РАБОТА
со слабоуспевающими обучающимися
5 – 8 классов
на уроках русского языка и литературы
на 2024-2025 уч.г.
Приставкина Ирина Васильевна,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Одна из главных проблем, которую приходится решать педагогам школ — это работа со слабоуспевающими обучающимися.
Слабоуспевающими принято считать детей, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения.
Чтобы данная категория обучающихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими детьми.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении таких трудных предметов, как русский язык и литература. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он может справиться самостоятельно.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
-
пропуски занятий по болезни;
-
слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
-
задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
-
педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
-
неблагополучная семья;
-
проблема «улицы»;
-
прогулы.
Учителя должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь такие специалисты, как врач, психолог, логопед, социальный педагог, родители ученика, он сам и его одноклассники.
Эти дети требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих.
На индивидуальных занятиях работа под руководством учителя систематизирует знания детей, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль за правильностью выполнения.
Цель работы со слабоуспевающими детьми:
Задачи:
-
создать условия для успешного усвоения учащимися учебных программ;
-
осуществлять оптимальный выбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников;
-
реализовывать принципы разноуровневого обучения;
-
изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации;
-
формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду.
Особенности, причины и характер проявления неуспеваемости
Особенности | Причины | Проявление | Результат |
Низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития | Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). | Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. | Ученик не умеет: |
Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания. | Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности | При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить. | Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении |
Низкий уровень развития словесно-логического мышления | Логическое мышление, интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение отсутствуют | Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. | |
Несформированность учебных навыков | Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения | Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять | Ребенок не умеет: |
Несформированность организационной сферы. | Неправильное отношение к учебному труду: пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся) | Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание. Невыполнение или частичное выполнение домашнего задания. Неаккуратное обращение с учебными пособиями | |
Конфликтные отношения (дети, в основном, из асоциальных семей) | Влияют: | Нет стремления быть успешным в учебной деятельности, заинтересованность в получении хороших отметок отсутствует, вполне устраивают удовлетворительные | Конфликтные отношения со сверстниками и учителями |
Отсутствие или низкий познавательный интерес. | Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей | Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности | -
ребенку мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение -
не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.). Ребенок нуждается в поддержке, показе того, что он состоятелен в других видах деятельности. |
Дефицит внимания и гиперактивность | Учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения | Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей. Частое невыполнение домашнего задания. Неаккуратное обращение с учебными пособиями | -
отвлекаемость; -
подвижность; -
неусидчивость и т. д. |
Низкая работоспособность | Частые пропуски уроков без уважительной причины, отставание по предмету и как следствие непонимание: что и как делать на уроке | Отказ от усилий в учебной деятельности. выполняют работу в медленном темпе | -
утомляемость, истощаемость, медленный темп работы -
частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта -
отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся |
Первоочередные меры в работе с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися:
-
создать благоприятную атмосферу на уроке;
-
своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;
-
изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности;
-
освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;
-
ориентировать детей на ценности: человек, семья, Отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны жизнедеятельности.
Работа направлена на удовлетворение потребностей:
Обучающихся: получение основного образования.
Родителей: в создании наиболее комфортных условии обучения своего ребенка; в стабилизации отношений в семье: смягчение конфликтных ситуаций в школе.
Школы: решение социально-педагогических и психологических проблем детей и подростков; принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний обучающихся.
Содержание работы
І этап – подготовительный
Задачи:
-
изучить теоретическую литературу
-
выявить слабоуспевающих детей по предмету через проведение стартовых диагностик
-
изучить особенности слабоуспевающих обучающихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации
-
составить план работы со слабоуспевающими детьми
ІІ этап – основной
Задачи:
-
создать условия для успешного усвоения обучающимися учебных программ
-
осуществлять оптимальный выбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников
ІІІ этап – заключительный
Задачи:
Планируемые результаты
-
Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей обучающихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.
