СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Районные олимпиады для учащихся 5-9 классов 2017 года

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Районная олимпиада по истории для учащихся 5-9 классов

Просмотр содержимого документа
«5-9 классы»

Пояснительная записка

История


Районная олимпиада проводится в один тур для каждой параллели. Задания участниками выполняются на бланках заданий. На выполнение олимпиадных заданий отводится следующее время:

5 класс – до 1 часа.

6-7 классы – 1,5 часа.

8-9 классы – до 2 часов.

К заданиям даются критерии оценивания и ключи. Члены жюри имеют право перераспределить количество баллов между заданиями.


5 класс

Максимальное количество баллов – 59

№1 – 15 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№2 – 5 б. (1 б. за каждое правильное соотнесение);

№3 – 6 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№4 – 5 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№5 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№6 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№7 – 8 б. (1 б. за каждый правильный ответ).

6 класс

Максимальное количество баллов – 76

№1 – 15 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№2 – 7 б. (1 б. за каждое правильное соотнесение);

№3 – 8 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№4 – 5 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№5 – 15 б. (1 б. за каждый правильный ответ, повторные ответы не учитываются);

№6 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№7 – 6 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№8 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ).

7 класс

Максимальное количество баллов – 78

№1 – 15 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№2 – 8 б. (1 б. за каждое правильное соотнесение);

№3 – 5 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№4 – 7б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№5 – 6 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№6 – 2 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№7 – 3 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№8 – 23 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№9 – 9 б. (3 б. за каждый правильный ответ).

8 класс

Максимальное количество баллов – 84

№1 – 15 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№2 – 16 б. (1 б. за каждое правильное соотнесение);

№3 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№4 – 5 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№5 – 4 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№6 – 4 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№7 – 4 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№8 – 26 б. (1 б. за каждый правильный ответ).

9 класс

Максимальное количество баллов – 89

№1 – 15 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№2 – 12 б. (1 б. за каждое правильное соотнесение);

№3 – 8 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№4 – 4 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№5 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№6 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№7 – 4 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№8 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№9 – 10 б. (2 б. за каждый правильный ответ);

№10 – 6 б. (1 б. за каждый правильный ответ).


Задания районной олимпиады учащихся

по истории

5 класс


Задание I. Выберите правильный вариант ответа и обведите его кружком:


1. Форма государственного устройства, существовавшая в Египте:

а) монархия;

б) тирания;

в) деспотия;

г) демократия.


2. Двойная корона египетских фараонов символизировала:

а) объединение Южного и Северного царств;

б) союз богов неба и земли;

в) царство мертвых и царство живых;

г) союз бога и человека.


3. Время разлива Нила приходится на:

а) осень;

б) раннюю весну;

в) середину лета;

г) зиму.


4. Наивысшего расцвета Египет достиг при фараоне:

а) Мине;

б) Хеопсе;

в) Рамзесе II;

г) Эхнатоне.


5. Единое государство в Древнем Египте возникло около:

а) 6000 лет назад;

б) 3000г. до н.э.;

в) 1700г. до н.э.;

г) 10000 лет назад.


6. В период разлива египтяне поклонялись Нилу как богу и называли его:

а) Ра;

б) Гор;

в) Хапи;

г) Сет.


7. Выражение «валтасаров пир» связано с событием:

а) исход евреев из Египта;

б) разрушение мидийцами Ниневии;


в) взятие персами Вавилона;

г) объединение Египта.



8. Юношу, убившего Голиафа камнем из пращи, звали:

а) Самсон;

б) Моисей;

в) Геракл;

г) Давид.


9. Жители Древнего Двуречья писали на:

а) папирусе;

б) пергаменте;

в) глиняных табличках;

г) бумаге


10. «Сыном неба» в Китае называли:

а) императора;

б)  чиновника; в) крестьянина; г) господина.



11. Персидский царь, предпринявший первую попытку захватить Грецию в 490г. до н.э.:

a) Ксеркс;

б) Дарий Первый;

в) Кир.


12. Первое сражение Александра Македонского с персами, после которого была завоевана Малая Азия:

a) при Херонее;

б) в Фермопильском проходе;

в) на реке Граник.


13. Гражданами Афин считали:

а) тех, кто жил в городе;

б) тех, у кого отец и мать были гражданами;


в) тех, кто платил налоги;

г) тех, кто родился в Афинах.



14. Полководец, который возглавил армию Карфагена в войне с Римом:

а) Ганнибал;

б) Александр;

в) Пирр;

г) Бренн.


15. Высказывание «Человек может сделать путь великим, но не путь делает великим человека» принадлежит:

а) Конфуцию; б) Будде; в) Моисею.


История 2 этап 5 класс Страница 1 из 3


Задание II. Соотнесите имена правителей с историческими фактами, показав соответствия при помощи стрелок:

1) Александр Македонский

а) создание новой религии – буддизма;

2) Соломон

б) создание древнейших законов;

3) Хаммурапи

в) строительство самой длинной стены;

4) Царевич Гаутама

5) Цинь Ши Хуанди

г) возведение храма бога Яхве в Иерусалиме;

д) военный поход в Индию.


Задание III. Узнайте понятия по определениям, запишите их в пустых ячейках таблицы:

1.

Религия в Древней и современной Индии, главными богами которой являются Вишну, Брахма, Шива

2.

Историческая наука, которая изучает быт, нравы и культуру народов земного шара, их расселение и взаимоотношения

3.

Понятие, обозначающее город-государство в Древней Греции

4.

Избираемый защитник плебеев в Римской республике

5.

Вера в сверхъестественные силы и существа. Бога или богов, которые являются предметом поклонения

6.

Приспособление, при помощи которого египтяне подавали воду на поля


Задание IV. Расположите события в хронологической последовательности и впишите соответствующие им буквы рядом с порядковым номером:

а) осада Тира;

б) битва близ города Исса;

в) смерть Дария III;

г) объявление Александра Македонского новым богом в Египте;

д) перенос столицы в Вавилон.

1.

2.

3.

4.

5.


Задание V. Заполните пропуски в предложениях.

  1. Первым правителем Израильского царства стал _________________________. 2. Автором «Одиссеи» и «Илиады» считают древнегреческого поэта _________________________. 3. В Библии – это Адам, в китайской мифологии – Пань-гу, в Египте – _________________________, у древних иранцев его звали Гай-омарт. 4. «Вратами бога» в древности называли город _________________________. 5. Цифры, которые мы сейчас называем арабскими, были придуманы в _________________________. 6. Жители Китая называли реку _________________________ «рекой тысячи бедствий». 7. Город, основанный в 753г. до н.э. на реке Тибр – это _________________________. 8. Алфавит _________________________ состоял из 24 букв, впервые в нем были обозначены буквами гласные звуки. 9. По преданию Геракл организовал первые Олимпийские игры в ______ году. 10. _________________________ – древнеегипетский чиновник, записывающий приказы, надзирающий за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывающий доходы, идущие в казну.


Задание VI. Рассмотрите изображения и подпишите их, указав:

А) имена исторических личностей;





Б) названия архитектурных сооружений:











Задание VII. Рассмотрите карту и обозначьте в таблице соответствующими цифрами места нахождения государств Древнего мира:


Древняя Индия

Древний Рим

Древний Египет

Древний Иран

Древний Китай

Цивилизация ольмеков

Междуречье

Древняя Греция


Задания районной олимпиады учащихся

по истории 6 класс


Задание I. Выберите правильный вариант ответа:


1. Появление человека на территории Беларуси относится к:

а) 100 тыс. лет назад;

б) 50 тыс. лет назад;

в) 30 тыс. лет назад;

г) 10 тыс. лет назад.


2. Самая древняя стоянка на территории Беларуси была открыта около села:

а) Бердыж;

б) Банцеровщина;

в) Юровичи;

г) Сенчуки.


3. Место, где славяне-язычники молились своим богам и приносили им жертвы:

а) погост;

б) селище;

в) капище;

г) жертвенник.


4. Сбор меда диких пчел у древних славян:

а) дуплище;

б) бортничество;

в) сладкая охота;

г) ульище.


5. Самый крупный восточнославянский союз племён:

а) Дреговичи;

б) Кривичи;

в) Радимичи; г) Древляне.


6. Надел земли, который давался пожизненно за выполнение военной службы:

а) оброк;

б) бенефиций;

в) феод;

г) десятина.


7. О существовании у славян культа предков свидетельствовал(о):

а) обычай целования креста;

б) возглас «Чур меня!»;

в) утверждение «Аз есмь».

