СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Районная олимпиада по истории для учащихся 5-9 классов
Пояснительная записка
История
Районная олимпиада проводится в один тур для каждой параллели. Задания участниками выполняются на бланках заданий. На выполнение олимпиадных заданий отводится следующее время:
5 класс – до 1 часа.
6-7 классы – 1,5 часа.
8-9 классы – до 2 часов.
К заданиям даются критерии оценивания и ключи. Члены жюри имеют право перераспределить количество баллов между заданиями.
5 класс
Максимальное количество баллов – 59
№1 – 15 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№2 – 5 б. (1 б. за каждое правильное соотнесение);
№3 – 6 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№4 – 5 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№5 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№6 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№7 – 8 б. (1 б. за каждый правильный ответ).
6 класс
Максимальное количество баллов – 76
№1 – 15 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№2 – 7 б. (1 б. за каждое правильное соотнесение);
№3 – 8 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№4 – 5 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№5 – 15 б. (1 б. за каждый правильный ответ, повторные ответы не учитываются);
№6 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№7 – 6 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№8 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ).
7 класс
Максимальное количество баллов – 78
№1 – 15 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№2 – 8 б. (1 б. за каждое правильное соотнесение);
№3 – 5 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№4 – 7б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№5 – 6 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№6 – 2 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№7 – 3 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№8 – 23 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№9 – 9 б. (3 б. за каждый правильный ответ).
8 класс
Максимальное количество баллов – 84
№1 – 15 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№2 – 16 б. (1 б. за каждое правильное соотнесение);
№3 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№4 – 5 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№5 – 4 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№6 – 4 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№7 – 4 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№8 – 26 б. (1 б. за каждый правильный ответ).
9 класс
Максимальное количество баллов – 89
№1 – 15 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№2 – 12 б. (1 б. за каждое правильное соотнесение);
№3 – 8 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№4 – 4 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№5 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№6 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№7 – 4 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№8 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№9 – 10 б. (2 б. за каждый правильный ответ);
№10 – 6 б. (1 б. за каждый правильный ответ).
Задания районной олимпиады учащихся
по истории
5 класс
Задание I. Выберите правильный вариант ответа и обведите его кружком:
1. Форма государственного устройства, существовавшая в Египте:
а) монархия; | б) тирания; | в) деспотия; | г) демократия. |
2. Двойная корона египетских фараонов символизировала:
а) объединение Южного и Северного царств; | б) союз богов неба и земли; |
в) царство мертвых и царство живых; | г) союз бога и человека. |
3. Время разлива Нила приходится на:
а) осень; | б) раннюю весну; | в) середину лета; | г) зиму. |
4. Наивысшего расцвета Египет достиг при фараоне:
а) Мине; | б) Хеопсе; | в) Рамзесе II; | г) Эхнатоне. |
5. Единое государство в Древнем Египте возникло около:
а) 6000 лет назад; | б) 3000г. до н.э.; | в) 1700г. до н.э.; | г) 10000 лет назад. |
6. В период разлива египтяне поклонялись Нилу как богу и называли его:
а) Ра; | б) Гор; | в) Хапи; | г) Сет. |
7. Выражение «валтасаров пир» связано с событием:
а) исход евреев из Египта; б) разрушение мидийцами Ниневии; |
| в) взятие персами Вавилона; г) объединение Египта. |
|
8. Юношу, убившего Голиафа камнем из пращи, звали:
а) Самсон; | б) Моисей; | в) Геракл; | г) Давид. |
9. Жители Древнего Двуречья писали на:
а) папирусе; | б) пергаменте; | в) глиняных табличках; | г) бумаге |
10. «Сыном неба» в Китае называли:
а) императора; | б) чиновника; в) крестьянина; г) господина. |
|
|
11. Персидский царь, предпринявший первую попытку захватить Грецию в 490г. до н.э.:
a) Ксеркс; | б) Дарий Первый; | в) Кир. |
|
12. Первое сражение Александра Македонского с персами, после которого была завоевана Малая Азия:
a) при Херонее; | б) в Фермопильском проходе; | в) на реке Граник. |
|
13. Гражданами Афин считали:
а) тех, кто жил в городе; б) тех, у кого отец и мать были гражданами; |
| в) тех, кто платил налоги; г) тех, кто родился в Афинах. |
|
14. Полководец, который возглавил армию Карфагена в войне с Римом:
а) Ганнибал; | б) Александр; | в) Пирр; | г) Бренн. |
15. Высказывание «Человек может сделать путь великим, но не путь делает великим человека» принадлежит:
а) Конфуцию; б) Будде; в) Моисею. |
История 2 этап 5 класс Страница 1 из 3
Задание II. Соотнесите имена правителей с историческими фактами, показав соответствия при помощи стрелок:
1) Александр Македонский | а) создание новой религии – буддизма; |
2) Соломон | б) создание древнейших законов; |
3) Хаммурапи | в) строительство самой длинной стены; |
4) Царевич Гаутама 5) Цинь Ши Хуанди | г) возведение храма бога Яхве в Иерусалиме; д) военный поход в Индию. |
Задание III. Узнайте понятия по определениям, запишите их в пустых ячейках таблицы:
1. | Религия в Древней и современной Индии, главными богами которой являются Вишну, Брахма, Шива |
|
2. | Историческая наука, которая изучает быт, нравы и культуру народов земного шара, их расселение и взаимоотношения |
|
3. | Понятие, обозначающее город-государство в Древней Греции |
|
4. | Избираемый защитник плебеев в Римской республике |
|
5. | Вера в сверхъестественные силы и существа. Бога или богов, которые являются предметом поклонения |
|
6. | Приспособление, при помощи которого египтяне подавали воду на поля |
|
Задание IV. Расположите события в хронологической последовательности и впишите соответствующие им буквы рядом с порядковым номером:
а) осада Тира;
б) битва близ города Исса;
в) смерть Дария III;
г) объявление Александра Македонского новым богом в Египте;
д) перенос столицы в Вавилон.
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
Задание V. Заполните пропуски в предложениях.
Первым правителем Израильского царства стал _________________________. 2. Автором «Одиссеи» и «Илиады» считают древнегреческого поэта _________________________. 3. В Библии – это Адам, в китайской мифологии – Пань-гу, в Египте – _________________________, у древних иранцев его звали Гай-омарт. 4. «Вратами бога» в древности называли город _________________________. 5. Цифры, которые мы сейчас называем арабскими, были придуманы в _________________________. 6. Жители Китая называли реку _________________________ «рекой тысячи бедствий». 7. Город, основанный в 753г. до н.э. на реке Тибр – это _________________________. 8. Алфавит _________________________ состоял из 24 букв, впервые в нем были обозначены буквами гласные звуки. 9. По преданию Геракл организовал первые Олимпийские игры в ______ году. 10. _________________________ – древнеегипетский чиновник, записывающий приказы, надзирающий за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывающий доходы, идущие в казну.
Задание VI. Рассмотрите изображения и подпишите их, указав:
А) имена исторических личностей;
| | | |
|
|
|
|
Б) названия архитектурных сооружений:
| |
|
| |
|
| | |
|
|
|
Задание VII. Рассмотрите карту и обозначьте в таблице соответствующими цифрами места нахождения государств Древнего мира:
| Древняя Индия |
| Древний Рим |
| Древний Египет |
| Древний Иран |
| Древний Китай |
| Цивилизация ольмеков |
| Междуречье |
| Древняя Греция |
Задания районной олимпиады учащихся
по истории 6 класс
Задание I. Выберите правильный вариант ответа:
1. Появление человека на территории Беларуси относится к:
а) 100 тыс. лет назад; | б) 50 тыс. лет назад; | в) 30 тыс. лет назад; | г) 10 тыс. лет назад. |
2. Самая древняя стоянка на территории Беларуси была открыта около села:
а) Бердыж; | б) Банцеровщина; | в) Юровичи; | г) Сенчуки. |
3. Место, где славяне-язычники молились своим богам и приносили им жертвы:
а) погост;
б) селище;
в) капище;
г) жертвенник.
4. Сбор меда диких пчел у древних славян:
а) дуплище;
б) бортничество;
в) сладкая охота;
г) ульище.
5. Самый крупный восточнославянский союз племён:
а) Дреговичи; | б) Кривичи; | в) Радимичи; г) Древляне. |
6. Надел земли, который давался пожизненно за выполнение военной службы:
а) оброк; | б) бенефиций; | в) феод; | г) десятина. |
7. О существовании у славян культа предков свидетельствовал(о):
а) обычай целования креста;
б) возглас «Чур меня!»;
в) утверждение «Аз есмь».