-
Внедрение новых образовательных технологий, которые помогут слабоуспевающим усвоить программу.
-
Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.
-
Повышение статуса детей данной категории в ОУ за счёт широкой популяризации их достижений.
Критерии оценки эффективности ожидаемых результатов
-
Развитие интеллектуальных способностей обучающихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.
-
Количественные и качественные показатели участия школьников в олимпиадах разного уровня и творческих конкурсах.
-
Положительная динамика проявления интереса обучающихся к учебной, творческой, исследовательской деятельностям.
-
Уровень социальной успешности учеников.
План работы с обучающимися, имеющими трудности в усвоении учебного материала
№ п/п | Мероприятия | Срок |
1 | Стартовая диагностика в начале учебного года, направленная на выявление уровня обученности учащегося. | Сентябрь |
2 | Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через: беседы с классным руководителем, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком. | В течение учебного года |
3 | Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. | В течение учебного года |
4 | Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, индивидуальные домашние задания | В течение учебного года |
5 | Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | В течение учебного года |
6 | Использование на уроках опорных схем, наглядных пособий, технических средства, дидактического материала. | В течение учебного года |
7 | Регулярно и систематически проводить опрос учеников, своевременно фиксируя отметки в классном журнале и дневнике, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить. | В течение учебного года |
8 | Комментирование ответа и оценки ученика, привлечение обучающегося к самоанализу и самооценке. | В течение учебного года |
9 | Регулярно ставить в известность классного руководителя и непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных отметок по предмету | В течение учебного года |
10 | Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих обучающихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса. | В течение учебного года |
11 | Проводить индивидуально-групповые консультации и дополнительные занятия с учениками, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений. Учить детей навыкам самостоятельной работы. | В течение учебного года |
Этапы формирования положительного отношения к учению
Положительное отношение к… | 1-й этап | 2-й этап | 3-й этап |
…содержанию учебного материала | Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости | Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого | Существенный, важный, но непривлекательный материал |
…процессу учения (усвоения знаний) | Действует учитель – ученик только воспринимает | Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса | Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса |
…себе, своим силам | Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий | Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий | Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий |
…учителю (коллективу) | Подчеркнутая объективность, нейтралитет | Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие | Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
Организация учебного процесса со слабоуспевающими детьми
Для повышения эффективности работы со слабоуспевающими учащимися учителю необходимо использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока. При всех видах деятельности обязательное условие – создание атмосферы доброжелательности
Виды деятельности | Акценты в обучении с целью профилактики неуспеваемости | Методы и приёмы |
Индивидуально-групповая работа | -
Подбирать разноуровневые задания и проверочные работы -
Повышать интерес ребенка к выполнению творческих работ по выбору (проекты, сообщения, презентации и пр.) -
Создавать на занятиях ситуации успеха при выполнении заданий различного уровня и типа (творческие, практические, теоретические) | Дифференцированные тренировочные задания, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору |
Работа на уроках и дополнительных занятиях | Карточки и памятки с необходимым теоретическим материалом, активное использование игровых заданий, дающих возможность работать на уровне подсознания. Создание на уроке ситуации успеха. |
Домашняя работа | -
Обеспечить повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее трудных элементах программы. -
Систематически давать задания по работе над типичными ошибками. -
Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения самостоятельных работ. -
Координировать объем заданий на самоподготовку с другими преподавателями. -
Давать индивидуальные задания, направляющие работу слабоуспевающих. -