8. Образцовое изделие, которое должен был выполнить подмастерье для сдачи экзамена на звание мастера в Западной Европе:

а) манускрипт;

б) штука;

в) стило;

г) шедевр.


9. Естественной границей в Хв. между Киевской Русью и Византией служила река:

а) Буг;

б) Висла;

в) Дунай;

г) Днепр.


10. Экономическая основа феодальной раздробленности:

а) товарное хозяйство;

б) охота и собирательство;

в) натуральное хозяйство.


11. Готика – это:

а) архитектурный стиль;

б) вид вооружения;

в) часть средневекового костюма;

г) вид письма.


12. Раздел Франкской империи произошел в:

а) 768 г.;

б) 1010 г.;

в) 800 г; г) 843 г.


13. Во главе религиозного ордена стоял:

а) великий комтур;

б) великий магистр;

в) великий кавалер;

г) великий маршал.


14. В XIIв. власть в Японии захватил феодальный род:

а) Сёкугава;

б) Миннамото;

в) Асикага;

г) Ямомото.


15. Первоначальное объединение монгольских племен было осуществлено:

а) Тимуром;

б) Чингисханом;

в) Мамаем;

г) Ахмедом.


История 2 этап 6 класс Страница 1 из 3

Задание II. Соотнесите даты и исторические события при помощи стрелок:

1) 1054 г.

а) Нормандское завоевание Англии;

2) 962 г.

б) захват крестоносцами Константинополя;

3) 1215 г.

в) падение Первого Болгарского царства;

4) 1206 г.

г) создание Священной Римской империи;

5) 1018 г.

6) 1066 г.

7) 1204 г.

д) разделение христианской церкви;

е) создание Великой хартии вольностей;

ж) образование делийского султаната.


Задание III. Узнайте понятия по определениям, запишите их в пустых ячейках таблицы:

Племена, занимающие в древности территорию между реками Рейн и Эльба


Короткий период подъема культуры и интереса к наследию античности во Франкской империи при Карле Великом


Племена, расселившиеся у западных, восточных и северных границ Римской империи, чей язык был непонятен римлянам


Период между древностью и новым периодом истории


Массовое переселение различных племен на территорию Римской империи и Западной Европы в IV-VIIвв.


Картина, написанная на сырой штукатурке


Поселение ремесленников и торговцев


Свод религиозных, нравственных, правовых предписаний ислама



Задание IV. Расположите события в хронологической последовательности и впишите соответствующие им буквы рядом с порядковым номером:

а) первый крестовый поход;

б) образование государства у франков;

в) создание Великой хартии вольностей;

г) возникновение английского парламента;

д) падение Западной Римской империи.

1.

2.

3.

4.

5.


Задание V. Заполните пропуски в предложениях.

Одной из причин начала ___________________ походов стало обращение к папе римскому __________________ императора _________________ с просьбой о помощи в борьбе с __________________. В _____ году, в городе _________________ папа _______________ обратился с призывом начать ________________ поход за освобождение Храма ________________. Первыми в поход двинулись _____________________, надеявшиеся получить ______________________ и свободу от власти ____________________, но были разбиты. Следом двинулись войска ______________________, которые рассчитывали найти ______________________. Они в ______ году захватили ______________________ и подвергли его ______________________.


Задание VI. Определите, представителями каких стран являлись указанные исторические деятели. Поставьте нужные цифры на строке соответствующей страны:

а) Англия _________________________

б) Византия _________________________

в) Италия _________________________

г) Священная Римская империя _________________________

д) Франция _________________________

1. Юстиниан

2. Р.Бэкон

3. Генрих Плантагенет

4. Карл Великий

5. Вильгельм Завоеватель

6. Оттон I

7. М.Поло

8. Константин Великий

9. Каллиник

10. Иоанн Безземельный



История 2 этап 6 класс Страница 2 из 3


З

адание
VII. Расмотрите карту и впишите в прямоуголники названия племён, заселявших обозначенные территории:
















Задание VIII. Рассмотрите изображения и подпишите их, указав:

А) имена исторических личностей;



Б) названия архитектурных сооружений:




Задания районной олимпиады учащихся

по истории 7 класс


Задание I. Выберите правильный вариант ответа:

1. Столетняя война между Англией и Францией длилась:

а) с 1237 по 1337 гг.; б) с 1337 по 1453 гг.; в) с 1356 по 1456 гг.


2. Централизованное государство начало складываться в Англии:

а) в X в.; б) в VIII в.; в) в XI в.; г) в XII в.


3. «Смутное время» в России относится к началу:

а) 16 в.; б) 17 в.; в) 18 в.; г) 19 в.


4. Наиболее известной в Европе стала система городского самоуправления:

а) Константинополя; б) Магдебурга; в) Праги; г) Новгорода.

5. В историю католической церкви период конца XIV – начала XVвв., когда в течение почти 40 лет в Риме и Авиньоне выбирали разных пап, вошел под названием:

а) великий раскол; б) авиньонское пленение; в) двоецарствие.


6. В 1368г. мощное народное восстание в Китае получило название:

а) «желтых повязок»; б) «синих беретов»; в) «желтых халатов»; г) «красных повязок».


7. Первый князь Великого княжества Литовского:

а) Войшелк; б) Миндовг; в) Ольгерд; г) Ягайло.


8. Управляющий великокняжескими замками:

а) гетман; б) канцлер; в) каштелян; г) магистр.


9. Кревская уния была заключена в:

а) 1256г.; б) 1385г.; в) 1342г.; г) 1289г.


10. Сын Ольгерда Андрей правил в городе:

а) Минске; б) Гродно; в) Витебске; г) Полоцке.


11. Автором статута ВКЛ 1588 года является:

а) К. Острожский; б) Л. Сапего; в) В. Тяпинский; г) М. Гусовский.


12. Берестейская уния устанавливала в Беларуси:

а) православие; б) униатство; в) протестантизм; г) католицизм.


13. Орган управления в Полоцком княжестве, имеющий право лишить князя власти:

а) сеймик; б) вече; в) рада; г) магистрат.


14. Война «цветов» произошла в:

а) Германии; б) Англии; в) Испании; г) Австрии.


15. Родиной культуры Возрождения стала;

а) Скандинавия; б) Северная Италия; в) Северо-Восточная Русь; г) Польша.


История 2 этап 7 класс Страница 1 из 4


Задание II. Соотнесите:

1. органы управления и страны:

а) Англия

б) Германия

в) Франция

г) Испания

  1. Кортесы

  2. Генеральные штаты

  3. Парламент

  4. Рейхстаг;


2. даты и исторические события:

а) 622г.

б) 863г.

в) 1265г.

г) 1497г.

1) судебник Ивана III

2) битва при Гастинксе, нормандское завоевание Англии

3) начало деятельности Кирилла и Мефодия

4) возникновение ислама;


Задание III. Узнайте понятия по определениям, запишите их в пустых ячейках таблицы:

Владельцы мануфактур, купцы, банкиры


Капиталистическое предприятие с ручным производством и разделением труда между наемными рабочими


Период в культурном развитии стран Западной Европы (в Италии с XIV по XVIвв.)


Люди, нанятые на работу на капиталистическое предприятие, получающие за нее заработную плату


Утверждение в стране единой власти короля, единых законов, органов управления, налогов, постоянной армии



Задание IV. Расставьте события в хронологической последовательности:

а) основание университета в Кракове; б) взятие Константинополя турками-османами; в) Коронация Миндовга; г) Кревская уния; д) Грюнвальдская битва; е) битва под Оршей; ж) битва на Косовом поле.

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.



Задание V. Определите, какие признаки характерны для феодального и капиталистического обществ. Поставьте цифры признаков на соответствующей строке:

Феодальное общество __________________________________

Зарождающееся капиталистическое общество __________________________________

  1. господство натурального хозяйства;

  2. возникновение мануфактур;

  3. прикрепление крестьян к земле;

  4. освобождение крестьян от личной зависимости;

  5. зарождение буржуазии и наемных рабочих;

  6. собственность феодалов на землю.


Задание VI. Определите по описанию, о каком историческом деятеле идёт речь:

а) После его рождения факт отцовства оспаривался его отцом. В возрасте семи лет маленькому княжичу довелось с оружием в руках встать на защиту любимой матери. Он возродил княжескую династию, и в его честь назван один из древних белорусских городов. Первый из восточнославянских князей, кого летописцы назвали «книжник».

