Раненая земля
Цели:
углубить представление детей об экологической безопасности;
способствовать формированию позитивного отношения к себе и к окружающему миру;
формировать положительную нравственную оценку таких понятий, как экологическая ответственность, экологическая грамотность;
побуждать детей к участию в экологических мероприятиях, к бережному отношению к природе;
способствовать формированию активной общественной позиции.
Ход урока:
РАНЕНАЯ ЗЕМЛЯ
Прислушайтесь!
Что слышите вы в мире?
Шум городских дорог,
Что пролегли в России,
Бессмысленные звуки городов
И суету людей, что всех сбивает с ног.
Звонки, гудки, шум детворы в подъезде,
Заводов, фабрик звук и бесконечность песен…
И всё бежит куда-то и летит.
И кутерьму никто не прекратит.
Шум ветра и дождя,
Журчанье рек, стон леса,
Капели перезвон и птиц живая песня –
Все звуки воедино так слились,
Не разберёшь, земля что говорит
Замрите все!
Земля пусть слово скажет!
Мы все забыли, что она больна,
И топчемся на гнойных её ранах,
Вид сделав, что она мертва.
Она кричит, к мольбам всех призывает,
Пощады просит, помощи у нас…
Поймите, наконец: земля ведь УМИРАЕТ! –
Уж слишком много ран открылось из-за нас.
Её леса с прохладой и покоем
Давно уже на вырубку пошли.
Вода, что утоляет всё в природе,
Несёт в себе болезни и чуму.
А недра уж давно пусты и глухи,
И воздух не полезен – вреден стал,
От солнца все в ожогах стали руки,
И птицы не поют, а лишь кричат.
Земля! Она ведь мать всего живого!..
Как можем мы глухими с нею быть?
Никто не обладает властью Бога,
Чтобы решать, кому и столько жить!
Проблемная ситуация «Бабочка»
Классный руководитель.
(слайд 3) У американского писателя-фантаста Рея Брэдбери есть рассказ «И грянул гром». Этот рассказ, мне кажется, очень хорошо перекликается с темой нашего классного часа.
Я напомню вам содержание рассказа. Герой купил путёвку у фирмы, которая организовывает путешествия на машине времени, и отправился на 60 миллионов лет назад, чтобы поохотиться на динозавров. Его сопровождал инструктор от фирмы, который объяснил ему главное правило охоты – не прикасаться ни к чему и не оставлять никаких следов в прошлом, так как это может изменить будущее.
«Мы можем убить какое-нибудь важное животное, пичугу, жука, раздавить цветок и уничтожить важное звено в развитии вида, – говорил инструктор. – Допустим, мы случайно убили здесь мышь. Это значит, что будущих потомков этой мыши уже не будет. Не будет потомков от потомков, от всех её потомков! Значит, неосторожно ступив ногой, вы уничтожаете не одну, и не десяток, и не тысячу, а миллион – миллиард мышей!» Дальше говорится, что погибнут и лисы, которые должны были питаться этими мышами. А значит, погибнут от голода и львы, а с ними и насекомые, и стервятники, сгинет неисчислимое множество форм жизни.
«И вот итог, – продолжает инструктор, – через пятьдесят девять миллионов лет пещерный человек, один из дюжины, населяющей весь мир, гонимый голодом, выходит на охоту за кабаном или саблезубым тигром. Но вы, друг мой, раздавив одну мышь, тем самым раздавили всех тигров в этих местах. И пещерный человек умирает от голода. А этот человек, заметьте себе, не просто один человек, нет! Это целый будущий народ. Из его чресел вышло бы десять сыновей. От них произошло бы сто – и так далее, и возникла бы целая цивилизация. Уничтожьте одного человека – и вы уничтожите целое племя, народ, историческую эпоху. Это всё равно, что убить одного из внуков Адама. Раздавите ногой мышь – это будет равносильно землетрясению, которое исказит облик всей земли, в корне изменит наши судьбы. Гибель одного пещерного человека – смерть миллиарда его потомков, задушенных во чреве. Может быть, Рим не появится на своих семи холмах. Европа навсегда останется глухим лесом, только в Азии расцветет пышная жизнь. Наступите на мышь – и вы сокрушите пирамиды. Наступите на мышь – и вы оставите на Вечности вмятину величиной с Великий Каньон... Нельзя предсказать, к чему приведет гибель того или иного растения. Малейшее отклонение сейчас неизмеримо возрастет за шестьдесят миллионов лет».