В необходимых случаях помогать составлять план ликвидации пробелов в знаниях, в котором указывать содержание заданий, номера и последовательность упражнений, сроки их выполнения. | Разноуровневые задания по осознанию и исправлению ошибок, задания на повторение материала. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки, в соответствии с санитарными нормами |
Опрос слабоуспевающих школьников | -
Целенаправленно контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. -
Тщательно анализировать ошибки, допускаемые учащимися в ответах и письменных работах, концентрировать внимание на устранении типичных ошибок. -
Контролировать усвоение материала учащихся, пропустившими предыдущие уроки -
По окончании изучения темы обобщать итоги усвоения основных понятий, правил, умений, выявлять причины обнаруживаемых пробелов и намечать меры по их устранению. | Дается примерный план ответа, дается возможность пользоваться планом, который учащийся составил дома, отводится больше времени на подготовку к ответу у доски, разрешается делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями, задавать наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал и пр. |
Проверка усвоения материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине | Проводятся индивидуальные консультации по этим темам. |
Изучение нового материала | -
Делать акцент на разъяснении учащимся наиболее существенных элементов темы, -
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания слабоуспевающими учащимися основных элементов излагаемого или изучаемого материала -
Стимулировать вопросы со стороны учащихся, возникшие у них при затруднениях в усвоении учебного материала. -
Применять разнообразные средства поддержания интереса учащихся к усвоению знаний, умений и навыков. -
Давать слабоуспевающим примерный план ответа, наводящие вопросы, которые помогают последовательно излагать материал. | Внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, задаются наводящие вопросы, выясняющие степень понимания учебного материала учеником, и создаются условия для того, чтобы обучающийся сам мог задавать интересующие его вопросы по изучаемой теме |
Самостоятельная работа на уроке | -
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам темы. -
Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и письменных работах. -
Чаще применять проблемные задания для самостоятельной работы. | Разноуровневые задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых при ответах или в письменных работах, непременно отмечаются положительные моменты в работе учеников для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении. |
Итогом такого комплексного подхода к отстающему ученику является:
-
нормализация учебной деятельности;
-
развитие познавательной активности;
-
развитие темповых показателей, обучающихся;
-
обогащение знаниями и представлениями об окружающей действительности;
-
направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Индивидуальный образовательный план работы может охватывать разные учебные периоды: урок, день, неделя, учебная четверть, учебный год. Поэтому они могут быть различными: краткосрочными (рассчитанными на изучение одной учебной темы, освоение одного учебного модуля, подготовку к олимпиаде и пр.) и долгосрочные (связанные с подготовкой к экзаменам).
Нацеливание самого ученика на результат - главное при выполнении индивидуальной программы. А цель учителя заключается в том, чтобы оказать ученику помощь через самоорганизацию (составление календарно-тематического планирования), самоконтроль, помощь в умении преодолевать робость перед выполнением заданий, в умении составлять алгоритм собственных действий, в умении формировать свои действия не только на репродуктивном уровне, но и креативном, что потребует от ученика усвоения знаний в системе и позволит сформированные ключевые умения довести до уровня навыка.
Главное для учителя - помочь ученику одержать победу над самим собой. А индивидуально-образовательная программа - реальный помощник в сотрудничестве ученика и учителя, результат которого – рост ученика, как в личностном, так и образовательном плане.
Все методы и формы работы со слабоуспевающими детьми должны в полной мере учитывать личностные особенности ребёнка и ориентироваться на эффективную помощь в решении его проблем, так как они являются важным фактором успешности ребёнка в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств. Именно поэтому при выборе педагогических технологий работы с классом, в котором есть слабоуспевающие дети, безусловно, следует остановиться на тех стратегиях учебной деятельности, которые основаны на идеях личностно-ориентированного обучения и воспитания. Необходимо использовать те их них, которые наиболее эффективны.