б) Древний автор писал: «… оседлал коней рано и доскакал до города Киева, и дотронулся копьем до золотого престола киевского. Поскакал от них лютым зверем полночью из Белгорода, окутался синей мглой, а утром, взлетев, ворота стрелой открыл Новгорода, разбил славу Ярослава, скокнул быстро к Немиге из Дудутак…».


Задание VII. Установите по описанию, о каких цивилизациях идет речь:

1. Эта страна в средние века была одной из крупнейших стран мира. В IXв. её население насчитывало более 100 миллионов человек. Большинство жителей страны составляли крестьяне-земледельцы. Главной культурой, которую они выращивали, был рис. Ремесленники этой страны производили вещи, многие из которых еще не умели изготовлять в других странах. Издавна они знали, как делать бумагу. В Раннем средневековье они научились изготовлять фарфор.


2. Главными признаками красоты у них считали косоглазие и плоский череп с удлинённой линией лба. Чтобы добиться этого, к волосам младенца между глаз прикрепляли шарик, который всё время висел у него перед глазами, а головку ребёнка плотно прибинтовывали к деревянной дощечке.

3. Государство было подчинено интересам войны. На протяжении XVв. они подчиняли себе многие соседние народы. Во всех завоёванных областях они вводили свой язык, свои законы и обычаи. Завоеватели были только воинами и чиновниками. Подчинённое население платило дань и выполняло работы, в основном строительные.


Задание VIII. Рассмотрите изображения и подпишите их, указав:

А) имена исторических личностей;




Б) названия произведений культуры и их авторов (для сооружений – местонахождение):








Задание IX. Выполните задания на карте:


1. Укажите на карте место и год первого крупного сражения времен Столетней войны.

  1. Укажите на карте место и год сражения английского отряда «Черного рыцаря» с французским войском.

3. Подчеркните, какие из перечисленных городов не попали под власть англичан: Париж, Лион, Реймс, Орлеан, Тулуза, Нант.


Задания районной олимпиады учащихся

по истории 8 класс


Задание I. Выберите правильный(ые) вариант(ы) ответа:

1. Началом Реформации считают:

а) 1649г.;

б) 1532г;

в) 1517г;

г) 1612г.


2. Гуситские войны начались:

а) в 1420г.;

б) в 1419г.;

в) в 1415г.


3. Основатель династии французских королей, правивший с конца X до конца XVII века:

а) Гуго Капет; б) Пипин Короткий; в) Карл Великий; г) Хлодвиг.


4. Английская буржуазная революция произошла в правление

а) Елизаветы Тюдор; б) Карла I; в) Якова II; г) Вильгельма III.


5. Годом окончания Тридцатилетней войны в Европе является:

а) 1578г; б) 1673г; в) 1535г; г) 1648г.


6. Автором романа "Робинзон Крузо” является:

а) Ф. Шиллер; б) П.Бомарше; в) Д.Дефо; г) Л. Бернини.


7. Имена идеологов Просвещения:

а) Дж.Локк;

б) Мартин Лютер;

в) Вольтер;

г) И.Г.Гердер;

д) Григорий Турский;

е) Б.Франклин;

ж) Г.Э.Лессинг.

з) Франческо Петрарка.


8. Гуманисты – это:

а) участники Реформации;

б) деятели эпохи Возрождения;

в) активисты просветительского движения.


9. Укажите культуру, разведением которой не занимались народы доколумбовой Америки:

а) маис; б) пшеница; в) картофель; г) томаты.


10. Екатерина II начала править в России в:

а) 1761г; б) 1763г; в) 1762г; г) 1764г.


11. Выход к Балтийскому морю Россия получила в результате:

а) Ливонской войны; б) войны с Речью Посполитой 1654-1667г.г.

в) Северной войны; г) Семилетней войны.


12. Битва, которую Петр I называл “матерью Полтавской битвы”:

а) под Головчином; б) под Гродно; в) около д.Доброе; г) около д.Лесная.

13. В XVIв. ВКЛ было:

а) под Головчином; б) под Гродно; в) около д.Доброе; г) около д.Лесная.


14. Белорусское крестьянство окончательно закрепощено:

а) “Волочной померой”; б) Статутом 1566г.; в) Статутом 1588г.


15. Реформация на Беларуси связана с именем:

а) Ф.Скорины; б) И.Кунцевича; в) М.Радзивила Чёрного.



Задание II. Соотнесите:

  1. Даты и исторические события:

а) 1644г.

б) 1649г.

в) 1603г.

г) 1648г.

д) 1654г

е) 1660г.

ж) 1618г

1) Присоединение Левобережной Украины к России

2) начало правления в Китае династии Цин

3) начало Тридцатилетней войны

4) подписание Вестфальского мира

5) восстановление в Англии династии Стюартов

6) казнь английского короля Карла I

7) провозглашение Токугава Иэясу сёгуном Японии

  1. Страны и исторические события:

а) Англия

б) Франция

в) Нидерланды

г) Россия

д) США

  1. принятие декларации прав человека и гражданина

  2. первая буржуазная революция в Европе

  3. начало промышленной революции

  4. центр Просвещения в XVIII в.

  5. принятие Декларации независимости

  1. Имена мореплавателей и их географические открытия:

а) Васко де Гама

б) Фернан Магеллан

в) Христофор Колумб

г) Бартоломео Диаш

1) кругосветное путешествие

2) открыл морской путь в Индию

3) первым достиг самой южной точки Африки, доказав смыкание вод Атлантического и Индийского океанов

4) открыл новый континент, не зная этого.


Задание III. Узнайте понятия по определениям, запишите их в пустых ячейках таблицы:

О королях этой страны в XVI веке говорили: «Над их владениями никогда не заходит солнце»

Твёрдо решив стать королём Франции, этот гугенот произнёс: «Париж стоит мессы» – и принял католичество

Город, который в XVI веке именовали «протестантским Римом»

Территория, приносившая испанскому королю и германскому императору Карлу V доход в четыре раза больший, чем его заморские владения в Перу и Мексике с их сказочным богатством

На «чаепитие» в этом городе ушло рекордное количество заварки

Война, которая закончилась в 1783 году Парижским миром

Под этим именем стала государственным гимном «Боевая песня Рейнской армии»


Это прозвище нравилось Максимилиану Робеспьеру больше, чем собственное имя


Именно о нём Карл Маркс сказал: «Революция началась в мозгу монаха»


Причёска, по которой в Англии можно было распознать противников короля.



Задание IV. Расставьте события в хронологической последовательности.

а) Английская буржуазная революция; б) Ливонская война; в) Война североамериканских колоний за независимость; г) «Смутное время» в России; д) Завоевание Китая маньчжурами.

1.


2.


3.


4.


5.



Задание V. Определите и запишите сферу деятельности, объединяющую исторических деятелей:

Б.Диаш, Васко да Гама, А.Веспучи, Х.Колумб


М.Лютер, Ж.Кальвин, Генрих VIII


Ж.П.Марат, М.Робеспьер, Ж.Дантон


Н.Коперник, И.Кеплер, Дж.Бруно, Г.Галилей


Карл XII, Петр I, Август II Саксонский



Задание VI. Определите автора документа, укажите его назначение:

а) «…Таким образом, из одного лишь того, что было выполнено за время путешествия, их высочества могут убедиться, что я дам им столько золота, сколько им нужно, если их высочества окажут мне самую малую помощь…» _____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

б) «…Каждый христианин, если только он истинно раскаивается, получает полное отпущение вины и без индульгенции…».

«…Явно выдумано, что папа, епископы, священники, монахи – «духовного чина», а князья, рыцари, ремесленники, земледельцы – «светского». Пусть никто не смущается этим и вот почему: все христиане – поистине духовного звания, между ними нет никакой разницы…». ______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________


Задание VII. Заполните пропуски в предложениях:

1) В начале XVIIв. Японию объединил князь ______________________. Он провозгласил себя _____________________. 2) С середины XVIIIв. Китай в отношении иностранцев стал проводить политику ______________________________. в) Катастрофой для народов Африки стала __________________________________.


Задание VIII. Рассмотрите изображения и подпишите их, указав:

А) имена исторических личностей;







































Б) названия произведений культуры и их авторов:



































Задания районной олимпиады учащихся

по истории 9 класс


Задание I. Выберите правильный вариант ответа:


  1. Мирный договор с Австрией после Первой мировой войны был подписан в:

а) 1920г.;

б) 1918г.;

в) 1931г.;

г) 1919 г.


