СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Ради жизни на Земле..."

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит учащихся с творчеством поэтов-фронтовиков, со             стихами, посвященными подвигам нашего народа в Великой Отечественной войне; звучит            рассказ о значении поэзии в годы войны.  

Просмотр содержимого документа
«"Ради жизни на Земле..."»

«Ради жизни на земле…»

Поэтическая летопись войны

Мы не знали любви,

Не изведали счастья ремесел –

Нам досталось на долю

Нелегкая участь солдат.

С. Гудзенко

Цель: познакомить учащихся с творчеством поэтов-фронтовиков, со

стихами, посвященными подвигам нашего народа в ВОв;

рассказать о значении поэзии в годы ВОв; развивать у учащихся

навыки работы с поэтическим текстом; развивать патриотические

чувства.

Оборудование: аудио записи песен военных лет, портреты поэтов,

иллюстрации на тему войны.


Содержание урока 1. Вступительное слово учителя.


Какой праздник, большой юбилей скоро будет отмечать наша страна? Все готовятся к нему, взрослые и дети, школьники и ветераны.

Вот и мы с вами сегодня поговорим о литературе военных лет.

Истинная поэзия всегда была голосом народа, выражала его чувства, мысли и чаяния, оплакивала утраты и воспевала победы.

Героическое прошлое нашей Родины отражено в фольклоре, литературе и искусстве позднейших эпох. Народ помнит своих легендарных стражей – Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича.

Поэты, многие из которых сами были воинами, рассказывали современникам и потомкам о смелости русского солдата на поле сражения.

Судьба России сложилась так, что ей пришлось не однажды защищать свои границы от захватчиков, посягавших на ее свободу.

Особенно мощно патриотическая тема зазвучала в Отечественную войну 1812 года. Важную страницу в книгу о воинском подвиге вписал М.Ю.Лермонтов. / «Бородино»/

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны создавалась стихотворениями, поэмами, песнями М.Исаковского, А.Суркова, М.Алигер, О. Берггольц, А.Твардовского, К Симонова и многих других замечательных поэтов.

В послевоенные годы поэзия служит миру.


2. Беседа по вопросам


1. Почему война с немецким фашизмом, которую вел Советский Союз, называется Великой Отечественной?

/ответ учеников/

Учитель: А вот как об этом сказал И.Эренбург

Чтец: Мяли танки теплые хлеба

И горела, как свеча, изба.

Шли деревни.

Не забыть вовек

Визга умирающих телег,

Как лежала девочка без ног,

Как не стало на земле дорог.

Но тогда на жадного врага

Ополчились нивы и луга,

Разъярился даже горицвет,

Дерево и то стреляло вслед,

Ночью партизанили кусты

И взлетали, как щепа, мосты,

Шли с погоста деды и отцы,

Пули подавали мертвецы,

И, косматые, как облака,

Врукопашную пошли века.

Затвердело сердце у земли

А солдаты шли, и шли, и шли…

Шли пустые, тусклые поля,

Шла большая русская земля.

2. Что вы знаете о Вов? Когда она началась?

3. Сколько лет длилась эта война?

4. Как люди узнавали о событиях этой войны?

5.Какую работу, по-вашему, должны были выполнять военные корреспонденты?

6. Какими были первые месяцы войны? Какие стихи, песни нужны были людям, чтобы народ сплотился и дал отпор врагу?

Учитель. Во время войны многие писатели стали военными корреспондентами, сообщали в газеты о событиях с фронта, писали о подвигах советских людей. Поэты в стихах звали народ к борьбе с врагами.

А.Сурков. «Песня смелых». Стелются черные тучи,

Молнии в небе снуют,

В облаке пыли летучей

Трубы тревогу поют.

С бандой фашистов сразиться

Смелых Отчизна зовет.

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берет.

Ринулись в высь самолеты,

Двинулся танковый строй,

С песней пехотные роты

Вышли за Родину в бой.

Смелый к победе стремится,

Смелым дорога вперед.

Смелого пуля боится,

Смелого штык не берет.