Образовательные технологии | Цели и задачи, реализуемые посредством технологии |
Технология «Чтение и письмо для развития критического мышления» | -
Формирование у школьников через интерактивное включение в учебный процесс критического мышления, которое позволит им определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни; научиться нести ответственность за собственный выбор. -
Формирование культуры работы с информацией. -
Развитие личности ученика через активное взаимодействие с окружающей жизнью. -
Развитие исследовательского мышления. -
Формирование культуры работы в команде. -
Развитие способности ставить вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. |
Проектный метод обучения | -
Активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования. -
Дать возможность ученику учиться на собственном опыте и опыте других. -
Стимулировать познавательные интересы учеников. -
Дать возможность ученику получить удовольствие от своего труда, осознать ситуацию успеха. -
Развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление докладов, построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта. |
Разноуровневое обучение | -
Обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта. -
Создание положительного микроклимата на уроке. -
Эффективная организация учебного процесса при работе с различными категориями детей. |
Исследовательские методы обучения | - мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия); - умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации; - умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи; - специальных исследовательских умений и навыков. -
Развитие мышления обучающихся. -
Формирование основ научного мировоззрения и познавательной самостоятельности. -
Создание положительной мотивации учения и образования. -
Формирование глубоких, прочных и действенных знаний. -
Формирование умений и навыков самообразования, то есть формирование способов активной познавательной деятельности. |
Технология «Дебаты» | -
Развитие критического мышления. -
Развитие коммуникативной культуры и навыков публичного выступления. -
Формирование навыков исследовательской деятельности. -
Формирование навыков организационной деятельности. -
Формирование и развитие навыков, необходимых для ведения диалога. |
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) | -
Формирование умения работать сообща на единый результат. -
Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции. |
Контрольные точки корректировки знаний по русскому языку
6 класс
№п/п | Содержание материала |
1 | Безударные гласные, непроизносимые и плохо слышимые согласные в корне. Корень, окончание, основа, приставка, суффикс. |
2 | Правописание слов с двойными согласными, непроверяемыми гласными и согласными. Чередование согласных. Имя существительное. |
3 | Гласные после шипящих и ц. О—ё после шипящих и ц. Учимся ставить знаки препинания. Однородные члены предложения. |
4 | Разделительные твердый и мягкий знаки. Мягкий знак на конце слов после шипящих. |
5 | Корни с чередующимися гласными -лаг- — -лож-, -раст- — -ращ- — -рос-, -гар- — гор-, -клан- — -клон-, -зар- — -зор-. Корни с чередованием и—е (бир- — -бер-, -дир- дер- и др.). Корни с чередующимися гласными -кас- — -кос-, -равн- — -роен-. |
6 | Корни с чередующимися гласными -скак- — -скоч-, -мак- — -мок-(-моч-), -плав- — -плов- — -плыв-. Чередование -я-(-а-) — -им-(-ин-) в корнях. Учимся ставить знаки препинания. Запятые перед словами что, если, потому что, чтобы, где, когда, который, хотя, кроме, куда. |
7 | Гласные и согласные в приставках. Приставки рас- — рос- (раз- — роз-). |
8 | Приставки при- — пре-. И—ы после приставок на согласную. |
9 | Соединительные гласные о—е в сложных словах. |
10 | Слова с корнями пол-, полу-. Разбираем по членам предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. |
11 | Суффиксы -ушк-, -ышк- и др. Суффиксы -чик-, -щик- в словах, обозначающих профессии людей. . Суффиксы -ий-, -ец-. Суффиксы -ек-, -ик- или -чик-. Суффиксы -ищ-, -ещ-. Суффиксы -ин-к-, -енк- и -ен-к-. |
12 | Учимся ставить знаки препинания. Обращение. Вводные слова. Прямая речь. |