  1. Мирный договор с Венгрией после Первой мировой войны был подписан в:

а) 1922 г.;

б) 1920 г.;

в) 1919 г.;

г) 1918 г.


  1. Особенностью экономического развития Латинской Америки в XIXв. являлось:

а) фермерское ведение сельского хозяйства;

б) преобладание латифундий в экономике;

в) быстроразвивающийся рынок;

г) быстрве темпы развития промышленности.


  1. Раскол РСДРП произошел:

а) по политическим вопросам;

б) при решении организационных вопросов;

в) по национальному вопросу;

г) по аграрному вопросу;

д) по программным вопросам;

е) при определении конечной цели борьбы.


  1. Февральская революция победила в России:

а) 27 февраля 1917г.; б) 2 марта 1917г.; в) 2 апреля 1917г.;

г) 4 июля 1917г. д) 25 августа 1917г.; е) 1 сентября 1917 г.


  1. Выступление декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825г. потерпело неудачу, так как:

а) отсутствовало единое руководство восстанием;

б) действия участников восстания были не согласованы;

в) декабристы не воспользовались поддержкой народа;

г) отсутствовала поддержка восставших со стороны всех слоёв общества.


  1. Вторая республика во Франции была провозглашена:

а) 1 марта 1847г.;

б) 25 февраля 1848г.;

в) 4 июля 1830г.;

г) 5 августа 1843г.


  1. Страна, в которой лозунги “Долой Австрию!” и “Освобождение и объединение!” были главными в революции 1848-1849г.г.:

а) Франция;

б) Пруссия;

в) Италия;

г) Россия.


  1. Автор высказывания “Дом, расколотый надвое, не может устоять…страна не может наполовину быть рабовладельческой, наполовину свободной”:

а) Джон Браун;

б) Роберт Ли;

в) Авраам Линкольн;

г) Уильям Шерман.


  1. После 31 января 1918г. в Советской России наступила дата:

а) 1 февраля;

б) 14 февраля;

в) 7 февраля;

г) 8 марта.


  1. В 1918г. второе место на выборах в Учредительное собрание заняла партия:

а) большевиков;

б) кадетов;

в) меньшевиков;

г) эсеров.


  1. Один из руководителей повстанческого крестьянского движения:

а) В. Блюхер;

б) Н. Махно;

в) Б. Думенко;

г) М. Фрунзе.


История 2 этап 9 класс Страница 1 из 4

  1. Земства на Беларуси были введены в :

а) 1864г; б) 1881г; в) 1906г; г) 1911г. :


14. Министр государственных имуществ П.Киселёв в первой половине 19в. провёл реформу:

а) военную;

б) городскую;

в) аграрную;

г) школьную.


15. Фактор, который оказал большое влияние на рост и развитие белорусских городов во второй половине XIX в.:

а) высокий удельный вес белорусского капитала в промышленности;

б) создание акционерных обществ;

в) строительство железных дорог на территории Беларуси;

г) быстрое развитие тяжёлой промышленности.


Задание II. Соотнесите:

1. даты и события:

1) 1830-1850г.г.

а) Англо-афганская война;

2). 1918г.

б) Младотурецкая революция;

3) 1838-1842г.

в) Чартистское революционное движение рабочих;

4) 1868г.

г) создание Британского конгресса тред-юнионов (БКТ);

5) 1908г

д) “хождение в народ”.

6) 1874г

е) гибель Османской империи;

2. имена учёных и их изобретения:

1) А.Белл

а) беспроводное телеграфирование;

2) Ч.Дарвин

б) Периодический закон химических элементов;

3) С.Морзе

в) изобретение телефона;

4) Н.И.Лобачевский

г) теория эволюции путем естественного отбора;

5) А.Эйнштейн

д) Неевклидова геометрия;

6) Д.И.Менделеев

е) теория относительности;


Задание III. Восстановите хронологическую последовательность событий.

а) аннексия Боснии и Герцеговины

б) создание Балканского союза

в) русско-японская война

г) балканские войны

д) образование «Тройственного союза»

е) англо-французский договор

ж) англо-русское соглашение

з) сараевское убийство

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.



ІV.  Назовите историческую личность по описанию

1. Эта женщина была генеральской дочерью. Включилась в революционную борьбу в 19- летнем возрасте, выполняя самые опасные поручения. Взяла на себя руководство одного из самых громких террористических актов. ____________________________________________

2. Об этом человеке профессор В.О. Ключевский сказал «Европа признала, что царь русского народа был и государём международного мира и порядка, и этим признанием подтвердила историческое призвание России…». __________________________________

3. Имя этого человека хорошо известно всему миру. Достойно провёл страну через тяжелейшие испытания. Родился в семье бедного фермера. За время трудовой деятельности сменил много профессий: был столяром, железнодорожным рабочим, сплавщиком леса. Был против позора своей страны, хотя и не выступал за немедленное его уничтожение. _____________________________________________________________________________

4. Этот человек был не только крупнейшим поэтом, но и вождём освободительного движения против испанского колониального господства. В конце XIX в. одним из первых заговорил об американской угрозе для народов Латинской Америки. _____________________________________________________________________________


Задание V. Распределите перечисленные ниже события в соответствующие колонки таблицы:

а) расстрел мирной демонстрации в Петербурге 9 января;

б) восстание на броненосце «Потёмкин»;

в) подписание императором Николаем II акта об отречении от престола в пользу брата Михаила;

г) всеобщая политическая стачка;

д) обнародование царского Манифеста 17 октября;

е) декабрьское вооружённое восстание в Москве;

ж) переход войск, верных царской власти, на сторону восставших;

з) Третьеиюньский государственный переворот;

и) появление советов;

к) двоевластие.

Революция 1905-1907 гг.

Февральская революция 1917г.




Задание VI. Узнайте понятия по определениям, запишите их в пустых ячейках таблицы:

Потомки от браков представителей европеоидной и негроидной рас


Вид монополии, участники которой договариваются о количестве выпускаемой продукции и условиях сбыта продукции


Временное объединение шляхты для поддержки определённых политических требований военной силой


Периодическое описание государственной собственности в Российской империи


Нижняя палата сейма Речи Посполитой


Течение в международном рабочем движении, выступавшее за передачу власти профсоюзам и отрицавшее необходимость государства


Описи феодальных владений


Процесс подчинения экономической, политической и общественной жизни страны военным целям


Акт, определявший основы государственного строя Речи Посполитой и полномочия главы государства


Государство, владеющее колониями



Задание VII. Укажите даты, соответствующие событиям во Франции XIX-начала XXвв.

Умеренная буржуазная революция, ознаменовавшая окончательную победу буржуазии над дворянством и установление буржуазной монархии


Буржуазно-демократическая революция, в ходе которой власть оказалась в руках Временного правительства, состоящего из представителей крупной республиканской буржуазии


Буржуазно-демократическая революция, в результате которой во Франции была провозглашена Третья республика


Первая попытка пролетарской революции, получившей название Парижской коммуны.



Задание VIII. Определите историческую личность, страну, название

Единственный поэт крестьянского происхождения в белорусской литературе XIX в.


Первое независимое государство в Латинской Америке XIX в.


Первая легальная газета в Беларуси, издававшаяся на белорусском языке


Греческий полис, победивший в Пелопоннесской войне


Основатель жанра путевых заметок в ВКЛ


Сословно-представительный орган в Нидерландах


Страна, проигравшая в 1896г. колониальную войну и выплатившая контрибуцию африканской стране



Русский исследователь Центральной Азии, открывший несколько десятков видов животных


Германский социалист, основатель реформизма в конце XIX в.


Самая крупная административная единица в XVII в. на территории Беларуси



Задание IX. Рассмотрите предложенные портреты и выполните задания:

  1. Ответьте, что это за исторические деятели?

  2. Соотнесите их портреты и факты биографий.










А Б В Г Д


1. Итальянский патриот. Боролся за объединение Италии. Основатель тайной патриотической организации «Молодая Италия» ___________________________________________________________

2. Народный герой Италии, генерал, один из вождей революционного движения. В 1943-1945г.г. его имя носили партизанские отряды, воевавшие с фашистами ____________________________________

3. Телохранитель Нана Сахиба, один из способнейших индийских военачальников. Прославился своими партизанскими действиями в борьбе с англичанами ____________________________________

4. Индийский поэт и писатель, патриот, активный сторонник реформ и развития индийской культуры. Первый лауреат Нобелевской премии на Азиатском континенте _______________________

5. Эфиопский император, отстоявший независимость своей страны. Под его руководством впервые африканская армия сумела разгромить войска европейской державы ____________________________


Задание X. Назовите исторических личностей и события, с которыми они связаны

1 2 3














  1. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Просмотр содержимого документа
«5-9»

Пояснительная записка

История


Районная олимпиада проводится в один тур для каждой параллели. Задания участниками выполняются на бланках заданий.