8. Образцовое изделие, которое должен был выполнить подмастерье для сдачи экзамена на звание мастера в Западной Европе:
а) манускрипт; | б) штука; | в) стило; | г) шедевр. |
9. Естественной границей в Хв. между Киевской Русью и Византией служила река:
а) Буг;
б) Висла;
в) Дунай;
г) Днепр.
10. Экономическая основа феодальной раздробленности:
а) товарное хозяйство;
б) охота и собирательство;
в) натуральное хозяйство.
11. Готика – это:
а) архитектурный стиль;
б) вид вооружения;
в) часть средневекового костюма;
г) вид письма.
12. Раздел Франкской империи произошел в:
а) 768 г.; | б) 1010 г.; | в) 800 г; г) 843 г. |
13. Во главе религиозного ордена стоял:
а) великий комтур;
б) великий магистр;
в) великий кавалер;
г) великий маршал.
14. В XIIв. власть в Японии захватил феодальный род:
а) Сёкугава;
б) Миннамото;
в) Асикага;
г) Ямомото.
15. Первоначальное объединение монгольских племен было осуществлено:
а) Тимуром; | б) Чингисханом; | в) Мамаем; | г) Ахмедом. |
История 2 этап 6 класс Страница 1 из 3
Задание II. Соотнесите даты и исторические события при помощи стрелок:
1) 1054 г. | а) Нормандское завоевание Англии; |
2) 962 г. | б) захват крестоносцами Константинополя; |
3) 1215 г. | в) падение Первого Болгарского царства; |
4) 1206 г. | г) создание Священной Римской империи; |
5) 1018 г. 6) 1066 г. 7) 1204 г. | д) разделение христианской церкви; е) создание Великой хартии вольностей; ж) образование делийского султаната. |
Задание III. Узнайте понятия по определениям, запишите их в пустых ячейках таблицы:
Племена, занимающие в древности территорию между реками Рейн и Эльба | |
Короткий период подъема культуры и интереса к наследию античности во Франкской империи при Карле Великом | |
Племена, расселившиеся у западных, восточных и северных границ Римской империи, чей язык был непонятен римлянам | |
Период между древностью и новым периодом истории | |
Массовое переселение различных племен на территорию Римской империи и Западной Европы в IV-VIIвв. | |
Картина, написанная на сырой штукатурке | |
Поселение ремесленников и торговцев | |
Свод религиозных, нравственных, правовых предписаний ислама | |
Задание IV. Расположите события в хронологической последовательности и впишите соответствующие им буквы рядом с порядковым номером:
а) первый крестовый поход;
б) образование государства у франков;
в) создание Великой хартии вольностей;
г) возникновение английского парламента;
д) падение Западной Римской империи.
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
Задание V. Заполните пропуски в предложениях.
Одной из причин начала ___________________ походов стало обращение к папе римскому __________________ императора _________________ с просьбой о помощи в борьбе с __________________. В _____ году, в городе _________________ папа _______________ обратился с призывом начать ________________ поход за освобождение Храма ________________. Первыми в поход двинулись _____________________, надеявшиеся получить ______________________ и свободу от власти ____________________, но были разбиты. Следом двинулись войска ______________________, которые рассчитывали найти ______________________. Они в ______ году захватили ______________________ и подвергли его ______________________.
Задание VI. Определите, представителями каких стран являлись указанные исторические деятели. Поставьте нужные цифры на строке соответствующей страны:
а) Англия _________________________
б) Византия _________________________
в) Италия _________________________
г) Священная Римская империя _________________________
д) Франция _________________________
1. Юстиниан
2. Р.Бэкон
3. Генрих Плантагенет
4. Карл Великий
5. Вильгельм Завоеватель
6. Оттон I
7. М.Поло
8. Константин Великий
9. Каллиник
10. Иоанн Безземельный
История 2 этап 6 класс Страница 2 из 3
З
Задание VIII. Рассмотрите изображения и подпишите их, указав:
А) имена исторических личностей;
| | |
|
|
|
|
|
Б) названия архитектурных сооружений:
| | |
|
|
|
| | |
|
|
|
Задания районной олимпиады учащихся
по истории 7 класс
Задание I. Выберите правильный вариант ответа:
1. Столетняя война между Англией и Францией длилась:
а) с 1237 по 1337 гг.; б) с 1337 по 1453 гг.; в) с 1356 по 1456 гг.
2. Централизованное государство начало складываться в Англии:
а) в X в.; б) в VIII в.; в) в XI в.; г) в XII в.
3. «Смутное время» в России относится к началу:
а) 16 в.; б) 17 в.; в) 18 в.; г) 19 в.
4. Наиболее известной в Европе стала система городского самоуправления:
а) Константинополя; б) Магдебурга; в) Праги; г) Новгорода.
5. В историю католической церкви период конца XIV – начала XVвв., когда в течение почти 40 лет в Риме и Авиньоне выбирали разных пап, вошел под названием:
а) великий раскол; б) авиньонское пленение; в) двоецарствие.
6. В 1368г. мощное народное восстание в Китае получило название:
а) «желтых повязок»; б) «синих беретов»; в) «желтых халатов»; г) «красных повязок».
7. Первый князь Великого княжества Литовского:
а) Войшелк; б) Миндовг; в) Ольгерд; г) Ягайло.
8. Управляющий великокняжескими замками:
а) гетман; б) канцлер; в) каштелян; г) магистр.
9. Кревская уния была заключена в:
а) 1256г.; б) 1385г.; в) 1342г.; г) 1289г.
10. Сын Ольгерда Андрей правил в городе:
а) Минске; б) Гродно; в) Витебске; г) Полоцке.
11. Автором статута ВКЛ 1588 года является:
а) К. Острожский; б) Л. Сапего; в) В. Тяпинский; г) М. Гусовский.
12. Берестейская уния устанавливала в Беларуси:
а) православие; б) униатство; в) протестантизм; г) католицизм.
13. Орган управления в Полоцком княжестве, имеющий право лишить князя власти:
а) сеймик; б) вече; в) рада; г) магистрат.
14. Война «цветов» произошла в:
а) Германии; б) Англии; в) Испании; г) Австрии.
15. Родиной культуры Возрождения стала;
а) Скандинавия; б) Северная Италия; в) Северо-Восточная Русь; г) Польша.
История 2 этап 7 класс Страница 1 из 4
Задание II. Соотнесите:
1. органы управления и страны: | ||
а) Англия б) Германия в) Франция г) Испания |
|
|
2. даты и исторические события: | ||
а) 622г. б) 863г. в) 1265г. г) 1497г. | 1) судебник Ивана III 2) битва при Гастинксе, нормандское завоевание Англии 3) начало деятельности Кирилла и Мефодия 4) возникновение ислама; |
Задание III. Узнайте понятия по определениям, запишите их в пустых ячейках таблицы:
Владельцы мануфактур, купцы, банкиры |
|
Капиталистическое предприятие с ручным производством и разделением труда между наемными рабочими |
|
Период в культурном развитии стран Западной Европы (в Италии с XIV по XVIвв.) |
|
Люди, нанятые на работу на капиталистическое предприятие, получающие за нее заработную плату |
|
Утверждение в стране единой власти короля, единых законов, органов управления, налогов, постоянной армии |
|
Задание IV. Расставьте события в хронологической последовательности:
а) основание университета в Кракове; б) взятие Константинополя турками-османами; в) Коронация Миндовга; г) Кревская уния; д) Грюнвальдская битва; е) битва под Оршей; ж) битва на Косовом поле.
1. |
| 2. |
| 3. |
| 4. |
| 5. |
| 6. |
| 7. |
|
Задание V. Определите, какие признаки характерны для феодального и капиталистического обществ. Поставьте цифры признаков на соответствующей строке:
Феодальное общество __________________________________
Зарождающееся капиталистическое общество __________________________________
господство натурального хозяйства;
возникновение мануфактур;
прикрепление крестьян к земле;
освобождение крестьян от личной зависимости;
зарождение буржуазии и наемных рабочих;
собственность феодалов на землю.
Задание VI. Определите по описанию, о каком историческом деятеле идёт речь:
а) После его рождения факт отцовства оспаривался его отцом. В возрасте семи лет маленькому княжичу довелось с оружием в руках встать на защиту любимой матери. Он возродил княжескую династию, и в его честь назван один из древних белорусских городов. Первый из восточнославянских князей, кого летописцы назвали «книжник».