Но случилось так, что герой рассказа случайно раздавил бабочку. И, когда он вернулся в своё время, застал совершенно другую жизнь, а вместо демократии в Америке утвердился фашизм.
III. Интерактивная беседа
Классный руководитель.
Как вы считаете, ребята, одна убитая мышь действительно может вызвать гибель цивилизации?
Примерные ответы детей:
– Может быть, этого нельзя доказать.
– Наверное, нет, потому что лисы могут есть не только мышей, но и других животных.
– И львы едят не только лисиц, древние люди охотились и на мамонтов, и на других животных.
– Писатель просто преувеличил опасность, чтобы заставить нас задуматься.
– Может быть, цивилизация и не погибнет, но вымрут другие животные, это точно.
Классный руководитель. Хорошо, но наше время тоже когда-нибудь станет будущим. Думают ли о нём современные люди? Как мы относимся к природе?
Примерные ответы детей:
– Очень плохо. Воздух отравляют заводы, машины, самолеты.
– Вода в реках отравлена заводскими стоками, канализацией, в городах уже продают питьевую воду.
– Фрукты, овощи насыщены нитратами.
– Земля отравлена, можно отравиться даже съедобными грибами.
Классный руководитель.
– Давайте вернемся к рассказу Рея Брэдбери. У вас не возникло вопроса: а как же тогда убийство динозавра? Ведь оно должно нанести еще больший вред природе? Как же можно было решить эту проблему?
(Дети высказывают фантастические предположения.)
Если вы не читали этот рассказ, открою вам секрет. Дело в том, что накануне охоты фирма отправляла в прошлое агента, который находил динозавров, умерших естественной смертью. Он отмечал точное время гибели животного и ставил на динозавре метку красящей пулей. А охотники стреляли в животное буквально за секунду до его естественной смерти. Потом ещё и пулю вынимали. Фирма продумала абсолютно всё: машина, одежда охотников, их дыхание – всё было обеззаражено, чтобы не внести в древний воздух даже бактерий. Как вы считаете, можно ли сказать, что в этой фирме работали экологически грамотные люди?
Примерные ответы детей:
– Да, они все предвидели, не нарушали равновесия в природе.
– Это варвары, которые думали только о доходах, потому что всего предвидеть невозможно, они же не могли знать, что кто-то раздавит бабочку.
– Они должны были спросить разрешения у всех людей, потому что эта охота может повлиять на их жизнь. Но я бы не разрешила этой фирме организовывать путешествие в прошлое.
– Можно было организовывать такие путешествия, только нужно было все продумать.
Информационная минутка «Что такое экология?»
Классный руководитель.
– Теперь у нас информационная минутка. Мы выясним, что такое экология. В этом нам помогут (Милена Гусева, Марина Апалькова).
(слайд 4) Милена: Буквально слово «экология» (от греческого oikos) означает «наука о жилище, место обитания». Это слово предложи в 1866 г. Эрнст Геккель, выдающийся немецкий ученый. Экология изучает связь живых существ со средой обитания.
(слайд 5) Марина: В словаре Ожегова дается такое определение: «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде».
(слайд 6) Экологический – значит, относящийся к природной среде, к среде обитания всего живого.
Классный руководитель.
А теперь мы проведем словарный пинг-понг «Что бывает экологическим?». В игре будут участвовать 2 команды: левая и правая часть класса («Север» - «Юг»)
Послушайте задание: за 3 минуты нужно назвать как можно больше словосочетаний с прилагательным «экологический».
Все знают, как играть в пинг-понг? Команды перебрасываются словами, как мячиками. Кто не смог назвать очередного слова, получает гол в свои ворота, соперник «вбрасывает» новое слово, и игра продолжается. Побеждает тот, кто за три минуты забил наибольшее количество голов.
Внимание, начинает команда (название)
Дети поднимают руки, приводят примеры словосочетаний, один из учеников следит за игрой, другой записывает на доске очки
Примеры словосочетаний
• Экологический туризм, контроль, маршрут, продукт, товар.
• Экологическая грамотность, культура, безопасность, экспертиза, ситуация, катастрофа, проблема, система, война, чистота, политика, наука, тропа, организация, опасность, обстановка.
• Экологическое образование, воздействие, обследование, движение, загрязнение, оборудование.
Классный руководитель.