13 | Не с именами существительными. Имя прилагательное. |
14 | Имена прилагательные качественные, относительные, притяжательные |
15 | Суффиксы -к-, -ск- в именах прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. |
16 | Одно и два н в именах прилагательных. |
17 | Не с полными и краткими прилагательными. Учимся ставить знаки препинания. Сложное предложение. |
18 | Сложные прилагательные. |
19 | Глагол. Наклонение глаголов. |
20 | Спряжение глаголов. Мягкий знак после шипящих на конце глаголов повелительного наклонения |
21 | Переходные и непереходные глаголы. Суффиксы глаголов -ова-, -ева- и -ива-, -ыва- . Не с глаголами. Безличные глаголы. |
22 | Местоимение. Разряды местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях с частицами кое-, -либо, -то, -нибудь |
23 | Не и ни в отрицательных местоимениях. Наречие. |
24 | Числительные количественные, порядковые. Числительные простые, сложные, составные. |
25 | Правописание числительных. Сложные слова с числительными. |
26 | Употребление большой буквы в написании названий и имен. Перенос слов. Учимся ставить знаки препинания. Диалог. Обобщаем и повторяем. |
27 | Безударные гласные, непроизносимые и плохо слышимые согласные в корне. Непроверяемые гласные и согласные в корне. |
28 | Чередование гласных в корнях -лаг- — -лож-, -рост- — -рощ -рос-, корни с чередованием е—и, -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -клан- — -клон-, -зар- — -зор-, -равн- — -роен-, -скач- — -скоч-, -мак- — -мок- (моч), -плав- — -плов- — -плыв-. Слова с чередованием я—им. Чередование согласных в корнях. |
29 | Приставки на с—з, рас- рос- (раз- роз), при- пре-, буквы ы-и после приставок на согласную. Учимся ставить знаки препинания. Повторение. |
30 | Суффиксы существительных. Суффиксы прилагательных. Суффиксы глаголов. |
31 | Окончания существительных и прилагательных при изменении по падежам. Склонение существительных на -ия, -мя, -ие, -ий. |
32 | Безударные окончания глаголов I и II спряжения. Окончания глаголов повелительного наклонения. |
33 | Правописание порядковых числительных. |
34 | Правописание не со всеми частями речи. Не или ни в отрицательных местоимениях. Состав слова. Части речи. Члены предложения. Найдите «ошибки» в тексте «Детство Темы». |
7 класс
№п/п | Содержание материала |
1 | Однокоренные слова. Безударные гласные в корне слова. |
2 | Непроизносимые и плохо слышимые согласные. Двойные согласные. |
3 | Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. |
4 | Чередование гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова. |
5 | Приставки на с-з, приставки раз-(рас-) — -роз-(рос-), приставки при- — пре-. Гласные ы-и после приставок. Учимся ставить знаки препинания 1. Запятая перед а, но, да, что, чтобы, потому что, если, где, когда, который, кроме, хотя, куда. |
6 | Окончания имен существительных (на -ия, -мя, -ие, -ий, прилагательных, числительных) |
7 | Окончания глаголов (спряжение). Суффиксы глаголов. Учимся ставить знаки препинания. Тире между подлежащим и сказуемым. Простые предложения в составе сложного. |
8 | Суффиксы существительных. Суффиксы прилагательных. |
9 | Гласные и, а, у после шипящих и ц. О-е после шипящих. |
10 | Твердый знак после приставок и в сложных словах. Мягкий знак в середине слова и на конце слов после шипящих. |
11 | Учимся ставить знаки препинания. Однородные члены. Обобщающие слова. |
12 | Одно и два н в существительных, полных и кратких прилагательных. |
13 | Не с глаголами, существительными, прилагательными, местоимениями. |
14 | Не и ни для передачи отрицания. Не и ни для усиления утверждения. |
15 | Дефис в сложных словах и в словах с корнем пол-. Соединительные гласные в сложных словах. |
16 | Учимся ставить знаки препинания. Обращение. Вводные слова. Прямая речь. Диалог. |
17 | Причастие. Окончания причастий. Причастный оборот. |
18 | Действительное и страдательное причастия настоящего и прошедшего времени. |
19 | Н в кратких причастиях. Отличие кратких причастий от кратких прилагательных. |
20 | Одно и два н в причастиях и отглагольных прилагательных. |
21 | Не с полными и краткими причастиями. |