б) Древний автор писал: «… оседлал коней рано и доскакал до города Киева, и дотронулся копьем до золотого престола киевского. Поскакал от них лютым зверем полночью из Белгорода, окутался синей мглой, а утром, взлетев, ворота стрелой открыл Новгорода, разбил славу Ярослава, скокнул быстро к Немиге из Дудутак…».
Задание VII. Установите по описанию, о каких цивилизациях идет речь:
1. Эта страна в средние века была одной из крупнейших стран мира. В IXв. её население насчитывало более 100 миллионов человек. Большинство жителей страны составляли крестьяне-земледельцы. Главной культурой, которую они выращивали, был рис. Ремесленники этой страны производили вещи, многие из которых еще не умели изготовлять в других странах. Издавна они знали, как делать бумагу. В Раннем средневековье они научились изготовлять фарфор.
2. Главными признаками красоты у них считали косоглазие и плоский череп с удлинённой линией лба. Чтобы добиться этого, к волосам младенца между глаз прикрепляли шарик, который всё время висел у него перед глазами, а головку ребёнка плотно прибинтовывали к деревянной дощечке.
3. Государство было подчинено интересам войны. На протяжении XVв. они подчиняли себе многие соседние народы. Во всех завоёванных областях они вводили свой язык, свои законы и обычаи. Завоеватели были только воинами и чиновниками. Подчинённое население платило дань и выполняло работы, в основном строительные.
Задание VIII. Рассмотрите изображения и подпишите их, указав:
А) имена исторических личностей;
| | | |
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
Б) названия произведений культуры и их авторов (для сооружений – местонахождение):
| | |
|
|
|
| | |
|
|
|
| ||
| | |
|
|
|
Задание IX. Выполните задания на карте:
1. Укажите на карте место и год первого крупного сражения времен Столетней войны.
Укажите на карте место и год сражения английского отряда «Черного рыцаря» с французским войском.
3. Подчеркните, какие из перечисленных городов не попали под власть англичан: Париж, Лион, Реймс, Орлеан, Тулуза, Нант.
Задания районной олимпиады учащихся
по истории 8 класс
Задание I. Выберите правильный(ые) вариант(ы) ответа:
1. Началом Реформации считают:
а) 1649г.; | б) 1532г; | в) 1517г; | г) 1612г. |
2. Гуситские войны начались:
а) в 1420г.; | б) в 1419г.; | в) в 1415г. |
3. Основатель династии французских королей, правивший с конца X до конца XVII века:
а) Гуго Капет; б) Пипин Короткий; в) Карл Великий; г) Хлодвиг.
4. Английская буржуазная революция произошла в правление
а) Елизаветы Тюдор; б) Карла I; в) Якова II; г) Вильгельма III.
5. Годом окончания Тридцатилетней войны в Европе является:
а) 1578г; б) 1673г; в) 1535г; г) 1648г.
6. Автором романа "Робинзон Крузо” является:
а) Ф. Шиллер; б) П.Бомарше; в) Д.Дефо; г) Л. Бернини.
7. Имена идеологов Просвещения:
а) Дж.Локк; | б) Мартин Лютер; | в) Вольтер; | г) И.Г.Гердер; |
д) Григорий Турский; | е) Б.Франклин; | ж) Г.Э.Лессинг. | з) Франческо Петрарка. |
8. Гуманисты – это:
а) участники Реформации;
б) деятели эпохи Возрождения;
в) активисты просветительского движения.
9. Укажите культуру, разведением которой не занимались народы доколумбовой Америки:
а) маис; б) пшеница; в) картофель; г) томаты.
10. Екатерина II начала править в России в:
а) 1761г; б) 1763г; в) 1762г; г) 1764г.
11. Выход к Балтийскому морю Россия получила в результате:
а) Ливонской войны; б) войны с Речью Посполитой 1654-1667г.г.
в) Северной войны; г) Семилетней войны.
12. Битва, которую Петр I называл “матерью Полтавской битвы”:
а) под Головчином; б) под Гродно; в) около д.Доброе; г) около д.Лесная.
13. В XVIв. ВКЛ было:
а) под Головчином; б) под Гродно; в) около д.Доброе; г) около д.Лесная.
14. Белорусское крестьянство окончательно закрепощено:
а) “Волочной померой”; б) Статутом 1566г.; в) Статутом 1588г.
15. Реформация на Беларуси связана с именем:
а) Ф.Скорины; б) И.Кунцевича; в) М.Радзивила Чёрного.
Задание II. Соотнесите:
| |
а) 1644г. б) 1649г. в) 1603г. г) 1648г. д) 1654г е) 1660г. ж) 1618г | 1) Присоединение Левобережной Украины к России 2) начало правления в Китае династии Цин 3) начало Тридцатилетней войны 4) подписание Вестфальского мира 5) восстановление в Англии династии Стюартов 6) казнь английского короля Карла I 7) провозглашение Токугава Иэясу сёгуном Японии |
| |
а) Англия б) Франция в) Нидерланды г) Россия д) США |
|
| |
а) Васко де Гама б) Фернан Магеллан в) Христофор Колумб г) Бартоломео Диаш | 1) кругосветное путешествие 2) открыл морской путь в Индию 3) первым достиг самой южной точки Африки, доказав смыкание вод Атлантического и Индийского океанов 4) открыл новый континент, не зная этого. |
Задание III. Узнайте понятия по определениям, запишите их в пустых ячейках таблицы:
О королях этой страны в XVI веке говорили: «Над их владениями никогда не заходит солнце» |
|
Твёрдо решив стать королём Франции, этот гугенот произнёс: «Париж стоит мессы» – и принял католичество |
|
Город, который в XVI веке именовали «протестантским Римом» |
|
Территория, приносившая испанскому королю и германскому императору Карлу V доход в четыре раза больший, чем его заморские владения в Перу и Мексике с их сказочным богатством |
|
На «чаепитие» в этом городе ушло рекордное количество заварки |
|
Война, которая закончилась в 1783 году Парижским миром |
|
Под этим именем стала государственным гимном «Боевая песня Рейнской армии» |
|
Это прозвище нравилось Максимилиану Робеспьеру больше, чем собственное имя |
|
Именно о нём Карл Маркс сказал: «Революция началась в мозгу монаха» |
|
Причёска, по которой в Англии можно было распознать противников короля. |
|
Задание IV. Расставьте события в хронологической последовательности.
а) Английская буржуазная революция; б) Ливонская война; в) Война североамериканских колоний за независимость; г) «Смутное время» в России; д) Завоевание Китая маньчжурами.
1. |
| 2. |
| 3. |
| 4. |
| 5. |
|
Задание V. Определите и запишите сферу деятельности, объединяющую исторических деятелей:
Б.Диаш, Васко да Гама, А.Веспучи, Х.Колумб |
|
М.Лютер, Ж.Кальвин, Генрих VIII |
|
Ж.П.Марат, М.Робеспьер, Ж.Дантон |
|
Н.Коперник, И.Кеплер, Дж.Бруно, Г.Галилей |
|
Карл XII, Петр I, Август II Саксонский |
|
Задание VI. Определите автора документа, укажите его назначение:
а) «…Таким образом, из одного лишь того, что было выполнено за время путешествия, их высочества могут убедиться, что я дам им столько золота, сколько им нужно, если их высочества окажут мне самую малую помощь…» _____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
б) «…Каждый христианин, если только он истинно раскаивается, получает полное отпущение вины и без индульгенции…».
«…Явно выдумано, что папа, епископы, священники, монахи – «духовного чина», а князья, рыцари, ремесленники, земледельцы – «светского». Пусть никто не смущается этим и вот почему: все христиане – поистине духовного звания, между ними нет никакой разницы…». ______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Задание VII. Заполните пропуски в предложениях:
1) В начале XVIIв. Японию объединил князь ______________________. Он провозгласил себя _____________________. 2) С середины XVIIIв. Китай в отношении иностранцев стал проводить политику ______________________________. в) Катастрофой для народов Африки стала __________________________________.
Задание VIII. Рассмотрите изображения и подпишите их, указав:
А) имена исторических личностей;
|
| | |
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
Б) названия произведений культуры и их авторов:
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| |
Задания районной олимпиады учащихся
по истории 9 класс
Задание I. Выберите правильный вариант ответа:
Мирный договор с Австрией после Первой мировой войны был подписан в:
а) 1920г.; | б) 1918г.; | в) 1931г.; | г) 1919 г. |
Мирный договор с Венгрией после Первой мировой войны был подписан в:
а) 1922 г.; | б) 1920 г.; | в) 1919 г.; | г) 1918 г. |
Особенностью экономического развития Латинской Америки в XIXв. являлось:
а) фермерское ведение сельского хозяйства;
б) преобладание латифундий в экономике;
в) быстроразвивающийся рынок;
г) быстрве темпы развития промышленности.