В годы войны было создано много замечательных песен. Бойцы пели их в вагонах, в землянках, на привалах. Песни и стихи помогали людям жить и верить в победу

/запись песни/

Многие из поэтов навсегда остались на поле боя. Вот имена некоторых из них: Николай Майоров – погиб в бою на Смоленщине в 1942 году;

Георгий Суворов – погиб при прорыве блокады Ленинграда в 1944 году;

Фатых Карим – погиб в бою под Кенигсбергом в 1945 году;

Михаил Кульчицкий – погиб в боях под Сталинградом в 1943 году;

Микола Шпак – был схвачен гестаповцами в Киеве и казнен в 1942 году;

Владислав Занадворнов – погиб в боях под Сталинградом в 1942 году;

Борис Котов – Герой Советского Союза, погиб в бою на Днепровском плацдарме.

Башкирские писатели:

Сагит Мифтахов – погиб в феврале 1942 года;

Али Карнай – погиб в 1943 году под Черниговым;

Хусаин Кунакбай – погиб в феврале 1943 года в белгородской области;

Малик Харрис – погиб в 1944 году

М.Хай (Хай Мухамедьяров) – погиб

Н Карип – погиб в

Знаю, в сердце у тебя тревога –

Нелегко быть матерью солдата!

Знаю, все ты смотришь на дорогу,

По которой я ушел когда-то.

Знаю я, морщинки глубже стали

И чуть-чуть сутулей стали плечи.

Нынче насмерть мы в бою стояли,

Мама, за тебя, за нашу встречу.

До сих пор грохочет канонада…

Снова в бой, на линию огня!

Если не вернусь, не плачь, не надо,

Втихомолку вспоминай меня.

Говори: за честь родного края

Мой любимый сын погиб в бою.

Он погиб, Отечество спасая,

Ради жизни отдал жизнь свою.

М.Харис.


7. Какой город первым принял на себя удар врага?

/Брест/

Крепость в черте города Брест в Белоруссии была построена в 1833-38гг. для обороны западных границ России. Именно на эту крепость, которую оборонял малочисленный гарнизон, 22 июня 1941 года обрушился первый удар фашистских войск. Почти месяц, находясь в окружении, гарнизон крепости под командованием Гаврилова, Зубачева, Фомина держал оборону. Бойцам не хватало боеприпасов, продовольствия, воды, но ни один из них не поднял руки и не сдался врагу. В 1965 году Брестской крепости было присвоено звание «Крепость – герой Брест».

3. Работа по учебнику.

а) Слово о Симонове.

К.Симонов – известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты «Красная звезда». В качестве военного корреспондента он переезжал с фронта на фронт, знал войну «изнутри».

б) Чтение стихотворения «Майор привез мальчишку на лафете»

в) Беседа по содержанию стихотворения:


- какая картина встает перед мысленным взором при чтении этого стихотворения?

/ Фронтовая дорога, колонны машин, военной техники, идут солдаты. Им скоро в бой, возможно, последний в их жизни, и они стараются рассмотреть, запомнить все, что видят: полоску леса, дорогу, лица однополчан… Но особенно внимательно рассматривают они тех, кто только что вышел из боя, прорвался из окружения. Среди них – смертельно уставший, осунувшийся майор в шинели, перепачканный кровью и грязью. На лафете его пушки спит седой, видно, много выстрадавший мальчишка. Во сне он доверчиво обнимает игрушку, чудом сохранившуюся во время войны. Бойцы оглядываются и провожают майора долгим взглядом. На их лицах застыла боль. Кто-то их них, возможно, только сейчас осознал страшную жестокость войны./

- что мы узнаем из стихотворения о судьбе мальчика и его отца?

- с историей мальчика и его отца перекликается история лирического героя, рассказ в форме письма или внутреннего монолога; какими мыслями и чувствами проникнут этот рассказ?

/ у лирического героя тоже есть сын, который сейчас вместе с матерью эвакуирован на Урал. Рассказчик, глядя на мальчишку, вспомнил дом, семью. В его словах – боль разлуки, надежда на встречу и в то же время суровая решимость выполнить до конца свой воинский долг/

- как вы понимаете слова: «Кто раз увидел этого мальчишку, домой прийти не сможет до конца»?

