СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что же понимается под термином «одаренность»? В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним.

В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

  • Интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
  • Креативности (творческие способности – способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи);
  • Настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу)

Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми на уроках биологии и во внеурочное время»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Тылгынинская средняя общеобразовательная школа им. И.Н.Ханды»


















Работа с одаренными детьми

на уроках биологии и во внеурочное время









Учитель биологии и химии

I квалификационной категории

Филиппова Анна Павловна



























с. Тылгыны 2018

I. Теоретическая часть

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего такие дети вырастают в определенных условиях. Большое значение имеет атмосфера, система ценностей той среды, в которой растет и обучается одаренный ребенок. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Задача семьи в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Что же понимается под термином «одаренность»? В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним.

В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

  • Интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);

  • Креативности (творческие способности – способности человека принимать творческие решения, принимать и создавать принципиально новые идеи);

  • Настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу)

Кроме того, он выделил знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин «одаренность» - «потенциал».

Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Есть дети со скрытой одаренностью, таких детей надо развить, дать им возможность проявить себя, показать свои способности. Если не разглядеть его, то этот дар природы так и останется не востребованным.

Одаренные дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Их отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; во внеурочное время, в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  • Выявления способных детей;

  • Развитие творческих способностей на уроках;

  • Развитие способностей во внеурочной деятельности;

  • Создание условий для всестороннего развития одаренных детей;

Выявления одаренных детей:

Для выявления способных детей я использую различные варианты наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, во время урока, во внеурочной деятельности). Устраиваю конкурсы, предметные олимпиады, с вовлечением большинства своих учеников. Особенно присматриваюсь за детьми, которые неожиданно проявили интерес к предмету.

Развитие творческих способностей на уроках:

На всех этапах урока биологии я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные комбинированные, с недостающими или лишними данными. Я стараюсь показать учащимся, что знание биологии необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты. Систематически провожу уроки с практической направленностью, включающие в себя задачи естественнонаучного содержания, проектные работы, уроки-экскурсии. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь. Кроме того я использую информационные технологии. Эффективная работа на уроках невозможна без разнообразных образовательных ресурсов, требующих постоянного обновления и пополнения. Сегодня это учебные пособия, интерактивные задания, материалы ЕГЭ и ОГЭ итд.

Развитие способностей во внеурочной деятельности:

В моей деятельности, как учителя биологии, внеурочная работа занимает важное место. Содержание внеурочной работы значительно выходит за рамки учебной программы и определяется интересами учащихся, что позволяет значительно расширить и углубить знания, применять их в жизненных ситуациях.

Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по биологии. Организация исследовательской деятельности в познавательном процессе. Стараюсь целенаправленно выявлять склонности детей, предлагаю им темы работ в соответствии с их интересами и возможностями. Я позволяю ребятам самим выбирать и предлагать содержания занятия, здесь я выступаю в роли помощника. А ученик – экспериментирует, вносит новшества. Индивидуальный труд учащихся во время занятия заключается в том, что под общим моим руководством ребята самостоятельно выполняют интересующие их работы. Для успешного выполнения намеченных целей я учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей.

Создание условий для всестороннего развития одаренных детей:

Создаю условия для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижением им духовно-нравственных и культурных ценностей.



II. Практическая часть



Пенный фонтан

А может ли пена образовываться сама по себе без встряски и быть к тому же цветной?

Пена - это пузырьки, заполненные газом. Значит, для ее образования нужно какое-то вещество, из которого будут состоять стенки пузырьков, и газ, который будет их заполнять. Например, мыло и воздух. Когда мыло добавляют в воду и перемешивают, воздух попадает в эти пузырьки из окружающей среды. Но газ можно получить и другим путем – в процессе химической реакции.

Для проведения эксперимента понадобятся:

таблетки гидроперита;

марганцовка;

жидкое мыло;

вода;

стеклянный сосуд с узким горлом (желательно красивый);

стаканчик;

молоток;

поднос.

Постановка опыта

  • Воспользовавшись молотком, растолките таблетки гидроперита в порошок и высыпьте его в колбу.

  • Поставьте колбу на поднос.

  • Добавьте жидкого мыла и воды.

  • Приготовьте в стаканчике водный раствор марганцовки и влейте его в колбу с гидроперидом.

Результат и научное объяснение:

После слияния растворов перманганата калия (марганцовки) и гидроперида (перекиси водорода) между ними начнет происходить реакция, сопровождающаяся выделением кислорода.

