СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа со слабоуспевающими детьми в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы учителя начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Работа со слабоуспевающими детьми в начальной школе»

МОУ «Сынтульская средняя общеобразовательная школа»















Работа со слабоуспевающими детьми в начальной школе

(Из опыта работы учителя начальных классов

Чижовой Людмилы Николаевны)



























Я работаю в школе 27 лет. В моей педагогической деятельности в каждом классе были дети, которые требовали к себе особого внимания.

Для меня важна задача – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями, так как в последнее время в школе неуклонно растет число детей с проблемами общего поведения и обучения.

Давайте рассмотрим особенности слабоуспевающих учащихся:

  • низкий уровень знаний;

  • не сформированы элементарные организационные навыки;

  • нет опоры на родителей как союзников учителя;

  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся;

  • частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях.



Например, ____________ при входной диагностике показал средний уровень и выше среднего уровня развития. Но так как много и часто пропускал занятия, начиная с 1 класса, у него появилось очень много пробелов в знаниях, которые он не восполняет самостоятельно.



Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета легко обнаружить по следующим признакам:

1.Низкий уровень умственного развития, причинами которого являются педагогическая запущенность, частые заболевания, пропуски занятий.



Педагогическая запущенность – нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения. Характеризуется отклонениями в поведении, учебной активности, нравственных ценностях.

Причины педагогической запущенности:

Семейные взаимоотношения. В семейном кругу ребенок получает первичный социальный опыт, на основе которого формируется дальнейшее восприятие окружающего мира. Педагогическая запущенность появляется при недостаточном участии родителей в жизни ребенка, низком материальном уровне, неблагоприятных условиях проживания, слабом образовательном и культурном развитии родителей, частых конфликтах, безнадзорности, неправильном стиле воспитания.

Образовательная среда. Трудновоспитуемость развивается как результат ошибок организации образовательного процесса, плохих отношений с одноклассниками, учителями. Неуспеваемость в учебе, неуверенность формируются при невнимательном отношении к ребенку, игнорировании его психофизиологических и личностных особенностей, отсутствии элементов индивидуального подхода.

Социальные отношения. «Трудные» дети имеют постоянные конфликты с педагогами, родителями, сверстниками. Психологическая изолированность, одиночество снижают тягу к посещению образовательного учреждения, ребенок начинает искать поддержку и самоутверждаться через асоциальные группировки.

Индивидуальность ребенка. Психофизиологические, эмоционально-личностные особенности, наследственные черты, состояние здоровья, самооценка, уровень социальной активности – все эти внутренние факторы могут усиливать педзапущенность или препятствовать ее формированию. В группе риска находятся дети с неустойчивым слабым типом нервной деятельности, неврологическими нарушениями, склонные к депрессивным эмоциональным состояниям, имеющие заостренные черты характера, препятствующие адаптации.



Следующий признак отставания – 2.Несформированность учебных навыков. Например, ученик не умеет работать с текстом.

Я использую любую возможность работать над развитием этого умения. В этом мне помогает книга «Тренажер для развития навыков быстрого чтения». В пособии очень интересные задания, которые очень нравятся всем детям:

  • чтение с дырками,

  • чтение наоборот,

  • чтение с прятками,

  • чтение с наложением «Листопад»,

  • чтение кусочками и т.д.

Дети пробуют выполнять задания самостоятельно. У кого-то получается сразу и правильно, у кого-то не получается, кто-то не понял задание. Тогда мы фронтально выполняем половину задания, а дальше дети доделывают. А сильным ученикам я предлагаю другое задание.

Третий признак отставания – дефицит внимания, характеризующийся отвлекаемостью, подвижностью, неусидчивостью. (Стоит одному ребенку произнести какую-то реплику, весь класс вступает в разговор).

4.Отсутствие познавательного интереса.

Чем это обусловлено:

  • с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;

  • ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое времяпрепровождение.

Некоторые родители откровенно говорят, что им заниматься с детьми некогда, они работают.



5.Несформированность произвольной сферы. Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

6.Конфликтные отношения

  • со сверстниками;

  • учителями.



7.Низкий познавательный интерес.

8.Низкий уровень развития словесно-логического мышления.

В своей практике я делаю упор на наглядность в решении и изложении учебного материала.

Решение задач всегда начинаю с краткой записи. Она может быть в виде чертежа:

В виде рисунка:



В виде таблицы:

Цена

Количество

Стоимость

5 рублей

?

20 рублей



Учу детей искать главное слово в задаче, чтобы определить вид задачи и краткой записи к ней. Сильные ученики быстро схватывают, а вот слабым приходится задавать наводящие вопросы. А совсем слабым задаю конкретные вопросы, которые помогают им составить рисунок.