К заданиям даются критерии оценивания и ключи. Члены жюри имеют право перераспределить количество баллов между заданиями.


5 класс

Максимальное количество баллов – 59

№1 – 15 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№2 – 5 б. (1 б. за каждое правильное соотнесение);

№3 – 6 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№4 – 5 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№5 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№6 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№7 – 8 б. (1 б. за каждый правильный ответ).

6 класс

Максимальное количество баллов – 76

№1 – 15 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№2 – 7 б. (1 б. за каждое правильное соотнесение);

№3 – 8 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№4 – 5 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№5 – 15 б. (1 б. за каждый правильный ответ, повторные ответы не учитываются);

№6 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№7 – 6 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№8 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ).

7 класс

Максимальное количество баллов – 78

№1 – 15 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№2 – 8 б. (1 б. за каждое правильное соотнесение);

№3 – 5 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№4 – 7б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№5 – 6 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№6 – 2 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№7 – 3 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№8 – 23 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№9 – 9 б. (3 б. за каждый правильный ответ).

8 класс

Максимальное количество баллов – 84

№1 – 15 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№2 – 16 б. (1 б. за каждое правильное соотнесение);

№3 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№4 – 5 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№5 – 4 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№6 – 4 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№7 – 4 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№8 – 26 б. (1 б. за каждый правильный ответ).

9 класс

Максимальное количество баллов – 89

№1 – 15 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№2 – 12 б. (1 б. за каждое правильное соотнесение);

№3 – 8 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№4 – 4 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№5 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№6 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№7 – 4 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№8 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ);

№9 – 10 б. (2 б. за каждый правильный ответ);

№10 – 6 б. (1 б. за каждый правильный ответ).


Задания районной олимпиады учащихся

по истории

5 класс


Задание I. Выберите правильный вариант ответа и обведите его кружком:


1. Форма государственного устройства, существовавшая в Египте:

а) монархия;

б) тирания;

в) деспотия;

г) демократия.


2. Двойная корона египетских фараонов символизировала:

а) объединение Южного и Северного царств;

б) союз богов неба и земли;

в) царство мертвых и царство живых;

г) союз бога и человека.


3. Время разлива Нила приходится на:

а) осень;

б) раннюю весну;

в) середину лета;

г) зиму.


4. Наивысшего расцвета Египет достиг при фараоне:

а) Мине;

б) Хеопсе;

в) Рамзесе II;

г) Эхнатоне.


5. Единое государство в Древнем Египте возникло около:

а) 6000 лет назад;

б) 3000г. до н.э.;

в) 1700г. до н.э.;

г) 10000 лет назад.


6. В период разлива египтяне поклонялись Нилу как богу и называли его:

а) Ра;

б) Гор;

в) Хапи;

г) Сет.


7. Выражение «валтасаров пир» связано с событием:

а) исход евреев из Египта;

б) разрушение мидийцами Ниневии;


в) взятие персами Вавилона;

г) объединение Египта.



8. Юношу, убившего Голиафа камнем из пращи, звали:

а) Самсон;

б) Моисей;

в) Геракл;

г) Давид.


9. Жители Древнего Двуречья писали на:

а) папирусе;

б) пергаменте;

в) глиняных табличках;

г) бумаге


10. «Сыном неба» в Китае называли:

а) императора;

б)  чиновника; в) крестьянина; г) господина.



11. Персидский царь, предпринявший первую попытку захватить Грецию в 490г. до н.э.:

a) Ксеркс;

б) Дарий Первый;

в) Кир.


12. Первое сражение Александра Македонского с персами, после которого была завоевана Малая Азия:

a) при Херонее;

б) в Фермопильском проходе;

в) на реке Граник.


13. Гражданами Афин считали:

а) тех, кто жил в городе;

б) тех, у кого отец и мать были гражданами;


в) тех, кто платил налоги;

г) тех, кто родился в Афинах.



14. Полководец, который возглавил армию Карфагена в войне с Римом:

а) Ганнибал;

б) Александр;

в) Пирр;

г) Бренн.


15. Высказывание «Человек может сделать путь великим, но не путь делает великим человека» принадлежит:

а) Конфуцию; б) Будде; в) Моисею.


Задание II. Соотнесите имена правителей с историческими фактами, показав соответствия при помощи стрелок:

1) Александр Македонский

а) создание новой религии – буддизма;

2) Соломон

б) создание древнейших законов;

3) Хаммурапи

в) строительство самой длинной стены;

4) Царевич Гаутама

5) Цинь Ши Хуанди

г) возведение храма бога Яхве в Иерусалиме;

д) военный поход в Индию.


Задание III. Узнайте понятия по определениям, запишите их в пустых ячейках таблицы:

1.

Религия в Древней и современной Индии, главными богами которой являются Вишну, Брахма, Шива

2.

Историческая наука, которая изучает быт, нравы и культуру народов земного шара, их расселение и взаимоотношения

3.

Понятие, обозначающее город-государство в Древней Греции

4.

Избираемый защитник плебеев в Римской республике

5.

Вера в сверхъестественные силы и существа. Бога или богов, которые являются предметом поклонения

6.

Приспособление, при помощи которого египтяне подавали воду на поля


Задание IV. Расположите события в хронологической последовательности и впишите соответствующие им буквы рядом с порядковым номером:

а) осада Тира;

б) битва близ города Исса;

в) смерть Дария III;

г) объявление Александра Македонского новым богом в Египте;

д) перенос столицы в Вавилон.

1.

2.

3.

4.

5.


Задание V. Заполните пропуски в предложениях.

  1. Первым правителем Израильского царства стал _________________________. 2. Автором «Одиссеи» и «Илиады» считают древнегреческого поэта _________________________. 3. В Библии – это Адам, в китайской мифологии – Пань-гу, в Египте – _________________________, у древних иранцев его звали Гай-омарт. 4. «Вратами бога» в древности называли город _________________________. 5. Цифры, которые мы сейчас называем арабскими, были придуманы в _________________________. 6. Жители Китая называли реку _________________________ «рекой тысячи бедствий». 7. Город, основанный в 753г. до н.э. на реке Тибр – это _________________________. 8. Алфавит _________________________ состоял из 24 букв, впервые в нем были обозначены буквами гласные звуки. 9. По преданию Геракл организовал первые Олимпийские игры в ______ году. 10. _________________________ – древнеегипетский чиновник, записывающий приказы, надзирающий за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывающий доходы, идущие в казну.


Задание VI. Рассмотрите изображения и подпишите их, указав:

А) имена исторических личностей;





Б) названия архитектурных сооружений:











Задание VII. Рассмотрите карту и обозначьте в таблице соответствующими цифрами места нахождения государств Древнего мира:


Древняя Индия

Древний Рим

Древний Египет

Древний Иран

Древний Китай

Цивилизация ольмеков

Междуречье

Древняя Греция


Задания районной олимпиады учащихся

по истории 6 класс


Задание I. Выберите правильный вариант ответа:


1. Появление человека на территории Беларуси относится к:

а) 100 тыс. лет назад;

б) 50 тыс. лет назад;

в) 30 тыс. лет назад;

г) 10 тыс. лет назад.


2. Самая древняя стоянка на территории Беларуси была открыта около села:

а) Бердыж;

б) Банцеровщина;

в) Юровичи;

г) Сенчуки.


3. Место, где славяне-язычники молились своим богам и приносили им жертвы:

а) погост;

б) селище;

в) капище;

г) жертвенник.


4. Сбор меда диких пчел у древних славян:

а) дуплище;

б) бортничество;

в) сладкая охота;

г) ульище.


5. Самый крупный восточнославянский союз племён:

а) Дреговичи;

б) Кривичи;

в) Радимичи; г) Древляне.


6. Надел земли, который давался пожизненно за выполнение военной службы:

а) оброк;

б) бенефиций;

в) феод;

г) десятина.


7. О существовании у славян культа предков свидетельствовал(о):

а) обычай целования креста;

б) возглас «Чур меня!»;

в) утверждение «Аз есмь».