4KMnO4 + 4H2O2 = 4MnO2+ 5O2 + 2H2O + 4KOH

Под действие кислорода присутствующее в колбе мыло начнет пениться и вылизать из колбы, образуя своеобразный фонтан. За счет марганцовки часть пены будет окрашиваться в розовый цвет.

Важно: стеклянный сосуд должен иметь узкое горлышко.

Полученную пену в руки не брать!

Веселый шарик

Что за день рождения без воздушных шариков? Покажите детям шарик и спросите, как его надуть. Ребята, конечно же, ответят, что ртом. Объясните, что шарик надувается за счет углекислого газа, который мы выдыхаем. Но надуть им шарик можно и по-другому.

Для проведения эксперимента понадобятся:

сода;

уксус;

бутылка;

воздушный шарик.

Постановка опыта:

  • Насыпьте внутрь воздушного шарика чайную ложку соды.

  • Налейте в бутылку уксуса.

  • Наденьте шарик на горлышко бутылки и высыпьте соду в бутылку.

Результат и научное объяснение:

Как только сода и уксус вступят в контакт, начнется бурная химическая реакция, сопровождающаяся выделением углекислого газа CO2. Воздушный шарик начнет на глазах надуваться.

CH3—COOH + Na+[HCO3]→ CH3—COO− Na+ + H2O + CO2

Если взять шарик-смайлик, это произведет на ребят еще большее впечатление. По окончанию опыта завяжите шарик и вручите его имениннику.


Хамелеон

Могут ли жидкости менять свой цвет? Если да, то почему и как? Перед тем, как ставить эксперимент, обязательно задайте эти вопросы. Пускай подумают. Вспомнят про то, как окрашивается вода, когда в ней полощешь кисточку с краской. А можно ли обесцветить раствор?

Для проведения эксперимента понадобятся:

крахмал;

йод;

спиртовая горелка;

пробирка;

стакан;

вода.

Постановка опыта:

  • Насыпьте щепотку крахмала в пробирку и добавьте воды.

  • Капните йода. Раствор окрасится в синий цвет.

  • Зажгите горелку.

  • Нагрейте пробирку до обесцвечивания раствора.

  • Налейте в стакан холодной воды и погрузите туда пробирку, чтобы раствор остыл и снова окрасился в синий.

Результат и научное объяснение:

При взаимодействии с йодом раствор крахмала окрашивается в синий цвет, поскольку при этом образуется соединение темно-синего цвета I2*(C6H10O5)n. Однако это вещество неустойчиво и при нагревании снова распадается на йод и крахмал. При охлаждении реакция идет в другую сторону, и мы опять видим, как раствор синеет. Эта реакция демонстрирует обратимость химических процессов и их зависимость от температуры.

I2 + (C6H10O5)n = I2*(C6H10O5)n

(йод - желт.) (крахмал - прозр.) (темно-синий)


Резиновое яйцо

Все дети знают, что яичная скорлупа очень хрупкая и от малейшего удара может разбиться. Вот было бы хорошо, если бы яйца не бились! Тогда можно было бы не переживать, как донесешь яйца домой, когда мама посылает тебя в магазин.

Для проведения эксперимента понадобятся:

уксус;

сырое куриное яйцо;

стакан.

Постановка опыта:

  • К этому опыту нужно готовиться заранее. За 3 дня до опыта налейте в стакан уксуса и поместите в него сырое куриное яйцо. Оставьте на трое суток, чтобы скорлупа успела полностью раствориться.

  • Покажите стакан с яйцом и предложите всем вместе произнести волшебное заклятье: «Трын-дырын, бум-бурым! Яйцо, стань резиновым!».

  • Достаньте яйцо при помощи ложки, оботрите салфеткой и продемонстрируйте, как оно теперь может деформироваться.

Результат и научное объяснение:

Яичная скорлупа состоит из карбоната кальция, который при реакции с уксусом растворяется.

CaCO3 + 2 CH3COOH = Ca(CH3COO)2 + H2O + CO2

Благодаря наличию пленки между скорлупой и содержимым яйца, оно сохраняет свою форму.


Секретное письмо

Все любят все загадочное, а потому этот эксперимент наверняка покажется всем настоящим волшебством.

Возьмите обыкновенную шариковую ручку и напишите на листе бумаги секретное послание от инопланетян или нарисуйте какой-то тайный знак, о котором нельзя знать никому, кроме присутствующих.

Когда все прочитают, что там написано, скажите, что это большая тайна и надпись надо уничтожить. Причем стереть надпись вам поможет волшебная вода. Если обработать надпись раствором марганцовки и уксуса, затем перекисью водорода, то чернила смоются.

Внимание! Этот эксперимент следует проводить особенно осторожно, чтобы реактивы не попали на руки и одежду. Смеси очень едкие.

