Методическая разработка урока истории в 5 классе
(в соответствии с требованиями ФГОС )
Тема урока: «Рабство в Древнем Риме. Восстание Спартака»
Цель урока: сформировать знание о рабовладельческом хозяйстве Рима и восстании Спартака.
Задачи:
- способствовать развитию информационной культуры учащихся (навыков поиска, анализа, отбора, представления информации);
- формировать познавательный интерес к истории;
- создать прочную базу знаний о специфике института рабства в Древнем Риме и причинах поражения восстания Спартака;
- способствовать умению создавать исторический портрет, работать с историческим источником, картой
Тип урока: урок изучения нового материала
Применяемые технологии: игровая, логического мышления
Планируемые результаты:
Предметные: развитие умений работать с различными источниками информации, самостоятельное извлечение необходимых знаний, овладение понятиями по теме
Метапредметные: 1. регулятивные (волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по специфике деятельности;
2. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточное и полное выражение своих мыслей, формирование своей линии поведения
3.познавательные:анализ, синтез, сравнение, обобщение, структруирование знания, построение речевых высказываний
Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах; воспитание уважения к правам и свободам человека
Методы обучения: проблемный, эвристический, игровой
Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная
Уровни заданий: многоуровневые
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, карточки с заданиями, текст документа, отрывок из художественных произведений и художественного фильма
Основные понятия: раб, рабство, рабовладельческая республика, права и свободы человека, имение, рынки рабов, школы гладиаторов, гладиаторы
Имена: Спартак, Цицерон, Марк Порций Катон, Колумелла, М.Ю.Лермонтов, Ю.Розвадовский,Красс
Географические названия: Сицилия, Везувий, Рим, Капуя
Технологическая карта
№ п/п | Этап | УУД | Деятельность | ЭОР | Время (в мин.) |
Учитель | Учащиеся |
1. | Оргмомент | Уметь подготовиться к уроку Л: доброжелательное отношение к окружающим | Приветствует учеников, организует игровую ситуацию | Приветствуют учителя и гостей, делят статусные роли. | Слайды | 3 минуты |
2. | Актуализация опорных знаний. Микромодуль интригующего образа | Умение применять ранее полученные знания | Ставит вопросы, позволяющие определить тему и проблему урока путем ассоциативной догадки и логического рассуждения : о какой цивилизации пойдет речь | Формулируют тему и проблему урока, выдвигают версии решения проблемы, указывают возможные направления работы | Слайды | 3 минуты |
3. | Микромодуль самостоятельного действия для групп среднего уровня. Рефлексия | П.: выдвигать гипотезы о связи объектов, выбирать линии сравнения. Умение применять ранее полученные знания, самостоятельно извлекать информацию из основных и дополнительных источников, определять источники рабства, применение труда рабов, особенности труда рабов в имении, специфику жизни гладиаторов и их положении в римском обществе, определять причины восстания рабов Л.: умение вести диалог на основе равноправных отношений, взаимного уважения и принятия идей Р.: умение видеть цель и определять задачи деятельности. | Предлагается самостоятельная работа с учебником, информационными ресурсами, зрительным рядом, картой | Отвечают на вопросы, применяют самостоятельный поиск информации, работают в группе и индивидуально, составляют маршрутную карту, обобщают материал, делают обобщающие выводы | Слайды , рисунки учебника | 15 минут |
5. | Микромодуль самостоятельного действия для группы высокого. уровня подготовленности. Рефлексия | К.: использовать речевые средства для выражения своих мыслей, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение, аргументировать и координировать его с мнениями других учащихся Л.:нравственная ориентация, обеспечивающая моральный выбор. П.: выдвигать гипотезы о связи объектов, выбирать линии сравнения, выполнять логические операции, синтезировать информацию Р.: умение видеть цель и определять задачи деятельности Текущий контроль
| Определяет направления деятельности теоретиков | Теоретики делают самостоятельные выводы, практики фиксируют их в маршрутных картах | Слайды | 10 минут |
6. 7. 8. | Микромодуль самостоятельного действия. Рефлексия Д/З:К/К;Т/З. Рефлексия | П.: Умение подводить итоги урока, объективно оценивать свою деятельность Л.: нравственная ориентация, обеспечивающая моральный выбор. К.: использование языковых средств для отображения мыслей. П.: Умение подводить итоги урока Р.: умение планировать свою деятельность, способность оценивать свою и чужую деятельность, самоконтроль, самооценка Итоговый контроль Л.: нравственная ориентация, обеспечивающая моральный выбор. | Оценивает деятельность микрогрупп, отмечает деятельность наиболее активных учащихся | Делают самостоятельные выводы, обобщают | Слайды Тесты Отрывок из фильма «Спартак». | 5 минут 5 минут 5 минут |
Оборудование:
учебник: Всеобщая история. Истрия древнего мира. Авторы А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая, под редакцией А.А. Искендерова, М., «Просвещение», 2015 г.
компьютер, презентация,
отрывки из документов,
творческие работы детей,
карта «Восстание Спартака»