22 | Учимся ставить знаки препинания. Обособление причастных оборотов. |
23 | Деепричастие совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот. |
24 | Не с деепричастиями. |
25 | Учимся ставить знаки препинания. Обособление деепричастий и деепричастных оборотов. |
26 | Наречие. О и е на конце наречий после шипящих. Отличие наречий от кратких прилагательных. |
27 | Дефис в наречиях на -ому (ему), -цки, -ски, -ьи; в наречиях с частицами кое-, -либо, то, -нибудь; в сложных наречиях; в наречиях, образованных от числительных. Мягкий знак на конце наречий после шипящих. |
28 | Наречия с приставками из-, до-, с- и в-, на-, за-. Не и ни в отрицательных наречиях. |
29 | Отличие местоименных наречий с приставками от местоимений с предлогами. Не с наречиями на –о. |
30 | Возможность двоякого написания не с наречиями на –о. Учимся ставить знаки препинания. Обособление деепричастий, причастных и деепричастных оборотов. |
31 | Предлог. Дефис в предлогах. Производные предлоги. |
32 | Отличие производных предлогов от существительных с предлогами. |
33 | Союз. Союзы сочинительные и подчинительные. Союзы чтобы, тоже, также. Союзы зато, итак, притом. |
34 | Учимся ставить знаки препинания. Повторение. Обособленные члены предложения. |
8 класс
№п/п | Содержание материала |
1 | Подлежащее. Повторяем орфографию. Проверяемые гласные и согласные в корне слова. |
2 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. |
3 | Тире между подлежащим и сказуемым. Повторяем орфографию. Чередование гласных в корне. |
4 | Отсутствие тире между подлежащим и сказуемым. Неполные простые предложения. Повторяем орфографию. Приставки на с-з, приставки рас- — рос-,раз- — роз. Односоставные предложения. |
5 | Односоставные предложения: назывное, определенно-личное, неопределенно-личное, безличное, обобщенно-личное. Повторяем орфографию. Приставки при- — пре-. Развиваем орфографическую и пунктуационную зоркость. Сложные предложения. |
6 | Бессоюзное сложное предложение. Повторяем орфографию. Буквы и—ы после приставок. Буквы о—ё после шипящих. |
7 | Сложносочиненное предложение. Повторяем орфографию. Буквы и, а, у после шипящих. Буквы и—ы после ц. |
8 | Роль союза в предложении. Повторяем орфографию. Двойные согласные. Повторяем орфографию. Окончания существительных, прилагательных, числительных и причастий. Развиваем орфографическую и пунктуационную зоркость. Второстепенные члены предложения. |
9 | Дополнение. Прямое и косвенное дополнения. Повторяем орфографию. Суффиксы существительных, прилагательных, глаголов, причастий и деепричастий. |
10 | Определение. Согласованное и несогласованное определения. Повторяем орфографию. Одна и две буквы н. |
11 | Приложение. Повторяем орфографию. Твердый знак. |
12 | Обстоятельство. Основные виды обстоятельств. Повторяем орфографию. Мягкий знак. Развиваем орфографическую и пунктуационную зоркость. Однородные члены предложения. |
13 | Однородные члены предложения. Обобщающее слово при однородных членах предложения. Повторяем орфографию. Словарные слова. |
14 | Однородные и неоднородные определения. Развиваем орфографическую и пунктуационную зоркость. Обособленные члены предложения. |
15 | Обособленные члены предложения. Повторяем орфографию. Не слитно или раздельно. Обособленные слова, не являющиеся членами предложения |
16 | Обращение. Повторяем орфографию. Не или ни. |
17 | Вводные слова и словосочетания. Вводные предложения. Повторяем орфографию. Не или ни. |
18 | Отличие вводных слов от знаменательных. Повторяем орфографию. Словарные слова. |
19 | Сочинительные союзы при вводных словах. Повторяем орфографию. Глаголы повелительного и изъявительного наклонения. Повторение |
20 | Согласованное и несогласованное определения. Приложение. Определения, относящиеся к местоимениям. |
21 | Определения, оторванные от определяемого слова другими членами предложения. Определение как часть составного сказуемого. Повторяем орфографию. Слова с дефисом. |
22 | Обособленное и необособленное распространенное согласованное определение, стоящее после определяемого слова. |
