МБОУ «СОШ № 48 г.Нижнеудинск»
Учитель английского языка,
Горностаева Елена Юрьевна
Работа в группах на уроках английского языка
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования нацеливает на приоритетное направление по формированию общеучебных умений и навыков, поэтому на уроках важна активная позиция ученика для решения учебной задачи. Обучающиеся учатся навыкам самостоятельной деятельности при использовании парной и групповой работы и также становятся равноправными участниками образовательного процесса.
Каждый учитель хочет воспитать ученика, который умеет учиться, хочет обучить детей умению спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний. Психологи давно определили, что двигателем самостоятельного мышления, познавательной активности ребенка является не индивидуальная работа под руководством взрослого, а сотрудничество в группах совместно работающих детей.
Работа в группах помогает решить задачи образования.
Групповой метод обучения выделяет три основные задачи:
Конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
Коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри группы и за её пределами;
Социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адаптации в сообществе.
Существуют 2 вида групповой работы: дифференцированный и единый. При едином виде работы все группы выполняют одинаковые задания.
При дифференцированном - разные группы выполняют разные задания в рамках общей для всех учащихся темы.
В групповом обучении можно выделить четыре основных принципа :
- социальное взаимодействие участников группы
- позитивная взаимозависимость
- личная ответственность каждого из членов группы
- равное количество работы каждого.
Групповые технологии как коллективная деятельность предполагают:
взаимное обогащение учащихся в группах;
организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
распределение начальных действий и операций (задается системой заданий, обуславливающихся особенностями изучаемого объекта);
коммуникацию, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание и благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия;
обмен способами действия – задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности – решения проблемы;
взаимопонимание – диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;
рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке является:
1) класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
2) каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
3) задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
4) состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Элементы технологического процесса групповой работы:
I Подготовка к выполнению группового задания.
1.Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
2.Инструктаж о последовательности работы.
3.Раздача дидактического материала по группам.
II Групповая работа.
1.Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
2.Распределение заданий внутри группы.
3.Индивидуальное выполнение заданий.
4.Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
5.Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
6.Подведение итогов группового задания.
III Заключительная часть.
1 .Сообщение о результатах работы в группах.
2.Анализ познавательной задачи, рефлексия.
3.Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя для групп.
В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя кропотливой работы.