СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа силы. Мощность.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа силы. Мощность.»


Урок 19.

Работа силы. Мощность


Цель урока: сформировать понятие механической работы, выяснить на конкретном материале, как надо правильно рассчитывать величину работы, когда тело перемещается по горизонтальному пути;

продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента.

Оборудование: Демонстрационное: гиря, тележка, динамометр, пружина, линейка, набор грузов, компьютер, проектор, экран.



План урока.

  1. Организационный момент (2 мин).

  2. Актуализация знаний (10 мин).

  3. Введение нового материала (20 мин).

  4. Закрепление изученного материала (10 мин).

  5. Домашнее задание (3 мин).



Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика, записи на доске, в тетради.

  1. Организационный момент.

Проверка посещаемости, готовности класса к уроку, запись темы и домашнего задания на доске.


Тема: Работа силы. Мощность.

Д/З: П. 43-48.

Упр. 9 № 2, №7


  1. Актуализация знаний.

Учитель: Все наши ежедневные действия сводятся к тому, что мы с помощью мышц либо приводим в движение окружающие тела и поддерживаем это движение, либо же останавливаем движущееся тела. Этими телами являются орудия труда, в играх – мячи, шайбы. На производстве и в сельском хозяйстве люди также приводят в движение орудия труда.

Что вы понимаете под словом «Работа»? 

Учитель: Когда человек (или какой-либо двигатель) действует с определенной силой на движущееся тело, то мы говорим, что он совершает работу. Это представление о работе легло в основу формирования понятия работы силы.







Ученики: Обычно, под словом «Работа» мы понимаем всякий полезный труд рабочего, ученика.

  1. Введение нового материала.

Демонстрация опытов

Опыт 1. Тележку, нагруженную гирей, перемещают на некоторое расстояние. Действующую на тележку силу измеряют динамометром (рис. 1).

Опыт 2. Гирю поднимают на некоторую высоту. Силу, действующую на гирю, измеряют динамометром (рис. 2).

Учитель: Какой вывод мы сделали?

Опыт 3. К тележке, нагруженной гирей, прикладывают силу, недостаточную для того, чтобы вызвать движение тележки (рис. 3).

Опыт 4. Гирю, подвешенную к пружине, действует сила упругости пружины. Но гиря не перемещается (рис. 4).

Учитель: Сделайте вывод.


Учитель: Работа силы равна произведению модулей силы и перемещения и косинуса угла между ними. Эта формула справедлива в том случае, когда сила постоянна и перемещение тела происходит вдоль прямой.

Учитель: Во многих случаях важно уметь вычислять изменение скорости по модулю, если при перемещении тела на отрезок ∆r на него действует сила F.

Учитель: Знак работы определяется знаком косинуса угла между силой и перемещением.

Учитель: Если на тело действует несколько сил, то полная работа (сумма работ всех сил) равна работе результирующей силы.

Учитель: в Международной системе единиц работа измеряется в джоулях (Дж)

Учитель: Джоуль – это работа, совершаемая силой 1 Н на перемещение 1 м, если направления силы и перемещения совпадают.

Учитель: Очень часто важно знать не только работу, но и время, в течение которого она произведена, поэтому надо ввести еще одну величину – мощность. Что, по-вашему, такое мощность?

Учитель: Мощностью называют отношение работы А к интервалу времени ∆t, за который эта работа совершена.

Учитель: Если мы в формулу мощности подставим формулу работы, то получится, что мощность равна произведению модуля вектора силы на модуль вектора скорости и на косинус угла между направлениями этих векторов.

Учитель: В СИ мощность выражается в ваттах (Вт). Мощность равна 1 Вт, если работа 1 Дж совершается за 1 с.








Ученики: Механическая работа совершается, когда тело движется под действием силы.




Ученики: Если есть сила, а нет перемещения, то нет и работы.







Записи в тетрадях:

A= F|∆r|cosα



Записи в тетрадях:

Если αA0,

Если α90˚, то A

Если α=0, то A=0

Записи в тетрадях:

A = F1r|∆r|+F2r|∆r|+…=

A1+A2+… .

Записи в тетрадях:

1 Дж = 1 Н·1 м = 1 Н·м


Ученики: отвечают.

Записи в тетрадях:

N = A/∆t

Записи в тетрадях:

N = FVcosα


Записи в тетрадях:

1гВт(гектоватт)=100 Вт

1кВт(киловатт)=1000Вт

1МВт(мегаватт)=1000000 Вт


4.Закрепление нового материала.

Рымкевич №331, №351, №392


5.Домашнее задание.

П. 45-46.

Упр. 9 № 2, №7