9.Низкая работоспособность

проявляется

  • в утомляемости,

  • истощаемости, медленном темпе работы.



Необходим учет индивидуальных особенностей таких детей:

  1. снижение нагрузки,

  2. соблюдение щадящего режима,

  3. позволить не спеша закончить работу дома,

  4. проводить контрольные работы и диктанты с группой таких детей отдельно,

  5. работать на уроке по карточкам с индивидуальными заданиями,

  6. давать время на обдумывание ответа (спросить только через 2-3 человека),

  7. давать время на исправление ответа,

  8. опрос лучше в письменном виде,

  9. не отвлекать во время письменного или самостоятельного задания, так как ребенку вновь придется потратить много времени, чтобы он мог включиться в деятельность,

  10. по возможности давать однотипные задания: 1 часть урока – примеры, другую – задачи, третью – что-то другое, но не более 10-15 минут один вид работы.

  11. новый материал – лучше спросить после повторения дома, то есть на следующем уроке,

  12. поскольку инертные ученики с трудом отключаются от предыдущей ситуации, не следует спрашивать их в начале урока.

Чему учить?

Прежде всего необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний.

Я завела таблицы по все предметам, в которых записываю проверяемые знания и умения, в соответствующую графу выставляю отметку. Поэтому у меня много «оценок» у одного ученика. Затем на уроках повторения и закрепления к доске я вызываю именно того ученика, которого необходимо подтянуть по тому или иному умению.

Например, звуко-буквенный анализ слова _________ знает хорошо, и я ее не буду спрашивать. А вот _________ нужно отработать это умение. Другому ученику нужно помочь с определением частей речи, а ученице – решать задачи на нахождение четвертого пропорционального.



Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему ученику:

  • для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач,

  • учитель для себя и ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, которые должен усвоить ученики.



Как повысить работоспособность?

  • разнообразить виды деятельности,

  • проводить физминутки,

  • всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.



Виды работ со слабоуспевающими учениками.

  • карточки для индивидуальной работы,

  • задания с выбором ответа,

  • деформированные задания.

  • карточки-тренажеры,

  • творческие задания,

  • карточки с образцами решения.



В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

  1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку;

  2. Желательно, чтобы ответ был не в устном, а письменном виде;

  3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

  1. Путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница») нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написании контрольных работ и т. д.

  2. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

  3. Во время подготовки учеником ответа дать ему время для проверки и исправления написанного.

  4. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.



Главное в нашей работе - создание на уроке ситуации успеха.

Помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности. Слабому – выполнить посильный объем работы.



В своей работе со слабоуспевающими учащимися я опираюсь на следующие пункты.



Памятка для учителя

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроке

1.При опросе слабоуспевающих учащихся:

  • больше времени давать для подготовки, предлагать краткий план ответа, разрешать иметь свой план ответа;

  • выдать схемы, плакаты, помогающие систематизировать ответ;

  • чаще задавать вопросы при фронтальных беседах;

  • опрос слабоуспевающих полезно сочетать с самостоятельной работой остальных учащихся, чтобы было можно провести индивидуальную работу, помочь наводящими вопросами показать свои знания, предупредить новое отставание.

2.Объяснение нового материала:

  • применять специальные приемы для поддержания внимания;

  • четко формулировать цели и задачи предстоящих занятий, добиваться понимания материала каждым слабоуспевающим;

  • выделять объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание учащихся, устранять все посторонние раздражители;

  • разнообразить методы обучения и виды учебной деятельности, создавать проблемные ситуации;

  • повышать интерес учащихся к теме;

  • предупреждать утомление учащихся.

3.Организация самостоятельной работы:

  • задания разбивать на этапы, дозы с применение конкретных инструкций;

  • поощрять первые самостоятельные шаги, чтобы ученик почувствовал радость учения, удовольствие, а не трудность и огорчение.

4.При сообщении домашнего задания:

  • найти конкретную страницу учебника;

  • ознакомиться с текстом задачи, с описанием опыта, с заданием к упражнению;

  • предложить задать вопросы;

  • дать карточки консультативного характера с планом выполнения работы, с указанием где прочитать в учебнике разъяснения при затруднении;

  • учитывать дозировку домашнего задания.

5.Применение разноуровневых контрольных работ.

6.Отражение работы со слабоуспевающими в поурочных планах.

7.Наличие тематического учета знаний.

8.Выявление причин неуспеваемости.

9.Ведение тетрадей систематического учета знаний.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!