СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа со слабоуспевающими на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

На протяжении всего периода существования школы, учителей преследовала проблема работы со слабоуспевающими учениками и способы разрешения этой проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Работа со слабоуспевающими на уроках истории»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Макушинская средняя общеобразовательная школа № 1»












Работа со слабоуспевающими учениками на уроках истории.









подготовила

учитель истории и обществознания

Бочегова В.А.















Макушино
2021



Работа со слабоуспевающими учениками.

На протяжении всего периода существования школы, учителей преследовала проблема работы со слабоуспевающими учениками и способы разрешения этой проблемы.

Слабоуспевающими принято считать учащихся с невысокими умственными способностями, плохо развитыми учебными умениями и навыками, низким уровнем памяти или тех, у кого отсутствуют действенные мотивы учения. Такие дети требуют особого подхода – поддержки со стороны учителей путем создания ситуаций успеха и поощрений, систематического повторения материала, четких инструкций к выполняемому заданию.

Система работы со слабоуспевающими учениками выглядит следующим образом:

Сфера моего интереса – слабоуспевающие ученики пятых классов, которые совсем недавно перешли из начального звена в старшую школу. Обычно, у таких детей слабо сформированы навыки письма, речевые навыки, навыки учебной деятельности.

Для преодоления этих трудностей необходимо делать свой предмет простым, давать такой материал, чтобы он был понятен и сильным, и слабым ученикам (с помощью словесных установок и расставления акцентов).

Для повышения эффективности необходимо развивать познавательный интерес при помощи яркого учебного материала, создания проблемных ситуаций, интересных практических заданий, использование современных методов обучения. Например, использование различных форм уроков, таких как: урок – игра, или урок – путешествие точно не оставит равнодушным даже самого невнимательного и недисциплинированного.

Стараться задавать больше вопросов, ученики должны как можно больше говорить, учиться излагать свои мысли. Но при этом, не ставить в ситуацию неожиданного вопроса, а давать время для обдумывания. При необходимости – сначала использовать письменную форму.

Конечно же, на уроке должны совмещаться фронтальная и индивидуальная работа. В этом могут помочь: различные карточки для индивидуальной работы, карточки тренажеры и творческие задания, которые содержат в себе самые простейшие вопросы и вполне доступные для соответствующего уровня обучаемости. Давать возможность ребенку выбирать задания «по силам». Стоит не забывать про дифференцированный подход при закреплении, при проверке домашнего задания и самостоятельной работе.

На уроках истории для слабоуспевающих детей можно предложить следующие типы заданий:

1. Систематизирование материала. Главная цель – не просто заучивать текст учебника, а научить ребенка анализировать, делать выводы. Например, изучая Греко – персидские войны, предлагается заполнить таблицу по основным сражениям. Одно сражение разбирается на уроке и оформляется в таблицу. В данном случае, детям нужно самим верно распределить материал по колонкам таблицы, а также самим сделать вывод об итогах сражения (на чьей стороне была удача, почему так произошло и т.д.);

2. Задания к тексту, прочитать и выделить непонятные слова, с дальнейшим комментированием и объяснением каждого слова. Можно как письменно, так и устно (зависит от особенностей учащегося)

3. Иллюстрации, как способ отразить тот или иной исторический сюжет. Например, ученик должен определить какие рисунки к какой стране относятся (ВПР первое задание). Другой вариант собрать рисунки в определенной последовательности (военные походы, строительство пирамид, работа земледельца и т.д.)

4. Раздаточный материал – готовые рисунки или собрать пазл, по которым нужно определить или рассказать об историческом явлении. и

5. Тематические тесты, выполнение которых предусматривает работа с учебником.

6. Составление рассказа по иллюстрациям в учебнике.

Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, с ними необходима систематизированная работа. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность может скоро исчезнуть, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникнуть. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получать постоянную поддержку и помощь от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ученику, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении учебных предметов. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха.

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами:

- Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

- Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

- Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

- Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

- Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

- Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

- Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

- Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами

Резюмируя, можно выделить несколько правил работы со слабоуспевающими:

- верить в способности ученика;

- многократное повторение и закрепление – ключ к успеху в работе не только со слабоуспевающими детьми;

- постоянный и более тщательный контроль выполнения заданий;

- использования упражнений для развития памяти, логики, мышления и эмоций;

- как можно больше общения;

- индивидуальный подход.













Использованная литература

  1. Ахутина Т. Дети с трудностями учения // Начальная школа : плюс-минус. – 2000, №12. – с. 20.

  2. Выготский Л. С Педагогическая психология. – М., 1996.

  3. Еропкина А. “Больше внимания слабоуспевающим ученикам.” // Начальная школа. 1985 г №9. – с. 22.

  4. Зинченко С. Н. “Почему детям бывает трудно учиться”. – К., 1990. – с. 107.

  5. Коростель И. “Работа со слабоуспевающими учащими” // Завуч.-2000, № 3. – 101.

  6. Кумарина Г. “Компенсирующее обучение” // Начальная школа. – 1995, №3.– с.72.

  7. Немов Р.С. Психология 3 часть. – М.: Просвещение, Владос, 1995.

  8. Подласый И. П. Педагогика начальной школы. – М.: Владос, 2000.

  9. Реан С.А, Бордовская Н. Педагогика. – П., 2000.

  10. Сластенин В., Баранов С. Педагогика. – М., 2000.

  11. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.: Академия, 1998.

  12. Хромов. Н.И. Методы обучения детей с различными типами обучамости. – М.: Айрис пресс, 2007.

  13. Волина В. В. Праздник букваря.– М.: АСТ– Пресс. 1995.

  14. 5000 игр и головоломок для школьников.-М.: ООО “Издательство АСТ”, 1999.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!