии постиндустриального общества: особенности эволюции в информационном мире. // Преподавание истории в школе 2004 № 4, (с. 10- 18.)

  2. Гейн А.Г. Информатика: Учеб. Для 10- 11 кл. Общеобразовательных учреждений / А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман. – 4-е изд.

–М.: Просвещение, 2003, ( с. 67 -68)

  1. Горлицкая С.И. Кузнецова И.Н. Думаем и исследуем на LOGO. // Информатика 1996 № 39, (с. 4.)

  2. Самылкина Н.Н. Методика преподавания темы “Технология обработки текстовой информации”// Информатика 2005 № 6, (с.18)

  3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI-XVIII век. / А. А Данилов, Л.Г. Косулина. - Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М. - Просвещение. - 2007. - 240с.

  4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX век. / А.А. Данилов,

Л Г. Косулина Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.

- М. - Просвещение. - 2007. - 287с.

7. "История России. ХVΙ-XΙX веков". Министерство РФ,

ГУ РЦ ЭМТО. - 2004.

8. Дахин А.Н. Образовательные технологии: сущность, классификация,

эффективность/ А.Н. Дахин // Школьные технологии. - 2007. - №2.

9. Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания в школе/А.Н. Иоффе

// Преподавание истории в школе. - 2005. - №7.//

10. Короткова М.В. Личностно-ориентированный подход в использовании

наглядных средств на уроках истории/ М.В. Короткова // Преподавание

истории в школе. - 2008. - №1. - 3-8с.

11. Куркин Е.Б. Технологизация образования - требование времени

/ Е.Б. Куркин // Школьные технологии. - 2007. - №1. - с.23-33.

12. Маткин А.А. ИКТ - компетентность учителя истории /

А.А. Маткин. - (http://schools. perm.ru)

13. Современные методы в современном преподавании. Материалы

конференции // Преподавание истории в школе. - 2003. - № 9. - 48с.

14. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории

в школе / М.Т. Студеникин. - М. - Владос, 2007. - 227с.

15. Шоценко С. Страна, загадочная, как Сфинкс / С. Шоценко // История

(Приложение к газете "Первое сентября"). - 2004. - № 13. - 24с.






Приложение.


  1. План-конспект урока по теме «Начало Великой Отечественной

войны 1941-1945 гг.»

  1. План-конспект открытого урока по теме «Византийская империя – наследница Римской империи».

  2. Образцы микросхем к уроку «Византийская империя – наследница Римской империи».

  3. Карточки задания к уроку «Начало великой отечественной

войны 1941-1945 гг.»

  1. Терминологические карточки по теме «Христианская церковь в раннее средневековье».



















ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА.

Тема: «Начало Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г.

Цели и задачи:

  1. Сформировать у учащихся представление о начальном периоде Великой Отечественной войны, причинах трагедии 1941 года, мерах по перестройке жизни в СССР на военный лад, причинах и этапах создания антигитлеровской коалиции;

  2. Развивать навыки и умения работы с текстом, исторического синтеза и анализа;

  3. Развивать речь, мышление и кругозор учащихся.

Основные знания:

  1. причины войны, стратегические планы Германии:

  2. начало войны, характер войны для СССР, приграничные сражения

лета 1941 года:

  1. мероприятия руководства СССР по организации отпора врагу, причины поражения Красной Армии, героизм советских солдат, начало битвы за Москву, создание антигитлеровской коалиции.

Основные термины и понятия: блицкриг, тотальная война, мобилизация,

народная война, антигитлеровская коалиция.

Оборудование урока: карта Великой Отечественной воины, карточки с

вопросами, планом и заданиями.

Ход урока: мотивационная беседа и формулировка целей.

Входной контроль: определение зоны актуального и ближайшего развития.

  1. Вступительное слово. Ситуация к началу лета 1941 года.

  2. Основная часть. Начало войны: силы вторжения, направление ударов, ответные действия Красной Армии. Причины трагедии 1941 года. Организация отпора врагу руководством СССР. Начало битвы за Москву. Создание антигитлеровской коалиции.

  3. Аналитическая работа с текстом учебника в группах по карточкам.

  4. Закрепление по вопросам. Общие итоги урока.

Домашнее задание: параграф, составление письменно тезисного плана. Начать заполнение таблицы «Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945 гг».


Даты

Основные события

























Карточки.

Карточка № 1.

Структурный план «Начало Великой отечественной войны»

  1. Накануне войны.

  2. Вероломное нападение Германии на СССР 22 июня 1941 года.

  3. Приграничные сражения лета 1941 года. Причины трагедии 1941 года.

  4. Действия руководства СССР по организации отпора врагу

летом – осенью 1941 года.

  1. Немецко-фашистское наступление на Москву осенью 1941 года. Организация обороны Москвы.

  2. Создание антигитлеровской коалиции.


Карточка № 5.

Задания по блоку «Немецко-фашистское наступление на Москву осенью

1941 года. Организация обороны Москвы».

  1. Прочитайте пункт.

  2. Найдите данные о количественном составе немецко-фашистской группировке, нацеленной на Москву осенью 1941 года. В чём заключалось превосходство немецких войск над Красной армией под Москвой?