23 | Распространенное приложение, стоящее после определяемого слова. Дефисное написание приложений, стоящих после имени нарицательного. Повторяем орфографию. Соединительная гласная в сложных словах. Развиваем орфографическую и пунктуационную зоркость. |
24 | Определение при именах собственных. Имена собственные в качестве приложений. Повторяем орфографию. Предлоги. |
25 | Определения и приложения, имеющие добавочное обстоятельственное значение. Повторяем орфографию. Одна и две буквы н в наречиях, кратких прилагательных и причастиях. |
26 | Несогласованные определения. Повторяем орфографию. Наречия. |
27 | Сравнительный оборот. Повторяем орфографию. Раздельное написание наречий. |
28 | Обособление деепричастного оборота и одиночного деепричастия. Обособленные обороты. Обособление обстоятельств причины, условия, уступки. |
29 | Обособление членов предложения с уточняющим, пояснительным или присоединительным значением. |
30 | Прямая речь. Повторяем орфографию. Словарные слова. |
31 | Способы передачи диалога. Повторяем орфографию. Союзы. Частицы |
32 | Цитата. Эпиграф. Развиваем орфографическую и пунктуационную зоркость |
33 | Сложноподчиненное предложение. Понятие о придаточных предложениях. Запятые перед если, где, когда, который, хотя. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными |
34 | Сложноподчиненные предложения со сложными союзами типа благодаря тому, что, в силу того что и др |
Краткая характеристика слабоуспевающих обучающихся
№п/п | Фамилия Имя | Класс | Предмет | Причины неуспеваемости | Виды и формы ликвидации пробелов в знаниях |
1. 2. | Панкратов Артём Чернобаенко Никита | 6 | Русск. яз. | 1.Нестабильные теоретические знания 2.Трудности при написании сочинений и изложений 3.Невыполнение д/з из-за (п.1) 4.Нет домашнего контроля по проверке, выполнения д/з. 5.Частые пропуски занятий по состоянию здоровья | 1.Регулярный и систематический опрос, индивидуальные задания, участие в конкурсах и олимпиадах 2.Развитие речи через различные виды и формы упражнений 3.Индивидуальное разъяснение с последующим выполнением задания 4.Индивидуальные беседы с обуч., кл.рук., род. |
Литерат. | 1.Слабая техника чтения 2.Неумение понять и пересказать прочитанное с первого раза 3.Не способны выучить наизусть стихотворение в полном объёме в установленный срок 4.Испытывает трудности при анализе эпических и лирических текстов 5. Недостаточная домашняя подготовка 6.Нет домашнего контроля по проверке д/з | 1.Постоянная индивидуальная работа с применением разных видов чтения 2.Пересказ прочитанного по наводящим вопросам, индивидуальные задания 3.Индивидуальные задания (выразительное чтение с листа, заучивание произведения в неполном объёме (если не справляется с зад.) 4.Индивидуальные консультации, следить за выполнением работы 5. Регулярный и систематический опрос, индивидуальное д/з, следить за выполнением д/з 6. Индивидуальные беседы с обуч., кл.рук., род. |
1. 2. 3. | Грудев Станислав Дубровская Варвара Рязанцева Анна | 7 | Русск. яз. | 1.Нестабильные теоретические знания. 2. Трудности при написании сочинений и изложений 3.Частые пропуски занятий по состоянию здоровья. 4.Нет домашнего контроля по проверке, выполнения д/з. | 1.Регулярный и систематический опрос с применением разноуровневых заданий, участие в конкурсах и олимпиадах 2. Развитие речи через различные виды и формы упражнений 3. Дополнительные задания по пропущенным темам с предварительным объяснением материала (по необходимости) |
Литерат. | 1.Средняя техника чтения 2.Неумение понять и пересказать прочитанное с первого раза 3.Испытывает трудности при анализе эпических и лирических текстов 4. Недостаточная домашняя подготовка | 1.Постоянная индивидуальная работа с применением разных видов чтения 2.Пересказ прочитанного по наводящим вопросам, индивидуальные задания 3.Индивидуальные консультации, следить за выполнением работы 4. Регулярный и систематический опрос, индивидуальное д/з, следить за выполнением д/з |