Раскол РСДРП произошел:
а) по политическим вопросам;
б) при решении организационных вопросов;
в) по национальному вопросу;
г) по аграрному вопросу;
д) по программным вопросам;
е) при определении конечной цели борьбы.
Февральская революция победила в России:
а) 27 февраля 1917г.; б) 2 марта 1917г.; в) 2 апреля 1917г.;
г) 4 июля 1917г. д) 25 августа 1917г.; е) 1 сентября 1917 г.
Выступление декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825г. потерпело неудачу, так как:
а) отсутствовало единое руководство восстанием;
б) действия участников восстания были не согласованы;
в) декабристы не воспользовались поддержкой народа;
г) отсутствовала поддержка восставших со стороны всех слоёв общества.
Вторая республика во Франции была провозглашена:
а) 1 марта 1847г.; | б) 25 февраля 1848г.; | в) 4 июля 1830г.; | г) 5 августа 1843г. |
Страна, в которой лозунги “Долой Австрию!” и “Освобождение и объединение!” были главными в революции 1848-1849г.г.:
а) Франция; | б) Пруссия; | в) Италия; | г) Россия. |
Автор высказывания “Дом, расколотый надвое, не может устоять…страна не может наполовину быть рабовладельческой, наполовину свободной”:
а) Джон Браун; | б) Роберт Ли; | в) Авраам Линкольн; | г) Уильям Шерман. |
После 31 января 1918г. в Советской России наступила дата:
а) 1 февраля; | б) 14 февраля; | в) 7 февраля; | г) 8 марта. |
В 1918г. второе место на выборах в Учредительное собрание заняла партия:
а) большевиков; | б) кадетов; | в) меньшевиков; | г) эсеров. |
Один из руководителей повстанческого крестьянского движения:
а) В. Блюхер; | б) Н. Махно; | в) Б. Думенко; | г) М. Фрунзе. |
История 2 этап 9 класс Страница 1 из 4
Земства на Беларуси были введены в :
а) 1864г; б) 1881г; в) 1906г; г) 1911г. :
14. Министр государственных имуществ П.Киселёв в первой половине 19в. провёл реформу:
а) военную; | б) городскую; | в) аграрную; | г) школьную. |
15. Фактор, который оказал большое влияние на рост и развитие белорусских городов во второй половине XIX в.:
а) высокий удельный вес белорусского капитала в промышленности;
б) создание акционерных обществ;
в) строительство железных дорог на территории Беларуси;
г) быстрое развитие тяжёлой промышленности.
Задание II. Соотнесите:
1. даты и события: | |
1) 1830-1850г.г. | а) Англо-афганская война; |
2). 1918г. | б) Младотурецкая революция; |
3) 1838-1842г. | в) Чартистское революционное движение рабочих; |
4) 1868г. | г) создание Британского конгресса тред-юнионов (БКТ); |
5) 1908г | д) “хождение в народ”. |
6) 1874г | е) гибель Османской империи; |
2. имена учёных и их изобретения: | |
1) А.Белл | а) беспроводное телеграфирование; |
2) Ч.Дарвин | б) Периодический закон химических элементов; |
3) С.Морзе | в) изобретение телефона; |
4) Н.И.Лобачевский | г) теория эволюции путем естественного отбора; |
5) А.Эйнштейн | д) Неевклидова геометрия; |
6) Д.И.Менделеев | е) теория относительности; |
Задание III. Восстановите хронологическую последовательность событий.
а) аннексия Боснии и Герцеговины
б) создание Балканского союза
в) русско-японская война
г) балканские войны
д) образование «Тройственного союза»
е) англо-французский договор
ж) англо-русское соглашение
з) сараевское убийство
1. |
| 2. |
| 3. |
| 4. |
| 5. |
| 6. |
| 7. |
| 8. |
|
ІV. Назовите историческую личность по описанию
1. Эта женщина была генеральской дочерью. Включилась в революционную борьбу в 19- летнем возрасте, выполняя самые опасные поручения. Взяла на себя руководство одного из самых громких террористических актов. ____________________________________________
2. Об этом человеке профессор В.О. Ключевский сказал «Европа признала, что царь русского народа был и государём международного мира и порядка, и этим признанием подтвердила историческое призвание России…». __________________________________
3. Имя этого человека хорошо известно всему миру. Достойно провёл страну через тяжелейшие испытания. Родился в семье бедного фермера. За время трудовой деятельности сменил много профессий: был столяром, железнодорожным рабочим, сплавщиком леса. Был против позора своей страны, хотя и не выступал за немедленное его уничтожение. _____________________________________________________________________________
4. Этот человек был не только крупнейшим поэтом, но и вождём освободительного движения против испанского колониального господства. В конце XIX в. одним из первых заговорил об американской угрозе для народов Латинской Америки. _____________________________________________________________________________
Задание V. Распределите перечисленные ниже события в соответствующие колонки таблицы:
а) расстрел мирной демонстрации в Петербурге 9 января;
б) восстание на броненосце «Потёмкин»;
в) подписание императором Николаем II акта об отречении от престола в пользу брата Михаила;
г) всеобщая политическая стачка;
д) обнародование царского Манифеста 17 октября;
е) декабрьское вооружённое восстание в Москве;
ж) переход войск, верных царской власти, на сторону восставших;
з) Третьеиюньский государственный переворот;
и) появление советов;
к) двоевластие.
Революция 1905-1907 гг. | Февральская революция 1917г. |
|
|
Задание VI. Узнайте понятия по определениям, запишите их в пустых ячейках таблицы:
Потомки от браков представителей европеоидной и негроидной рас |
|
Вид монополии, участники которой договариваются о количестве выпускаемой продукции и условиях сбыта продукции |
|
Временное объединение шляхты для поддержки определённых политических требований военной силой |
|
Периодическое описание государственной собственности в Российской империи |
|
Нижняя палата сейма Речи Посполитой |
|
Течение в международном рабочем движении, выступавшее за передачу власти профсоюзам и отрицавшее необходимость государства |
|
Описи феодальных владений |
|
Процесс подчинения экономической, политической и общественной жизни страны военным целям |
|
Акт, определявший основы государственного строя Речи Посполитой и полномочия главы государства |
|
Государство, владеющее колониями |
|
Задание VII. Укажите даты, соответствующие событиям во Франции XIX-начала XXвв.
Умеренная буржуазная революция, ознаменовавшая окончательную победу буржуазии над дворянством и установление буржуазной монархии |
|
Буржуазно-демократическая революция, в ходе которой власть оказалась в руках Временного правительства, состоящего из представителей крупной республиканской буржуазии |
|
Буржуазно-демократическая революция, в результате которой во Франции была провозглашена Третья республика |
|
Первая попытка пролетарской революции, получившей название Парижской коммуны. |
|
Задание VIII. Определите историческую личность, страну, название
Единственный поэт крестьянского происхождения в белорусской литературе XIX в. |
|
Первое независимое государство в Латинской Америке XIX в. |
|
Первая легальная газета в Беларуси, издававшаяся на белорусском языке |
|
Греческий полис, победивший в Пелопоннесской войне |
|
Основатель жанра путевых заметок в ВКЛ |
|
Сословно-представительный орган в Нидерландах |
|
Страна, проигравшая в 1896г. колониальную войну и выплатившая контрибуцию африканской стране |
|
| |
Русский исследователь Центральной Азии, открывший несколько десятков видов животных |
|
Германский социалист, основатель реформизма в конце XIX в. |
|
Самая крупная административная единица в XVII в. на территории Беларуси |
|
Задание IX. Рассмотрите предложенные портреты и выполните задания:
Ответьте, что это за исторические деятели?
Соотнесите их портреты и факты биографий.
А Б В Г Д
1. Итальянский патриот. Боролся за объединение Италии. Основатель тайной патриотической организации «Молодая Италия» ___________________________________________________________
2. Народный герой Италии, генерал, один из вождей революционного движения. В 1943-1945г.г. его имя носили партизанские отряды, воевавшие с фашистами ____________________________________
3. Телохранитель Нана Сахиба, один из способнейших индийских военачальников. Прославился своими партизанскими действиями в борьбе с англичанами ____________________________________
4. Индийский поэт и писатель, патриот, активный сторонник реформ и развития индийской культуры. Первый лауреат Нобелевской премии на Азиатском континенте _______________________
5. Эфиопский император, отстоявший независимость своей страны. Под его руководством впервые африканская армия сумела разгромить войска европейской державы ____________________________
Задание X. Назовите исторических личностей и события, с которыми они связаны
1 2 3
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пояснительная записка
История
Районная олимпиада проводится в один тур для каждой параллели. Задания участниками выполняются на бланках заданий.