8. Образцовое изделие, которое должен был выполнить подмастерье для сдачи экзамена на звание мастера в Западной Европе:

а) манускрипт;

б) штука;

в) стило;

г) шедевр.


9. Естественной границей в Хв. между Киевской Русью и Византией служила река:

а) Буг;

б) Висла;

в) Дунай;

г) Днепр.


10. Экономическая основа феодальной раздробленности:

а) товарное хозяйство;

б) охота и собирательство;

в) натуральное хозяйство.


11. Готика – это:

а) архитектурный стиль;

б) вид вооружения;

в) часть средневекового костюма;

г) вид письма.


12. Раздел Франкской империи произошел в:

а) 768 г.;

б) 1010 г.;

в) 800 г; г) 843 г.


13. Во главе религиозного ордена стоял:

а) великий комтур;

б) великий магистр;

в) великий кавалер;

г) великий маршал.


14. В XIIв. власть в Японии захватил феодальный род:

а) Сёкугава;

б) Миннамото;

в) Асикага;

г) Ямомото.


15. Первоначальное объединение монгольских племен было осуществлено:

а) Тимуром;

б) Чингисханом;

в) Мамаем;

г) Ахмедом.


Задание II. Соотнесите даты и исторические события при помощи стрелок:

1) 1054 г.

а) Нормандское завоевание Англии;

2) 962 г.

б) захват крестоносцами Константинополя;

3) 1215 г.

в) падение Первого Болгарского царства;

4) 1206 г.

г) создание Священной Римской империи;

5) 1018 г.

6) 1066 г.

7) 1204 г.

д) разделение христианской церкви;

е) создание Великой хартии вольностей;

ж) образование делийского султаната.


Задание III. Узнайте понятия по определениям, запишите их в пустых ячейках таблицы:

Племена, занимающие в древности территорию между реками Рейн и Эльба


Короткий период подъема культуры и интереса к наследию античности во Франкской империи при Карле Великом


Племена, расселившиеся у западных, восточных и северных границ Римской империи, чей язык был непонятен римлянам


Период между древностью и новым периодом истории


Массовое переселение различных племен на территорию Римской империи и Западной Европы в IV-VIIвв.


Картина, написанная на сырой штукатурке


Поселение ремесленников и торговцев


Свод религиозных, нравственных, правовых предписаний ислама



Задание IV. Расположите события в хронологической последовательности и впишите соответствующие им буквы рядом с порядковым номером:

а) первый крестовый поход;

б) образование государства у франков;

в) создание Великой хартии вольностей;

г) возникновение английского парламента;

д) падение Западной Римской империи.

1.

2.

3.

4.

5.


Задание V. Заполните пропуски в предложениях.

Одной из причин начала ___________________ походов стало обращение к папе римскому __________________ императора _________________ с просьбой о помощи в борьбе с __________________. В _____ году, в городе _________________ папа _______________ обратился с призывом начать ________________ поход за освобождение Храма ________________. Первыми в поход двинулись _____________________, надеявшиеся получить ______________________ и свободу от власти ____________________, но были разбиты. Следом двинулись войска ______________________, которые рассчитывали найти ______________________. Они в ______ году захватили ______________________ и подвергли его ______________________.


Задание VI. Определите, представителями каких стран являлись указанные исторические деятели. Поставьте нужные цифры на строке соответствующей страны:

а) Англия _________________________

б) Византия _________________________

в) Италия _________________________

г) Священная Римская империя _________________________

д) Франция _________________________

1. Юстиниан

2. Р.Бэкон

3. Генрих Плантагенет

4. Карл Великий

5. Вильгельм Завоеватель

6. Оттон I

7. М.Поло

8. Константин Великий

9. Каллиник

10. Иоанн Безземельный



История 2 этап 6 класс Страница 2 из 3


З

адание
VII. Расмотрите карту и впишите в прямоуголники названия племён, заселявших обозначенные территории:
















Задание VIII. Рассмотрите изображения и подпишите их, указав:

А) имена исторических личностей;



Б) названия архитектурных сооружений:




Задания районной олимпиады учащихся

по истории 7 класс


Задание I. Выберите правильный вариант ответа:

1. Столетняя война между Англией и Францией длилась:

а) с 1237 по 1337 гг.; б) с 1337 по 1453 гг.; в) с 1356 по 1456 гг.


2. Централизованное государство начало складываться в Англии:

а) в X в.; б) в VIII в.; в) в XI в.; г) в XII в.


3. «Смутное время» в России относится к началу:

а) 16 в.; б) 17 в.; в) 18 в.; г) 19 в.


4. Наиболее известной в Европе стала система городского самоуправления:

а) Константинополя; б) Магдебурга; в) Праги; г) Новгорода.

5. В историю католической церкви период конца XIV – начала XVвв., когда в течение почти 40 лет в Риме и Авиньоне выбирали разных пап, вошел под названием:

а) великий раскол; б) авиньонское пленение; в) двоецарствие.


6. В 1368г. мощное народное восстание в Китае получило название:

а) «желтых повязок»; б) «синих беретов»; в) «желтых халатов»; г) «красных повязок».


7. Первый князь Великого княжества Литовского:

а) Войшелк; б) Миндовг; в) Ольгерд; г) Ягайло.


8. Управляющий великокняжескими замками:

а) гетман; б) канцлер; в) каштелян; г) магистр.


9. Кревская уния была заключена в:

а) 1256г.; б) 1385г.; в) 1342г.; г) 1289г.


10. Сын Ольгерда Андрей правил в городе:

а) Минске; б) Гродно; в) Витебске; г) Полоцке.


11. Автором статута ВКЛ 1588 года является:

а) К. Острожский; б) Л. Сапего; в) В. Тяпинский; г) М. Гусовский.


12. Берестейская уния устанавливала в Беларуси:

а) православие; б) униатство; в) протестантизм; г) католицизм.


13. Орган управления в Полоцком княжестве, имеющий право лишить князя власти:

а) сеймик; б) вече; в) рада; г) магистрат.


14. Война «цветов» произошла в:

а) Германии; б) Англии; в) Испании; г) Австрии.


15. Родиной культуры Возрождения стала;

а) Скандинавия; б) Северная Италия; в) Северо-Восточная Русь; г) Польша.


Задание II. Соотнесите:

1. органы управления и страны:

а) Англия

б) Германия

в) Франция

г) Испания

  1. Кортесы

  2. Генеральные штаты

  3. Парламент

  4. Рейхстаг;


2. даты и исторические события:

а) 622г.

б) 863г.

в) 1265г.

г) 1497г.

1) судебник Ивана III

2) битва при Гастинксе, нормандское завоевание Англии

3) начало деятельности Кирилла и Мефодия

4) возникновение ислама;


Задание III. Узнайте понятия по определениям, запишите их в пустых ячейках таблицы:

Владельцы мануфактур, купцы, банкиры


Капиталистическое предприятие с ручным производством и разделением труда между наемными рабочими


Период в культурном развитии стран Западной Европы (в Италии с XIV по XVIвв.)


Люди, нанятые на работу на капиталистическое предприятие, получающие за нее заработную плату


Утверждение в стране единой власти короля, единых законов, органов управления, налогов, постоянной армии



Задание IV. Расставьте события в хронологической последовательности:

а) основание университета в Кракове; б) взятие Константинополя турками-османами; в) Коронация Миндовга; г) Кревская уния; д) Грюнвальдская битва; е) битва под Оршей; ж) битва на Косовом поле.

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.



Задание V. Определите, какие признаки характерны для феодального и капиталистического обществ. Поставьте цифры признаков на соответствующей строке:

Феодальное общество __________________________________

Зарождающееся капиталистическое общество __________________________________

  1. господство натурального хозяйства;

  2. возникновение мануфактур;

  3. прикрепление крестьян к земле;

  4. освобождение крестьян от личной зависимости;

  5. зарождение буржуазии и наемных рабочих;

  6. собственность феодалов на землю.


Задание VI. Определите по описанию, о каком историческом деятеле идёт речь:

а) После его рождения факт отцовства оспаривался его отцом. В возрасте семи лет маленькому княжичу довелось с оружием в руках встать на защиту любимой матери. Он возродил княжескую династию, и в его честь назван один из древних белорусских городов. Первый из восточнославянских князей, кого летописцы назвали «книжник».

б) Древний автор писал: «… оседлал коней рано и доскакал до города Киева, и дотронулся копьем до золотого престола киевского. Поскакал от них лютым зверем полночью из Белгорода, окутался синей мглой, а утром, взлетев, ворота стрелой открыл Новгорода, разбил славу Ярослава, скокнул быстро к Немиге из Дудутак…».