1. 2. 3. | Гуз Никита Керш Алина Ядройцев Андрей | 8 | Русск. яз. | 1.Нестабильные теоретические знания 2.Частые пропуски по состоянию здоровья 3.Частое невыполнение д/з из-за отсутствия мотивации 4.Нет домашнего контроля по проверке выполнения д/з | 1.Регулярный и систематический опрос, индивидуальные задания, участие в конкурсах и олимпиадах 2. Дополнительные задания по пропущенным темам с предварительным объяснением материала (по необходимости) 3.Индивидуальные беседы о важности умения учиться, регулярный и систематический опрос, контроль за выполнением д/з 4.Индивидуальные беседы с обуч., кл.рук., род. |
Литерат. | Недостаточная домашняя подготовка из-за отсутствия контроля со стороны родителей по проверке выполнения д/з | Регулярный и систематический опрос, индивидуальное д/з, следить за выполнением д/з |
Отчёт учителя-предметника о работе со слабоуспевающими обучающимися за _____ четверть Класс_____________________
Ф.И.О. обучающихся_____________________________________________________________________________________________________
№ | Дата | Использованный вид опроса (устный, письменный, индивидуальный и др. | Формы ликвидации пробелов (уроки, консультации, дополнительные занятия) | Результат работы |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
№ | Дата | Использованный вид опроса (устный, письменный, индивидуальный и др. | Формы ликвидации пробелов (уроки, консультации, дополнительные занятия) | Результат работы |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Учёт бесед с родителями слабоуспевающих обучающихся учителя-предметника
Дата проведения | ФИ обучающегося | Цель беседы | Решение |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Дата проведения | ФИ обучающегося | Цель беседы | Решение |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Советы при работе со «слабоуспевающими»
1. Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
2.Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
3.Каждый урок - продолжение предыдущего. Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала - один из приёмов работы со «слабыми» учениками.
4.Вселяя «слабым» веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
5.Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
6.Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
7.Общение - главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе - не получите и результатов обучения.
8.Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход - займутся своими делами.
9.Начав целенаправленно работать со «слабыми», помните: спустя короткое время их среда вновь расколется - на способных, средних и ... «слабоуспевающих».
10.Научитесь привлекать к обучению «слабых» более сильных ребят. При этом выигрывают все стороны: сильные закрепляют знания, слабые учатся, а учитель получает доступ к наиболее «слабым». Изложили материал, опросили «сильных» - посадите их к «слабым», и пусть продолжается учёба.
11.Помните: у слабоуспевающих плохо развито абстрактное мышление, лучше – наглядно образное. Ищите образ в изучаемом материале. Привлекайте к изложению такие занимательные средства, которые воздействовали бы на эмоции, чувства, интерес к учению (музыке, поэзию, живопись, слайды, образный показ).
12. Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
13. Кроме этих основных правил существуют ещё и некоторые другие, а именно: не ставь оценку ученику, пока не научишь его. Помни, что есть ученики (их немного), которые не всё могут освоить. Не убивай оценками в них человека.
14. He ставьте ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа.
16. Путем правильной тактики опросов и поощрения нужно формировать у детей уверенность в знаниях и в себе.
17. Неудачи учеников следует оценивать осторожно, так как они и сами болезненно относятся к ним.
18. Не требовать немедленного включения в работу, так как их активность возрастает постепенно.
19. Оценивай действия, а не личность.
20. Ставьте перед ребенком реальные задачи, учитывая его возможности.
21. Используйте позитивную оценку: замечайте в ребенке положительные качества, авансируйте успех.
22. Формируйте положительную мотивацию к учению.
23. Используйте опоры, схемы, памятки.
24. Учитывайте состояние здоровья детей.
25. Не раздражайтесь, будьте терпимы и настойчивы. Помните: максимум поощрения, минимум наказания!