К заданиям даются критерии оценивания и ключи. Члены жюри имеют право перераспределить количество баллов между заданиями.
5 класс
Максимальное количество баллов – 59
№1 – 15 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№2 – 5 б. (1 б. за каждое правильное соотнесение);
№3 – 6 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№4 – 5 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№5 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№6 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№7 – 8 б. (1 б. за каждый правильный ответ).
6 класс
Максимальное количество баллов – 76
№1 – 15 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№2 – 7 б. (1 б. за каждое правильное соотнесение);
№3 – 8 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№4 – 5 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№5 – 15 б. (1 б. за каждый правильный ответ, повторные ответы не учитываются);
№6 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№7 – 6 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№8 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ).
7 класс
Максимальное количество баллов – 78
№1 – 15 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№2 – 8 б. (1 б. за каждое правильное соотнесение);
№3 – 5 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№4 – 7б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№5 – 6 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№6 – 2 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№7 – 3 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№8 – 23 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№9 – 9 б. (3 б. за каждый правильный ответ).
8 класс
Максимальное количество баллов – 84
№1 – 15 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№2 – 16 б. (1 б. за каждое правильное соотнесение);
№3 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№4 – 5 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№5 – 4 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№6 – 4 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№7 – 4 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№8 – 26 б. (1 б. за каждый правильный ответ).
9 класс
Максимальное количество баллов – 89
№1 – 15 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№2 – 12 б. (1 б. за каждое правильное соотнесение);
№3 – 8 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№4 – 4 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№5 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№6 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№7 – 4 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№8 – 10 б. (1 б. за каждый правильный ответ);
№9 – 10 б. (2 б. за каждый правильный ответ);
№10 – 6 б. (1 б. за каждый правильный ответ).
Задания районной олимпиады учащихся
по истории
5 класс
Задание I. Выберите правильный вариант ответа и обведите его кружком:
1. Форма государственного устройства, существовавшая в Египте:
а) монархия; | б) тирания; | в) деспотия; | г) демократия. |
2. Двойная корона египетских фараонов символизировала:
а) объединение Южного и Северного царств; | б) союз богов неба и земли; |
в) царство мертвых и царство живых; | г) союз бога и человека. |
3. Время разлива Нила приходится на:
а) осень; | б) раннюю весну; | в) середину лета; | г) зиму. |
4. Наивысшего расцвета Египет достиг при фараоне:
а) Мине; | б) Хеопсе; | в) Рамзесе II; | г) Эхнатоне. |
5. Единое государство в Древнем Египте возникло около:
а) 6000 лет назад; | б) 3000г. до н.э.; | в) 1700г. до н.э.; | г) 10000 лет назад. |
6. В период разлива египтяне поклонялись Нилу как богу и называли его:
а) Ра; | б) Гор; | в) Хапи; | г) Сет. |
7. Выражение «валтасаров пир» связано с событием:
а) исход евреев из Египта; б) разрушение мидийцами Ниневии; |
| в) взятие персами Вавилона; г) объединение Египта. |
|
8. Юношу, убившего Голиафа камнем из пращи, звали:
а) Самсон; | б) Моисей; | в) Геракл; | г) Давид. |
9. Жители Древнего Двуречья писали на:
а) папирусе; | б) пергаменте; | в) глиняных табличках; | г) бумаге |
10. «Сыном неба» в Китае называли:
а) императора; | б) чиновника; в) крестьянина; г) господина. |
|
|
11. Персидский царь, предпринявший первую попытку захватить Грецию в 490г. до н.э.:
a) Ксеркс; | б) Дарий Первый; | в) Кир. |
|
12. Первое сражение Александра Македонского с персами, после которого была завоевана Малая Азия:
a) при Херонее; | б) в Фермопильском проходе; | в) на реке Граник. |
|
13. Гражданами Афин считали:
а) тех, кто жил в городе; б) тех, у кого отец и мать были гражданами; |
| в) тех, кто платил налоги; г) тех, кто родился в Афинах. |
|
14. Полководец, который возглавил армию Карфагена в войне с Римом:
а) Ганнибал; | б) Александр; | в) Пирр; | г) Бренн. |
15. Высказывание «Человек может сделать путь великим, но не путь делает великим человека» принадлежит:
а) Конфуцию; б) Будде; в) Моисею. |
Задание II. Соотнесите имена правителей с историческими фактами, показав соответствия при помощи стрелок:
1) Александр Македонский | а) создание новой религии – буддизма; |
2) Соломон | б) создание древнейших законов; |
3) Хаммурапи | в) строительство самой длинной стены; |
4) Царевич Гаутама 5) Цинь Ши Хуанди | г) возведение храма бога Яхве в Иерусалиме; д) военный поход в Индию. |
Задание III. Узнайте понятия по определениям, запишите их в пустых ячейках таблицы:
1. | Религия в Древней и современной Индии, главными богами которой являются Вишну, Брахма, Шива |
|
2. | Историческая наука, которая изучает быт, нравы и культуру народов земного шара, их расселение и взаимоотношения |
|
3. | Понятие, обозначающее город-государство в Древней Греции |
|
4. | Избираемый защитник плебеев в Римской республике |
|
5. | Вера в сверхъестественные силы и существа. Бога или богов, которые являются предметом поклонения |
|
6. | Приспособление, при помощи которого египтяне подавали воду на поля |
|
Задание IV. Расположите события в хронологической последовательности и впишите соответствующие им буквы рядом с порядковым номером:
а) осада Тира;
б) битва близ города Исса;
в) смерть Дария III;
г) объявление Александра Македонского новым богом в Египте;
д) перенос столицы в Вавилон.
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
Задание V. Заполните пропуски в предложениях.
Первым правителем Израильского царства стал _________________________. 2. Автором «Одиссеи» и «Илиады» считают древнегреческого поэта _________________________. 3. В Библии – это Адам, в китайской мифологии – Пань-гу, в Египте – _________________________, у древних иранцев его звали Гай-омарт. 4. «Вратами бога» в древности называли город _________________________. 5. Цифры, которые мы сейчас называем арабскими, были придуманы в _________________________. 6. Жители Китая называли реку _________________________ «рекой тысячи бедствий». 7. Город, основанный в 753г. до н.э. на реке Тибр – это _________________________. 8. Алфавит _________________________ состоял из 24 букв, впервые в нем были обозначены буквами гласные звуки. 9. По преданию Геракл организовал первые Олимпийские игры в ______ году. 10. _________________________ – древнеегипетский чиновник, записывающий приказы, надзирающий за работами земледельцев и ремесленников, подсчитывающий доходы, идущие в казну.
Задание VI. Рассмотрите изображения и подпишите их, указав:
А) имена исторических личностей;
| | | |
|
|
|
|
Б) названия архитектурных сооружений:
| |
|
| |
|
| | |
|
|
|
Задание VII. Рассмотрите карту и обозначьте в таблице соответствующими цифрами места нахождения государств Древнего мира:
| Древняя Индия |
| Древний Рим |
| Древний Египет |
| Древний Иран |
| Древний Китай |
| Цивилизация ольмеков |
| Междуречье |
| Древняя Греция |
Задания районной олимпиады учащихся
по истории 6 класс
Задание I. Выберите правильный вариант ответа:
1. Появление человека на территории Беларуси относится к:
а) 100 тыс. лет назад; | б) 50 тыс. лет назад; | в) 30 тыс. лет назад; | г) 10 тыс. лет назад. |
2. Самая древняя стоянка на территории Беларуси была открыта около села:
а) Бердыж; | б) Банцеровщина; | в) Юровичи; | г) Сенчуки. |
3. Место, где славяне-язычники молились своим богам и приносили им жертвы:
а) погост;
б) селище;
в) капище;
г) жертвенник.
4. Сбор меда диких пчел у древних славян:
а) дуплище;
б) бортничество;
в) сладкая охота;
г) ульище.
5. Самый крупный восточнославянский союз племён:
а) Дреговичи; | б) Кривичи; | в) Радимичи; г) Древляне. |
6. Надел земли, который давался пожизненно за выполнение военной службы:
а) оброк; | б) бенефиций; | в) феод; | г) десятина. |
7. О существовании у славян культа предков свидетельствовал(о):
а) обычай целования креста;
б) возглас «Чур меня!»;
в) утверждение «Аз есмь».