  3. Найдите на карте направления немецко-фашистских ударов под Москвой. Найдите направление контрударов Красной Армии осенью1941 года?

  4. Какие меры предприняло Советское руководство по защите Москвы осенью 1941 года.

  5. Укажите причины, замедлившие немецко-фашистское наступление под Москвой в ноябре 1941 года.



ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА.

Тема: «Византийская империя – наследница Римской империи».

Цели и задачи:

  1. Изучить и первично закрепить в режиме классной работы тему «Византийская империя – наследница Римской империи», ответить на учебные вопросы по плану и выполнить задание по плану и выполнить задания по изученной теме;

  2. Развивать у учащихся навыки и умения работы с текстом, методическим аппаратом учебника, навыки исторического синтеза и анализа, речь, мышления и кругозор учащихся;

  3. Совершенствовать навыки исследовательской деятельности, общения, спора, дискуссии.

Основные знания: образования Византийской империи, Византия после

гибели Западной Римской империи, Константинополь как

центр империи, цивилизационное пространство и

хозяйство империи, отношения с соседними народами,

рабство в Византии, особенности развития феодализма

в Византии.

Основные термины и понятия: империя, централизованное государство,

феод, синтезное развитие.

Оборудование урока: карта Византийской империи, карточки с вопросами,

карточки с микротекстами, структурным планом,

учебник.

Ход урока:

  1. Мотивационная беседа, формулировка целей.

  2. Эвристическая беседа: «Что вы знаете о Византии?»

  3. Дополнения, итоги.

Основная часть:

  1. Краткое объяснение учителя по теме урока.

  2. Работа по карточкам. Ученикам предложено по структурному плану провести предварительное чтение текста и определить факты, выпущенные учителем из устного объяснения и присутствующие в тексте.

  3. Работа в группах по микротекстам. Задание: «Прочитайте тексты и исправьте искажения в них».

  4. Задание: «Вы знаете, что означают термины «империя», «центральное государство», «феод», «синтезное развитие». Раскройте их значение на примере византийской империи».

  5. Тест. Согласитесь или не согласитесь с данными утверждениями:

  1. Византия стала преемницей Рима с 395 года.

  2. Византийцы именовали свою империю Византией.

  3. Константинополь имел удачное военно-стратегическое положение.

  4. Один из эпитетов Константинополя – «город городов».

  5. Вторым по значимости городом империи были Афины.

  6. Население империи в 6 веке составляло 30-35 млн .человек.

  7. Расцвет империи пришёлся на 5-6 века.

  8. Развитие феодализма в Византии началось позже, чем в Западной Европе.

  9. В 7 веке территория империи сократилась втрое.

  10. Развитие феодализма в Византии ускорилось после 1204 г.


Ключ: 0011011111.

Ключ выписывается на доску. Учащиеся сравнивают свои ответы с эталоном. Подводятся итоги.

  1. Приготовить карточки с планом и постараться ответить на рабочие вопросы урока:

Вопрос 1. Какие факты говорят о том, что Византия действительно стала

преемницей Римской империи?

Вопрос 2. Был ли Константинополь сердцем империи и почему?

Вопрос 3. Какие территории входили в состав империи?

Вопрос 4. Почему Византия привлекала завоевателей.

Вопрос 5. Какие факторы влияют на исчезновение рабства в Византии?

Вопрос 6. Что отличало феодализм Византии от западноевропейского

феодализма?

Подведение итогов урока: достигнуты ли цели, заявленные на уроке.

Домашнее задание: составление тезисного плана, параграфы главы.
























Христианская церковь в раннее средневековье.

  1. Малая карточка.

ДОГМАТ /положение, принимаемое за непреложную истину/

ЕРЕСЬ /особое мнение, ложное учение/

ИЕРАРХИЯ / организация христианской церкви от высших органов

к низшим/

АСКЕТИЗМ /добровольный отказ от радостей жизни/


  1. Средняя карточка.

СИМВОЛ ВЕРЫ / краткое изложение христианских догматов,

выражающих суть вероучений/

МОНАШЕСТВО /особая организация церкви/

МОНАСТЫРИ / общины монахов /


  1. Большая карточка.

ВЕРОУЧЕНИЕ /христианская религия/

БОГОСЛОВЫ /учение, изучающее и толкующее религию/

СБОРЫ / собрание высших деятелей церкви по важным вопросам

вероучений/

ПРАВОСЛАВНЫЙ /ортодоксальный/

КАТОЛИЧЕСКИЙ /всеобщий/

ХРИСТИАНСКИЙ КАНОН /название богослужебных книг/

ДУХОВЕНСТВО /все служители церкви/

БЕЛОЕ И ЧЁРНОЕ ДУХОВЕНСТВО / служители церкви/

МЕТРОПОЛИТ /высший руководитель православной церкви/

ПАПА РИМСКИЙ /глава Римской католической церкви/

МОНАШЕСКИЙ ОРДЕН /организация монахов/

АББАТСТВО /крупный монастырь/

СКРИПТОРИЙ /помещение в монастыре для переписки книг/



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!