(слайд 7) Великий русский ученый В.И. Вернадский писал, что «человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли». И это предупреждение пророчески оправдалось.
(слайд 8 – 11)
Каждый год на Земле возникают новые пустыни на площади около б млн гектаров.
Каждый год Земля теряет 26 млрд тонн плодородного слоя пахотных земель.
Каждый год на Земле уничтожаются леса на площади 11 млн гектаров.
От кислотных дождей ежегодно гибнет 31 млн гектаров леса.
Тысячи озер под воздействием кислотных дождей в некоторых странах стали биологически мертвыми.
За 50 лет на одну треть сократился список видов растений и животных на планете.
Только в Европе за последние 20 лет исчезло около 17 тыс. видов растений и животных. Средиземное море лишилось своей флоры и фауны почти на треть.
Появляются растения и животные-мутанты: летом 2006 г. сообщалось о появлении водорослей-убийц, медуз-убийц.
Создаётся угроза существованию самого человека.
В России среди 7-летних детей здоров только каждый 4-й, а среди 17-летних – каждый 7-й.
Половина юношей призывного возраста непригодны к службе в армии по состоянию здоровья.
С 70-х гг. XX в. на 50% возросла частота сердечнососудистых и онкологических заболеваний.
Дети в возрасте до года умирают в России в 2 раза чаще, чем в США.
Наши мужчины живут в среднем на 7 – 10 лет меньше, чем в развитых странах.
В некоторых регионах аллергическими заболеваниями страдает свыше половины детского населения.
Но прежде чем заботиться о своем здоровье, необходимо позаботиться об окружающей среде.
Деловая ситуация «Экологический рейд»
Классный руководитель.
Сегодня мы узнали много тревожной информации. Нужно принимать срочные меры по спасению нашей планеты. Во многих странах появилась новая служба – экологическая полиция. Представьте себе, что вас назначили экологическими полицейскими в нашем городе, и вы проводите свой первый рейд. На что бы вы сразу обратили внимание? Кого бы наказали? Кому просто сделали бы замечание?
Примерные ответы детей:
– Мусорные свалки возле домов.
– В речку из канализационной трубы текут стоки.
– Вырубили парк, на его месте строят супермаркет.
– Дети сдирают кору с деревьев, ломают ветки, жгут костры.
– Дети убивают жуков, бабочек, птиц, разоряют муравьиные гнезда.
– На пляжах оставляют мусор, битое стекло.
– Хозяйки полощут белье в пруду, выливают в пруд мыльную воду.
– Осенью повсюду сжигают листья и мусор - это очень вредно для людей.
– Наказал бы руководителей города.
– Оштрафовал бы дворников, хозяев домов.
– Наказал бы родителей.
– Наказал бы детей: заставил бы посадить дерево, траву, убрать мусор и т. п.
Классный руководитель.
Тысячи лет человек покорял природу, и вот результат: мы как бы переселились на другую, более жестокую планету, лишь внешне похожую на Землю, где миллионы лет формировался наш организм. «Знания – сила» – так утверждал видный английский мыслитель Френсис Бэкон. (слайд 12) Он считал, что задача человека – покорить природу. Но он же сказал ещё одну замечательную фразу: «Природа покоряется лишь тому, кто сам ей подчиняется». (слайд 13) Советский лингвист, литературовед Б. Корман, чьи слова я взяла в качестве эпиграфа к классному часу сказал: «Самое прекрасное в природе – это отсутствие человека».
– Какие чувства вызвал у вас наш сегодняшний разговор - жалость, обиду, тревогу, досаду, возмущение, надежду, чувство уверенности в завтрашнем дне?
Примерные ответы детей:
– Чувство жалости к нашей планете.
– Чувство возмущения: ради денег, доходов люди готовы погубить всю планету.
– Чувство тревоги: очень много вреда человек причинил природе.
– Есть надежда, что люди одумаются и начнут исправлять свои ошибки.
«Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней», – так писал более 100 лет назад Лев Толстой. Вот только природа во времена Толстого окружала людей совсем другая, чем эта, среди которой мы живём сейчас. Люди, связанные с природой, которые её изучают и наблюдают – учёные, писатели, работники заповедников – обнаружили, что природа нашей планеты быстро скудеет. И стали говорить, писать, снимать фильмы об этом, чтобы задумались и беспокоились все люди на Земле. Вот и мы сегодня говорили о самом красивом и хрупком мире – природе и всех тех, кого она объединяет.