8. Образцовое изделие, которое должен был выполнить подмастерье для сдачи экзамена на звание мастера в Западной Европе:
а) манускрипт; | б) штука; | в) стило; | г) шедевр. |
9. Естественной границей в Хв. между Киевской Русью и Византией служила река:
а) Буг;
б) Висла;
в) Дунай;
г) Днепр.
10. Экономическая основа феодальной раздробленности:
а) товарное хозяйство;
б) охота и собирательство;
в) натуральное хозяйство.
11. Готика – это:
а) архитектурный стиль;
б) вид вооружения;
в) часть средневекового костюма;
г) вид письма.
12. Раздел Франкской империи произошел в:
а) 768 г.; | б) 1010 г.; | в) 800 г; г) 843 г. |
13. Во главе религиозного ордена стоял:
а) великий комтур;
б) великий магистр;
в) великий кавалер;
г) великий маршал.
14. В XIIв. власть в Японии захватил феодальный род:
а) Сёкугава;
б) Миннамото;
в) Асикага;
г) Ямомото.
15. Первоначальное объединение монгольских племен было осуществлено:
а) Тимуром; | б) Чингисханом; | в) Мамаем; | г) Ахмедом. |
Задание II. Соотнесите даты и исторические события при помощи стрелок:
1) 1054 г. | а) Нормандское завоевание Англии; |
2) 962 г. | б) захват крестоносцами Константинополя; |
3) 1215 г. | в) падение Первого Болгарского царства; |
4) 1206 г. | г) создание Священной Римской империи; |
5) 1018 г. 6) 1066 г. 7) 1204 г. | д) разделение христианской церкви; е) создание Великой хартии вольностей; ж) образование делийского султаната. |
Задание III. Узнайте понятия по определениям, запишите их в пустых ячейках таблицы:
Племена, занимающие в древности территорию между реками Рейн и Эльба | |
Короткий период подъема культуры и интереса к наследию античности во Франкской империи при Карле Великом | |
Племена, расселившиеся у западных, восточных и северных границ Римской империи, чей язык был непонятен римлянам | |
Период между древностью и новым периодом истории | |
Массовое переселение различных племен на территорию Римской империи и Западной Европы в IV-VIIвв. | |
Картина, написанная на сырой штукатурке | |
Поселение ремесленников и торговцев | |
Свод религиозных, нравственных, правовых предписаний ислама | |
Задание IV. Расположите события в хронологической последовательности и впишите соответствующие им буквы рядом с порядковым номером:
а) первый крестовый поход;
б) образование государства у франков;
в) создание Великой хартии вольностей;
г) возникновение английского парламента;
д) падение Западной Римской империи.
1. | 2. | 3. | 4. | 5. |
Задание V. Заполните пропуски в предложениях.
Одной из причин начала ___________________ походов стало обращение к папе римскому __________________ императора _________________ с просьбой о помощи в борьбе с __________________. В _____ году, в городе _________________ папа _______________ обратился с призывом начать ________________ поход за освобождение Храма ________________. Первыми в поход двинулись _____________________, надеявшиеся получить ______________________ и свободу от власти ____________________, но были разбиты. Следом двинулись войска ______________________, которые рассчитывали найти ______________________. Они в ______ году захватили ______________________ и подвергли его ______________________.
Задание VI. Определите, представителями каких стран являлись указанные исторические деятели. Поставьте нужные цифры на строке соответствующей страны:
а) Англия _________________________
б) Византия _________________________
в) Италия _________________________
г) Священная Римская империя _________________________
д) Франция _________________________
1. Юстиниан
2. Р.Бэкон
3. Генрих Плантагенет
4. Карл Великий
5. Вильгельм Завоеватель
6. Оттон I
7. М.Поло
8. Константин Великий
9. Каллиник
10. Иоанн Безземельный
История 2 этап 6 класс Страница 2 из 3
З
Задание VIII. Рассмотрите изображения и подпишите их, указав:
А) имена исторических личностей;
| | |
|
|
|
|
|
Б) названия архитектурных сооружений:
| | |
|
|
|
| | |
|
|
|
Задания районной олимпиады учащихся
по истории 7 класс
Задание I. Выберите правильный вариант ответа:
1. Столетняя война между Англией и Францией длилась:
а) с 1237 по 1337 гг.; б) с 1337 по 1453 гг.; в) с 1356 по 1456 гг.
2. Централизованное государство начало складываться в Англии:
а) в X в.; б) в VIII в.; в) в XI в.; г) в XII в.
3. «Смутное время» в России относится к началу:
а) 16 в.; б) 17 в.; в) 18 в.; г) 19 в.
4. Наиболее известной в Европе стала система городского самоуправления:
а) Константинополя; б) Магдебурга; в) Праги; г) Новгорода.
5. В историю католической церкви период конца XIV – начала XVвв., когда в течение почти 40 лет в Риме и Авиньоне выбирали разных пап, вошел под названием:
а) великий раскол; б) авиньонское пленение; в) двоецарствие.
6. В 1368г. мощное народное восстание в Китае получило название:
а) «желтых повязок»; б) «синих беретов»; в) «желтых халатов»; г) «красных повязок».
7. Первый князь Великого княжества Литовского:
а) Войшелк; б) Миндовг; в) Ольгерд; г) Ягайло.
8. Управляющий великокняжескими замками:
а) гетман; б) канцлер; в) каштелян; г) магистр.
9. Кревская уния была заключена в:
а) 1256г.; б) 1385г.; в) 1342г.; г) 1289г.
10. Сын Ольгерда Андрей правил в городе:
а) Минске; б) Гродно; в) Витебске; г) Полоцке.
11. Автором статута ВКЛ 1588 года является:
а) К. Острожский; б) Л. Сапего; в) В. Тяпинский; г) М. Гусовский.
12. Берестейская уния устанавливала в Беларуси:
а) православие; б) униатство; в) протестантизм; г) католицизм.
13. Орган управления в Полоцком княжестве, имеющий право лишить князя власти:
а) сеймик; б) вече; в) рада; г) магистрат.
14. Война «цветов» произошла в:
а) Германии; б) Англии; в) Испании; г) Австрии.
15. Родиной культуры Возрождения стала;
а) Скандинавия; б) Северная Италия; в) Северо-Восточная Русь; г) Польша.
Задание II. Соотнесите:
1. органы управления и страны: | ||
а) Англия б) Германия в) Франция г) Испания |
|
|
2. даты и исторические события: | ||
а) 622г. б) 863г. в) 1265г. г) 1497г. | 1) судебник Ивана III 2) битва при Гастинксе, нормандское завоевание Англии 3) начало деятельности Кирилла и Мефодия 4) возникновение ислама; |
Задание III. Узнайте понятия по определениям, запишите их в пустых ячейках таблицы:
Владельцы мануфактур, купцы, банкиры |
|
Капиталистическое предприятие с ручным производством и разделением труда между наемными рабочими |
|
Период в культурном развитии стран Западной Европы (в Италии с XIV по XVIвв.) |
|
Люди, нанятые на работу на капиталистическое предприятие, получающие за нее заработную плату |
|
Утверждение в стране единой власти короля, единых законов, органов управления, налогов, постоянной армии |
|
Задание IV. Расставьте события в хронологической последовательности:
а) основание университета в Кракове; б) взятие Константинополя турками-османами; в) Коронация Миндовга; г) Кревская уния; д) Грюнвальдская битва; е) битва под Оршей; ж) битва на Косовом поле.
1. |
| 2. |
| 3. |
| 4. |
| 5. |
| 6. |
| 7. |
|
Задание V. Определите, какие признаки характерны для феодального и капиталистического обществ. Поставьте цифры признаков на соответствующей строке:
Феодальное общество __________________________________
Зарождающееся капиталистическое общество __________________________________
господство натурального хозяйства;
возникновение мануфактур;
прикрепление крестьян к земле;
освобождение крестьян от личной зависимости;
зарождение буржуазии и наемных рабочих;
собственность феодалов на землю.
Задание VI. Определите по описанию, о каком историческом деятеле идёт речь:
а) После его рождения факт отцовства оспаривался его отцом. В возрасте семи лет маленькому княжичу довелось с оружием в руках встать на защиту любимой матери. Он возродил княжескую династию, и в его честь назван один из древних белорусских городов. Первый из восточнославянских князей, кого летописцы назвали «книжник».
б) Древний автор писал: «… оседлал коней рано и доскакал до города Киева, и дотронулся копьем до золотого престола киевского. Поскакал от них лютым зверем полночью из Белгорода, окутался синей мглой, а утром, взлетев, ворота стрелой открыл Новгорода, разбил славу Ярослава, скокнул быстро к Немиге из Дудутак…».
