СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рачительный хозяин

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказать детям кто такой рачительный хозяин и как им стать

Просмотр содержимого документа
«Рачительный хозяин»


Цели :

1. Дать понятие рачительного хозяина.

2.Формировать у детей способность быть экономным владельцем, пользователем и распорядителем какого-либо имущества.

Ход занятия

  1. Организационный момент

  2. Определение целей

  3. Беседа Воспитателя:

- Почему мы приступаем к изучению правил рачительного ведения хозяйства?

- Это очень важно для каждого, кто хочет быть рачительным хозяином. Итак, ты мечтаешь стать хорошим хозяином. А кто такой хозяин?

Дети:

1 . То же, что владелец. Хозяин дачи. Без хозяина дом сирота (посл.).

2.  Полновластный распорядитель. Отец- хозяин в доме. Хозяин своей судьбы, Х.озяин положения (о том, кто можетнезависимо действовать в данной обстановке, распоряжаться, решать сам).

3. Человек, который ведёт хозяйство, хозяйственные дела. Хороший,  расчётливый хозяин

4. Лицо, пользующееся наёмным трудом, частный наниматель. Хозяин и  работник.

5. Глава дома, семьи, хозяйства. Хозяин рад гостям.

6. Обращение к тому, кто распоряжается, ведает чем-нибудь (прост.).

7. Муж, супруг (прост.).

8. О начальнике по отношению к подчинённым (прост.).

Воспитатель:

- Объясните значение выражений:

Хозяин своего слова человек, который верен своему слову, держит его.

Без хозяина решить (рассчитать) (неод.) решить, сделать что-нибудь без ведома того, кто должен решать, делать (о том, кто просчитался в своих действиях, расчётах).

Воспитатель:

- В России с древних времён хозяином называли главу семейства, дома. В русском языке термин «хозяин» всегда сочетался с терминами «старательный», «усердный в исполнении», «разумный», «бережливый».



- То есть хозяином можно назвать того человека, кто владеет, пользуется и распоряжается имуществом или другими разными ресурсами разумно, экономно.

- Попробуйте составить перечень черт личности, которые присущи рачительному хозяину.

Воспитатель открывает на доске схему, дети заполняют её.

Рачительный хозяин ответственный за всё,

происходящее в хозяйстве

обязательный трудолюбивый

уважает и поддерживает порядок

уважительно относится расчётливый

к чужому имуществу усердный

ценит время в решениях и действиях

ответственный знает цену имуществу

заботливый

Воспитатель:

- Каждый из нас является хозяином какого-либо имущества. Однако, к сожалению, не каждого можно назвать хорошим, рачительным хозяином.

- А можешь ли ты назвать себя хорошим хозяином личного и семейного имущества?

- Ты являешься хозяином своих школьных принадлежностей, разных книг, велосипеда, ролика и т.д.

- Сейчас, заполняя таблицу, ты определишь, как владеешь (насколько бережлив) своими вещами.

«Схема эффективности владения»

Название предмета

Показатели качества владения предметом (от 0 до 5 баллов)

итог

Внешний вид

Чистота, ухоженность

«Возраст» предмета

Соответствие «возраста» внешнему виду

Книга

Плеер

телефон

Воспитатель:

- Теперь проверьте себя (шкала итоговых показателей качества владения конкретным предметом на доске):

16-20 баллов – ты бережно и эффективно владеешь предметом;

12-15 баллов – тебе как владельцу предмета стоит бережнее относиться к нему;

8-12 баллов – к тебе есть существенные претензии как к владельцу предмета;

Менее 8 баллов – ты плохой владелец.

- Какой можно сделать вывод после анализа этой таблицы? (она позволяет лучше увидеть проблемы, над которыми необходимо работать, чтобы стать хорошим владельцем).


Воспитатель:

- Следующее, что должен уметь рачительный хозяин, - это быть хорошим пользователем. Как оценить качество пользования тем или иным предметом? (например, учебник).

