Фалько Е.Б.,
Воспитатель,
МБДОУ «Детский сад №31 «Дюймовочка»
РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКА,
КАК ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ВО ВЗРОСЛУЮ ЖИЗНЬ (из опыта работы)
В настоящее время вопрос о ранней профориентации детей встал достаточно остро, т.к. большое число представителей современной молодежи вступают во взрослую жизнь, так и не определившись, каким видом деятельности они хотели бы заниматься. Ведущие педагоги и психологи считают, что начинать профориентационную работу с детьми следует как можно раньше.
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Работа по ранней профориентации дошкольников может проводиться через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей, которая проходит через игровую, познавательную и продуктивную деятельность. Этот подход формирует интерес детей к миру профессий, систематизирует представления и успешную социализацию каждого ребёнка.
Целью нашей работы стало формирование познавательного интереса к профессиональной деятельности человека, расширение знаний и представлений о профессиях своих родителей. Помочь понять детям важность, необходимость каждой профессии.
Для ознакомления детей с миром профессий использовались как традиционные формы работы: беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, экскурсии, а также ряд инновационных форм: виртуальные экскурсии, творческие мастерские, фотовыставки, мастер- классы, изготовление лэпбука.
Профориентационная работа в нашей группе строилась на проведении занятий с использованием наглядных пособий, изображающих людей разных профессий, их рабочих мест, орудий труда. Для закрепления знаний по этой теме читали детям художественную литературу, учили стихи, отгадывали загадки, знакомились с пословицами и поговорками о труде.
В течение работы были организованы творческие мастерские, на которых дети рисовали свою будущую профессию, закрепляли знания об орудиях труда и нужных инструментах к разным профессиям.
Так же для детей были проведены виртуальные экскурсии, на которых дети узнали, как делают шоколад и пекут хлеб, а также познакомились с профессиями кондитер и пекарь.
Дошкольный возраст – эмоционально-образный этап жизни ребенка, когда знания о конкретных формах труда, профессиях накапливаются через визуальное восприятие, интерпретацию образов. Поэтому родители наших воспитанников помогли организовать экскурсии в аптеку, в парикмахерскую, в почтовое отделение, в музей, и библиотеку. Детям интересно было увидеть, как работает фармацевт в аптеке, как парикмахер обслуживает клиента, узнали, для чего нужна профессия библиотекарь. Настоящим открытием для детей стала профессия почтальона, т.к. современные дети не знают, что такое письмо, телеграмма. Также ребята побывали в гостях у образцового хореографического ансамбля «Сюрприз» и познакомились с профессией хореограф и концертмейстер. Огромный восторг вызвало посещение Национального музея. Дети не только увидели музейные экспонаты, но и узнали, кто такой экскурсовод.
Также воспитанники имеют возможность наблюдать за трудом сотрудников детского сада: воспитателей, медсестры, заведующей, повара, дворника, охранника.
Для более глубокого изучения профессий родителей, бабушек и дедушек в группе были подготовлены фотовыставки: «Профессии наших родителей» и «Кем работали наши бабушки и дедушки». Ребята узнали, где работают мамы и папы их товарищей, с интересом рассматривали фотографии и рассказывали о том, кем они хотят стать в будущем.
На мой взгляд, самым интересным было для детей почувствовать себя в роли профессионалов. Для этого были приглашены родители воспитанников, которые поделились опытом своей работы во время проведения мастер – классов. Ребята закрепили свои знания по профессиям: кондитер, медицинская сестра, парикмахер и с удовольствием украшали и расписывали глазурью пряники, учились плести косички, а также пеленать кукол.
Я считаю, что знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общие знания об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у детей определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует профессиональной ранней ориентации.
Неважно, какую профессию выберут дети, главное, чтоб она позволила им чувствовать себя счастливыми и востребованным.
Список литературы:
1. Антонова Т. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка / Т. Антонова, Е. Волкова, Н. Мишина // Дошкольное воспитание, 2009. – №6. – С. 66-70.
2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 64 с.
3.Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012 № 3.