Задание VII. Установите по описанию, о каких цивилизациях идет речь:
1. Эта страна в средние века была одной из крупнейших стран мира. В IXв. её население насчитывало более 100 миллионов человек. Большинство жителей страны составляли крестьяне-земледельцы. Главной культурой, которую они выращивали, был рис. Ремесленники этой страны производили вещи, многие из которых еще не умели изготовлять в других странах. Издавна они знали, как делать бумагу. В Раннем средневековье они научились изготовлять фарфор.
2. Главными признаками красоты у них считали косоглазие и плоский череп с удлинённой линией лба. Чтобы добиться этого, к волосам младенца между глаз прикрепляли шарик, который всё время висел у него перед глазами, а головку ребёнка плотно прибинтовывали к деревянной дощечке.
3. Государство было подчинено интересам войны. На протяжении XVв. они подчиняли себе многие соседние народы. Во всех завоёванных областях они вводили свой язык, свои законы и обычаи. Завоеватели были только воинами и чиновниками. Подчинённое население платило дань и выполняло работы, в основном строительные.
Задание VIII. Рассмотрите изображения и подпишите их, указав:
А) имена исторических личностей;
| | | |
|
|
|
|
| | | |
|
|
|
|
Б) названия произведений культуры и их авторов (для сооружений – местонахождение):
| | |
|
|
|
| | |
|
|
|
| ||
| | |
|
|
|
Задание IX. Выполните задания на карте:
1. Укажите на карте место и год первого крупного сражения времен Столетней войны.
Укажите на карте место и год сражения английского отряда «Черного рыцаря» с французским войском.
3. Подчеркните, какие из перечисленных городов не попали под власть англичан: Париж, Лион, Реймс, Орлеан, Тулуза, Нант.
Задания районной олимпиады учащихся
по истории 8 класс
Задание I. Выберите правильный(ые) вариант(ы) ответа:
1. Началом Реформации считают:
а) 1649г.; | б) 1532г; | в) 1517г; | г) 1612г. |
2. Гуситские войны начались:
а) в 1420г.; | б) в 1419г.; | в) в 1415г. |
3. Основатель династии французских королей, правивший с конца X до конца XVII века:
а) Гуго Капет; б) Пипин Короткий; в) Карл Великий; г) Хлодвиг.
4. Английская буржуазная революция произошла в правление
а) Елизаветы Тюдор; б) Карла I; в) Якова II; г) Вильгельма III.
5. Годом окончания Тридцатилетней войны в Европе является:
а) 1578г; б) 1673г; в) 1535г; г) 1648г.
6. Автором романа "Робинзон Крузо” является:
а) Ф. Шиллер; б) П.Бомарше; в) Д.Дефо; г) Л. Бернини.
7. Имена идеологов Просвещения:
а) Дж.Локк; | б) Мартин Лютер; | в) Вольтер; | г) И.Г.Гердер; |
д) Григорий Турский; | е) Б.Франклин; | ж) Г.Э.Лессинг. | з) Франческо Петрарка. |
8. Гуманисты – это:
а) участники Реформации;
б) деятели эпохи Возрождения;
в) активисты просветительского движения.
9. Укажите культуру, разведением которой не занимались народы доколумбовой Америки:
а) маис; б) пшеница; в) картофель; г) томаты.
10. Екатерина II начала править в России в:
а) 1761г; б) 1763г; в) 1762г; г) 1764г.
11. Выход к Балтийскому морю Россия получила в результате:
а) Ливонской войны; б) войны с Речью Посполитой 1654-1667г.г.
в) Северной войны; г) Семилетней войны.
12. Битва, которую Петр I называл “матерью Полтавской битвы”:
а) под Головчином; б) под Гродно; в) около д.Доброе; г) около д.Лесная.
13. В XVIв. ВКЛ было:
а) под Головчином; б) под Гродно; в) около д.Доброе; г) около д.Лесная.
14. Белорусское крестьянство окончательно закрепощено:
а) “Волочной померой”; б) Статутом 1566г.; в) Статутом 1588г.
15. Реформация на Беларуси связана с именем:
а) Ф.Скорины; б) И.Кунцевича; в) М.Радзивила Чёрного.
Задание II. Соотнесите:
| |
а) 1644г. б) 1649г. в) 1603г. г) 1648г. д) 1654г е) 1660г. ж) 1618г | 1) Присоединение Левобережной Украины к России 2) начало правления в Китае династии Цин 3) начало Тридцатилетней войны 4) подписание Вестфальского мира 5) восстановление в Англии династии Стюартов 6) казнь английского короля Карла I 7) провозглашение Токугава Иэясу сёгуном Японии |
| |
а) Англия б) Франция в) Нидерланды г) Россия д) США |
|
| |
а) Васко де Гама б) Фернан Магеллан в) Христофор Колумб г) Бартоломео Диаш | 1) кругосветное путешествие 2) открыл морской путь в Индию 3) первым достиг самой южной точки Африки, доказав смыкание вод Атлантического и Индийского океанов 4) открыл новый континент, не зная этого. |
Задание III. Узнайте понятия по определениям, запишите их в пустых ячейках таблицы:
О королях этой страны в XVI веке говорили: «Над их владениями никогда не заходит солнце» |
|
Твёрдо решив стать королём Франции, этот гугенот произнёс: «Париж стоит мессы» – и принял католичество |
|
Город, который в XVI веке именовали «протестантским Римом» |
|
Территория, приносившая испанскому королю и германскому императору Карлу V доход в четыре раза больший, чем его заморские владения в Перу и Мексике с их сказочным богатством |
|
На «чаепитие» в этом городе ушло рекордное количество заварки |
|
Война, которая закончилась в 1783 году Парижским миром |
|
Под этим именем стала государственным гимном «Боевая песня Рейнской армии» |
|
Это прозвище нравилось Максимилиану Робеспьеру больше, чем собственное имя |
|
Именно о нём Карл Маркс сказал: «Революция началась в мозгу монаха» |
|
Причёска, по которой в Англии можно было распознать противников короля. |
|
Задание IV. Расставьте события в хронологической последовательности.
а) Английская буржуазная революция; б) Ливонская война; в) Война североамериканских колоний за независимость; г) «Смутное время» в России; д) Завоевание Китая маньчжурами.
1. |
| 2. |
| 3. |
| 4. |
| 5. |
|
Задание V. Определите и запишите сферу деятельности, объединяющую исторических деятелей:
Б.Диаш, Васко да Гама, А.Веспучи, Х.Колумб |
|
М.Лютер, Ж.Кальвин, Генрих VIII |
|
Ж.П.Марат, М.Робеспьер, Ж.Дантон |
|
Н.Коперник, И.Кеплер, Дж.Бруно, Г.Галилей |
|
Карл XII, Петр I, Август II Саксонский |
|
Задание VI. Определите автора документа, укажите его назначение:
а) «…Таким образом, из одного лишь того, что было выполнено за время путешествия, их высочества могут убедиться, что я дам им столько золота, сколько им нужно, если их высочества окажут мне самую малую помощь…» _____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
б) «…Каждый христианин, если только он истинно раскаивается, получает полное отпущение вины и без индульгенции…».
«…Явно выдумано, что папа, епископы, священники, монахи – «духовного чина», а князья, рыцари, ремесленники, земледельцы – «светского». Пусть никто не смущается этим и вот почему: все христиане – поистине духовного звания, между ними нет никакой разницы…». ______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Задание VII. Заполните пропуски в предложениях:
1) В начале XVIIв. Японию объединил князь ______________________. Он провозгласил себя _____________________. 2) С середины XVIIIв. Китай в отношении иностранцев стал проводить политику ______________________________. в) Катастрофой для народов Африки стала __________________________________.
Задание VIII. Рассмотрите изображения и подпишите их, указав:
А) имена исторических личностей;
|
| | |
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
|
Б) названия произведений культуры и их авторов:
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| |
Задания районной олимпиады учащихся
по истории 9 класс
Задание I. Выберите правильный вариант ответа:
Мирный договор с Австрией после Первой мировой войны был подписан в:
а) 1920г.; | б) 1918г.; | в) 1931г.; | г) 1919 г. |
Мирный договор с Венгрией после Первой мировой войны был подписан в:
а) 1922 г.; | б) 1920 г.; | в) 1919 г.; | г) 1918 г. |
Особенностью экономического развития Латинской Америки в XIXв. являлось:
а) фермерское ведение сельского хозяйства;
б) преобладание латифундий в экономике;
в) быстроразвивающийся рынок;
г) быстрве темпы развития промышленности.