- какие слова находит рассказчик, чтобы объяснить себе и другим, за что он воюет? почему его дом отныне на войне?

/ За все, чем мы с тобою дорожили,

Призвал нас к бою воинский закон.

Теперь мой дом не там, где прежде жили,

А там, где отнят у мальчишки он./


- чтение стихотворения вместе с учащимися


г) Слово о Твардовском

А.Т.Твардовский во время ВОВ работал во фронтовой печати, о войне знал не понаслышке.

д) Чтение стихотворения «Рассказ танкиста»

е) Беседа по содержанию:

* отступлению или наступлению советских войск посвящено

стихотворение?

/в стих. отображен эпизод наступления советских войск: «Мы про-

рывались к площади вперед…»/

* о каком событии идет речь в балладе?

/мальчик совершил геройский поступок, помог танкистам

уничтожить вражескую пушку/

* как вы думаете: испытывал ли страх мальчик?

/ конечно, он боялся, но мужество – это не отсутствие страха, а умение его преодолеть/

* почему лирический герой испытывает чувство вины перед мальчонкой?

/мальчик спас жизнь танкисту и его товарищам, а тот в суматохе боя даже забыл спросить его имя/


ж) Лексическая работа


«все нынче как спросонку» - прошло много времени, сейчас кажется, что это было не на самом деле, а как будто во сне;

«а он гвоздит – не выглянуть из башен» - немецкая пушка стреляет беспрерывно, т.ч. советским танкистам невозможно поднять голову, выглянуть из башни танка.

«за каким домишкой примостился» - где находится укрытие, из которого

бьет немецкая пушка.

« заходим в тыл и полный газ даем и эту пушку, заодно с расчетом, мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем» - танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили ее.

* в стихах очень много разговорных слов и выражений; почему?

/автор рассказывает историю не от своего имени, а от

имени бывалого танкиста, ему важно передать живую

речь бойца/

* как вы думаете, в какой ситуации боец мог рассказать об отважном мальчишке и кому?

/на картине «Отдых после боя» изображен отряд бойцов на

привале. Они едят, смеются, слушают одного бойца в шапке

набекрень, с кисетом в руке, который что-то рассказывает.

Может быть на одном из таких привалов и рассказал танкист из стихотворения Твардовского свою историю про страшный бой и храброго мальчишку./

з) вспомните определение баллады; докажите, что «Рассказ танкиста» - баллада.

4. Работа по картине Ю. Непринцева «Вот солдаты идут…»


* выразительно прочитать отрывок из рассказа Твардовского «Весной 1942 года»; сравнить описание заката с вашим впечатлением от картины «Вот солдаты идут…»

* с какими строками из баллады Твардовского можно соотнести эту картину?

/на картине изображена горящая степь; на переднем плане – отряд наступающих солдат; их фигуры освещены заревом пожара, на заднем плане танки.

В стихотворении Твардовского есть строки: «Душила гарь и копоть. От дома к дому шел большой пожар» - с этими строками можно соотнести картину/

* В «Рассказе танкиста» война показана как тяжелая, страшная работа, где нужна смелость, сообразительность и упорство. Подтвердите это словами из стихотворения

/ «Был трудный бой…»; «Шел бой за улицу…», «Огонь врага был страшен…»; «Душила гарь и копоть…»/


Учитель. О подростках, о ваших сверстниках – участниках военных событий - рассказывает и Л.Кассиль в своем рассказе «У классной доски»

/рассказывает ученик/


Ученик. Ты нарисуешь яркое солнце,

Я нарисую синее небо,

Он нарисует колосья хлеба,

Мы нарисуем осенние листья,

Школу, друзей, ручей беспокойный

И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войны.


/звучит песня «Солнечный круг»/


6. Заключительное слово.

7. Задание на дом: наизусть стихотворение (на выбор)

принести стих. «Сын артиллериста»

подготовить рассказ о своем дедушке, воевавшем

на фронте.

Государственное учреждение Алегазовская средняя школа
















«Тепло дома твоего»




общешкольное родительское собрание















Алегазово – 2005 год