Задание VII. Установите по описанию, о каких цивилизациях идет речь:

1. Эта страна в средние века была одной из крупнейших стран мира. В IXв. её население насчитывало более 100 миллионов человек. Большинство жителей страны составляли крестьяне-земледельцы. Главной культурой, которую они выращивали, был рис. Ремесленники этой страны производили вещи, многие из которых еще не умели изготовлять в других странах. Издавна они знали, как делать бумагу. В Раннем средневековье они научились изготовлять фарфор.


2. Главными признаками красоты у них считали косоглазие и плоский череп с удлинённой линией лба. Чтобы добиться этого, к волосам младенца между глаз прикрепляли шарик, который всё время висел у него перед глазами, а головку ребёнка плотно прибинтовывали к деревянной дощечке.

3. Государство было подчинено интересам войны. На протяжении XVв. они подчиняли себе многие соседние народы. Во всех завоёванных областях они вводили свой язык, свои законы и обычаи. Завоеватели были только воинами и чиновниками. Подчинённое население платило дань и выполняло работы, в основном строительные.


Задание VIII. Рассмотрите изображения и подпишите их, указав:

А) имена исторических личностей;




Б) названия произведений культуры и их авторов (для сооружений – местонахождение):








Задание IX. Выполните задания на карте:


1. Укажите на карте место и год первого крупного сражения времен Столетней войны.

  1. Укажите на карте место и год сражения английского отряда «Черного рыцаря» с французским войском.

3. Подчеркните, какие из перечисленных городов не попали под власть англичан: Париж, Лион, Реймс, Орлеан, Тулуза, Нант.


Задания районной олимпиады учащихся

по истории 8 класс


Задание I. Выберите правильный(ые) вариант(ы) ответа:

1. Началом Реформации считают:

а) 1649г.;

б) 1532г;

в) 1517г;

г) 1612г.


2. Гуситские войны начались:

а) в 1420г.;

б) в 1419г.;

в) в 1415г.


3. Основатель династии французских королей, правивший с конца X до конца XVII века:

а) Гуго Капет; б) Пипин Короткий; в) Карл Великий; г) Хлодвиг.


4. Английская буржуазная революция произошла в правление

а) Елизаветы Тюдор; б) Карла I; в) Якова II; г) Вильгельма III.


5. Годом окончания Тридцатилетней войны в Европе является:

а) 1578г; б) 1673г; в) 1535г; г) 1648г.


6. Автором романа "Робинзон Крузо” является:

а) Ф. Шиллер; б) П.Бомарше; в) Д.Дефо; г) Л. Бернини.


7. Имена идеологов Просвещения:

а) Дж.Локк;

б) Мартин Лютер;

в) Вольтер;

г) И.Г.Гердер;

д) Григорий Турский;

е) Б.Франклин;

ж) Г.Э.Лессинг.

з) Франческо Петрарка.


8. Гуманисты – это:

а) участники Реформации;

б) деятели эпохи Возрождения;

в) активисты просветительского движения.


9. Укажите культуру, разведением которой не занимались народы доколумбовой Америки:

а) маис; б) пшеница; в) картофель; г) томаты.


10. Екатерина II начала править в России в:

а) 1761г; б) 1763г; в) 1762г; г) 1764г.


11. Выход к Балтийскому морю Россия получила в результате:

а) Ливонской войны; б) войны с Речью Посполитой 1654-1667г.г.

в) Северной войны; г) Семилетней войны.


12. Битва, которую Петр I называл “матерью Полтавской битвы”:

а) под Головчином; б) под Гродно; в) около д.Доброе; г) около д.Лесная.

13. В XVIв. ВКЛ было:

а) под Головчином; б) под Гродно; в) около д.Доброе; г) около д.Лесная.


14. Белорусское крестьянство окончательно закрепощено:

а) “Волочной померой”; б) Статутом 1566г.; в) Статутом 1588г.


15. Реформация на Беларуси связана с именем:

а) Ф.Скорины; б) И.Кунцевича; в) М.Радзивила Чёрного.



Задание II. Соотнесите:

  1. Даты и исторические события:

а) 1644г.

б) 1649г.

в) 1603г.

г) 1648г.

д) 1654г

е) 1660г.

ж) 1618г

1) Присоединение Левобережной Украины к России

2) начало правления в Китае династии Цин

3) начало Тридцатилетней войны

4) подписание Вестфальского мира

5) восстановление в Англии династии Стюартов

6) казнь английского короля Карла I

7) провозглашение Токугава Иэясу сёгуном Японии

  1. Страны и исторические события:

а) Англия

б) Франция

в) Нидерланды

г) Россия

д) США

  1. принятие декларации прав человека и гражданина

  2. первая буржуазная революция в Европе

  3. начало промышленной революции

  4. центр Просвещения в XVIII в.

  5. принятие Декларации независимости

  1. Имена мореплавателей и их географические открытия:

а) Васко де Гама

б) Фернан Магеллан

в) Христофор Колумб

г) Бартоломео Диаш

1) кругосветное путешествие

2) открыл морской путь в Индию

3) первым достиг самой южной точки Африки, доказав смыкание вод Атлантического и Индийского океанов

4) открыл новый континент, не зная этого.


Задание III. Узнайте понятия по определениям, запишите их в пустых ячейках таблицы:

О королях этой страны в XVI веке говорили: «Над их владениями никогда не заходит солнце»

Твёрдо решив стать королём Франции, этот гугенот произнёс: «Париж стоит мессы» – и принял католичество

Город, который в XVI веке именовали «протестантским Римом»

Территория, приносившая испанскому королю и германскому императору Карлу V доход в четыре раза больший, чем его заморские владения в Перу и Мексике с их сказочным богатством

На «чаепитие» в этом городе ушло рекордное количество заварки

Война, которая закончилась в 1783 году Парижским миром

Под этим именем стала государственным гимном «Боевая песня Рейнской армии»


Это прозвище нравилось Максимилиану Робеспьеру больше, чем собственное имя


Именно о нём Карл Маркс сказал: «Революция началась в мозгу монаха»


Причёска, по которой в Англии можно было распознать противников короля.



Задание IV. Расставьте события в хронологической последовательности.

а) Английская буржуазная революция; б) Ливонская война; в) Война североамериканских колоний за независимость; г) «Смутное время» в России; д) Завоевание Китая маньчжурами.

1.


2.


3.


4.


5.



Задание V. Определите и запишите сферу деятельности, объединяющую исторических деятелей:

Б.Диаш, Васко да Гама, А.Веспучи, Х.Колумб


М.Лютер, Ж.Кальвин, Генрих VIII


Ж.П.Марат, М.Робеспьер, Ж.Дантон


Н.Коперник, И.Кеплер, Дж.Бруно, Г.Галилей


Карл XII, Петр I, Август II Саксонский



Задание VI. Определите автора документа, укажите его назначение:

а) «…Таким образом, из одного лишь того, что было выполнено за время путешествия, их высочества могут убедиться, что я дам им столько золота, сколько им нужно, если их высочества окажут мне самую малую помощь…» _____________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

б) «…Каждый христианин, если только он истинно раскаивается, получает полное отпущение вины и без индульгенции…».

«…Явно выдумано, что папа, епископы, священники, монахи – «духовного чина», а князья, рыцари, ремесленники, земледельцы – «светского». Пусть никто не смущается этим и вот почему: все христиане – поистине духовного звания, между ними нет никакой разницы…». ______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________


Задание VII. Заполните пропуски в предложениях:

1) В начале XVIIв. Японию объединил князь ______________________. Он провозгласил себя _____________________. 2) С середины XVIIIв. Китай в отношении иностранцев стал проводить политику ______________________________. в) Катастрофой для народов Африки стала __________________________________.


Задание VIII. Рассмотрите изображения и подпишите их, указав:

А) имена исторических личностей;







































Б) названия произведений культуры и их авторов:



































Задания районной олимпиады учащихся

по истории 9 класс


Задание I. Выберите правильный вариант ответа:


  1. Мирный договор с Австрией после Первой мировой войны был подписан в:

а) 1920г.;

б) 1918г.;

в) 1931г.;

г) 1919 г.


  1. Мирный договор с Венгрией после Первой мировой войны был подписан в:

а) 1922 г.;

б) 1920 г.;

в) 1919 г.;

г) 1918 г.