Для проведения эксперимента понадобятся:

марганцовка;

уксус;

перекись водорода;

колба;

ватные палочки;

шариковая ручка;

лист бумаги;

вода;

бумажные полотенца или салфетки;

утюг.

Постановка опыта:

  • Нарисуйте на листе бумаги шариковой ручкой рисунок или надпись.

  • Насыпьте в пробирку немного марганцовки и добавьте уксуса.

  • Смочите ватную палочку в этом растворе и проведите по надписи.

  • Возьмите еще одну ватную палочку, смочите ее водой и смойте полученные разводы.

  • Промокните салфеткой.

  • Нанесите на надпись перекись водорода и еще раз промокните салфеткой.

  • Прогладьте утюгом или положите под пресс.

Результат и научное объяснение:

После всех манипуляций вы получите чистый лист бумаги, что очень удивит всех.

Перманганат калия — очень сильный окислитель, особенно если реакция происходит в кислой среде:

МnO4ˉ+ 8Н+ + 5 еˉ = Мn2+ + 4 Н2O

Крепкий подкисленный раствор марганцовки буквально сжигает многие органические соединения, превращая их в углекислый газ и воду. Для создания кислой среды в нашем эксперименте используется уксусная кислота.

Продуктом восстановления перманганата калия является диоксид марганца Мп02, имеющий бурую окраску и выпадающий в осадок. Чтобы его удалить, мы используем пероксид водорода Н2O2, восстанавливающий нерастворимое соединение Мп02 до хорошо растворимой соли марганца (II).

МnO2 + Н2O2 + 2 Н+ = O2 + Мn2+ + 2 Н2O


Сила мысли

Перед постановкой эксперимента спросите, как затушить пламя свечи. Конечно же, Вам ответят, что свечку надо задуть. Спросите, верят ли они, что вы сможете загасить огонь пустым стаканом, произнеся волшебное заклинание?

Для проведения эксперимента понадобятся:

уксус;

сода;

стаканы;

свечи;

спички.

Постановка опыта:

  • Насыпьте в стакан соды и залейте ее уксусом.

  • Зажгите несколько свечей.

  • Поднесите стакан с содой и уксусом к другому стакану, немного переклонив его, чтобы полученный в процессе химической реакции углекислый газ перетек в пустой стакан.

  • Пронесите стакан с газом над свечами, как бы поливая им пламя. При этом сделайте загадочное выражение лица и произнесите какое-нибудь непонятное заклинание, например: «Куры-буры, муры-пли! Пламя, больше не гори!».

Результат и научное объяснение:

При взаимодействии соды и уксуса выделяется углекислый газ, который, в отличие от кислорода, не поддерживает горение:

CH3—COOH + Na+[HCO3]→ CH3—COO− Na+ + H2O + CO2

CO2 тяжелее воздуха, а потому не улетает вверх, а оседает вниз. Благодаря этому свойству мы имеем возможность собрать его в пустой стакан, а потом «вылить» на свечи, тем самым загасив их пламя.







III. Результат работы


Призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

по биологии


Фамилия Имя учащегося

Класс

Дата

Результат

1

Филиппова Алена

11

Декабрь, 2002 г

4 место

2

Алексеева Туярыма

11

Декабрь, 2008 г


3 место

3

Алексеев Кирилл

9

3 место

4

Филиппова Стеша

8

3 место

5

Алексеев Кирилл

10

Декабрь, 2009 г


3 место

6

Филиппова Стеша

9

3 место

7

Максимов Андриан

11

Декабрь, 2010 г


2 место

8

Филиппова Стеша

10

2 место

9

Васильева Алена

7

Декабрь, 2011 г

3 место

10

Иванова Валерия

7

Декабрь, 2012 г

3 место

11

Филиппов Ника

9

Декабрь, 2013 г

5 место

12

-

-

Декабрь, 2014 г

-

13

Кононова Оля

7

Декабрь, 2015 г

1 место

14

Филиппов Ника

11

3 место

15

-

-

Декабрь, 2016 г

-

16

Спиридонов Айтал

8

Декабрь, 2017 г

1 место











  1. Васильев Ганя – Выпуск 2004 г

- ЯГУ БГФ Биолог

- аспирантура

  1. Алексеев Кирилл – Выпуск 2011 г

- СВФУ ИЕН Биология, бакалавр

- СВФУ ИЕН Магистратура

- Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН, аспирантура

  1. Петрова Туяра - Выпуск 2013 г

- СВФУ ИЕН Химическая технология, бакалавр

- Московский государственный технический университет им Е.Э.Баумана, магистратура