Раскол РСДРП произошел:
а) по политическим вопросам;
б) при решении организационных вопросов;
в) по национальному вопросу;
г) по аграрному вопросу;
д) по программным вопросам;
е) при определении конечной цели борьбы.
Февральская революция победила в России:
а) 27 февраля 1917г.; б) 2 марта 1917г.; в) 2 апреля 1917г.;
г) 4 июля 1917г. д) 25 августа 1917г.; е) 1 сентября 1917 г.
Выступление декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825г. потерпело неудачу, так как:
а) отсутствовало единое руководство восстанием;
б) действия участников восстания были не согласованы;
в) декабристы не воспользовались поддержкой народа;
г) отсутствовала поддержка восставших со стороны всех слоёв общества.
Вторая республика во Франции была провозглашена:
а) 1 марта 1847г.; | б) 25 февраля 1848г.; | в) 4 июля 1830г.; | г) 5 августа 1843г. |
Страна, в которой лозунги “Долой Австрию!” и “Освобождение и объединение!” были главными в революции 1848-1849г.г.:
а) Франция; | б) Пруссия; | в) Италия; | г) Россия. |
Автор высказывания “Дом, расколотый надвое, не может устоять…страна не может наполовину быть рабовладельческой, наполовину свободной”:
а) Джон Браун; | б) Роберт Ли; | в) Авраам Линкольн; | г) Уильям Шерман. |
После 31 января 1918г. в Советской России наступила дата:
а) 1 февраля; | б) 14 февраля; | в) 7 февраля; | г) 8 марта. |
В 1918г. второе место на выборах в Учредительное собрание заняла партия:
а) большевиков; | б) кадетов; | в) меньшевиков; | г) эсеров. |
Один из руководителей повстанческого крестьянского движения:
а) В. Блюхер; | б) Н. Махно; | в) Б. Думенко; | г) М. Фрунзе. |
Земства на Беларуси были введены в :
а) 1864г; б) 1881г; в) 1906г; г) 1911г. :
14. Министр государственных имуществ П.Киселёв в первой половине 19в. провёл реформу:
а) военную; | б) городскую; | в) аграрную; | г) школьную. |
15. Фактор, который оказал большое влияние на рост и развитие белорусских городов во второй половине XIX в.:
а) высокий удельный вес белорусского капитала в промышленности;
б) создание акционерных обществ;
в) строительство железных дорог на территории Беларуси;
г) быстрое развитие тяжёлой промышленности.
Задание II. Соотнесите:
1. даты и события: | |
1) 1830-1850г.г. | а) Англо-афганская война; |
2). 1918г. | б) Младотурецкая революция; |
3) 1838-1842г. | в) Чартистское революционное движение рабочих; |
4) 1868г. | г) создание Британского конгресса тред-юнионов (БКТ); |
5) 1908г | д) “хождение в народ”. |
6) 1874г | е) гибель Османской империи; |
2. имена учёных и их изобретения: | |
1) А.Белл | а) беспроводное телеграфирование; |
2) Ч.Дарвин | б) Периодический закон химических элементов; |
3) С.Морзе | в) изобретение телефона; |
4) Н.И.Лобачевский | г) теория эволюции путем естественного отбора; |
5) А.Эйнштейн | д) Неевклидова геометрия; |
6) Д.И.Менделеев | е) теория относительности; |
Задание III. Восстановите хронологическую последовательность событий.
а) аннексия Боснии и Герцеговины
б) создание Балканского союза
в) русско-японская война
г) балканские войны
д) образование «Тройственного союза»
е) англо-французский договор
ж) англо-русское соглашение
з) сараевское убийство
1. |
| 2. |
| 3. |
| 4. |
| 5. |
| 6. |
| 7. |
| 8. |
|
ІV. Назовите историческую личность по описанию
1. Эта женщина была генеральской дочерью. Включилась в революционную борьбу в 19- летнем возрасте, выполняя самые опасные поручения. Взяла на себя руководство одного из самых громких террористических актов. ____________________________________________
2. Об этом человеке профессор В.О. Ключевский сказал «Европа признала, что царь русского народа был и государём международного мира и порядка, и этим признанием подтвердила историческое призвание России…». __________________________________
3. Имя этого человека хорошо известно всему миру. Достойно провёл страну через тяжелейшие испытания. Родился в семье бедного фермера. За время трудовой деятельности сменил много профессий: был столяром, железнодорожным рабочим, сплавщиком леса. Был против позора своей страны, хотя и не выступал за немедленное его уничтожение. _____________________________________________________________________________
4. Этот человек был не только крупнейшим поэтом, но и вождём освободительного движения против испанского колониального господства. В конце XIX в. одним из первых заговорил об американской угрозе для народов Латинской Америки. _____________________________________________________________________________
Задание V. Распределите перечисленные ниже события в соответствующие колонки таблицы:
а) расстрел мирной демонстрации в Петербурге 9 января;
б) восстание на броненосце «Потёмкин»;
в) подписание императором Николаем II акта об отречении от престола в пользу брата Михаила;
г) всеобщая политическая стачка;
д) обнародование царского Манифеста 17 октября;
е) декабрьское вооружённое восстание в Москве;
ж) переход войск, верных царской власти, на сторону восставших;
з) Третьеиюньский государственный переворот;
и) появление советов;
к) двоевластие.
Революция 1905-1907 гг. | Февральская революция 1917г. |
|
|
Задание VI. Узнайте понятия по определениям, запишите их в пустых ячейках таблицы:
Потомки от браков представителей европеоидной и негроидной рас |
|
Вид монополии, участники которой договариваются о количестве выпускаемой продукции и условиях сбыта продукции |
|
Временное объединение шляхты для поддержки определённых политических требований военной силой |
|
Периодическое описание государственной собственности в Российской империи |
|
Нижняя палата сейма Речи Посполитой |
|
Течение в международном рабочем движении, выступавшее за передачу власти профсоюзам и отрицавшее необходимость государства |
|
Описи феодальных владений |
|
Процесс подчинения экономической, политической и общественной жизни страны военным целям |
|
Акт, определявший основы государственного строя Речи Посполитой и полномочия главы государства |
|
Государство, владеющее колониями |
|
Задание VII. Укажите даты, соответствующие событиям во Франции XIX-начала XXвв.
Умеренная буржуазная революция, ознаменовавшая окончательную победу буржуазии над дворянством и установление буржуазной монархии |
|
Буржуазно-демократическая революция, в ходе которой власть оказалась в руках Временного правительства, состоящего из представителей крупной республиканской буржуазии |
|
Буржуазно-демократическая революция, в результате которой во Франции была провозглашена Третья республика |
|
Первая попытка пролетарской революции, получившей название Парижской коммуны. |
|
Задание VIII. Определите историческую личность, страну, название
Единственный поэт крестьянского происхождения в белорусской литературе XIX в. |
|
Первое независимое государство в Латинской Америке XIX в. |
|
Первая легальная газета в Беларуси, издававшаяся на белорусском языке |
|
Греческий полис, победивший в Пелопоннесской войне |
|
Основатель жанра путевых заметок в ВКЛ |
|
Сословно-представительный орган в Нидерландах |
|
Страна, проигравшая в 1896г. колониальную войну и выплатившая контрибуцию африканской стране |
|
| |
Русский исследователь Центральной Азии, открывший несколько десятков видов животных |
|
Германский социалист, основатель реформизма в конце XIX в. |
|
Самая крупная административная единица в XVII в. на территории Беларуси |
|
Задание IX. Рассмотрите предложенные портреты и выполните задания:
Ответьте, что это за исторические деятели?
Соотнесите их портреты и факты биографий.
А Б В Г Д
1. Итальянский патриот. Боролся за объединение Италии. Основатель тайной патриотической организации «Молодая Италия» ___________________________________________________________
2. Народный герой Италии, генерал, один из вождей революционного движения. В 1943-1945г.г. его имя носили партизанские отряды, воевавшие с фашистами ____________________________________
3. Телохранитель Нана Сахиба, один из способнейших индийских военачальников. Прославился своими партизанскими действиями в борьбе с англичанами ____________________________________
4. Индийский поэт и писатель, патриот, активный сторонник реформ и развития индийской культуры. Первый лауреат Нобелевской премии на Азиатском континенте _______________________
5. Эфиопский император, отстоявший независимость своей страны. Под его руководством впервые африканская армия сумела разгромить войска европейской державы ____________________________
Задание X. Назовите исторических личностей и события, с которыми они связаны
1 2 3
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________