Заполните таблицу, поставив себе баллы от 0 до 10
№ п/п

Основные показатели

Число баллов (0-10)

1

Использование предмета по назначению



2

Сохранение предметом потребительских

свойств



3

Соотношение потребительских

свойств предмета и его «возраста»



4

Внешний вид предмета (отсутствие внешних повреждений, царапин и др.)



5

Степень изношенности предмета

Общее число баллов

- Если в результате исследования ты получил от 45 до 50 баллов, то можно говорить об эффективном пользовании данным предметом. Если набрано меньше 45 баллов, то следует пересмотреть свои привычки в отношении пользования им.

Воспитатель:

- Каждый человек, в том числе и ты, в разных ситуациях может быть разным пользователем. Попробуй оценить себя как пользователя предметов личного, семейного и общественного потребления. Работаем с таблицей.

(Самостоятельная работа с таблицей. Таблицы на партах для каждого учащегося)


Экономическая роль человека

Предметы пользования

Самооценка (от 2 до 5)

Пользователь личного имущества

Школьные принадлежности, игрушки, личная одежда…

Пользователь семейного имущества

Телевизор, холодильник, предметы мебели…

Пользователь общего имущества

Вагоны трамвая, скамейки на улице, кабинки лифтов, школьная мебель…

Шкала самооценки по пользованию предметами (на слайде):

5 – используется по назначению рационально, согласно требованиям и инструкции по эксплуатации;

4 – имеются незначительные отклонения от рациональной эксплуатации;

3 – имеются неоднократные отклонения от рациональной эксплуатации как правило, существенные), а также отмечены отдельные случаи использования не по назначению;

2 – предмет используется не по назначению, нерационально и со значительными нарушениями правил и инструкций по эксплуатации.

Воспитатель:- Что у вас получилось?- К сожалению, не всегда мы относимся к общественной собственности так же, как к личной или семейной.

- Существует неутешительная статистика, как быстро разные предметы потребления теряют свои потребительские свойства.

- Посмотрите на график уменьшения потребительских свойств лифтов. Лифт, рассчитанный не менее чем на 20-25 лет эксплуатации, практически полностью выходит из строя через 10 лет.

Воспитатель - Точно так же можно наблюдать эксплуатацию школьной мебели…

- Какой сделаем вывод об эксплуатации общественной собственности? (Любую собственность нужно беречь, потому что всё стоит денег). Обсуждение детьми.


- Итак, оказывается, экономическая роль, которую мы играем чаще всего, роль пользователей, удаётся нам меньше всего, потому что не всегда мы выполняем свои обязанности по отношению к разным предметам. Попробуйте продолжить перечень обязанностей пользователя, который приведён на слайде:

На слайде:

Пользователь имущества – личного, семейного, общественного – обязан:

- пользоваться этим имуществом только по назначению;

- не причинять ущерба имуществу, приводящего к уменьшению срока его использования;

- бережно обращаться с ним и заботиться об исправности

Воспитатель:

- Эти правила, ребята, должны остаться не только на доске. Вы должны их запомнить и стараться быть рачительными хозяевами повсюду.

Итоги занятия:

- Итак, подведём итоги нашего знакомства с понятием «рачительный хозяин».

  • Прежде всего мы узнали, кто такой рачительный хозяин.

  • Узнали, что хозяин должен уметь владеть, пользоваться и распоряжаться каким-либо имуществом.

  • Научились исследовать, какие мы владельцы, пользователи и распорядители

  • Выработали свод обязанностей пользователя

  • И делаем вывод, кого можно назвать рачительным хозяином?

Итоговое слово воспитателя:

- Учитесь быть рачительными хозяевами сегодня. Учитесь покупать столько продуктов, сколько ваша семья в состоянии употребить. Учитесь бережно расходовать электроэнергию. Учитесь приобретать только необходимые вещи. Учись… И тогда все увидят, что в доме появился новый рачительный хозяин!



Государственное автономное учреждение Амурской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Семиозерский детский дом»













Подготовила : Чернова Н.Н.











2017г.