  1. Особенностью экономического развития Латинской Америки в XIXв. являлось:

а) фермерское ведение сельского хозяйства;

б) преобладание латифундий в экономике;

в) быстроразвивающийся рынок;

г) быстрве темпы развития промышленности.


  1. Раскол РСДРП произошел:

а) по политическим вопросам;

б) при решении организационных вопросов;

в) по национальному вопросу;

г) по аграрному вопросу;

д) по программным вопросам;

е) при определении конечной цели борьбы.


  1. Февральская революция победила в России:

а) 27 февраля 1917г.; б) 2 марта 1917г.; в) 2 апреля 1917г.;

г) 4 июля 1917г. д) 25 августа 1917г.; е) 1 сентября 1917 г.


  1. Выступление декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825г. потерпело неудачу, так как:

а) отсутствовало единое руководство восстанием;

б) действия участников восстания были не согласованы;

в) декабристы не воспользовались поддержкой народа;

г) отсутствовала поддержка восставших со стороны всех слоёв общества.


  1. Вторая республика во Франции была провозглашена:

а) 1 марта 1847г.;

б) 25 февраля 1848г.;

в) 4 июля 1830г.;

г) 5 августа 1843г.


  1. Страна, в которой лозунги “Долой Австрию!” и “Освобождение и объединение!” были главными в революции 1848-1849г.г.:

а) Франция;

б) Пруссия;

в) Италия;

г) Россия.


  1. Автор высказывания “Дом, расколотый надвое, не может устоять…страна не может наполовину быть рабовладельческой, наполовину свободной”:

а) Джон Браун;

б) Роберт Ли;

в) Авраам Линкольн;

г) Уильям Шерман.


  1. После 31 января 1918г. в Советской России наступила дата:

а) 1 февраля;

б) 14 февраля;

в) 7 февраля;

г) 8 марта.


  1. В 1918г. второе место на выборах в Учредительное собрание заняла партия:

а) большевиков;

б) кадетов;

в) меньшевиков;

г) эсеров.


  1. Один из руководителей повстанческого крестьянского движения:

а) В. Блюхер;

б) Н. Махно;

в) Б. Думенко;

г) М. Фрунзе.


  1. Земства на Беларуси были введены в :

а) 1864г; б) 1881г; в) 1906г; г) 1911г. :


14. Министр государственных имуществ П.Киселёв в первой половине 19в. провёл реформу:

а) военную;

б) городскую;

в) аграрную;

г) школьную.


15. Фактор, который оказал большое влияние на рост и развитие белорусских городов во второй половине XIX в.:

а) высокий удельный вес белорусского капитала в промышленности;

б) создание акционерных обществ;

в) строительство железных дорог на территории Беларуси;

г) быстрое развитие тяжёлой промышленности.


Задание II. Соотнесите:

1. даты и события:

1) 1830-1850г.г.

а) Англо-афганская война;

2). 1918г.

б) Младотурецкая революция;

3) 1838-1842г.

в) Чартистское революционное движение рабочих;

4) 1868г.

г) создание Британского конгресса тред-юнионов (БКТ);

5) 1908г

д) “хождение в народ”.

6) 1874г

е) гибель Османской империи;

2. имена учёных и их изобретения:

1) А.Белл

а) беспроводное телеграфирование;

2) Ч.Дарвин

б) Периодический закон химических элементов;

3) С.Морзе

в) изобретение телефона;

4) Н.И.Лобачевский

г) теория эволюции путем естественного отбора;

5) А.Эйнштейн

д) Неевклидова геометрия;

6) Д.И.Менделеев

е) теория относительности;


Задание III. Восстановите хронологическую последовательность событий.

а) аннексия Боснии и Герцеговины

б) создание Балканского союза

в) русско-японская война

г) балканские войны

д) образование «Тройственного союза»

е) англо-французский договор

ж) англо-русское соглашение

з) сараевское убийство

1.


2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.



ІV.  Назовите историческую личность по описанию

1. Эта женщина была генеральской дочерью. Включилась в революционную борьбу в 19- летнем возрасте, выполняя самые опасные поручения. Взяла на себя руководство одного из самых громких террористических актов. ____________________________________________

2. Об этом человеке профессор В.О. Ключевский сказал «Европа признала, что царь русского народа был и государём международного мира и порядка, и этим признанием подтвердила историческое призвание России…». __________________________________

3. Имя этого человека хорошо известно всему миру. Достойно провёл страну через тяжелейшие испытания. Родился в семье бедного фермера. За время трудовой деятельности сменил много профессий: был столяром, железнодорожным рабочим, сплавщиком леса. Был против позора своей страны, хотя и не выступал за немедленное его уничтожение. _____________________________________________________________________________

4. Этот человек был не только крупнейшим поэтом, но и вождём освободительного движения против испанского колониального господства. В конце XIX в. одним из первых заговорил об американской угрозе для народов Латинской Америки. _____________________________________________________________________________


Задание V. Распределите перечисленные ниже события в соответствующие колонки таблицы:

а) расстрел мирной демонстрации в Петербурге 9 января;

б) восстание на броненосце «Потёмкин»;

в) подписание императором Николаем II акта об отречении от престола в пользу брата Михаила;

г) всеобщая политическая стачка;

д) обнародование царского Манифеста 17 октября;

е) декабрьское вооружённое восстание в Москве;

ж) переход войск, верных царской власти, на сторону восставших;

з) Третьеиюньский государственный переворот;

и) появление советов;

к) двоевластие.

Революция 1905-1907 гг.

Февральская революция 1917г.




Задание VI. Узнайте понятия по определениям, запишите их в пустых ячейках таблицы:

Потомки от браков представителей европеоидной и негроидной рас


Вид монополии, участники которой договариваются о количестве выпускаемой продукции и условиях сбыта продукции


Временное объединение шляхты для поддержки определённых политических требований военной силой


Периодическое описание государственной собственности в Российской империи


Нижняя палата сейма Речи Посполитой


Течение в международном рабочем движении, выступавшее за передачу власти профсоюзам и отрицавшее необходимость государства


Описи феодальных владений


Процесс подчинения экономической, политической и общественной жизни страны военным целям


Акт, определявший основы государственного строя Речи Посполитой и полномочия главы государства


Государство, владеющее колониями



Задание VII. Укажите даты, соответствующие событиям во Франции XIX-начала XXвв.

Умеренная буржуазная революция, ознаменовавшая окончательную победу буржуазии над дворянством и установление буржуазной монархии


Буржуазно-демократическая революция, в ходе которой власть оказалась в руках Временного правительства, состоящего из представителей крупной республиканской буржуазии


Буржуазно-демократическая революция, в результате которой во Франции была провозглашена Третья республика


Первая попытка пролетарской революции, получившей название Парижской коммуны.



Задание VIII. Определите историческую личность, страну, название

Единственный поэт крестьянского происхождения в белорусской литературе XIX в.


Первое независимое государство в Латинской Америке XIX в.


Первая легальная газета в Беларуси, издававшаяся на белорусском языке


Греческий полис, победивший в Пелопоннесской войне


Основатель жанра путевых заметок в ВКЛ


Сословно-представительный орган в Нидерландах


Страна, проигравшая в 1896г. колониальную войну и выплатившая контрибуцию африканской стране



Русский исследователь Центральной Азии, открывший несколько десятков видов животных


Германский социалист, основатель реформизма в конце XIX в.


Самая крупная административная единица в XVII в. на территории Беларуси



Задание IX. Рассмотрите предложенные портреты и выполните задания:

  1. Ответьте, что это за исторические деятели?

  2. Соотнесите их портреты и факты биографий.










А Б В Г Д


1. Итальянский патриот. Боролся за объединение Италии. Основатель тайной патриотической организации «Молодая Италия» ___________________________________________________________

2. Народный герой Италии, генерал, один из вождей революционного движения. В 1943-1945г.г. его имя носили партизанские отряды, воевавшие с фашистами ____________________________________

3. Телохранитель Нана Сахиба, один из способнейших индийских военачальников. Прославился своими партизанскими действиями в борьбе с англичанами ____________________________________

4. Индийский поэт и писатель, патриот, активный сторонник реформ и развития индийской культуры. Первый лауреат Нобелевской премии на Азиатском континенте _______________________

5. Эфиопский император, отстоявший независимость своей страны. Под его руководством впервые африканская армия сумела разгромить войска европейской державы ____________________________


Задание X. Назовите исторических личностей и события, с которыми они связаны

1 2 3














  1. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________